четверг, 29 октября 2020 г.

Как современное общество реагирует на пандемии и катаклизмы

 

Как современное общество реагирует на пандемии и катаклизмы

Недавно в Экономисте была длинная статья про экономический эффект пандемии (кто хочет, у меня есть ссылка). Статья относительно сухая, про экономику, никакой политики. Я там обнаружила удивительный факт, он меня просто поразил. Как вы знаете, пандемию нам предсказывали давно – Билл Гейтс на всех углах кричал, что вот-вот нагрянет (прав был, чего уж). Экономисты, как им и положено, моделировали потенциальный эффект потенциальной пандемии на треугольную экономическую ситуацию в вакууме. Построили довольно сложные модели на исторических примерах, с учётом чего только можно.

Photo copyright: Baker County Tourism Travel Baker County. CC BY-ND 2.0

Дальше интересно. В их модели погибало больше 70 миллионов человек. С исторической точки зрения это вполне понятно – наша пандемия довольна смешная в масштабах истории. То есть они моделировали ПАНДЕМИЮ, такую вот прям ужас-ужас, не стесняясь предполагать худшие сценарии. Угадайте, на сколько в их ужас-ужас сценарии падал мировой GDP, согласно сложным экономическим моделям, якобы учитывающим всё-всё-всё? На примерно 5%. Вам не надо лезть далеко в Гугл, чтобы обнаружить, что в нашу пандемию-лайт (по этим меркам), он упал больше, чем на 5%. В вопросе пропорции смертей к экономическим потерям они просчитались раз так в 35 с гаком.

Там же, в статье: когда в январе Китай закрыл целую провинцию, как тюрьму, большинство восприняло это как нечто присущее тоталитарному государству. Что с них взять, с китайцев.

Попробуйте залезть в свой мозг годичной давности. Правительство закрывает целые города и страны, не в военное время. Вот нельзя открыть свой бизнес, и всё. Твой частный бизнес – нельзя. По приказу губернатора, мэра, премьер министра, кого хотите. Что подумал бы ваш мозг год назад? Мой (я оптимистка) сказал бы, что вы нагнетаете, что это невозможно в демократическом государстве. Идите попейте успокоительное. Тут вам не Китай, совсем охренели уже.

Чем дольше продолжается эта катавасия с ковидом, тем больше я думаю о вечном, то есть стараюсь взглянуть на происходящее в мире с философской точки зрения. И маленький параграф про экономические модели мне помог. Вы знаете, экономисты постоянно садятся в эту лужу, уже больше ста лет. Они предполагают рациональность в человеке. Их хитрые AI предполагают то же самое. В последние годы, особенно после 2007, вышла масса статей и исследований на тему того, что эти модели проваливаются раз за разом, что надо учитывать реальное поведение людей, учитывать иррациональность, учитывать неучитываемое.

Давайте вспомним, что предыдущие пандемии происходили во времена, когда современной медицины ещё не было, и человеческая жизнь ценилась по другому. Большинство женщин ожидало, что какой-то процент их детей умрёт ещё в младенчестве или в детстве. Да и сами могли умереть во время родов. Умирали молодые, умирали люди среднего возраста. Какая там у нас была продолжительность жизни в 1918-м? 40 с чем–то. Смерть стариков так вообще, счастье какое, что дожил до таких лет. Плюс повсеместная религия – все уходят в мир иной, там отдохнут душой, там скоро все увидимся. Как можно на основе этого моделировать современный мир, где каждая жизнь – абсолютная ценность, которую надо спасать практически любой ценой? Что-то типа бесценной слезы ребёнка.

Есть всем известное правило 80/20, когда 20% усилий дают 80% результатов. Дальше усилия непропорциональны, каждый дополнительный процент результата стоит кучу ресурсов. После 90% усилия увеличиваются в какой-то очень крутой прогрессии. Все эти модели, даже эпидемиологические, предполагают некую логику больших чисел. Мы можем спасти условные 90% такими-то усилиями. Если мы попробуем спасти всех, у нас не хватит ресурсов, чтобы обеспечить те самые 90%. Сколько миллиардов GDP стоит 1%?

Только люди-то не рациональны. 1% бесценен, если ты можешь в нём оказаться. Более того, эти бездушные GDP никого не трогают, цифры воспринимаются с воплями, ты хочешь купить человеческие жизни, чтобы набить карманы богачей! Только это не какие-то карманы финансовых акул, а миллионы людей без работы, десятки тысяч депрессий, десятки тысяч упущенных детей с особыми нуждами, потому что пропустили окно, когда что-то можно было развернуть, неизвестное количество обычных детей всех возрастов, которые плоды домашнего обучения будут пожинать всю жизнь – тоже по неизвестной пока обществу цене – и так далее. Всё это разбивается о бесценные жизни и страх.

В Новой Зеландии Джусинду Ардерн, которая заперла свой остров по почти-китайскому образцу, только что переизбрали на ура. Спасительница, говорят, спасла нас от ковида. В том же китае народ считает, совершенно искренне, что их правительство остановило ковид – молодцы – а эти демократические правительства все лохи. Легко перечислить десятки стран и регионов, где большинство население выступает за 99/1 вместо 80/20, а ещё лучше 99.9/0.1.

Мы засадим в карантин кого хотим, насколько хотим, мы заставим вас ходить туда и не ходить сюда, мы закроем школы и весь live entertainment, мы скажем всему общепиту, когда работать и как. И мы только начали.

Жизнь бесценна, мы за ценой не постоим. Вы постоите? Так это ваши проблемы. А мы не постоим. И нас много. Засуньте свои модели в одно место.

По этому поводу можно злиться. Но толку-то. Это как злиться на религию. Это пост не о том, как правильно или неправильно. Какая разница. Он о фактах на местах и философии.

Попробуем подумать обо всём этом философски. Вон куча людей считают, что жизнь начинается с зачатия, и аборт на любом сроке – убийство. Но мы не хотим, чтобы они лезли в наши жизни и ущемляли наши права. А чтобы их ущемляли те, кто трясётся за, допустим, 2-3% больных и стариков, мы хотим. И спорить на эту тему это как спорить о Трампе или о том, является ли Иисус Пророком.

Право на аборты – моё право. А права на балет не существует. И на обучение живьём тоже. И за вас решат, какие права важны, а какие нет. Казалось бы, такая очередь на усыновление. Что, беременная женщина не может потерпеть девять месяцев? А я могу ковид перетерпеть взаперти? А мои дети? А что есть терпение? Какова его цена? Кто имеет право решать, что терпеть беременность хуже, чем карантин?

Философски эти проблемы тоже никто решать не хочет, потому что начинают злится. Да как ты смеешь сравнивать ковид-ограничения с абортами! Вот на этом как-ты-смеешь дискуссия заканчивается. Можно не начинать. (Но заметьте всё-таки, что вы субьективно определили, что есть мои права на моё тело, и мы не согласны в определении этих границ.)

Сметь надо. Хотя бы потому что нам нужны модели на будущее. Нам нужно понимать, как современное общество реагирует на пандемии и катаклизмы. Старые модели выкинуть нафиг. Вбить в голову всем этим AI, что когда люди боятся, и когда речь идёт о жизни и здоровье, то GDP можно как бы не учитывать. О национальном долге забыть. О логике, правилах, обо всём этом забыть. Модель должна начинаться со страха и с бесценности каждого. Большие числа…. нет их. Есть много-много единиц, которые не складываются. 1+1 = 1000000000000000 (да, это десятеричная система). И другой планеты с другим человечеством у нас нет и не будет.

Sara Bu

Комментариев нет:

Отправка комментария

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..