вторник, 12 апреля 2022 г.

Дмитрий Гаранин | Музыка пропаганды

 

Дмитрий Гаранин | Музыка пропаганды

В последнее время часто упоминается «зомбирование» людей, в основном посредством телевидения. С научной точки зрения, зомбирование состоит в том, чтобы сподвигнуть индивидуумов подписаться под каким-то определённым видением мира и отвергать все факты и фактоиды, которые этому видению не соответствуют. Большинство людей стремится к психологическому комфорту и не хочет держать в голове никаких противоречащих друг другу вещей, что заставляло бы всё время взвешивать, что правда, а что ложь. Поэтому психика оставляет лишь тот или другой непротиворечивый внутри себя набор представлений о реальности. При встрече с людьми, имеющими иное видение, зомбированный человек заявляет, что у тех «промыты мозги». А на самом деле мозги могут быть «промыты» как раз у заявляющего это, или даже у обоих.

Дмитрий Гаранин | Музыка пропаганды

Photo copyright: pixabay.com

Раньше, в «серьёзные» времена, доступ населения к информации ограничивался. Люди получали профильтрованную информацию от государства из радиорозетки. Во времена застоя в СССР существовали радиоприёмники, но «вражеские голоса» глушили. При таком подходе релевантной информации было мало, и люди за ней буквально охотились. Распространялись слухи.

В последнее время пропагандисты поняли, что такого же или ещё лучшего эффекта можно достичь за счёт избытка противоречивой информации – в этом случае индивидуум устаёт и сам себя ограничивает лишь той информацией, которая желательна. Достаточно только подтолкнуть его пропагандой в нужную сторону.

Вопрос о том, какое видение реальности правильно, очень спорен и, возможно, не имеет ответа. Каждый человек выбирает своё видение сам, причём большинство – под влиянием воспитания или той или иной пропаганды. Кто-то подписывается под интересами могущественной империи, а кто-то видит справедливость и смысл жизни в национально-освободительной борьбе одной из её составных частей. И так далее. Даже аргументы, базирующиеся на «универсальных ценностях», таких, как гуманизм, не работают. Например, должен ли Западный мир принимать стремящихся к лучшей жизни мигрантов, которых в потенциале гораздо больше, чем населения Западного мира? Стоит ли удивляться тому, что, не только полные идиоты, но и высокообразованные и вроде бы прекрасно информированные люди оказываются для вас по ту сторону добра и зла?

Поэтому лучше уйти от трудного вопроса о правильности общей мировоззренческой позиции и поговорить о методах пропаганды, или массового оболванивания. Об этом очень многое известно, и признаётся значительный вклад германских нацистов, в частности, Геббельса, в разработку пропагандистских технологий. Методы «60:40», «абсолютной очевидности», «гнилой селёдки», «большой лжи» и т.д. описаны во многих публикациях. Например, если в самом начале статьи на голубом глазу говорится, что в Украине нацизм, это метод абсолютной очевидности, обычно применяемый со стороны нацистского режима России. Когда левыми западными журналистами массово производятся публикации, в которых ищут белый супрематизм и неонацизм в полке «Азов» – это метод гнилой селёдки.

Здесь мне хотелось бы обсудить специфику телевидения, так называемого «зомбоящика». Сила зомбоящика в комбинированном аудиовизуальном воздействии, которое гораздо мощнее текстовой информации и может подчинять себе психику большинства людей. Подобным эффектом обладают и некоторые (особо профессиональные) видео, которые можно смотреть в интернете. Телевидение лишь уменьшает разнообразие этих материалов и тем самым создаёт для многих чувство комфорта.

Ещё Йозеф Геббельс, большой мастер пропаганды, понимал силу живого слова. Он утверждал, что написанный текст принадлежит XIX веку, а век XX – это век радио. Разумеется, сила телевидения гораздо больше.

Всё, что выходит за пределы чистого текста – это невербальные факторы, которые могут многократно усиливать воспринимаемость сообщения. В этих факторах один из источников силы пропаганды. Например, написанный текст может быть правдой или ложью. Но прочитанный с выражением чтецом-пропагандистом, обладающим харизмой, тот же текст становится убедителен. Если у диктора голос твёрд, глаза не бегают, и сам он (она) внешне привлекателен, сообщение большинством воспринимается как правда.

Очень велика роль музыкального сопровождения, под которое часто дают новости. Если новости о войне, то музыку выбирают тревожную. Даже нехитрая музыка – это искусство, а искусство, как известно, не врёт. Индивидуум, получающий новости под музыку, уже эмоционально подготовлен в эти новости верить. Заглянув в российский зомбоящик в период войны в Донбассе 2014 года, я был поражён тревожным фоном, сопровождающим новости с фронта, и решил этого больше не делать, чтобы не подвергать опасному давлению мою психику. Во времена брежневского застоя ничего подобного не было, так что с тех пор техника зомбирования достигла невиданных высот.

Необходимо отметить, что аудиовизуальная пропагандистская атака с помощью музыки – не российское изобретение. Хочу поделиться курьёзным случаем из собственной практики. Один раз оппонент на Фейсбуке послал меня смотреть на сайте Би-би-си интервью с американским евреем, который почему-то считает существование государства Израиль незаконным и которому за его деятельность въезд в Израиль запретили. В интервью этот особенный еврей должен был объяснить свою позицию. Конечно, Би-би-си – организация богатая, и видеозапись была сделана сверхпрофессионально. Заиграла мощная музыка, и на фоне крещендо ведущая заговорила о проблеме и о госте с нарастающим эмоциональным градусом. От такого введения «с накатом» я несколько оробел и решил, что мной явно манипулируют. Это видео я выключил ещё до того, как приглашённый еврей начал излагать. А оппоненту на Фейсбуке сказал, что не сдюжил.

С тех пор я решил получать информацию только в текстовом виде. Иногда смотрю видеозаписи с «говорящими головами», если они говорят спокойно, рассудительно. К страстным ораторам отношусь с подозрением, за исключением Михаила Веллера, с которым практически по всем пунктам согласен.

Значит ли всё сказанное выше, что нужно учиться распознавать пропаганду и ей не поддаваться? Не совсем. Справедливо только первое. Второе же фактически означает призыв к сохранению нейтралитета в информационной войне. А почему надо обязательно сохранять нейтралитет? Ведь информационная война идёт и в ней участвуют как профессионалы на зарплате, так и все желающие. Кто-то впрямую продвигает нарративы врага, а кто-то доказывает, что врут все и тем самым пытается выбить почву из-под ног других бойцов информационного фронта. Если ты считаешь, что твоё дело правое, почему бы не поучаствовать в информационной войне? При этом не помешает изучать приёмы профессиональных пропагандистов, учиться имитировать их риторику, знать все мантры врага и ответы на них, чтобы применять эти навыки в деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..