воскресенье, 27 января 2019 г.

ХОЛОКОСТ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аркадий Красильщиков
Холокост - не только наша, еврейская, боль и ужас нашей истории - истории народа жертвы. Это и боль народов - пособников гитлеровцев в истреблении евреев.
Поляки вдруг решили вылечить свою больную совесть с помощью нового закона, принятого Сеймом. Суть закона этого в том, что не виноват народ польский в убийстве ТРЁХ МИЛЛИОНОВ евреев, а это все немцы-нацисты устроили. Поляков можно понять: какому народу понравится быть потомками палачей. Гораздо легче забыть эту правду истории, чем существовать дальше с этим мучительным комплексом неполноценности. Во всем виноваты фашисты Германии, только они - и точка. Забудьте! Вы здоровая нация и никакие муки совести тревожить вас не должны. Не следует каяться за содеянное, так как нет на вас этого смертного греха.
Израиль, что понятно, возмущен. Израиль протестует. Израиль за правду истории. Мы все пытаемся доказать, что Холокост не был преступлением против одних евреев. Это род людской, народы Европы, совершил преступление против себя самого. Оказалось, что технический прогресс, великие достижения мировой культуры - всего лишь маска на лице дикаря и людоеда. Холокост - преступление против человечества. И каждый народ, в нем замешанный, несет за это ответственность.
Вот в чем главное открытия бытия нашего, а не в поляках, украинцах, эстонцах, латышах, литовцах и пр. , убивающих евреев и без приказов нацистов. И здесь никакие новые законы разных парламентов истину эту отменить не в состоянии. Человечество, которое оказалось способным на Холокост, способно на суицид всеобщий, способно истребить себя же. Именно в этом- проблема рода людского, а не в той ерунде, какое имя будет носить Аушвиц - польский лагерь смерти или немецкий.

БЫЛ КОГДА-ТО ФИЛЬМ О ЧЕХОВЕ







                                                             Таганрог. Памятник Фаине Раневской.


Москва ныне – огромный мегаполис, обезумевший от алчности. Каждый свободный метр городского пространства заполнен рекламой. Гигантские супермаркеты сами похожи на фантастические города, где купить можно абсолютно все. Древняя столица похожа на вечного неудачника-бедняка, вдруг напавшего на золотую жилу. Деньги! Деньги! Деньги! Ничего, кроме денег! Темп, скорость. Быстрее урвать свое и чужое. Не успел – пеняй на себя. Чудо изобилия как внезапно началось, так может внезапно и кончится.
 Понеслась «птица-тройка». Куда? Неведомо. Зачем? Непонятно. Чем все это кончится? Бог знает.
 Отсюда и цены в Москве. Даже не спекулятивные, а просто воровские цены – никакого отношения к подлинной стоимости товара не имеющие. Москва сегодня – самый дорогой в мире город. Вал денег, рухнувший на столицу, и сами деньги обесценил, превратил их в особую, столичную «валюту»: рубль в остальной России – одно, в Москве рубль – совсем другая денежная единица. Его и нет рубля-то. Ничего на рубль не купишь. Есть десятки, сотни, тысячи, миллионы…
   Жарко, в центре столицы попросил бутылочку минеральной воды. Принесли, взяли 150 рублей за двести граммов сомнительной жидкости. Всего лишь два дня тому я был в другой России, в южном городе Таганроге, где большой, отлично испеченной пирожок с доброй порцией мяса, стоил четыре рубля.
 Понять это трудно. Как могут в одном и том же государстве цены на один и тот же товар разниться в десятки раз. Мне скажут: зарплата виновата. В твоем Таганроге доходы не те. Ерунда! Ну, в два раза меньше получает рабочий или служащий на заводе, ну, в три, но не в десять же раз. Нет, как всегда, экономика России – загадка – загадок. Тревожная, однако, загадка.
«Я страшно испорчен тем, что родился и вырос, учился и начал писать в среде, в которой деньги играют безобразно большую роль», - писал Антон Павлович Чехов. Скромен был классик. Не очень-то среда его «испортила». Во что превратятся нынешние жители Москвы, не столь одаренные, трудно сказать.
 Ладно, оставим столицу в покое. Я в другой России, в благословенном городе Таганроге, где пирожки с мясом стоят 4 рубля, а связка отлично высушенной воблы из 20 штук – 50 рублей, то бишь ДВА доллара. Все так, но я не приехал в этот замечательный город лопать пирожки, пить пиво и закусывать воблой, а должен снять два документальных фильма: просто о Таганроге и Таганроге Антона Павловича Чехова.
 «Я люблю Чехова, - писал в своем дневнике Евгений Шварц. – Мало сказать люблю – я не верю, что люди, которые его не любят, настоящие люди. Когда при мне восхищаются Чеховым, я испытываю такое удовольствие, будто речь идет о близком, лично мне близком человеке»… Что можно добавить к этим  словам? Я заочно любил город Таганрог, потому что в нем родились Антон Павлович Чехов и Фаина Георгиевна Раневская. И, видимо, по этой причине работа в Таганроге спорилась.
 В общем-то, это веселое, подвижное, живое занятие – снимать документальное кино. Ты не скован сценарием и давним замыслом. Ты похож на путешественника, открывающего для себя совершенно новые земли, неведомые страны.
 Я слишком долго прожил в Израиле, чтобы легко, без проблем вписаться в жизнь российской провинции. Путешественник, как правило, беззащитен и боится беспричинной злобы, ненависти туземцев. Он помнит о судьбе несчастного Кука. Вот и не без опаски взялся за предложенную работу.
 Ценами в Таганроге я был удивлен не меньше, чем полным отсутствием похабной граффити  в самых запущенных местах города и призывов «Бить жидов!». Ну, не озабочен этот город всероссийской морокой. Настенных и заборных надписей было сколько угодно, но почти все они носили характер страстного, любовного послания – и только.
 Впрочем, и это понятно. Нигде в мире я не видел такого количества юных красавиц. И здесь  вспоминал Чехова: «Хорошеньких много…. Большинство здешних девиц сложено хорошо, имеет прекрасные профили и не прочь поамурничать… Не дурны, не глупы, но я равнодушен, ибо у меня катар кишок, заглушающий все чувства» - так писал двадцатисемилетний Чехов, что мог сказать бедняга-режиссер, оказавшись в Таганроге без катара кишок, но в весьма почтенном возрасте.
 Ладно, вернемся к другим, «фундаментальным» открытиям.  Знал  и раньше, что стоит в Таганроге замечательный памятник Петру Великому – отличная работа Матвея Антокольского, но понятия не имел, что памятник этот большевики в двадцатых годах убрали с глаз долой, но, слава Богу, не уничтожили, а фашисты в годы оккупации поставили на место. Видать, ничего не знали о «расовой неполноценности» давно почившего автора монумента. Город освободили. К тому времени отношение к некоторым царям стало иным. Петра не стали прятать от публики, но перенесли на новое место, поближе к морю, именно туда, где мечтал увидеть первого императора Антон Павлович Чехов. Это он, добрый знакомый Антокольского, и был инициатором самого значительного украшения города.
 Памятнику Александру 1 (произведению Ивана Мартоса) повезло меньше: его не только свергли, но и уничтожили. Как там у другого Александра – Пушкина: «Властитель слабый и лукавый….Враг труда». Переплавили пролетарии «врага труда» на дверные ручки, но, к счастью, макеты отливок  сохранились. Пришли другие времена, маятник качнулся, Александра отлили заново и поставили у Городского банка. Так «враг труда» стал «другом денег». Нет, Таганрог  - город полный скрытого и явного юмора.
 Пропитанный добрым солнцем юга Антоша Чехонтэ сочинял простые и веселые рассказы. Север, дожди, холод, болезнь - и творчество Антона Павловича Чехова стало печальней… Печальней и мудрей.
 Вот уже лет тридцать читаю и перечитываю письма Антона Чехова, всегда обращая внимание на «еврейские следы» в его переписке. Вот прочел: «… в Таганроге, кроме водолечебницы Гордона, будет еще водопровод, трамвай и электрическое освещение. Боюсь, что электричество не затмит Гордона и он долго еще будет лучшим показателем таганрогской культуры».
  Пожалуйста, перед нашей съемочной группой «лучший показатель»: Областная, физиотерапевтическая больница, основанная Давидом Марковичем Гордоном. Он заведовал этим учреждением до 1931 года, года кончины. Снимаем бюст Гордона, коридоры, палаты больницы, новейшее оборудование в водолечебнице. Местный врач клянется, что именно на этом месте стояла чугунная ванна, в которой не раз поправлял свое здоровье классик, а рядом с ванной сидел Давид Маркович и они вместе мечтали о том времени, когда в Таганроге появятся упомянутые трамвай и водопровод.
  Чехов часто доверял свою неверную плоть врачам – евреям. Из воспоминаний Исаака Альтшуллера: земского врача, лечившего Чехова: «В этом сыне мелкого лавочника, выросшего в крайней нужде, было много природного аристократизма, не только душевного, но даже и внешнего, и от всей его фигуры веяло благородством и изяществом». Интересно, что сын Альтшуллера – Григорий Исаакович лечил Марину Цветаеву и принимал у нее роды. Выходит, еврейский след в русской литературе не ограничивается именами замечательных писателей и поэтов.
  Но вернемся в Таганрог. Все нынче в наличии: и трамвай и электричество. Только вот разница между светом на улицах и светом в душах человеческих по-прежнему слишком велика. Чехов – пророк совершенства рода людского, облагороженного техническим достижениями – давно скончался. Чехов – писатель «жил, жив и будет жить». Читаю новейшее сообщение в Интернете:  «Как сообщает пресс-служба филиала "Московская железная дорога" (МЖД) ОАО "Российские железные дороги", задержка поездов связана с хищением 20 м сигнального кабеля на 5-м км Горьковского направления». Ну, как здесь не вспомнить чеховских мужичков, откручивающих на железке гайки для грузила.
 Много в Таганроге бомжей. Несчастных этих всегда тянуло на юг, к теплу, особенно в преддверье зимы. Рабов не встречал, но, если верить российскому телевидению, именно в Таганроге существует невольничий рынок.  
 Возможно, но не было у меня желания грузить душу и сердце тяжкой стороной городского быта. Криминал там под жестким контролем. Один раз мы снимали ночной Таганрог без всякой охраны и не ощутили агрессию среды. В сегодняшней  России подобное дорогого стоит.
 Вернемся к «еврейским следам». Улица Фрунзе, дом Фаины Георгиевны Раневской – Фаины Фельдман.
 Читаю в блокноте давнюю выписку из книги Алексея Щеглова: «Я стою в детской, на окне и смотрю в окно дома напротив, нас разъединяет узкая улица и потому мне хорошо видно все, что происходит в комнатах напротив, Там танцуют, смеются, визжат… Мне семь лет, я не знаю слова «пошлость», «мещанство», но мне очень не нравится все, что я вижу в окне дома на втором этаже напротив».
 Странно, мне хотелось увидеть не дом Раневской. Я знал, что в нем нет музея актрисы. Интересовал почему-то «дом пошлости» - дом напротив, а его разрушили за несколько месяцев до нашего приезда. Подростки копались в развалинах, собирая кирпичи давней и отличной выделки. За тысячу кирпичей – тысяча рублей, по рублю за штуку. Во всем этом была уже особая пошлость и невеселое мещанство нового времени.
 Поднимаю голову, смотрю на второй этаж дома Раневской. Видимо, вот за тем окном была детская. Может быть, и стекло сохранилось, через которое смотрела на мир будущая великая актриса.
 В Таганроге не раз слышал легкие голоса обиды. Вот, мол, как покинула наш город, так ни разу и не посетила малую родину, не то что Антон Павлович. Что верно, то верно, но Чехов навещал в этом городе родных людей. Вся семья Фельдманов из России бежала во время революции. При Чехове о городе заботились его граждане. Большевики сняли с населения эту заботу. Они сами сносили и ставили памятники, открывали библиотеки и школы. Гражданам предписывалось пользоваться всем этим, не вмешиваясь в том мир, в котором они жили. Время Раневской исключало деятельную любовь к месту своего рождения. Да и не очень-то  любила Фаина Георгиевна свой город. В той же книге Щеглова читаю: «Училась  плохо, арифметика была страшной пыткой. В семье была нелюбима. Мать обожала, отца боялась и не очень любила. Писать без ошибок так и не научилась, считать – тоже, наверно, потому и по сию пору всегда без денег».
Семья Фельдманов, отец Фаины Георгиевны владел фабрикой красок и был старостой Хоральной синагоги, бежала не только от советской власти, от лагерей, нищеты, голода, но и от неизбежной смерти в годы фашистской оккупации.
 Антон Чехов тоже плохо учился, дважды оставался на второй год, но в дружной семье был любим, и заботился о ней всю жизнь. Мне кажется, что ненормальное, обусловленное безумным временем, сиротство Раневской сказалось и на отношении к родному городу. Тоже случилось и с Иосифом Бродским, отказавшимся приехать в Петербург, даже свободный от советской власти.
 Думал об этом, стоя у дома Раневской, но удалось только снять дом этот и старый каштан у дома актрисы – наверно ее ровесник.
 Снимали мы и городской театр. Интересовало нас место на галерке, где обычно сидел мальчишка Чехов, но в  том же театре ноги отказали девице - Фельдман после спектакля «Вишневый сад», который привез в Таганрог Художественный театр. Все зрители покинули зал. Она не могла подняться.
 Уйду в сторону от Таганрога. С Раневской связан у меня еще эпизод, который можно назвать жизненным уроком. Делали тогда с приятелем какую-то ерунду на Студии детских и юношеских фильмов. Редактор  нашего сценария, Валентина Кибальникова, жила в высотном доме на Котельнической  набережной. Приходилось бывать в огромной квартире ее отца – известного скульптора. Так вот, однажды увидел в  вестибюле этого дома Фаину Георгиевну Раневскую. Шла она медленно, даже один раз оперлась на стену, выглядела очень уставшей, и мне так захотелось подойти к ней и сказать что-нибудь доброе, искреннее: « Я вас люблю. Фаина Георгиевна. Вы самая замечательная актриса мира!» Не сказал, первым выскочил из этого дома – громадины. В молодости кажется, что ничего не уходит, все может и должно повториться.… Добрые слова нельзя откладывать. Злые нужно держать при себе хоть до самой смерти.
 И об этом я вспомнил в Таганроге, стоя у дома, где родилась актриса, имя которой ныне входит в десятку лучших актрис мира.
 И Чехов и Раневская писали об особой музыкальности Таганрога. Здесь тоже наметился для нашего фильма «еврейский след»: Александр Гуревич руководит местным камерным оркестром. Коллектив замечательный! Пишу эти строчки и слушаю диск классической музыки, выпущенный оркестром, да и сам дирижер личность незаурядная. И дело здесь  не только в музыкальном таланте. Какую уникальную библиотеку нот «попсы» конца девятнадцатого, начало ХХ века собрал Гуревич, какую богатую книжную библиотеку увидели мы в его доме, какой замечательный рассказчик этот талантливый, энергичный, влюбленный в свой город человек. 
   Плоть и душа города. И над душой и над плотью Таганрога всегда активно трудились евреи. Впрочем, где они вели себя  иначе. Один из пригородов города до сих пор зовется Поляковкой. Когда-то Яков Поляков организовал здесь образцовое хозяйство. Он же основал в городе не только два известных по сей день банка, но строил в Таганроге училища, лазареты и еврейская жизнь города в 19 веке многим обязана Якову. Это его стараниями появилась в городе железная дорога, что понятно, потому что брат Якова – Самуил строил и владел девятью железными дорогами России, а за крупные благотворительные пожертвования был произведен в дворянство. 
 Мне бы потребовались десятки страниц, чтобы рассказать только о части «еврейского следа» в этом замечательном городе.
Снимали мы заводы, порт, рынок, поля кукурузы, пшеницы, подсолнечника, снимали охоту на перепелов, но главной нашей охотой была погоня за жителями Таганрога, за особо приметными типами человеческой породы: потомками прототипов рассказов, повестей и пьес Чехова. В огромной Москве «человеческий материал» необыкновенно однообразен. Иной раз, даже пугающе однообразен. Здесь, в другой России, в небольшом Таганроге – пиршество лиц, типов, костюмов. А как затейлива архитектура домов в старом городе, как соразмерны человеку эти дома в один два этажа. Нет, все-таки своя стать у приморских городов, своя особенная яркая и неповторимая жизнь.
 Своя особенная, но, как и прежде, идущая под извечный «чеховский»  лейтмотив: «В Москву, в Москву, в Москву!» Вот и трамвай есть в Таганроге, и водопровод, и электричество, и музеи первоклассные, и работы любой сколько угодно, да и климат добрый, теплый, а мотив этот слышал не раз. Мощнейший магнит столицы притягивает к себе граждан России, чтобы перемолоть их в своих беспощадных жерновах денег и амбиций.
 Но пока что держится Таганрог – город, похожий на оазис между степью и горьким, мелким  заливом. Может быть, и по этой причине родина Чехова, утопающая в зелени аллей, парков и скверов, показалась мне чем-то близкой, родной. Наше, Средиземное море, совсем другое море, да и живая степь непохожа на  мертвую пустыню. И все-таки….  Между морем и пустыней.
                                                     2008 г.
А.К. Десять лет назад можно было еще дышать в России. Сегодня воздух свободы выкачан весь. Другой, страшной стала страна.

Кремль отрицает отправку российских наёмников в Венесуэлу

Кремль отрицает отправку российских наёмников в Венесуэлу

27 Январь 2019

Ил-96 самолёт специального лётного отряда Россия
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия не отправляла в Венесуэлу наемников для охраны президента Николаса Мадуро. Его легитимность не признаёт венесуэльская оппозиция и ряд стран, в том числе США.
"Да нет, конечно", – прокомментировал он слова ведущего об отправке 400 наёмников, в программе "Москва. Кремль. Путин", цитирует чиновника "Интерфакс". "У страха глаза велики", – добавил Песков.
25 января агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило об отправке сотрудников частной военной компании в Каракас. Reuters уточняет, что речь идёт, вероятно, о связанных с Кремлём бойцах "ЧВК Вагнера", ранее принимавших участие в конфликтах в Сирии и на Украине.
По данным агентства, бойцы частной военной компании сначала прибыли чартерными рейсами на Кубу, после чего отправились в Венесуэлу. Источник Reuters подчёркивает, что наёмники вылетели не из Москвы, а из третьих стран, где они проводили миссии. Дмитрий Песков тогда не стал комментировать это сообщение, сказав, что у него нет такой информации.
Российский журналист Митя Алешковский нашёл самолёт государственной транспортной авиакомпании "Россия", который мог бы выполнить упомянутый Reuters рейс. Российский самолёт специального лётного отряда Россия ИЛ-96 с бортовым номером RA-96019 19 января вылетел из Москвы в Сенегал. Из Сенегала 23 января он отправился в Парагвай, а оттуда и в тот же день в сторону Гаваны, где выключил транспондер, по которому его можно отследить. Согласно открытым данным, после этого он приземлялся ещё два раза (возможно, в Гаване и в Каракасе). После этого он включил транспондер и снова приземлилсяв Москве.
Об официальных визитах российских делегаций, соответствующих маршруту самолёта, не сообщалось. Но основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев предположил, что самолёт мог обслуживать неанонсированную поездку российского дипломата.
  • 23 января глава Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуан Гуайдо на фоне конституционного и экономического кризиса объявил себя временным президентом страны и принёс присягу. Гуайдо заявил, что президент Николас Мадуро, в мае объявивший о своей победе на президентских выборах, не способен исполнять обязанности главы государства, и пообещал провести в стране досрочные выборы.
  • Хуана Гуайдо признали временным президентом почти все страны Латинской Америки, Бразилия, США и Канада. Евросоюз пообещалпризнать Гуайдо президентом, если в Венесуэле в ближайшее время не будут объявлены внеочередные выборы. Ряд стран, включая Россию, считают законным президентом Венесуэлы Мадуро.
  • В субботу легитимным президентом страны Гуайдо признал военный атташе Венесуэлы в Вашингтоне полковник Хосе Луис Силва. Он стал первым высокопоставленным военным и дипломатом республики, пошедшим на такой шаг.

ПРОСТО И СО ВКУСОМ


По дороге на работу увидел странную вывеску на окне "Предпочитаю работать с 1000 террористами Хамаса, чем с 1 израильтянином".Хотел зайти и дать по морде.

Увидел название заведения: Хеврат Кадиша (еврейская похоронная компания).
Просто и со вкусом...

Тель-Авив. Бульвар Ротшильд


Тель-Авив. Бульвар Ротшильд

Сегодня я приглашаю вас прогуляться со мной по одной из самых красивых улиц Тель-Авива и послушать чудесные, забавные и романтические, трагические и детективные, рассказы Бориса Брестовицкого. Сегодня мы погуляем по бульвару Ротшильд, по одной из первых, "случайной", улице Тель-Авива, и прогулку эту назовем "Путешествием из России в Прибалтику" :) Почему? Скоро узнаете :)
Бульвар Ротшильда я полюбила самым первым в Тель-Авиве. Чем-то он необъяснимо притягивал меня - то ли красивыми не повторяющими друг друга домами, то ли роскошной тенистой аллеей, то ли атмосферой любви, расслабленности, жизненной энергии и радости. Два года назад я мучительно наблюдала, как убивал эту улицу палаточный городок протестующих, но к счастью, это безобразие закончилось, и бульвару вернули его прежний вид.

И вот одним чудесным утром первого дня лета небольшая группа экскурсантов, включая меня, собралась у киоска на перекрестке улиц Герцль и Ротшильд. Здесь уже царят во всей своей красе королевские делониксы, вызывая во мне вихри восторга и фото-недержание )))



Борис увел нас в самое начало бульвара, перекрытое в связи со стройкой подземной стоянки, и показал нам скрытую от глаз людских мозаичную композицию авторства Нахума Гутмана, повествующую об истории Яффо и Тель-Авива в картинах. Композиция тоже закрыта решеткой, так что заранее звиняюсь за полосы на фото - старалась их избежать, как могла, но увы...

И обратная сторона

Композиция представляет собой три прямоугольные плиты и бортик вокруг. На оформление ушло более миллиона кусочков разноцветного стекла! Картины воссоздают мифические и реальные истории, бытовые и исторические картины. Я сфотографировала некоторые из них.
Спасение пророка Ионы, проглоченного китомПо легенде, его спасли рыбаки у берегов Яффо.

Приношения в виде огромных бревен в Иерусалимский Храм. Корабли жертвователей приставали к яффскому порту.

Из более современного: молодой Тель-Авив, та самая улица Ротшильд, первый киоск, гимназия "Герцелия", лошадь мэра Меира Дизенгофа, Зина Дизенгоф, поливающая из шланга сад, первая ж/д на границе Тель-Авива и Яффо, и на самом нижнем плане - люди в арабских одеждах, "край мира" )))

Картины, расположенные по бортику, не менее разнообразны.
Спасение Андромеды Персеем. (Кто был в Яффо и в особенности кто выходил в море на кораблике, несомненно видел остатки скалы Андромеды - вокруг скалы стоят буйки и на ней самой, слегка покрытой водой, водружен израильский флаг.)

Военные действия, но сейчас убей не вспомню, какие...

А это Яффо и его знаменитые апельсиновые сады

Лодки с репатриантами

Еще картина из жизни

Строительство Тель-Авива

И одно из самых важных событий в истории страны - провозглашение независимости Израиля

Когда-то здесь стояли первые дома улицы Ротшильд, а сегодня стоят небоскребы

И открыты ресторанчики с вот такими картинками на стенах

И даже дорожки тут мозаичные

Теперь, думаю, пришло время немного рассказать про историю возникновения улицы. Бульвар, как я уже и писала, появился случайно. Когда Акива Вайс купил участок земли под строительство нового города, на этом месте был овраг, делящий участок на две половины. Овраг засыпали песком с близлежащих песчаных холмов, но строить на этой зыбкой почве боялись. Тогда архитектор из Хайфы Трейдель предложил обсадить овраг деревьями, чьи корни связали бы почву и сделали бы ее более надежной. Так овраг трансформировался в бульвар. Деревья, которых тогда в зарождающемся Тель-Авиве еще не было, привозились из соседних садовых хозяйств. Так родилась улица Ротшильд, одна из самых красивых в Тель-Авиве. Свое нынешнее название это получила не сразу, называясь изначально Народным бульваром.
Здесь на углу сохранился дом Акивы Вайса

   

Мы вернулись оттуда, откуда начали сегодняшнюю прогулку - к перекрестку с улицей Герцля. Пальмы, делониксы и, конечно же, знакомые зеленые тель-авивские велосипеды, "Тель-о-фан"
   

А вот и главный фан Тель-о-фана. И, собственно, фан Тель-Авива, его певец и пророк :) Евгений многоуважаемый k0ev :) В тематической, замечу, футболке :)))

И дорожки для фанов :)

Самыми первыми на улице появились дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа и почтальона Фогеля. Но мы будем разглядывать дома по порядку и не с самого начала, а именно от того самого перекрестка, где раньше стоял киоск с газированной водой. Возле киоска назначали свидания и деловые встречи, себя показывали и на других смотрели. Здесь же, на углу с улицей Герцль, был установлен первый газовый фонарь. На то, как его зажигают, собирались посмотреть, как на чудо, и арабы из Яффо, и бедуины из близлежащих окрестностей.

Прежде чем перейти к рассказу о домах, позволю себе небольшое отступление, прямо связанное с их номерами. Когда бульвар Ротшильда только начал строиться, Меир Дизенгоф предложил начинать нумерацию не с номера 1, а с номера 121 :) Он объяснил это тем, что когда жители улицы станут писать письма в российские и украинские города, то их оставшиеся там родственники, видя на конверте адрес "бульвар Ротшильда, дом номер 121", будут думать, что это очень длинная улица, на которой есть минимум 121 дома :). Этому предложению последовали, и уже в гораздо более позднее время домам поменяли нумерацию на обычную.

Итак....
По правую руку от нас дом номер № 10. Дом семьи Хайко – Моше и Доры. В этом доме была первая тель-авивская аптека аптекаря Авербуха (отца той самой Жени Авербух, что спроектировала и построила площадь Зины Дизенгоф), а в 1925 году здесь открыл свой офис известный архитектор Александр Леви.

По левую сторону дом № 9 - дом Йосефа Элиягу Шлуша и его жены Прахи. Семья Шлушей приехала в Эрец Исраэль из Алжира в 1830 г. Они - одни из основателей и руководителей еврейской общины в Яффо. Й.Э.Шлуш был сыном Аарона Шлуша, на землях которого были построены районы Неве Цедек, Неве Шалом и Керен ха-Тайманим.
Йосеф Элиягу - общественный деятель, занимался продажей земельных участков, был строительным подрядчиком. Он считался одним из богатейших людей Эрец Исраэль. В доме его было 8 больших комнат. Полы были выложены цветными изразцами, изготовленными на заводе, принадлежащем семье Шлушей, в Неве Цедеке. На втором этаже был "Клуб сионистов" и музей изделий отечественного производства. А на первом этаже - кафе "Карлтон", где часто сиживал поэт Авраам Шлонски и многие представителя Тель-Авивской богемы

Дом № 12, заброшенный и обветшалый - дом Авраама Фогеля, он был построен вторым на бульваре Ротшильд, после дома Дизенгофа. Фогель был служащим русского почтового ведомства, и в его доме было открыто первое почтовое отделение Тель-Авива. Фогеля обвинили в пособничестве нацистам, и это так и не было опровергнуто его семьей - впрочем, как и не было признано - но по сию пору на балконе служебного здания позади основного дома среди граффити видна обвинительная надпись, в которой можно разобрать написанное зеленой краской на иврите слово "наци" (нацист)

Сейчас на нижнем этаже дома работает кафе; верхний этаж по-прежнему заколочен и безлюден.

А это то самое служебное здание с той самой надписью...

Дом № 11 - это дом Яакова, младшего из двух братьев Шлуш, и его жены Перлы. Этот сын не был бедным - Яаков Шлуш в течение 41 года был членом правления банка "Афек". Он был знатоком восточной культуры, писал стихи на иврите и на арабском. Яаков Шлуш был инициатором создания общества "ха-Маген" - организации, которая объединяла бы еврейских и арабских интеллектуалов. Но эта идея не нашла достаточно последователей ни с одной, ни с другой стороны.



А здесь в улице образовалась дыра (из-за строительства), через которую видно здание отеля "Палантин", стоящее на улице Нахалат-Биньямин.


Дом №16. Невзрачное на первый взгляд здание, но имеющее историческое значение для нашей страны

Это дом Зины и Меира Дизенгофа. После кончины жены в 1931г. Дизенгоф передал большую часть своего дома под музей искусств Тель-Авива, а сам перебрался жить на 3-й этаж. Именно в помещении музея 14 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль. (и снова здание изнутри, фото Жени - советую посмотреть!)
Там было сделано то самое историческое фото, на котором Давид Бен-Гурион зачитывает Декларацию Независимости нового государства.
Рядом с Бен-Гурионом (Давидом Иосифом Грином, уроженцем города Плоньск, Российская империя) его соратники - Моше Шарет (Миша Черток, уроженец Херсона, Украина), и еще 35 человек, подписавших Декларацию.
Сегодня в этом здании музей "Зал Независимости" и музей "Дом Танаха".

Напротив дома на бульваре стоит памятник - Меир Дизенгоф на своей лошади


Символично прямо напротив дома №16 стоит памятник строителям Ахузат Баит, в последующем города Тель-Авива. Памятник воздвигнут на том самом месте, где 11 апреля 1909 года состоялась лотерея земельных участков. Позже, во времена первых строителей, на этом месте был один из первых колодцев. Потом здесь построили водонапорную башню, на первом этаже которой было помещение поселкового совета, а подвал использовали как место предварительного заключения нарушителей. (Когда, 40 лет спустя, Бен-Гурион говорил о том, что в еврейском государстве будут даже свои еврейские воры и еврейские проститутки, он опоздал – они были тут уже давно). Учитывая водную тематику – колодец и башню, первоначальным памятником должен был быть фонтан, а уже потом в 1949 году было решено поставить стелу с барельефом. Памятник был спроектирован скульптором Аароном Фербером и открыт 26 мая 1951 года. С одной его стороны – список тех самых 66 самых смелых

а с другой – барельеф, отображающий этапы строительства Тель-Авива. В самой нижней части изображения – змеи и черепахи, тогдашнее «население» этих мест. Выше – еврейские рабочие с тачками и лопатами, строители города, еще выше – дом первого мэра, та самая водонапорная башня и гимназия «Герцелия». Еще выше – театр «Габима», дом-музей Н. Бялика, тель-авивский порт и площадь имени Зины Дизенгоф.

Я не утерпела и сфотографировала футболку Бориса (у меня был вообще день футболок) :) Совершенно тель-авивская и очень позитивная :)

Такая же яркая, радостная, солнечная, карнавально-карусельная, как и этот денек... :)

Здесь мы остановились, и Борис стал рассказывать про Акиву Вайса, но поскольку это историю я уже знаю, то мы с Женей сбежали на соседнюю улицу Аленби смотреть на большую синагогу (очень советую посмотреть ссылку, там синагога изнутри, фотографии Жени)

Когда вернулись, к Борису внимательно прислушивался вот этот песик, стоя прямо в фонтане :)))

Мы успели вовремя, потому как рассказ закончился, и мы пошли дальше по бульвару.

Дом №23 - дом Элияху Голомба (Ильи Голубева, уроженца Волковыска, Гродненской губернии, Белоруссия). Этот дом принадлежал адвокату Зееву Чертоку и его брату Яакову. Именно с Яаковом и его детьми и связано большинство легенд этого дома. Яаков, будучи еще холостым, вернулся в Россию, как активный участник движения «БИЛУ». В 1906 году он повторно репатриировался в Палестину, уже с женой и пятью детьми. Первоначально семья поселилась в арабской деревне Ейн Синия, занимаясь сельским хозяйством. Но уже в конце 1908 года они переехали в Яффо. Старший сын Яакова – Моше (в последствии Моше Шарет, первый министр иностранных дел Израиля, и второй премьер-министр), учился в гимназии «Герцелия», где и познакомился с Довом Хозом и Элияху Голомбом, ставшими его лучшими друзьями на всю жизнь. Дружба укрепилась и родственными связями. Старшая сестра Моше – Ривка вышла замуж за Дова Хоза, а младшая – Ида, вышла замуж за Элияху Голомба. Первое время Ривка и Дов жили тут же, в этом доме, до строительства своего дома немного вверх по бульвару. Затем освободившиеся комнаты заняли Ида и Элияху. Дом этот долгое время служим генеральным штабом обороны молодого поселения. Именно в нем создавался «Пальмах», «Хагана» и некоторые другие еврейские движения.
Элияху Голомб скончался в 1945 году в возрасте 52 лет, так и не увидев становление еврейского государства. Его вдова, Ида, еще 15 лет жила в этом доме, но потом по причинам финансового характера, была вынуждена продать дом строительным подрядчикам, которые хотели снести его и выстроить на этом месте новый дом. За день до рокового сноса собрались в доме друзья семьи, ветераны военных движений и решили спасти дом, устроив в нем музей Элияху Голомба. Голда Меир (уроженка Киева, пятый премьер-министр Израиля), бывшая в близких дружеских отношениях и с покойным Голомбом и с Хозом, помогла собрать необходимую сумму, дом был выкуплен и отреставрирован. Современный вид дома был спроектирован во время реставрации архитектором Йосефом Берлиным. В наши дни в этом здании расположен музей Хаганы. На первом этаже дома сохранена комната Элиягу Голомба.

Дом №25 (известный мне еще и по работе, да)

Когда-то в нем располагалась гостиница «Нью-Йорк», которую  построил в 1920 году архитектор Зелиг Аксельрод.

Гостиница «Нью-Йорк» была одним из первых зданий города, где архитектор проектировал не только само здание, но и ландшафт возле него. Дом был окружен мандариновыми деревьями, прикрывающими окна первого этажа. В 1939 году Зелиг Аксельрод был приглашен в Соединенные Штаты на международную выставку, где он занимался дизайном израильского павильона. По окончании выставки он принял решение не возвращаться в Израиль.
Сегодня в этом доме расположена фирма "Пирамида", известная мне тем, что мы ее страхуем :)))

Здесь же посреди бульвара стоит вот такая скульптура

Разрушенный акведук. Скульптура была создана отцом солдата, погибшего в теракте.
Вокруг - современные дома, теснящие и вписывающиеся рядом со старыми
   

                                                       

Дом №27. "Бейт Карусела" - "Дом Карусели". Архитектор - знаменитый Иегуда Магидович.

В центральной части дома, там, где полукруглый эркер, был сделан камин, а на окна изнутри подвешен второй ряд цветных витражных окон. Они висели на кольцах, и когда воздух, нагреваемый огнем камина, заставлял их слегка двигаться, то отсветы огня играли в стеклышках витражей, и тогда по комнате кружились яркие цветные пятна - оттого и название дома. Владелец дома, Шмуэль Моиэль – личность легендарная. Семья его отца  Авраама, богатого промышленника и землевладельца, была в числе первых марокканских репатриантов, приехавших в Яффо из Рабата в 1855 году. Авраам был в числе создателей движения «Ховавей Сион». Личным секретарем Авраама долгие годы был Элиэзер Роках, сын Шимона Рокаха. И, как это часто бывает, семьи породнились – Шмуэль женился на сестре Элиэзера – Хане. А сестра самого Шмуэля, Фарха, вышла замуж за Йосефа Шалуша. Их свадьба была грандиознейшим событием тех лет. Современники рассказывают о привычке Шмуэля прогуливаться вечером по улицам города на красивой повозке, ставшей символом того времени.

Дом №32, на углу бульвара Ротшильд и ул. Аленби
Гостиница «Бен Нахум». Здание было построено в 1921 году архитектором Иегудой Мегидовичем. Заказчиком строительства был господин Шломо Фехтер, который  репатриировался в 1921 г. из Австралии. Но судьба его закончилась плачевно. Во время строительства дома ему сообщили о смерти его любимой дочери. Шломо решает поехать и привезти ее останки для погребения в Эрец Исраэль, но в дороге его разбил паралич и он скончался.
На первом этаже гостиницы было кафе кафе Атара - Корона, принадлежащее родителям художника Рафи Леви. Вход в гостиницу украшал барельеф, выполненный американским скульптором Д. Гордоном. На барельефе был изображен рав с двумя учениками, окруженные животными. Изображение вызвало много нареканий со стороны религиозной части населения, и вскоре было снято. Судьба его неизвестна.
Этот дом знаменит еще тем, что возле него произошла первая кража. И карманник украл кошелек ни у кого-нибудь, а у самой жены Меира Дизенгофа Зины. Она конечно же поспешила сообщить об этом мужу. Ведь, по словам Хаима Нахума Бялика, город - не город, если в нем нет воров. Тогда и Тель-Авив стал настоящим городом!

Дом № 40 - Дом Городского Совета.
Здание было построено в 1926 году архитектором Довом Гершковичем. Первоначально был построен только первый этаж и в 1935 году достроен второй. В здании находился равинатский суд, хеврат кадиша и другие религиозные службы города, которые выполняли свою работу вплоть до 1958 года.

И снова высотки

Эта часть бульвара затенена огромными фикусами. Под одним из них стоит небольшая ступенчатая сцена, а на ней зеленый стул

Говорят, что если на этот стул садится человек среднего роста (170-175 см), то смотря на это сооружение, находящееся через дорогу, он увидит окно. "Окно на бульвар", конструкция Буки Шварца.  :)

Но мне до этого среднего роста далеко, так что не попробовала. Зато я могу посидеть на ступеньках, как вот этот тель-авивский гитарист

А напротив - кафе для любителей хорошего шоколада. "Макс Бренер", ни больше, ни меньше

А мы подошли к дому №46, дому американского купца Яакова Левина. Архитектором дома был кто бы вы думали? Иегуда Мегидович :)))

У дома настолько насыщенная и интересная история, что я не стану ее здесь переписывать, а просто дам ссылку на замечательный пост Бориса Брестовицкого. Добавлю лишь, что если бы не первый посол СССР в Израиле, то этого дома могло бы сегодня и не быть...
А еще на этом доме - на единственном на всем бульваре - сохранилась табличка с его старым номером (с тех пор, когда нумерация начиналась со 121 дома) - 175. На фото ее видно плохо, но она есть - тот небольшой светлый прямоугольник, находящийся чуть северо-западней выше и левее нынешней синей таблички.

Нумерация тут вообще очень веселая :))) Три в одном.

Хроникер Тель-Авива в работе :)

Про этот дом я ничего не напишу

Я покажу скульптуру-пародию возле его входа :)

А мы идем дальше и выходим к дому №55

Как и у любого уважающего себя города, у Тель-Авива есть свой дом с привидениями. Вот это он и есть

Здесь был отель, один из самых роскошных, но перед самым открытием произошло нечто трагическое. Одним не совсем прекрасным вечером работники отеля увидели свет в одном из окон, и поднявшись наверх, обнаружили в номере повешенную девушку. Поднялся переполох, началось следствие, которое постановило, что девушка покончила с собой. Говорят, что с тех пор она периодически появляется в старом здании...

Сейчас это не отель, а дом со сдающимися квартирами. Но сдано их всего около трети, остальные комнаты пустуют.

Чем дальше мы уходим от начала улицы, тем меньше и меньше тут старых, первых на бульваре,  домов. Но зато теперь можно переключить свое внимание на сам бульвар, на его жизнь, его обитателей и его атмосферу :)


Дом №64

Дом семьи Айад, приехавшей из Йемена. Семья Айад была очень состоятельной и занималась торговлей недвижимостью – в основном земельными участками. Во владении семьи был еще один дом – на углу улиц Ротшильд и Явне. Оба дома были построены архитектором Иосифом Берлиным. В этом доме располагалась комиссия с названием "Ваад а-баит" (домовой комитет), которая была ответственна за внешний вид бульвара Ротшильд, за его аутентичность, за незахламление улицы киосками и ларьками. Впоследствии эта обязаннасть была передана (а скорее - отнята) мэрии Тель-Авива.

Дом №65 - еще один дом с собственным именем "Пивная кружка" :) Имя дано не за содержание, а за форму.

Но здание это относительно ново. Старый дом №65 был снесен. В том доме прожил последние годы своей жизни известный русский и израильский писатель начала века Ш. Бен-Цион, известный нам еще и под своим настоящим именем – Симха Гутман, отец художника Нахума Гутмана. Дом был построен Иегудой Мегидовичем при личном участии Бен-Циона. Проект был выдержан в восточном стиле, с двумя «кипами» на крыше. Жаль дома...

Дом №80
В 20-х годах в этом доме была создана драматическая студия. Здешней сценой пользовалась также и труппа "Габимы". В 30-х годах в здании был открыт кинотеатр "Бульвар".

А я снова отвлекаюсь от зданий на скульптуры, граффити и прочий ротшильдовский эксклюзив :)

   

Птица в клетке



А этот эксклюзиффчик мне Женя показал :)))


А это пересечение с улицей Мазе - когда-то именно она была границей оврага, и наверное от нее можно отсчитывать "новую" часть бульвара. Та часть аллеи усажена фикусами-сикоморами.

Дом №84, тоже невзрачен, но история его богата именами

Это дом на углу улицы Мазе, более известный как дом Энгеля. Именно строительством этого дома архитектор Зеев Рехтер в 1933 году открыл в Тель-Авиве эру «белых домов». Сейчас это не очень заметно, но этот П-образный дом был первым, построенным по идеям знаменитого Лэ Корбюзье. Сейчас цокольный этаж закрыт, а первоначально это пространство между столбами заполнял только ветер. Застекленная совсем недавно крыша тоже ломает все первоначальные представления архитектора о месте встреч соседей. Но в любом случае – это первый дом на пилонах (столбах), построенный по идеям Лэ Корбюзье. А также это первый дом, в котором в качестве гонорара архитектор взял себе квартиру. Кроме него, среди жильцов дома были Эдит де Филипп, Амос де Шалит – первый президент института Вайцмана, семья Денниц. И кроме того, с этим домо связано имя Пласидо Доминго, который начинал свою карьеру в Израиле: с 1962 по 1965 год Пласидо Доминго пел в израильской национальной опере в Тель-Авиве.

Наш гид и рассказчик :)

Дом №96


Реставрацию этого здания, построенного в середине 20-х годов архитектором Лубранецким, выполнил в 1996 году Арье Лозовский. Сам по себе дом ничем не примечательный, его украшает разве что красивая стеклянная мансарда на крыше. Но обойдите его сбоку – на балконе второго этажа три поющие фигуры, творение известного израильского скульптора Офры Цимбалисты. В доме сегодня находятся финансовая компания "Evergreen".
Но внимание это здание привлекает скорее своей историей, нежели внешностью. Дом этот, первоначально одноэтажный, был построен для Авраама Фридмана. Фридман, агроном, обучавшийся в Калифорнии, приехал в Тель-Авив из Рош-Пины. Во время первой мировой войны он прервал обучение и, вернувшись в Палестину, записался в Еврейский батальон» (Ха-Гдуд Ха-Иври). В 1933 году дом был достроен – добавили еще два этажа. Семья Фридман переселилась на второй этаж, а на первом поселилась семья банкира Фойхтвангера. Одну из комнат первого этажа арендовала модистка по имени Сара, занимавшаяся пошивом бюстгальтеров. По ее просьбе в комнате сделали отдельную дверь выходящую во двор, прикрытую мандариновым деревом. С этим деревом связана еще одна из многочисленных историй бульвара. Занимаясь агрономическими исследованиями Фридман вывел новый сорт мандарин, названный «Юсуф Афанди». Мандарины эти отличались легкостью чистки. Одно первых мандариновых деревьев Фридман посадил во дворе своего дома по случаю рождения сына. Дерево необычайно разрослось, создавая тень почти до 3-го этажа.
В 1968 Авраам Фридман умер. Умирая, он просил, чтобы на его могильной плите была сделана надпись:»Рядовой Еврейского батальона, один из многих».

А мы находимся сейчас на аллее королевских делониксов. Я снова с восхищением вещала Жене, что это одно из самых красивых деревьев на земле, на что он философски заметил, что оно, наверное, еще и одно из самых кривых )))



И последний на сегодня дом - №104
Дом, в котором жил Пинхас Рутенберг, основатель Электрической компании Израиля.

А я снова переключаю ваше внимание с домов на бульвар. Здесь тоже есть, на чем остановить взгляд и где отдохнуть душой. Ну и телом тоже :)

Японский пруд посреди бульвара, с полностью экологической системой - рыбы питаются отмирающими частями растений, тем самым не давая пруду загрязниться.






Еще одна скульптура - в народе зовущаяся "соковыжималкой", в оригинале - "кофеварка"

А вот так видно небо, если встать прямо под ней (надпись на иврите - "авив", что значит "весна")

А мы дошли до конца бульвара - впереди виднеется площадь искусств

Последний дом на площади (который я не сфотографировала) имеет номер 142. Он более известен как «Бейт Шоколад» (дом шоколада). В 1918 Илья Фромченко приезжает в Тель-Авив. Попытав удачу в производстве кондитерских изделий, он в 1922 году уезжает в Ригу, где открывает кондитерскую фабрику «Лайма». В начале 30-х годов его фабрика становится самым большим производителем кондитерских изделий в Латвии. В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера, он сворачивает свой бизнес и приезжает в Палестину. Его дом был построен архитектором Зевом Рихтером в конце 1933 года.
Бросаю прощальный взгляд на бульвар

и мы с Женей, попрощавшись с остальными экскурсантами и Борей, выходим на площадь перед театром "Габима" (хотя на иврите правильнее произносить его как "Абима").

Сие чебурашкообразное сооружение носит название "Вознесение" :))) Он слегка ржавое, зато садик просто чудесен


Женя рассказал мне, что архитектор, автор этого садика, воссоздал в нем свою детскую мечту - цветник, сад и песочницу :) И еще, наверное - подумалось мне - деревянные лавочки среди всего этого великолепия.

...Я ждала Руслана, а Женя тем временем пытался превратить мой махрово-гуманитарный нелогичный моСК в логически-мыслящий, требуя объяснить, почему буквы на этой светящейся надписи написаны кверх ногами

Я сначала мучилась, отказывалась думать и требовала немедленного ответа, но поняв, что мне ничего не поможет, стала скрипеть извилинами. Таки додумалось, что они явно должны отражаться в чем-то ниже их, а потом мы нашли это "что-то" - мелкий бассейн с водой. По воде бежала рябь, потому надпись нечеткая, так что я подскажу - написано Make a Wish

На этом и закончилась наша прогулка на бульвару Ротшильда - на который я обязательно не раз еще вернусь :)

И напоследок - ибо ежу понятно, что всё это я никак не могла запомнить на одной экскурсии - я снова приношу свои спасибы интересному попутчику, фану города, классному фотографу Жене k0ev
и даю ссылки на используемые ресурсы:
посты Бориса Брестовицкого, посвященные бульвару Ротшиильд

Уф, а на этом всё. Уползаю, раскланиваясь )))
МЕТКИ: Тель Авивбульвар Ротшильдэкскурсии Бориса Брестовицкого
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..