понедельник, 21 сентября 2020 г.

Дмитрий Гаранин | Где вы, мастера партийного искусства?

 

Дмитрий Гаранин | Где вы, мастера партийного искусства?

На днях смотрел вебинар OPERA America на youtube, где обсуждается ущербность традиционного оперного репертуара, созданного европейскими композиторами в XIX веке на основе историй, полных pacизмa, ceкcизмa, кoлoниaлизмa и прочих грехов. Менеджеры оперных компаний призывают к обновлению репертуара на основе вклада pacoвыx и ceкcyaльныx мeньшинcтв, настаивают на высоком творческом потенциале тех, кому сейчас нужно дать зелёный свет.

Photo copyright: Orlando Fringe. CC BY-SA 2.0

А есть ли у них высокий творческий потенциал? Могут ли они создать новые оперы, на которые публика повалит так, как она сейчас валит валом на традиционные постановки? И повалит ли новая публика, многочисленные мeньшинcтвa, доселе этим жанром искусства не охваченные? Те, которые слушают рэп, например? Пусть менеджеры попробуют – попытка не пытка. Это можно делать параллельно, не отменяя традиционный репертуар.

Что же может произвести политкорректный гений? Если на первом плане стоит императив обойти всё проблематичное и не задеть ни одной из групп на карте интерсекциональности, то что может получиться, кроме варианта соцреализма, где конфликты всё-таки должны быть, но не антагонистические? Типа Сергей работает в бригаде засучив рукава, а Алексей – спустя рукава, но над ним проводят работу, и в конце произведения Алексей работает так же, как и Сергей. Может быть, маленький Джонни хочет сделать операцию и превратиться в девочку, его семья не понимает и против, но активисты приходят и разъясняют, приводят девочку, превращённую в мальчика, после чего у родителей происходит катарсис и они со слезами на глазах отвозят Джонни в госпиталь.

В кино, самом передовом жанре, это уже успешно внедрено. Как однополая любовь, так и вопросы смены пола широко представлены широкой публике на широком экране, так что обычному зрителю от этой проблематики укрыться невозможно, хоть глаза закрывай. После протестов цветных актёров несколько лет назад против засилья белых на экране и в списках оскароносцев были практически введены pacoвыe и гeндepныe квоты. Недавно Голливуд опубликовал детальные формальные требования к фильмам, номинируемым на Оскаров. Регламентируется процентный состав цвeтoв кoжи, пoлoв, ceкcyaльныx предпочтений и других важных признаков в главных и побочных ролях. Теперь режиссёры сломают голову над составом своих фильмов.

А как обстоит дело с поэтами? Я имею в виду поэтов, пишущих по-русски. На консервативном крыле большая творческая активность, творческие люди возмущены и напуганы перспективой установления социализма 2.0 в отдельно взятой стране, США, а то и во всём мире. Но где же освобождённый и окрылённый творческий потенциал на левой стороне? У тех, кто познал прелести социализма на себе, революция, ведущая примерно к тому же самому, не может вызвать ничего, кроме ужаса и отвращения. Но есть и те, кто заностальгировал по временам своей юности у пионерского костра. Фейсбук полнится группами типа «Русскоязычные против Трампа». С другой стороны, русскоязычный литературный истеблишмент, сросшийся с американскими культурными кругами, стремится соответствовать левизне местных собратьев. Если не соответствовать, ничего не получится.

Мне не попадаются на глаза никакие стихи в поддержку происходящей сейчас в США культурной революции. «Пробуждённые» поэты из бывших русских продолжают работать в жанре «настоящей (чистой) поэзии», отдавая дань политике попытками поймать консерваторов на нестыковках в моральных вопросах, типа «если вам ВСЕ жизни важны, почему бы не запретить всем выходить на улицу, потому что на улице более высок шанс произойти чему-то нехорошему». Единственное, что помню, это стихотворение одного поэта из Новой Англии, написанное в 2016-м году, в котором говорится, что наступает фaшизм и сейчас нас всех оттранспортируют в кoнцлaгepя. Но ничего, кроме этого, я не видел. Где же творческий потенциал соколов новой революции?

Сто лет назад большевистский октябрьский переворот окрылил поэтов, чьи сердца горели идеей справедливости. Под знамёна стали Владимир Маяковский, Демьян Бедный. Александр Блок призывал «слушать музыку революции». Великий Осип Мандельштам проникся и пытался соответствовать, как мог, но у него не особенно получалось, и своим его не признали, поэт погиб лагере. Маяковский также кончил трагически. Блок отдал свою жизнь впустую, надорвавшись работой на большевиков, которые потом не отпустили его на лечение за границу. Перед смертью сжигал экземпляры своей поэмы «Двенадцать», но все не сжёг, поэтому нам эту поэму насильно пихали в горло на школьных уроках литературы. А что сейчас? В обществе происходят тектонические процессы, а поэтов, желающих идти вперёд, к пропасти, совсем не видно. Может быть, они в глубине души не верят в то, за что агитируют в социальных сетях и за что собираются голосовать в ноябре?

Ввиду важности темы культурной революции в Америке открыт интернет-проект «Музыка революции», в котором можно опубликовать стихи как «за», так и «против». Но к настоящему времени в проект поступили только стихи «против». Может быть, найдётся кто-то, кто скажет своё веское поэтическое слово в поддержку прокламируемых идей pacoвoй и гeндepнoй справедливости, а также против наследия колониализма? Может быть, это слово всколыхнёт массы, чтобы они в ноябре стройными рядами пошли голосовать за того, за кого голосовать считается приличным и достойным интеллигентного человека? Неужели это бесполезно, и вся надежда у них на подтасовку результатов выборов по почте?

Baden-Baden

Комментариев нет:

Отправка комментария

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..