четверг, 22 апреля 2021 г.

МАНИФЕСТ ГЛОКАЛИЗМА

 

МАНИФЕСТ ГЛОКАЛИЗМА

Ю.Б. Магаршак И.Г.Яковенко
Апрель 2021

Магаршак Юрий: Профиль Культуролог Игорь Яковенко. Личный сайт   


Призрак бродит по планете, призрак Глобализма. Который является не менее призрачным, чем коммунизм, провозглашенный Марксом и Энгельсом в Манифесте Коммунистической Партии полтора века назад. 

Глобализм, как концепция, будучи абсолютизированной и распространенной на все стороны жизни, абсолютно неверная, потенциально является столь же опасным и разрушительным, как "светлая коммунистическая идея", под эгидой которой в 20-ом веке совершались чудовищные дела.

Человек является частью Биосферы ("Всего Живого"). Которое в масштабах земли является глобальным в том смысле, что существует почти везде. А также в смысле универсальности основных биологичеких механизмов, таких как спаривание нуклеотидов, генетический код, фотосинтез, набор аминокислот и некоторые другие. Однако в своих проявлениях жизнь локальна. Каждый организм локален. Ни одно живое существо за исключением человека не может убить другое, находящееся на расстоянии более четырех метров (без соприкосновения на маленьких расстояниях убивает электрический скат - разрядом - и некоторые змеи,метко  плюющие яд). При этом глобальные механизмы in vivo неизменны миллиарды лет, в то время, как "глобальные" технологии и установления жизни, созданные человеком, быстро меняются - за исключением основополагающих табу религий (десять заповедей Христа, семь запововедей Ноя, четырнадцать заповедей Будды и им подобных) и некоторых других принципов. Будучи изобретенными раз, колесо, швейная игла и электрические системы стали глобальными. Но это не означает, что глобальны, а не локальны их разнообразные применения. Глобализм - и концептуально, и в приложениях к практике обезличивает всё, к чему прикасается от сервиса до человеческого общения. Он делает человека и перед правительствами, и перед природой не защищенным, а беззащитным.

Примером являются стихийные бедствия. Само собой разумеется, государство должно предпринимать глобальные меры для спасения жизней людей. Однако, попав в беду, люди, живущие в убеждении, что их должно спасать государство (а это происходит и в России, и в США) оказываются бездеятельны. Болеее того, Концепция глобальной защиты (например, глобальной энергосистемы, глобального обеспечивания фунционирования канализации и водоснабжения и только глобального) порождает множество бед. Необходимо создавать технологии локальной защиты. Обеспечения сохранения и возобновления жизнедеятельности многоквартирных домов в кратчайшие сроки после наводнений и ураганов. Что современный уровень развития технологий бесспорно позволит делать. В том случае, если парадигма глобализма будет заменена локализмом. Точнее - гармоничным сочетанием того и другого.

  

Концепция глобализма как определяющего развития человечества принципа является ложной. Если в эпоху интернета, средств массовой информации, обезличивающих общение и сознание, и коммуникаций, которые соединяют все страны и города, что-то должно быть провозглашено в качестве универсального принципа, то это нечто, прямо противоположное глобализму. Локализм. Только гармоничное сочетание структурирования на всех уровнях всех сторон жизни - ГЛОКАЛИЗМ (Глобализм + локализм, соединенные в единое неделимое гармоничное неразрывное целое) позволит сохранить  техногенную цивилизацию, а не разрушить ее.   

 

========================

Послесловие к Глокалистическому Манифесту

(не путать с коммунистическим манифестом Маркса&Энгельса, сюрреалистическим манифестом Анри Бретона и другими)

Локализм как проблема акцента на локальном уровне технологического и социального пространства

 

 

Логика всемирно-исторической эволюции формировала два генеральных вектора:

Первый задавал дробление универсального синкретического целого. На месте целостности мифо-ритуального комплекса архаической культуры формировалась новая конфигурация, состоящая из отдельных сфер, зон, профессий, социальных статусов и т.д. Если исходно каждый палеолитический человек знал и владел всей актуальной культуры своего рода-племени, то по мере дробления синкрезиса, происходила неизбежная профессионализация. Специализируясь в некоторой сфере, исторический человек утрачивал целостное знание. Теперь эта целостность была распределена в совокупности членов данного коллектива.

Второй вектор эволюции связан с кооперативным эффектом. Сто человек могут сделать нечто, что не под силу двум-трем. В равной степени государство, располагающее ресурсами в десятки тысяч рабочих рук, могло решать задачи, принципиально недостижимые малыми коллективами. Осушение болотистых местностей и создание систем орошения обеспечило гигантский рывок первых цивилизаций и запустило процесс исторического развития в собственном смысле.

Далее феномен торговли обеспечивал кооперацию, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровне. По мере разворачивания истории росли экономические связи, формировались устойчивые регионы, складывались предпосылки для последующей итерации этого объединения, а именно – глобализации. Сложилась сложнейшая технологическая среда, в которой каждый элемент задан массой связей с целостностью (теперь уже глобальной) общества и культуры. Он задан этим целым, и может существовать только внутри данной целостности

В результате возможности человека выросли необозримо. Но, одновременно с этим, практически до нуля снизилась его автономность. Частичный человек не располагающий знаниями, необходимыми для элементарного самоподдержания, целиком и полностью зависит от технологической и социальной среды. Любые сбои, катастрофы, климатические и социальные трансформации делают массового человека совершенно беспомощным. Он лишен как технологический, так интеллектуальных, и экзистенциальных ресурсов для выживания в критической ситуации.

Этому не учит школа. Бытовая и технологическая среда человека не рассчитана на существование в автономном режиме. Этого человека психологически и экзистанциально не готовят к катастрофам. Выживание в ситуации коллапса не является сюжетом массового кинематографа. Массовый человек не видит в таком герое объекта отождествления.

Отметим, что подготовка рейнджеров предполагает погружения их в ситуацию автономного существования во враждебной человеку природной среде. Иными словами их помещают в реальность палеолитического человека (разумеется, на другом уровне, с опорой на другие технологии). Другого способа создать профессионала выживания не существует.

Современная экономика берет на себя создание любых товаров и предоставляет любые услуги. Автоматические устройства, компьютеры и гаджеты обволакивают нашего современника, лишая его необходимости делать тысячи вещей. В отличие от своего отца и деда, он утрачивает элементарные навыки и уменья. В чрезвычайных ситуациях этот человек становится абсолютно беспомощным, ибо, вне высоко организованной социальной и технологической среды, он себя не мыслит.

Описанное нами не стало предметом рефлексии и самой серьезной озабоченности. Между тем, мы имеем дело с пространством высоких рисков. Необходима существенная коррекция стратегии человеческого бытия, которая могла бы если не ликвидировать, то снизить риски заданные доминирующим вектором развития. Это касается и инженерных решений, и сферы образования, и нормативно-ценностной структуры окружающего нас культурного пространства. Расслабленный потребитель товаров и услуг, передоверивший миру свою человеческую субъектность, пребывающий в убеждении что все проблемы, буде они возникнут, решатся сами собой, усилиями государства, профессионалов, общества, лишен исторической перспективы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..