пятница, 27 октября 2017 г.

ПОЛ ВЕКА СПУСТЯ ПОСЛЕ ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЫ



Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: What If: Fifty Years After the Six-Day War
Перевод с английского: И. Эйдельнант
Военный триумф Израиля над тремя вражескими странами в июне 1967 года ознаменовал непревзойденно успешную войну в мировой истории. Шестидневная война оказала глубокое влияние на Ближний Восток, утвердив несокрушимость еврейского государства, нанеся смертельный удар панарабизму, но также (по иронии судьбы) ухудшив положение Израиля в мире из-за оккупации Западного берега и Иерусалима.

 Символ победы: Моше Даян (с повязкой на глазу) у Стены Плача в Иерусалиме.

Как получилось, что в результате блестящей победы на поле боя Израиль столкнулся с проблемами, преследующих его до сих пор? Причина в том, что израильтяне оказались в нежелательной ситуации, которую они все никак не могут избежать.
Во-первых, израильские левые и иностранные благодетели ошибочно обвиняют правительство Израиля в отсутствии достаточных усилий для того, чтобы покинуть Западный берег, будто дополнительное усердие смогло бы найти истинного партнера для мира. Эти критики игнорируют курс на отвержение
, то есть непризнание всего, связанного с сионизмом, доминирующий над всей палестинской политикой прошлого века. Его основоположник, Амин аль-Хусейни, сотрудничал с Гитлером и даже играл ключевую роль в формировании окончательного решения; недавние ее проявления включают движения по «антинормализации» и бойкоту, изъятию и санкциям (boycott, divestment and sanction, BDS). Отвержение делает израильские уступки бесполезными и даже контрпродуктивными, потому что палестинцы реагируют на них усилением враждебности и насилия.

Во-вторых, Израиль столкнулся с проблемами географии и демографии на Западном берегу. В то время как военные стратеги хотят контролировать нагорья, националисты стремятся строить города, а религиозные круги тяготеют к обладанию еврейскими святынями, правление Израиля над 1,7 млн
 в основном враждебным арабоязычным мусульманским палестинским населением Западного берега заставляет платить дорогую цену как внутри страны, так и на международной арене. Из различных схем сохранить за собой землю и при этом обезвредить враждебное население - путем его интеграции, подкупаразделавыдавливания или поиска другого правителя - до сих пор ни одна не увенчалась успехом.


В-третьих, в 1967 году израильтяне предприняли три односторонних шага в отношении Иерусалима, превратившиеся в будущие бомбы замедленного действия: значительно расширив границы города, аннексировав его, и предложив израильское гражданство новым арабским жителям города. В совокупности эти меры привели к долгосрочной демографической и жилищной конкуренции, в которой побеждают палестинцы, что ставит под угрозу еврейский характер исторической еврейской столицы. Хуже того, 300 тыс. арабов могут в любое время согласиться принять израильское гражданство.
Это вызывает вопрос: если бы израильские лидеры в 1967 году могли предугадать будущие проблемы, то, возможно, они поступили бы по-другому в отношении Западного берега и Иерусалима? Они могли бы, например:
  • Придать наивысший приоритет борьбе с проявлениями отвержения путем строгой цензуры всех аспектов жизни на Западном берегу и Иерусалима, введя суровые наказания за подстрекательство и предприняв интенсивные усилия с целью сформировать более позитивное отношение к Израилю.
  • Пригласить обратно иорданские власти, правившие Западным берегом после 1949 года, чтобы те управляли внутренними делами области (но не Иерусалима), оставив за армией обороны Израиля бремя защищать границы и еврейское население.
  • Расширить границы Иерусалима только до Старого города и незаселенных районов.
  • Тщательно продумать последствия строительства еврейских городов на Западном берегу.
Что могут сделать израильтяне сегодня? Вопрос об Иерусалиме относительно проще, поскольку большинство арабских жителей пока еще не приняли израильское гражданство
, и правительство Израиля все еще может остановить этот процесс за счет уменьшения размера границ Иерусалима 1967 года и отменить предложение израильского гражданства всем жителям города. И хоть это чревато беспорядками, необходимо обеспечить строжайшее соблюдение законодательства о незаконной застройке.


Незаконные постройки в «лагере беженцев» Шуафат, расположенного в границах Иерусалима 1967 года.

Ситуация на Западном берегу сложнее. До тех пор, пока отвержение преобладает в палестинской политике, Израиль увяз в роли правителя, остерегающегося выпустить из-под контроля интенсивно враждебное население. Такая ситуация порождает ожесточенные, страстные споры среди израильтян (напомним убийство Рабина) и наносит ущерб международному положению страны (например, резолюция 2334 СБ ООН). Но совершенно очевидно, что возврат к «линии Освенцима»
 1949 года, оставляющий 400 тыс. израильских жителей Западного берега на милость палестинцев, не решит проблемы.

Вместо этого Израиль должен противостоять и искоренять палестинское отвержение, что означает необходимость убедить палестинцев в том, что Израиль перманентен, что мечты уничтожить его несбыточны, и что их жертвы напрасны. Израиль может добиться этого, сделав своей целью победу
, показывая палестинцам, что продолжение курса отвержения приносит им только наказания и поражения. Правительство США может помочь, дав зеленый свет курсу на победу Израиля.

Только через победу поразительный триумф шести дней в 1967 году сможет превратиться в долгосрочное урегулирование, при котором палестинцы признают перманентность еврейского государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..