четверг, 2 марта 2023 г.

Протестанты Ветхого Завета

 

Протестанты Ветхого Завета

В самом конце XVIII века в Амстердаме появилась новая еврейская община. Ее члены называли себя "реформистами" и утверждали, что иудаизм нуждается в преобразованиях для того, чтобы соответствовать изменившимся реалиям. Они должны были послужить цели удержания в общине молодежи, которая начала массово уходить в светскую жизнь и рвала все связи с еврейской традицией. Так появились реформистские направления иудаизма.

Базовой концепцией реформистов стала идея о том, что взаимоотношения между человеком и Высшей Силой — это исключительно их личное дело. И если кто-то не соблюдает какие-то предписания иудаизма, то это является только его проблемой. Пусть исполняет хоть что-нибудь и как-нибудь, а то он вообще может перестать следовать заповедям и выйти из общины. Вроде бы звучит разумно, если бы не одно "но". Это полностью противоречит идеологическим основам иудаизма.

Иудаизм подразумевает как личную, так и коллективную ответственность человека перед Высшей Силой. Это напрямую следует из истории Ахана из колена Иегуды, записанной в ТАНАХе. Во время завоевания Земли Израиля он, вопреки запрету свыше брать себе что-либо, при захвате города Ай позарился на шинарский плащ и еще кое-что по мелочи. За это Высшая Сила наказала смертью как его самого, так и еще тридцать шесть человек, ну а сам штурм провалился. Поэтому идея о том, что "все евреи в ответе друг за друга", лежит глубоко внутри танахической традиции. И выкорчевать ее можно только вместе с самим иудаизмом. 

Но именно это реформисты и сделали: оставив оболочку и название, они подменили сущность этой идеологической системы, оставив лишь личную ответственность людей перед Высшей Силой и выкинув коллективную. Последняя уж очень неудобна в ежедневном использовании. Получается, что тебя могут наказать за то, что сделал кто-то другой. Однако проблема заключается в том, что убрать коллективную ответственность невозможно. По поступкам одного еврея окружающие судили, судят и будут судить обо всех остальных. Так же, например, как по небольшой, но очень нагло себя ведущей и громогласной группе ультраортодоксов, которые не подчиняются требованиям полиции и травят религиозных солдат Армии Обороны Израиля, окружающие судят о них всех. Это — очень распространенная ошибка сознания, и потому с ней необходимо считаться. Выкорчевать ее образованием еще ни у кого не вышло.

Но даже не это самое главное. Реформизм был построен по шаблону протестантского христианства, в рамках которого существует лишь только личная ответственность перед лицом Высшей Силы — и никакой коллективной. По этой причине считать его иудаизмом нет никакой возможности. А значит, последователи идеи реформизма — это протестанты Ветхого Завета. Таким образом, они являются людьми, перешедшими в другую религию. Да, она близка к иудаизму, но не идентична ему на уровне базовых постулатов. И всё бы ничего, но это поднимает вопрос о том, должны ли люди, считающиеся этническими евреями и причисляющими себя к протестантам Ветхого Завета, иметь возможность автоматически получать израильское гражданство. Ведь тем, кто перешел, например, в христианство или ислам, мы его не даем.

Блог автора на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..