понедельник, 29 августа 2022 г.

"РУССКИЙ МИР" БАЛАБАНОВА

 

 Что сказал Балабанов

   В своём кино, вольно или невольно, кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов чётко описал то, что сейчас называется страшным словосочетанием «русский мир».
   Скажу сразу: своё кино он снимал не для меня. За раз от начала до конца я просмотрел лишь три его фильма (из полнометражных). Остальные – потом в интернете, постоянно делая перерыв. Но это того стоило.
   Тот, кто ожидает, что я сейчас начну давать оценку фильмов Алексея Октябриновича, ошибается. Это не значит, что Балабанов снимал плохое кино. Совсем нет. Просто, как я указал выше, он снимал не для меня. Фильмы Балабанова – это совсем не то, что я пересматриваю, чтобы получить эстетическое удовольствие. Можете считать что угодно, но, например, я ни разу не просмотрел от начало до конца «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм этот наверняка гениальный, но помню, как я просто валился со стула, засыпая. При этом рядом сидела моя мама и потом мне хвалила «Зеркало» как фильм хороший и интересный (интересный, Карл!).
   При этом просмотрев фильмы Балабанова, я вынужден признать: более точно и более честно современную РФ никто не описал. Более того, по его фильмам очень просто считывается вся нынешняя ситуация. Ещё в фильме «Брат» Балабанов, по сути, показал, что другого пути у этой страны просто нет. Если кто-то грешит на Путина, то он не совсем прав. Да, Путин задействовал все возможные каналы, чтобы стимулировать всё самое низкое и подлое в человеке. Но ведь, чтобы стимулировать эти низкие качества, оны должны изначально существовать в этих людях. Вот это и открыл Балабанов.
   Подумать только, если бы не кризис 90-х, Балабанов продолжал бы снимать артхаус. Если не учитывать его короткометражное кино (что было авангардным просто из-за отсутствия бюджета), то балабановские «Счастливые дни» (по мотивам Беккета) и «Замок» (по мотивам Кафки) имели бы счастливое продолжение в виде оригинального сценария, по которому позднее был снят фильм «Про уродов и людей». Вот такая счастливая трилогия. Но на артхаус денег никто не давал. И тогда Балабанов за сто тысяч долларов решает снять блокбастер. Это вам даже не «Бешеные псы» Тарантино, там Харви Кейтель нашёл миллион. Тут ни Кейтеля, ни миллиона. В фильме «Брат» РФ во всём своём великолепии.
   Дорогие друзья, это не Путин, это именно РФ. В фильме «Брат» мама выговаривает сыну за то, что ему набили морду. Лучше бы он в армии остался. Там точно убьют, но хоть заплатят за это (правда, времена были бедные, на «гробовые» вряд ли купишь ладу, но мысль жива!). Паренёк-то сам неплохой. Правда. И в этом хорошем парне живёт не только патологический убийца (такой уценённый Рембо, с которым всё понятно: безотцовщина, потом выясняется, что папа – уголовник, тяжёлое детство, потом армия, где только убивать учат, ещё эти «гниды черножопые» кругом). Хотя в нём есть ещё и тяга к чему-то хорошему. Хорошему русскому року, например.
   В остальном – это не просто Данила Багров, а истинный кладезь всех ценностей русского мира. Угрожать иностранцам, что их Америке кирдык. Иностранец его не понимает, но ведь какой силы угроза! Антисемитизм – вообще родное. Причём, почему оно ему родное Данила объяснить неспособен. Только огрызается на бомжа – да отстань ты с вопросами!
   Вот такого положительного героя создал Алексей Балабанов. Мне искренне кажется, что он сам не ожидал, что именно Данилу русский народ примет на ура! А народ, увидев себя, не обиделся, не стал орать «это не мы» или «так жить нельзя». Кто сказал: нельзя? Можно. Не просто можно, а только так и можно! Люди увидели себя в этом фильме, как в зеркале. Не каком-то кривом зеркале, а в самом настоящем, идеальном. Ладно, не самом идеальном – идеально было бы с серебряным напылением, а тут всего лишь с алюминиевым. Главное – русские норм! И мамаша, мечтающая, чтобы её сынок подох, но за деньги. И сам сынок.
   Я просто вижу, как Балабанов снимает «Про уродов и людей», а ему уже обрывают телефон: давай нового «Брата»! Трилогию давай! В Питере было – теперь Москву давай! Потом вообще Америку! Представляю, как это веселило Балабанова. Благо, теперь бюджет ему давали не нищенский. И он им снял. Кстати, я до сих пор не пойму, почему до сих пор никто не говорит, что «Брат-2» – это комедия?
   Балабанов не стал эту пародию на всех и вся растягивать на два фильма. Он высмеял всё, чем потом 20 лет кормили электорат в высокой концентрации. Кстати, напомню, раз фильм вышел в 2000 году, то снимали его тоже до воцарения Путина. Напоминаю, Путин лишь старательно взращивал то, что и так жило в сердцах россиян. Балабанов с лёгкостью ещё тогда показал то, что сейчас у «жителей русского мира» просто от нёба отскакивает: деды воевали, спецоперация, какая разница, за Севастополь ответите и т.д. То, что это комедия, понятно просто из сюжетного построения.
   Как и положено в комедии, смеховая реакция идёт по нарастающей и пик – в финале. Когда проститутка с повелительной интонацией говорит стюарду: «Мальчик, водочки нам принеси, мы домой летим», а затем снимает парик, под которым обнаруживается лысина – это классический комедийный гэг. После этого должен следовать просто взрыв хохота. Ан нет. И этого не мог понять Балабанов. Как не мог понять многого другого, на что так странно отреагировал зритель. Зрители не смеялись, а аплодировали. Особенно странным для режиссёра стал «культовый» статус финального монолога Данилы. Помню, как в интервью Балабанов растеряно говорил: «Сила в правде – фраза достаточно глупая».
   Ещё важно отметить фильм «Жмурки». Не знаю, что так разозлило Балабанова, но здесь он развернулся по-настоящему. Собрав весь цвет артистов РФ, он их не загримировал, как могло показаться, а открыл настоящие лица этих людей. Здесь были как личные «обращения», так и интересные «обобщения». Главное: он высмеял всех тех, «которых мы должны принять за образцы».
   Больше всех досталось Никите Михалкову. То, что речь идёт о самом Михалкове, а не вымышленном уголовном авторитете Михалыче, говорит хотя бы татуировка у него на груди: СССР. У настоящего вора в законе могла быть татуировка ИРА (иду резать актив) или БОСС (был осуждён советским судом), но никак не СССР.
   Прав Кабан: «Михалыч твой – шестёрка». «Мой босс его сюда поставил, захочет – снимет». Например, с поста председателя Союза кинематографистов. И это правда, до конца прописанная в финале: Михалыч, как и его сынок, сейчас прислуживает тем, кто раньше боялся лишнего шагу сделать без его команды. Вот так времена меняются.
   Самая злая пародия: адвокат Борщанский в исполнении Дмитрия Певцова. В фамилии героя чувствуется намёк на адвоката Борщевского. Есть немного, но объект пародии – сам Певцов. Балабанов смеётся ему в лицо: может для кого-то ты крутой бандит по кличке Адвокат (из сериала). Или растущий политик, радеющий за матушку Россию. Только нас, истинно русских, ты не обманешь. Ты хоть ещё больше себе крест на шею повесь – не обманешь. Мы знаем, что ты из этих. С пейсами. В ермолке. Которые все наши деньги к рукам прибирают. Вот такой ты и есть. Такому даже отморозок Саймон руки не подаст.
   Ещё есть куча забавных пародий на героев «нового русского кино».
   Главный герой – Саймон в исполнении Дмитрия Дюжева. Причём пародирует он сам себя в «культовом» сериале «Бригада». Там он бандит Космос. Настоящий Космос – никакой не профессорский сын, а олигофрен, которого сделал, а потом бил как сидорову козу отец. За это Космос-Саймон готов убить папашу и ещё кого-то за компанию. Дополнительную комичность ситуации добавляет тот факт, что его напарника Серёжу играет Алексей Панин. Тот самый Алексей Панин, что в фильме «Даже не думай!» сыграл героя, по имени… Белый! Не красавец, похожий на Сергея Есенина, этот Белый, зато как крестится!
   Появляется в кадре ещё один герой «Бригады»: бандит по кличке Кабан. В «Бригаде» Кабан в кадре не появляется, с ним Саша Белый ведёт телефонные разговоры. Здесь Кабан в кадре и играет его Юрий Степанов. Напомню, что популярность Степанову принесла главная роль следователя прокуратуры в сериале «Гражданин начальник». Вот вам и ответ, откуда взялся Кабан, что у него было написано в визитной карточке и кто его босс.
   Катя Ренаты Литвиновой – это некий печальный вздох самой Литвиновой. Ведь она и актриса, и сценарист, и режиссёр, а работать приходится ради какого-то Саймона. А тот если что и отметит, так это то, что у неё выдающаяся… задняя часть тела.
   Вот такой набор. Но и это никак не повлияло, ни на критиков, ни на зрителей. Балабанов, понял, что этим людям уже ничего не объяснить. Поэтому он снял добрый фильм «Мне не больно», где, отказавшись от гротескного грима, «возвращает» нормальные лица Дюжеву, Литвиновой, Сергею Маковецкому и Михалкову. Но не Певцову! Его в этом фильме просто нет, а роль еврея Зильбермана Балабанов отдал продюсеру Марку Рудинштейну.
   Балабанов больше никому ничего не хочет доказывать и становится бытописателем. Ему опять не верят (как это было в «Закрытом показе» Гордона), но режиссёру достаточно своих знаний. Да и мысли, которые Балабанов выдвигает в фильме «Груз 200», не лежат на поверхности. Они очевидны, но на них, как на вещь привычную, попросту не обращают внимание.
   В «Закрытом показе» на Балабанова накинулись с упрёками: да где вы видели, чтобы милиционеры задержанных избивали и бутылками насиловали? Через несколько лет уже весь мир сможет увидеть документальные съёмки. В российских колониях пытки (и такие, как фильме Балабанова, и другие) давно поставлены на поток.
   Есть там кадры и пострашнее. Только вот на них почему-то внимания не обратили. Например, когда и военного самолёта выгружают гробы и туда же легко забегает новое армейское подразделение. Которое само очень скоро превратится в груз 200. И никакой рефлексии по этому поводу. Как там надо говорить: «Бабы новых нарожают»? Кстати, о бабах, что нарожали.
   На мой взгляд, действительно кошмарной является другая сцена. В дом заносят гроб и приступают к распаковке груза 200. А мать погибшего солдата этого и не замечает. Она продолжает смотреть телевизор, где, в её понимании, и находится настоящая жизнь. И ведь ничего не изменилось! Россияне смотрят в рот Скабеевой с Поповым, а их собственные сыновья им важны только в плане получения «гробовых».
   Напоминаю, это не случайная героиня. Мать братьев Багровых вела себя точно так же. Ей хорошо будет, если сына в армии убьют, она не сомневается. Она же Виктора послала к Даниле в Москву. Данила там точно большой человек, раз его по телевизору показывают!
   Так что, если хотите понять феномен, под названием «русский мир», смотрите фильмы Балабанова. Он честно описал то, что называется российским народом. В том числе и российской интеллигенцией. Только эта интеллигенция живёт в каком-то параллельном мире. Этажом выше, как показано в фильме «Брат». Добрые такие. А если кто спустится этажом ниже, как режиссёр Стёпа (его прекрасно сыграл Андрей Федорцов), то сам будет трупы таскать. И это ещё, считай, повезло. Если бы Данила Багров не оказался поклонником Бутусова, Стёпа сам бы трупом стал. А так, пригодился, бандитам помог.
   Вот так жизнь повернулась. Хотел Балабанов снимать «Про уродов и людей». А пришлось только про уродов. И эти уроды тому только радовались. Потому что им это нравится, а другими они не то, что быть не могут – не хотят. Ещё раз повторю: не Путин их такими сделал. Это давно в них жило. Путину осталось только стимулировать рост этой гадости. Остальное – дело техники. Военной техники. В Украине, Грузии и т.д.
   
   Ростислав Гольцман

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..