пятница, 10 января 2014 г.

СПЕШУ ПОДЕЛИТЬСЯ 10 ЯНВАРЯ


Евангелие от Шагала.
Великий художник должен видеть в мире то, что другие не видят. Иначе художник не будет интересен. Для Эль Греко мир был то ли вытянутым вверх, то ли  сжатым с боков – как смотреть. Пикассо в один период видел мир голубым, в другой – розовым. Это интересно, но больше на визуальном уровне.
 Дали изобразил реальность сюрреалистичной. К нашему пониманию её это что-то добавило.
Мой любимый художник – Марк Шагал. Его мир был богат образами и ассоциациями, он обладал острым философским умом, безмерным воображением, полной внутренней свободой, одним словом – гениальностью. Гениальность Шагала была сквозной, пронизывающей всю его личность. В 29 лет он написал мемуары «Моя жизнь». Идишский оригинал текста безвозвратно пропал, и я читал русский перевод с французского. Несмотря на двойной перевод, книга сохранила изящество стиля, яркость и лёгкость языка, при ясном и глубоком видении молодым человеком мира.
Я использую каждую возможность посетить выставки Шагала.  Бывал на них в Париже, в Иерусалиме, в Нью Йорке. И, кажется, узнал темы художника: удивительный Витебск детства Шагала, которому, вроде бы, мало было трёх измерений; небо Парижа, пронзённое иглой Эйфелевой башни; грациозных циркачей; цветы; любовь, поднимающую счастливцев в небо. Музей Шагала в Ницце «Библейские образы» посвящён религиозному миру еврея, с темами ТАНАХа, с серией витражей Шаббат, располагающихся, по закону еврейского письма, справа налево. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – определил себя Шагал в каком-то интервью.     

Тем не менее, выставка работ Шагала «Любовь, война, изгнание», заканчивающаяся 2 февраля в Еврейском музее Нью Йорка, стала для меня откровением. Центральный зал экспозиции посвящён распятому на кресте еврею, а также матери с младенцем. Трактовка Шагалом в этих картинах центральных образов христианской Библии возвращает эти образы в дискурс еврейства, и, познакомившись с видением Шагала кажется, что и понимать-то эти образы по иному сегодня невозможно
Картина «Корабль Экзодус» написана в 1948 году и посвящена драматичной  истории судна Экзодус -1947, пытавшегося доставить в июле 1947 года 4515 выживших в Холокост евреев из Франции в Палестину. Корабль атаковали англичане – трое убитых и неизвестное число раненых. Потом, в порту Хайфы, захваченных пассажиров англичане пересадили в железные каюты без окон, и на трёх своих транспортных судах отправили в Гамбург.
На картине Шагала часть евреев с Экзодуса в лучах льющегося на них из заоблачных высот  света, поднимаются в небо – своеобразный перепев популярной в христианской живописи темы Вознесения. Возносящихся евреев сопровождает фигура Моисея, держащая в руке шофар. На картине не одна, а даже две мадонны с младенцами. Одна, убитая, служит плотом, на котором в море спасается младенец-машиах. Другая –на пути еврея, прижимающего к себе спасённую им Тору.
Символом чего служит на картине распятый на кресте, скорее даже привязанный к нему, еврей, с обмотанным, как обычно на распятиях Шагала, вокруг пояса талесом? Напоминанием о судьбе евреев начиная с римских времён, в которые, одновременно с героем евангелий, десятки тысяч по всей Иудее нашли мученическую смерть, распятые на крестах? Продолжения мученичества евреев, даже после страшной войны, распинаемых победителями-англичанами? Или горькой иронией по поводу народов, формально принявших моральное учение евангелий, но продолжающих распинать евреев?
В 1986 году я беседовал в Израиле с пожилым человеком, который, после нацистского и советского концлагерей, совершил плаванье в Палестину на Экзодусе-1947, и потом назад в Гамбург. На Экзодусе же он познакомился с девушкой, которая через несколько лет, добравшись до Израиля, станет ему женой. Самого его доставили в Палестину вскоре, и он участвовал в Войне за независимость. Тема «святого семейства», как видите, не чужда и современному Израилю.
Распятые евреи присутствуют у Шагала в разных вариациях: «Белое распятие», «Жёлтое распятие», есть распятия красное, голубое, зелёное – двадцатый век был богат на по-разному замученных евреев. Иногда на головах распятых Шагала тфилины, обычно чресла обмотаны талесами. На картине «Мученик» 1940-го года еврей в картузе распят не на кресте, а на столбе. В «Апокалипсисе в лиловом» на рукаве у распинающего – для непонятливых – свастика, на других картинах – в руках убийц красные знамёна. Постоянны элементы распятий: горящее местечко – погром или война; подожжённые синагоги; Тора, спасаемая убегающим евреем; часто – скрипач. Наверное, его музыка – символ гармонии еврейства, на которую идёт покушение. Порой появляются часы, обезумевшие от безумия происходящего. На одной из картин часы пытаются выбраться из дома, чтобы избежать проклятой участи мерить это время. Обычно на полотне присутствует сам Шагал – как распинаемый (Перед картиной, 1968-71); как снимающий своего собрата с креста (Снятие с креста, 1941); Шагал, создающий картину (Дух города, 1945); телёнок и петух, символизирующие душу художника.
Так что же нам открывает живописное «Евангелие от Шагала»? То, что народы плохо усвоили этику Танаха, переданную им обожествлённым ими учителем-евреем?  Что не приняли толком ни заповеди «Не убивай», ни сути религии, выраженной максимой законоучителя Гиллеля: «Не делай другому того, что себе не желаешь», и повторённой каноническими евангелиями?

 Моральное учение ТАНАХа, которое евреи предлагают миру, как показал Шагал, в ХХ веке встречало со стороны современных народов тот же отзыв, что и две тысячи лет назад со стороны римлян. На созданных Шагалом картинах – это убийства, погромы, геноцид. Или, как на полотне «Корабль Экзодус», да впрочем, и в сегодняшнем мире – антисионизм.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..