вторник, 29 января 2019 г.

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ НА ВОЙНЕ С ФАШИЗМОМ

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ НА ВОЙНЕ С ФАШИЗМОМ


 
Горские евреи

В Великой Отечественной войне против нацистской Германии принимали участие все народы бывшего СССР, в том числе и горские евреи. Вторая мировая война забрала жизнь каждого восьмого представителя этого немногочисленного народа. О вкладе горских евреев в Победу «Лента.ру» поговорила с президентом горско-еврейского благотворительного фонда «СТМЭГИ» Германом Захарьяевым.
«Лента.ру»: Расскажите, пожалуйста, об участии горских евреев в Великой Отечественной войне.
Герман Захарьяев: Во-первых, горских евреев было очень мало. В Советском Союзе перед войной провели перепись населения. Так вот, по состоянию на 1939 год в СССР — а значит и во всем мире — жили около 35 тысяч горских евреев. Преимущественно, в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне. Сколько из них пошли воевать, доподлинно неизвестно. Зато известно количество погибших и пропавших без вести: это около 4000 человек, то есть примерно 12% всего народа. В горско-еврейском поселке Красная Слобода в Азербайджане, где я родился, не было ни одного дома, который война обошла стороной.
В наших семьях традиционно много детей. Поэтому в поселке были женщины, проводившие на фронт мужа и пятерых-шестерых сыновей, а потом по очереди на каждого получившие похоронки.
Отправился на фронт и мой дед Хагай Захарьяев, которого призвали в самом начале войны, в 1941 году. Ему повезло — он прошел всю войну и вернулся домой с орденами и медалями. Дед прожил долгую жизнь и всегда был для меня образцом стойкости и мужества.
В чем причина того, что об участии в войне горских евреев почти ничего неизвестно?
Герман Захарьяев
Герман Захарьяев
Фото: «Коммерсантъ»
Это уже не совсем так. Были времена, когда не только по этому вопросу, но и по многим другим, касающимся горско-еврейской общины, информацию найти было просто невозможно. Сегодня ситуация совсем другая. Информация хоть и собирается по крупицам, но выкладывается на тематических сайтах в интернет. В нашей общине очень трепетно относятся и к старикам, и к ветеранам, мы собираем материалы о героях Великой Отечественной войны, архивные документы, издаем книги.
Помнят ли о подвиге своих земляков в Азербайджане? Уделяет ли официальный Баку внимание этому вопросу?
Что касается официального Баку и любых других властных структур, я не думаю, что они должны уделять нашим ветеранам внимания больше, чем любым другим. Все ветераны заслуживают безмерного уважения и внимания, особенно сейчас, в преддверии 70-летия Великой Победы. И в Азербайджане, и в России активно готовятся к этому празднику. Пусть властные структуры оказывают почести всем ветеранам. А особое отношение к своим старикам мы постараемся обеспечить сами.
В чем особенность горско-еврейских солдат как воинов? Они ближе к другим кавказцам или к своим европейским собратьям?
Мы — кавказский народ и жили в окружении других кавказских народов: кабардинцев и балкарцев, чеченцев, дагестанцев, азербайджанцев. У каждого народа своя ментальность. Человек любой национальности частично заимствует ментальность окружающих, ценности и манеру поведения. Так что, да, горские евреи — лихие, доблестные воины. В нашей общине было два Героя Советского Союза, это Исай Иллазаров и Шатиэль Абрамов. И это немало, учитывая, что нас всего было 35 тысяч, включая женщин и детей. Так что, в процентном отношении это получается больше, чем у многих других больших народов.
Приведу один пример. Дело было в Нальчике. На 4 января 1943 года фашистские оккупанты запланировали уничтожение всей уцелевшей еврейской общины города. Советские войска стояли неподалеку, и нацисты торопились.
Известие о надвигающейся трагедии разведка донесла до командира полка, горского еврея Хискиля Пинхасова. Полк в это время вел бои в близлежащем поселке Кызбурун. Не спрашивая разрешения и не дожидаясь приказа, Пинхасов бросил свои подразделения на Нальчик и освободил город за несколько часов до расстрела евреев. Это был дерзкий поступок. Уроженцы Нальчика до сих пор считают этот день своим вторым днем рождения. Вот такое проявление кавказского характера.
Остались ли горско-еврейские ветераны в России, в Азербайджане, Израиле? Как они отмечают праздник Победы?
Конечно, остались. Как бы тяжело ни было, они стараются принимать участие во всех мероприятиях, особенно в тех, что связаны с Великой Победой. И я с уверенностью могу сказать, что таких мероприятий будет множество — парады, концерты, конференции.

Большая часть еврейского народа живет в Израиле, и я очень хочу, чтобы евреи, особенно молодежь знали о великой победе над нацизмом и о тех, кто ее добыл. С конца 1990-х годов День Победы отмечается в Израиле как официальный праздник. Однако все ограничивается шествием, к сожалению, уже немногочисленных ветеранов и их родственников в Иерусалиме (в этом году массовые мероприятия в честь 70-летия Победы пройдут также у мемориала советским воинам в Нетании и в танковом музее в Латруне — «Лента.ру»). Но ведь миллионы людей ничего, по сути, не знают, ни о той войне, ни о той победе. Я выступил с инициативой включить День Победы в еврейский религиозный календарь в качестве памятной даты и был поддержан многими видными еврейскими религиозными, общественными и политическими деятелями. 9 мая 1945 года выпало на дату 26 ияра по еврейскому календарю. Уйдут ветераны, праздник 9 мая постепенно начнут забывать. Пусть его забудут все народы мира, но евреи не имеют на это права. Это день нашего спасения от тотального уничтожения. Поэтому, если нам удастся добиться того, чтобы день 26 ияра вошел в календарь еврейских памятных дат и праздников, который будут отмечать в детсадах, школах и ешивах (религиозных учебных заведениях — «Лента.ру»), мы сделаем большое дело. В традиционном еврейском календаре он сохранится на тысячелетия.
Какие основные памятные праздничные мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной, запланированы общиной горских евреев?
Наши общины разбросаны по свету, но я вам скажу, что везде находятся люди, готовые увековечивать героев и оказывать им почести по жизни. Так, в Израиле, в городах, где проживает много горских евреев, проходят мероприятия с участием ветеранов, и в США ежегодно проводятся похожие мероприятия, и в Азербайджане, и на северном Кавказе, и, конечно, в Москве. В этом, юбилейном году передвижную выставку, посвященная горским евреям — участникам Великой Отечественной войны, увидят в десятках городов.

Михаил Чернов     http://lenta.ru/articles/2015/04/15/gorskie/

 В 1990 г. снимал фильм "На пороге" о Красной Слободе -
  последнем еврейском местечке Европы. Именно там, впервые, понял, насколько разнообразны потомки Иакова. Мне это разнообразие очень понравилось, так как за ним увидел крепость корней, "объем", скажем так, своего народа
Тогда же перестал заморачиваться глупостью: кто настоящий еврей, а кто - ненастоящий. Кстати, в Красной Слободе похоронены родители гениального ортопеда Гавриила Елизарова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..