четверг, 24 мая 2018 г.

ИНТЕРВЬЮ В ПРЕДДВЕРИИ ГАСТРОЛЕЙ



Интервью в преддверии гастролей: Сергей Жилин, «Фонограф» и «Let It BEatles!»

Сергей Жилин – настоящая звезда, причем везде. Его знают и любят профессиональные музыканты, любители джаза, и в то же время его узнают на улицах те, кто с музыкой никак не связан. Он пианист, он дирижер, продюсер, режиссер. Его можно увидеть в прайм-тайм на телевидении, где он со своим оркестром стал полноправным и весьма важным участником самых популярных музыкальных шоу.
А еще Сергей Жилин – неутомимый интерпретатор. Этим летом он привозит в Израиль свой «Фонограф Джаз Бэнд», с которым будет играть музыку The Beatles. Программа весело называется Let It Beatles. Об этой программе и не только, Сергея Жилина расспросила Ольга Черномыс.

- Сергей! Добрый день!  Скажите, что значает для вас музыка «Битлз»? Почему вы решили выбрать эту музыку для своей новой программы? В чем вы видите ее современность?
- Не открою ничего нового, если скажу, что «Битлз» – это целая эпоха. Но иначе про них не скажешь. Их музыка покоряет не только самых взыскательных меломанов, но и музыкантов всевозможных направлений – меня в том числе. В свое время я, как и все, слушал их пластинки «до дыр», поэтому желание играть «битлов» было вполне естественно. Подумать только, что они, наверное, единственная в мире группа с просто немыслимым количеством каверов! Взять тот же джаз: практически нет песен «Битлз», которые каким-либо образом не попадали бы в поле зрения джазовых музыкантов. Поэтому выбирать именно музыку ливерпульской четверки было, отчасти, рискованно – удивить чем-то уже довольно сложно. Но мы поставили перед собой особую задачу: в одном концерте показать репертуар «битлов» во всех мыслимых и немыслимых музыкальных жанрах сразу, порой абсолютно непредсказуемых. Такого еще никто не делал. Каждая композиция будет представлена в особом, оригинальном прочтении. Их музыка очень эластична, потому и бессмертна. Она может быть переработана в абсолютно любой жанр, и каждый кавер при этом не искажает оригинал, а даже в чем-то расширяет его границы.
Почему музыка «Битлз» современна? Стоит просто включить ее и ответ придет сам: не ощущается никакой временной дистанции. Она по-прежнему свежа и существует как бы параллельно со всеми современными течениями. В свое время «битлы» помогли вывести поп-музыку из депрессии, если можно так сказать, потому что они привнесли в нее независимость, свободу самовыражения и дух эксперимента. А разве не этого до сих пор жаждут услышать зрители?

- А  какие песни вы выбрали для своих экспериментов? И почему?
- Стоит сказать, что когда мы только создавали эту программу, давали премьерные концерты, то песенное наполнение отличалось от того, что мы играем сейчас. Это не значит, что песни были хуже или в то время не получились. Когда создаешь программу на бумаге, пишешь сценарий, то все выглядит иначе. Я ведь выступаю не только как музыкальный руководитель коллектива, но и как режиссер и сценарист всех наших концертов. Это позволяет мне отшлифовывать программу до тех пор, пока я не пойму, что она идеально оформлена, что все режиссерские задачи достигнуты. Хотя, как шутит мой уважаемый коллега, легендарный российский джазмен Анатолий Кролл: «Совершенствовать – это безнравственно!». Тем не менее, «Let It BEatles!» претерпела изменения и сейчас, на мой взгляд, представляет собой гармоничный музыкальный спектакль. Прозвучат всеми любимые хиты: «Hey Jude», «And I love her», «Back in the USSR», «Honey Pie» и многие другие. И «Let It Be», конечно же.
Я всегда подбираю репертуар, в первую очередь, опираясь на то, насколько интересны композиции с музыкальной точки зрения. А уже потом – насколько они известны и любимы зрителями. По опыту могу сказать, что в большинстве случаев если песня или инструментальная композиция гармонически и мелодически оригинальна, то она узнаваема и популярна.

- Сергей, у вас около полутора десятков коллективов - «Джаз-Трио», «Джаз-Квартет», «Джаз-Квинтет», «Джаз-Секстет», «Дикси-Бэнд», «Джаз-Бэнд», «Биг-Бэнд», «Симфо-Джаз». В Израиль приезжает «Фонограф-Джаз-Бэнд». Расскажите, кто в него входит?
- У нас действительно много составов – от моих сольных выступлений до эстрадно-симфонического оркестра. Как кто-то однажды сказал: «Фонограф» - это маленький завод по производству музыки. В «Фонограф-Джаз-Бэнд», который приедет в Израиль, входят рояль, гитара, бас, труба, саксофон и ударные. Это оптимальный состав, который позволяет показать максимально возможное количество разножанровых композиций. Каждый в нашем коллективе – профессиональный, состоявшийся музыкант, поэтому будет неправильным выделить кого-то. Не устаю повторять, что оркестр - это прочное содружество ярких индивидуальностей, это одна из важнейших составляющих успеха коллектива.

- Будут ли приглашенные гости? Может быть, джем-сейшн с кем-то из израильских музыкантов?
- Что касается гостей, то все возможно, почему бы и нет. А на джем-сейшен мы бы с удовольствием заглянули в какой-нибудь из джазовых клубов, но не уверен, что у нас найдется на это время в связи с переездами.

- Ваша программа называется «Спектакль-шоу» - что вы в это вкладываете? Есть ли в ней драматическая составляющая?
- Я бы не сказал, что это шоу – мы анонсируем «Let It BEatles!» как музыкальный спектакль. Это будет единое, многогранное, разножанровое и вместе с тем гармоничное музыкальное полотно. Не случайно, отвечая на предыдущий вопрос, я сказал о том, что нам важно показать максимально возможное количество разножанровых композиций. Уверяю, что такого представления хитов легендарной ливерпульской четверки вы еще не слышали!
Программа отличается фактурными и стилевыми скачками. Каждая очередная песня – это новый стиль: jazz ballad, pop funk, bebop, jazz-rock, rock-n-roll и другие. И еще добавлю, что не только программа целиком, но и каждый номер профессионально поставлен с режиссерской точки зрения, поэтому драматическая составляющая, безусловно, присутствует.

- В каком качестве вы будете выступать на израильских концертах: только ли в качестве дирижера или мы услышим вашу игру на рояле?
- Наверное, за всю мою творческую жизнь не было ни одного концерта, где бы я только дирижировал. Как дирижер я выступаю преимущественно в больших составах «Фонограф-Джаз-Бэнда», «Фонограф-Биг-Бэнда», оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз». Хотя и в этом случае совмещаю дирижирование с пианистической деятельностью. Как я уже говорил, в составе нашего «Фонограф-Джаз-Бэнда» есть рояль, и за эту партию отвечаю лично я. Могу открыть секрет, что одна из композиций «Битлз» прозвучит в моем сольном исполнении, причем самая неожиданная.

- И не могу не задать наверняка надоевший вам вопрос о шоу «Голос» и т.п. Ваш послужной список в джазовой музыке невероятный: количество коллективов, концертов, фестивалей, пластинок и спектаклей такое, будто вас несколько. Не бывает ли вам обидно, что большая часть российской публики знает вас как «Сергей Сергеича» из телешоу, а не как выдающегося джазового музыканта и не менее блестящего организатора?
- Если скажу, что мне все равно – конечно, слукавлю. В первую очередь я джазовый пианист, и мне хочется, чтобы зрители знали эту основную часть моей творческой деятельности.
Но вместе с тем я благодарен телевидению за то, что о моем коллективе узнали миллионы людей. Куда бы мы ни приехали – нас ждут в первую очередь как самобытный коллектив, а не потому, что видели в телевизоре. Мы играем совершенно другую музыку, чем в «Двух звездах» или «Голосе». Работа в телевизионных проектах дала нам очень много помимо известности: например, знакомство с новыми жанрами и направлениями, а еще способность репетировать сутками напролет. А то, что за мной закрепился «Сергей Сергеич» - у всего есть свои издержки.

- Вы уже выступали в Израиле. Расскажите, как вам израильская публика, есть ли у нее особенности? И вообще, как вы себя чувствуете в Израиле, что вам здесь нравится, а что не очень?
-Мы будем у вас уже в третий раз. Пару лет назад мы приезжали с программой «Упоение джазом», а еще раньше, лет двадцать пять назад, мы были в Израиле с шоу Валентина Юдашкина. Тогда оркестр открывал программу, шел показ моделей Юдашкина, какая-то часть коллекции под живую музыку, а потом мы дали два джазовых концерта. И могу сказать, что в Израиле искушенная публика! У вас прекрасные джазовые музыканты, замечательные джазовые фестивали, много ценителей этого жанра, да и в целом музыкальная осведомленность достаточно глубока. Что и понятно: джаз «любит» самобытность, пересечение культур и многоголосие общества. А когда чувствуешь, что зритель любит джаз, что он с тобой на одной волне, тогда комфортно в любой стране. Сам Израиль нам посмотреть особо не удается из-за насыщенного гастрольного графика, но присутствие на Святой Земле вдохновляет.

****

Выступления «Фонограф-Джаз-Бэнд» под управлением заслуженного артиста России Сергея Жилина с программой «Let it BEatles!» пройдут в Израиле в июле 2018 года.
Вокал - Нина Серова и Ирина Братис. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..