среда, 3 августа 2022 г.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

 Андрей ЗУБОВ 

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Полтора дня в Мюнхене я большей частью потратил на музеи. Профессиональные научные интересы привели меня в прекрасное, недавно открытое новое здание Египетского музея с обширной коллекцией и очень хорошей организацией экспозиции, нацеленной, как это сейчас принято, на ознакомительные экскурсии высокого уровня. Такой музей из хранилища древностей превращается в важнейший и очень эффективный элемент учебного процесса (а учиться следует всю жизнь). Профессионалы же могут работать в запасниках и архивах музея, которые в сотни раз по числу единиц хранения превосходят экспозицию.

Сердечное отдохновение я позволил себе в Старой Пинакотеке - замечательном собрании живописи, репродукции из которой известны с детства, но подлинники увидел вчера впервые.

Однако, первый и наиболее долгий мой визит был в музей Тоталитарного прошлого Германии. Это тоже новый музей, организованный по тем же принципам, что и музей Египетский - экспозиция для обучения с широким интерактивом, и огромные архивные хранилища для работы специалистов.

Экспозиция музея размещена на четырех этажах, причем время течет сверху вниз. На верхнем этаже - как шла Германия к нацизму. Рассказ без прикрас и героики о Первой Мировой войне, "вина Германии в развязывании этой войны - огромна" - написано в соответствующей пояснительной легенде. Приведены цифры потерь, на экранах - фотографии и кинохроника кошмара войны. Особо рассказывается об идеологии пангерманизма, который и вдохновлял немцев идти на бойню. Нет оговорок, вполне справедливых, что и у других так было. Это музей, рассказывающий о преступлении немецкого народа. Другие народы тут не судятся. Только свой.

Особый акцент сделан, естественно на Баварии, на ее войсках, на политике королевства в системе Германской империи. Музей одновременно и общенациональный и локальный.

Потом - Великая ноябрьская революция 1918 года. Свержение монархии и в Берлине, и в Мюнхене. Попытка создать коммунистическую Баварскую ССР в апреле-мае 1919. О зверствах баварских большевиков сказано немного. Отмечается, что ультра-правые их преувеличивают, но безусловно они были и подготовили почву для нацизма как реакции на коммунизм. Откровенно рассказывается о том, что многие деятели советской власти в Баварии были евреями и это упрочило баварский антисемитизм, хотя его корни - в ложных идеях пангерманизма. Организации выступавшие за чистоту немецкой расы и крови создавались в Баварии с конца 19 века и это, возможно, толкнуло некоторых евреев к интернационал-социализму. Всё разобрано спокойно, без умолчаний, по немецки аккуратно и по возможности беспристрастно, с очень хорошими иллюстративными и документальными свидетельствами.

На этом этаже и рассказ о попытке "Пивного путча", и о том, как элита Веймарской Германии постепенно пришла к решению, что авторитарная нацистская альтернатива демократической республике - лучшее решение. На стенде так и написано - "популярность НСРПГ быстро возрастала - с 2,4 до 41 процента, но только решения элиты в 1932-33 годах позволили Гитлеру стать рейхсканцлером и приступить к уничтожению демократических оснований Веймарского государства. Портреты тех кто отдал нацистам Германию - и восторженные толпы на площадях и лощеные аристократы, генералы, промышленники, заключившие союз с дьяволом. Некоторые из них были убиты Гитлером уже очень скоро, другие высланы из страны или сгорели в горниле войны.

Этажом ниже - деятельность Рейха в 1933-39 годах. И об экономических успехах сказано немало, и о быстром разгроме всех демократических и антинацистских сил от социалистов до приверженцев консервативной революции и церковных движений, отвергавших диктатуру. Галерея портретов и биографий тех, кто заплатил жизнью и свободой за сопротивление возрастающей диктатуре. Нюрнбергские законы, Мюнхенский сговор, Хрустальная ночь. Экспозиция объясняет причины народного безумия, но объяснения составлены так, что в них ни на йоту нет оправдания, даже косвенного. А рядом герои - те женщины и мужчины, которые не обманулись, которые боролись с режимом и из эмиграции и, что еще достойней - принципиально оставаясь в лапах Рейха, не уезжая из страны. Это -
пример для остальных. Особо для Баварии значима фигура Георга Эльзера в одиночку подготовившего и осуществившего покушение на Гитлера в 1939 году, рассказ о молодежи из "Белой Розы". Сегодняшние немцы не смогут оправдать своих дедов словами - "все тогда так делали". Музей повествует о тех, кто действовал иначе.

Спускаясь еще на этаж, мы попадаем в годы войны - 1939-45. И опять - никакой героики. Война - это самое грязное дело. А агрессивная идеологически оправданная война - грязная трикраты. Тщательно перечислены преступления солдат Вермахта из Баварии. Названы полки, роты и отдельные люди их совершившие. Страшные видео и фото свидетельства расстрелов, иных видов казней, сожжения деревень и городов. И города Баварии, тот же Мюнхен после бомбардировок союзной авиации. Руины, руины, тела, заваленные грудами кирпича и плитами бетона. И ни одного слова обвинения в адрес войск антигитлеровской коалиции. "Это - цена войны, которую мы развязали" - написано на стенде.

И, наконец, преодоление нацизма на самом нижнем этаже музея. Процесс, затянувшийся на десятилетия, идущий и сейчас, через 75 лет. И вывод - без обнажения корней зла его нельзя победить. Забвение прошлого зла всегда ведет к возможности его повторения. Корни зла должны быть выкорчеваны через называние преступлений преступлениями. Иного пути преодоления прошлого нет. Немцы поняли это совершенно ясно.

ייתכן שזו תמונה של ‏‏‏3‏ אנשים‏ ו‏פעילות בחוץ‏‏
ייתכן שזו תמונה של ‏טקסט שאומר '‏‎Widerstand und Zivilcourage im Krieg Resistance and Civic Courage during the War verschärfte das NS-Regime jeglicher stand Justiz die Handhabe, nahezuj war was underway, stepped Nazi regime von indeed general 'Corrosion became punishable means giving Iwas Gestapo Willkür geöffnet. stations pass From onset order Parteiapparat supporte by Allmacht numbers apparatus However, the labour Nazis An Ungehorsams and wdean möglich dass that oppositi- showed ndeed aa Menschlichkeitund overarching‎‏'‏
ייתכן שזו תמונה של ‏בתוך מבנה‏
אין תיאור זמין לתמונה.
ייתכן שזו תמונה של ‏‏‏7‏ אנשים‏ ו‏בתוך מבנה‏‏
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..