суббота, 18 января 2020 г.

94 ГОДА В ТЕНИ. ЗАГАДОЧНАЯ АКТРИСА

94 года в тени: Загадочная актриса российской сцены, которая не дает интервью и не снимается в кино

94 года в тени: Загадочная актриса российской сцены, которая не дает интервью и не снимается в кино
Имя Юлии Борисовой вряд ли известно широкой публике, ее знают лишь заядлые театралы – всю жизнь она посвятила Театру им. Вахтангова. В кино она сыграла всего 3 роли и категорически отказывалась от интервью, объясняя это тем, что все необходимое сказала на театральной сцене. Драматурги писали пьесы специально для нее, зрители приходили на спектакли исключительно ради того, чтобы увидеть ее блестящую игру, но сама она всегда предпочитала оставаться в тени.
За все 94 года она ни разу не изменила своим принципам, и сегодня ее называют одной из самых загадочных актрис, которые рождаются раз в сто лет.
Ее часто называли «отдельной планетой» – такой она была всю жизнь. С детства ее воспитывали в строгости, и Юлия никогда не рассказывала о своих переживаниях и проблемах. А сцена была для нее тем местом, где можно было дать выход эмоциям и рассказать о главном. Ее молодость пришлась на тяжелые военные и послевоенные годы, но никакие трудности не могли заставить ее отказаться от своей мечты – в 1947 г. Борисова окончила театральное училище и поступила в труппу Театра им. Вахтангова.
Ее талант был очень многогранным, она была одинаково органичной и в образах светских дам, и в образах деревенских девчонок, и в комедиях, и в трагедиях, и в роли Клеопатры, и в роли Настасьи Филипповны. Впервые об уникальности ее дарования заговорили в 1955 г., после премьеры спектакля «На золотом дне»: в обычной мелодраме актриса смогла найти глубину трагедии. Всю свою жизнь она была верна одному театру, оставаясь его примой и визитной карточкой долгие годы. Во многих спектаклях ее партнером был знаменитый актер Михаил Ульянов, который говорил о ней: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
В кино Юлия Борисова появилась лишь трижды: в 1948 г. она снялась в фильме «Три встречи», в 1958 г. исполнила роль Настасьи Филипповны в экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот», в 1969 г. сыграла главную роль в фильме «Посол Советского Союза» (прототипом ее героини была знаменитая женщина-дипломат Александра Коллонтай). На этом ее кинокарьера и завершилась. Недостатка в предложениях режиссеров у нее никогда не было, но актриса отказывалась от съемок, мотивируя это тем, что театр для нее – главное дело жизни. К тому же в предлагаемых ей сценариях не было того масштаба, который мог бы ее заинтересовать.
При этом Юлия Борисова не исчезала с экранов – постановки театра им. Вахтангова были так популярны, что часто демонстрировались по телевидению. Актриса снялась в телеспектаклях «Миллионерша», «Конармия», «Насмешливое мое счастье», «На золотом дне», «Антоний и Клеопатра», «Без вины виноватые», «Милый лжец». А в новом столетии были сняты фильмы-спектакли «Пристань» и «Евгений Онегин».
С театром была связана и ее личная жизнь – она познакомилась с будущим супругом в Театре им. Вахтангова, где Исай Спектор работал заместителем директора. Впервые он увидел ее на сцене и был покорен ее талантом и красотой, и вскоре они поженились. Даже после рождения ребенка Юлия Борисова не стала делать долгую паузу в карьере и вскоре снова вышла на сцену. А когда их театр отправлялся на гастроли, брала сына с собой. В 1974 г., когда актрисе было 49 лет, ее супруг скончался. После этого она больше не выходила замуж, оставаясь верной мужу всю жизнь.
Юлия Борисова всегда считала, что актерская профессия предполагает публичность только в пределах театра, поэтому она не соглашается на интервью и избегает светских мероприятий. Она не любит пускать в свой мир посторонних людей. К тому же актриса никогда не давала повода для сплетен, не участвовала в театральных интригах и скандалах. По-настоящему счастливой, помимо работы, ее делает только общение с сыном, двумя внучками и правнуками.
Она появляется на публике очень редко и только в исключительных поводах – например, на открытии ретроспективы Юрия Любимова в 2017 г. Тогда журналистам удалось задать 92-летней актрисе вопрос о том, как ей удается и в зрелом возрасте оставаться в такой великолепной форме, на что она ответила: «А секретов тут никаких и нет! Надо быть всегда оптимисткой, больше двигаться и, конечно, быть нужной людям!.. Мой секрет красоты вам точно не подойдет. Я никогда не была ни в одном косметическом кабинете, не делала зарядку, хотя и сейчас легко могу достать до пола и сделать кульбит… Но я всегда пользуюсь только очень дорогой косметикой причем выбираю только такие марки, которые, как и я, прошли испытанием временем. Например, очень люблю «Шанель» и «Диор». Я до сих пор играю в Театре Вахтангова, очень люблю наше молодое поколение актеров, они заряжают меня силой и энергией».

Свое 90-летие Борисова встретила на сцене родного театра, и до сих пор продолжает выступать в спектаклях, сыграв уже около 60 ролей. И ее преданность профессии была оценена по достоинству – она удостоена больше 20 премий, в 2016 ей вручили Российскую национальную актерскую премию им. А. Миронова «Фигаро» в номинации «Легенда русского театра». И это действительно так – 94-летнюю актрису, для которой слава и успех всегда были менее значимы, чем преданность любимому делу, давно называют живой легендой Театра им. Вахтангова.
P.S. Делитесь этой записью с друзьями!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..