понедельник, 4 октября 2021 г.

Загадки «золотого сечения» и сфира Малхут в свете теории подобия

 

Загадки «золотого сечения» и сфира Малхут в свете теории подобия

Эдуард Шифрин 24 сентября 2021
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

«Они должны сделать ковчег <…> два с половиной локтя длиной, полтора локтя шириной и полтора локтя высотой».

Шмот, глава Трума, 25:10

 

В одной из предыдущих статей (Закон подобия как основной закон взаимодействия человека и Всевышнего) нами была рассмотрена теория подобия. Напомним главные ее положения.

1. Творение можно представить в качестве информационного пространства концепций, выраженных символами.

2. Расстояние в информационном пространстве определяется разницей в сложности (смысле концепций).

3. Расстояние между одинаковыми концепциями равно нулю.

4. Существует критическое расстояние, на котором информационное взаимодействие прекращается (по аналогии с нашим физическим миром: на определенном расстоянии прекращается тактильный информационный обмен, соответственно существуют расстояния, на которых прекращаются слуховой и зрительный обмены).

5. Душа человека имеет образ Дерева сфирот, «расстояние» между душой и Деревом сфирот определяется подобием наших ментальных концепций концепциям Дерева сфирот.

Здесь мы рассмотрим возможность практического применения теории подобия с целью нахождения скрытых связей в Торе, более глубокого понимания ее концепций. Таким образом мы попытаемся уменьшить расстояние между нами и Деревом сфирот.

Инструкции Всевышнего

1. В главе «Трума» (25:10) читаем: «Они должны сделать ковчег (Завета) из дерева акации, два с половиной локтя его длина, полтора локтя его ширина и полтора локтя его высота».

2. Далее в главе «Трума» (25:17): «И ты должен сделать покрытие ковчега (Завета) из чистого золота, два с половиной локтя его длина и полтора локтя его ширина».

3. Также в главе «Трума» (27:1) читаем: «И ты должен сделать алтарь из дерева акации, длиной пять локтей и шириной пять локтей; алтарь должен быть квадратным, его высота должна быть три локтя».

4. В главе «Ноах» (6:15) Всевышний дает инструкцию, описывающую строительство ковчега: «Это размеры, согласно которым ты должен сделать его: триста локтей длина ковчега, пятьдесят локтей ширина и тридцать локтей высота».

Ноев ковчег и ковчег (Завета). Эндрю Белл. Гравюра. 1797 

Исходя из того, что в Торе нет лишней информации и каждый ее символ имеет глубокий смысл, следует ответить на вопрос, почему Всевышний определил именно такие размеры и какой в этом смысл.

Совершим небольшой экскурс в математику.

Число Б‑га 

Около 300 года до н. э. основатель геометрии Евклид Александрийский дал определение пропорции, которая впоследствии была названа «золотым сечением».

Положение точки С определяется условием: АВ / АС = АС / СВ. Точка С делит отрезок АВ в пропорции: φ = 1,6180339887… φ является иррациональным числом, одним из практически бесконечного множества иррациональных чисел.

Оказалось, что именно это число мистическим образом играет огромную роль в Творении. Мы встречаем его в геометрии, в структуре галактик, в квантовой физике, биологии, в структуре растений, в произведениях искусства, в архитектуре.

Скульпторы, художники, архитекторы использовали φ в композициях своих работ, интуитивно понимая, что эта пропорция приятна для человеческого глаза.

В XIX и ХХ веках проводились многочисленные эксперименты с целью выяснения причины влияния «золотого сечения» (φ) на человеческое восприятие, однако не было получено убедительных результатов.

В 1202 году Леонардо Пизанским, известным под прозвищем Фибоначчи, была написана книга «Liber abaci» («Книга абака»). Эта книга познакомила европейцев с индо‑арабской системой записи цифр и с алгеброй. Фактически это была математическая революция. На протяжении жизни Фибоначчи решил множество математических задач. Одним из его многочисленных достижений является представление последовательности чисел, впоследствии названной «числами Фибоначчи».

В последовательности Фибоначчи каждое число, начиная с третьего, представляет собой сумму двух предыдущих чисел. Выглядит это следующим образом:

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144…

Последовательность Фибоначчи применяется для решения многих практических задач и имеет уникальную особенность: отношение члена последовательности к предыдущему при продвижении по последовательности приближается к «золотому сечению».

Средневековый теолог и математик Лука Пачоли написал трехтомный трактат «О Б‑жественной пропорции (золотое сечение)», который вышел в свет в Венеции в 1509 году. Основной идеей трактата является наличие «золотого сечения» в структуре Творения.

В своей книге «φ — число Б‑га» астрофизик Марио Ливио формулирует вопросы:

1. Каким образом можно объяснить появление «золотого сечения» (φ) в различных аспектах нашей реальности?

2. Почему «золотое сечение» (φ) является символом красоты?

3. Есть ли у математики эстетическая составляющая?

4. Существует ли математика (и ее принципы) независимо от людей, и мы ее открываем (платонизм), или математика — продукт деятельности человеческого разума, и мы ее изобретаем (номинализм)?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, вернемся к «инструкциям» Всевышнего, которые приведены выше.

Число Всевышнего

В таблице 1 содержатся размеры ковчега Завета, его покрытия, алтаря и Ноева ковчега, определенные Всевышним. Все они имеют равные соотношения, выполненные по принципу «золотого сечения» (φ).

Обратим внимание: они соответствуют отношениям трех чисел последовательности Фибоначчи: 3, 5, 8… (8/5 = 1,6, 5/3 = 1,66…).

Можно сказать, что эти отношения соответствуют «золотому сечению» (φ), но точно не совпадают с ним, так как размеры, определенные Всевышним, выражены в целых числах.

Закономерным оказывается вопрос: какие выводы можно сделать из совпадения соотношений с «золотым сечением» (φ) для ковчега Завета, его покрытия, алтаря и Ноева ковчега?

Чтобы ответить, необходимо рассмотреть структуру Творения и Дерева сфирот.

Структура Творения

Согласно каббале Аризаля, последовательность Творения описывается следующим образом:

1. Цимцум

2. Адам Кадмон

3. Акудим

4. Некудим (Тогу)

5. Ацилут

Перечисленные пять миров — эманации.

Далее следуют три мира сотворения:

1. Бриа (Творение)

2. Йецира (Формирование)

3. Асия (Действие)

Областью разделения миров эманации и миров сотворения является сфира Малхут мира Ацилут. На ее природе мы остановимся подробнее.

Поскольку сфира Малхут отделяет пять миров эманации от трех миров сотворения, можно сказать, что одним из ее информационных измерений является соотношение 8/5=1,6 и 5/3=1,66…, что совпадает с пропорциями ковчега Завета, жертвенника и Ноева ковчега.

Напомним, что, согласно теории подобия, расстояние между идентичными концепциями в информационном пространстве равно нулю.

Можно сделать предварительный вывод, что ковчег Завета, жертвенник и Ноев ковчег совпадают в информационном пространстве со сфирой Малхут мира Ацилут по вышеуказанным измерениям.

Чтобы понять существенность этой связи и ее смысл, необходимо рассмотреть природу миров эманации и сотворения, а также сфиры Малхут мира Ацилут.

Ключевая область Творения (часть 1)

Фигуративно миры эманации можно сравнить с Мыслью Всевышнего, миры сотворения — с Речью и Действием Всевышнего.

Важнейшим отличием миров эманации от миров сотворения является невозможность сущности со своим «Я» в мирах эманации.

В книге «Тора ор» рабби Шнеур Залман из Ляд пишет: «В мире Ацилут немыслимо существование чего бы то ни было, кроме Света».

Повторимся: областью в информационном пространстве, отделяющей миры эманации от миров сотворения, является сфира Малхут мира Ацилут, которая также является сфирой Кетер мира Бриа, то есть фактически областью Творения.

В книге «Эц Хаим» рабби Ицхака Лурии читаем: «Постоянный порядок заключается в том, что Малхут одного мира является Кетером другого».

В книге «Ор Неерав» рабби Моше Кордоверо: «Малхут (мира Ацилут) является местом (Кетер) мира Бриа».

В книге «Тора ор»: «Сфира Малхут, которая называется также Словом Г‑спода — тем Словом, которое постоянно творит миры».

В Торе читаем (глава «Экев»): «И Он дал вам знать, что не только хлебом жив человек, но жив он тем, что выходит из уст Г‑спода».

В книге «Тикуней Зоар» сфира Малхут отождествляется с устами Г‑спода. Здесь же читаем: «Известно, что сфира Кетер служит “посредником” между более высоким и более низким мирами. Иными словами, эта сфира является одновременно нижней ступенью более высокого мира, а также началом и источником более низкого мира. Так, Малхут мира Ацилут — это Кетер мира Бриа».

Также в книге «Тора ор» читаем: «Ибо все миры, верхние и нижние, образовались из сфиры Малхут».

В книге «Сефер Йецира» (1:10) читаем:

 

Два: Дух из Духа,

С ним Он выгравировал и вырезал
Двадцать две Буквы‑Основания
Три Матери,

Семь Двойных

и Двенадцать Элементарных
И один Дух из них всех.

 

В своих комментариях Арье Каплан объясняет: «Это Малхут (царство) нижняя из десяти сфирот, она считается прямо после Кетер, согласно выражению (“Сефер Йецира”) “и входит их конец в их начало”. Также в каббале считается, что ось Кетер Малхут является первичной в Дереве сфирот».

Ковчег Завета содержал в себе две скрижали с заповедями Всевышнего. Заповеди являются выражением Воли Всевышнего. В информационном пространстве сфира Кетер отождествляется с концепцией Воли и Желания Всевышнего.

Можно сделать вывод, что ковчег Завета непосредственно связан со сфирой Малхут мира Ацилут (Кетер мира Бриа) через математические пропорции и информационное содержание.

В пророчестве Йеошуа сказано: «Вот ковчег Завета Господина (Адон, ивр.) всей земли».

В информационном пространстве сфира Малхут мира Ацилут соответствует Имени Всевышнего Ад‑ной.

Очевидно, что информация, содержащаяся в пророчестве, совпадает с вышеприведенными выводами о связи ковчега Завета со сфирой Малхут мира Ацилут, полученными при помощи теории подобия.

Ноев ковчег

В главе «Берешит» читаем описание третьего дня Творения: «И Б‑г сказал: “Пусть вода под небесами соберется в одно место, и появится суша”. И было так».

А в процессе Потопа мы наблюдали обратный процесс — исчезновение суши и покрытие ее водой.

Таким образом, Потоп возвращает Творение (и это отмечено во многих иудейских источниках) к состоянию перед третьим днем Творения.

Также важно отметить: как процесс Творения, так и Потоп осуществлялись через речения Всевышнего (созидательные и разрушительные), которые исходят, как отмечалось выше, из сфиры Малхут мира Ацилут.

Таким образом вывод о связи в информационном пространстве Ноева ковчега со сфирой Малхут мира Ацилут, полученный при помощи теории подобия, подтверждается анализом временной последовательности Творения.

Ключевая область Творения (часть 2)

Вновь остановимся на природе сфиры Малхут мира Ацилут.

Каждая сфира представляет собой область информационного пространства, содержащую семейство сходных концепций. Например, сфира Хесед — концепции любви, доброты, распространения, сфира Гвура — концепции силы, суда, сжатия и т. д.

Каждая сфира соответствует Имени Всевышнего, отражающему Его экспрессию в мире Творения.

Принципиальным отличием сфиры Малхут от остальных сфирот является отсутствие семейства концепций, присущих ей. Сфира Малхут является областью в информационном пространстве, в которой реализуются все остальные концепции Дерева сфирот, она отождествляется с Именем Всевышнего Ад‑ной, которое отражает концепцию справедливости.

Фигуративно мы можем представить сфиру Малхут мира Ацилут как экран, на который светом проецируются последовательности концепций, создающие события.

В книге «Шаарей ор» («Ворота света»), написанной выдающимся испанским каббалистом рабби Йосефом Джикатилой, читаем: «Знай, что атрибут Ад‑ной, так как он получает энергию сверху, имеет различные качества: дать жизнь, принести смерть, уничтожить или вылечить. Все это зависит от вида энергии, которая поступает к этому атрибуту. Он действует во всем Творении, согласно энергии, которую он получает. Иногда ему придается имя того атрибута, от которого он получает энергию».

Здесь же читаем: «Иногда Ад‑ной описывается как Ям (море), так как все Б‑жественные эманации энергии впадают в Него так, как реки впадают в море: “Все реки текут в море” (Коэлет)».

Страница из книги рабби Йосефа Джикатилы «Шаарей ор» («Ворота света»). Италия. XVI век.

В книге Гершома Шолема «Каббала» читаем: «…каждая сфира исполняет свои функции, которыми она характеризуется, кроме последней сфиры (Малхут), которая не имеет такой активной силы, но заключает в себе все сфирот и представляет собой специальный принцип, заключающийся в объединении всех активных сил без добавления какой‑либо своей особенности».

Фактически сфира Малхут мира Ацилут является ключевой областью Творения, так как именно в ней происходит разделение миров эманации и сотворения (то есть фигуративно перехода от мысли к речи и действию).

Мы должны твердо знать, что создание всех вышеуказанных концепций производится на уровне Эйн‑соф (на уровне Творца). В книге «Эц Хаим» читаем: «Вы должны знать, что экспансия Эйн‑соф происходит во всем мире Ацилут вниз до качества Малхут».

Главной задачей, возложенной на сфиру Малхут мира Ацилут, является трансформация последовательности концепций в информационные команды для осуществления Б‑жественного Провидения в мирах сотворения и управления всей их жизнедеятельностью, в том числе ангелами, душами, растениями, животными, неживой природой — всем. Постараемся понять, как это происходит.

Согласно каббале, вышеуказанная трансформация происходит при прохождении света мира Ацилут через парса, находящуюся между миром Ацилут и миром Бриа (в сфире Малхут).

В книге «Тора ор» читаем: «Дело в том, что в святом Храме основным источником Б‑жественного влияния и раскрытия Шхины было место, называемое “Святая святых”. Однако Б‑жественное влияние не могло распространяться дальше в полном виде — ведь тогда везде царило бы такое же высокое единство, как и в Святая святых, и потому влияние Шхины как бы “просачивалось” сквозь завесу (парохет, ивр.), отделявшую Святая святых — место полного раскрытия Шхины — от Святилища, где Шхина раскрывалась уже в меньшей степени. Онкелос переводит слово “парохет” как “парса”, что на арамейском языке означает “ширма”. Здесь подразумевается “перегородка”, отделяющая более высокий духовный мир от более низкого».

В книге «Эц Хаим»: «…после этого был создан мир Бриа, который освещается через “занавеску”, которая является землей (сфира Малхут), являющейся основанием Дворца мира Ацилут».

В книге «Тора ор» также читаем: «Поэтому свет мира Ацилут достигает мира Бриа при прохождении сквозь завесу, когда сфира Малхут мира Ацилут становится Кетер мира Бриа».

С точки зрения каббалы информации в сфире Малхут мира Ацилут происходит скачкообразный переход между многомерным и комплексным информационным пространством миров эманации и информационным пространством миров сотворения, которое обладает значительно меньшей размерностью и является менее комплексным.

Этот процесс перехода можно охарактеризовать как цимцум (сокрытие) — по аналогии с цимцум, в результате которого произошло все Творение.

Сотворение мира. Вацлав Холлар. Гравюра. XVII век

В «Тора ор» читаем: «Совершенно иным образом из мира Ацилут происходит мир Бриа, потому что в этом случае имеет место цимцум гораздо более низкого уровня, который осуществляется посредством парса (разделительной завесы)».

Результатом данного перехода является не простое снижение интенсивности информации: происходит радикальное, скачкообразное изменение структуры информационного пространства и сложности концепций. Физической аналогией данного явления условно можно считать процесс фазового перехода (например, замерзание жидкости), при котором скачкообразно меняется фазовая структура количества степеней свободы, энтропия и многие другие параметры.

Об этом гениально написал рабби Шнеур Залман из Ляд («Тора ор»): «Свет, который проник из мира Ацилут сквозь завесу парса, по своей сути отличается от света, еще не проникшего сквозь парса. После проникновения сквозь парса он представляет собой совершенно новый, заново “родившийся” свет».

Процесс скачкообразного информационного перехода в сфире Малхут мира Ацилут имел свою параллель в шатре Откровения. Моше получал пророчества от Всевышнего в очень сложной, комплексной форме. Пророчество имело место между двумя херувимами, которые были установлены на поверхности ковчега Завета в Святая святых переносного Храма. Потом уже Моше выходил за отделяющую завесу и доносил пророчества евреям в упрощенной, понятной форме, то есть осуществлял такой скачкообразный переход.

Выводы

1. Используя теорию подобия, мы пришли к пониманию, что ковчег Завета и Ноев ковчег непосредственно связаны со сфирой Малхут мира Ацилут, которая является ключевой областью Творения.

2. К аналогичному выводу пришли многие каббалисты, не используя теорию подобия.

3. Связь ковчега Завета со сфирой Малхут мира Ацилут подтверждается пророчеством, приведенным выше.

4. С научной точки зрения тот факт, что независимые научные теории приходят к одинаковым выводам, подтверждает правильность выводов и верность теорий.

5. Из пункта 1 следует, что Моше‑рабейну, в отличие от других пророков, получал пророчества из ключевой области Творения (сфиры Малхут мира Ацилут).

6. Из пункта 1 также следует, что еврейский народ благодаря милости Всевышнего через Святая святых Мишкана и Святая святых Храма в Иерусалиме имел непосредственную связь с ключевой областью Творения (сфира Малхут мира Ацилут), минуя промежуточные стадии.

Но на этом наше исследование не заканчивается, так как нам необходимо ответить еще на ряд вопросов.

1. Почему, когда первосвященник на Йом Кипур входил в Святая святых Храма, он произносил Имя Всевышнего Авайя, которое относится к Дереву сфирот в целом и к сфире Тиферет (красота) в частности.

2. Почему, при описании вхождения семьи Ноаха в ковчег, в Торе написано (глава «Ноах»): «И затворил за ним Авайя».

3. Почему пропорция «золотое сечение» отождествляется с понятием «красота».

4. Какие последствия полученные нами выводы имеют для философии математики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..