воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Пурим и скрытая в нем надежда


р. Биньямин-Зеэв Кахане

Пурим и скрытая в нем надежда


Из свитка Эстер не вполне понятны два момента: почему вообще было вынесено решение уничтожить евреев, а с другой стороны – если народу Израиля грозило истребление, что же вызвало такую внезапную отмену приговора?
Чтобы понять это, рассмотрим подробно историю Пурима. Как гром в ясный день восприняли евреи Шошана известие, что принят закон: «истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и малых детей, и женщин – в один день». Но вот реакция евреев на этот приговор была довольно странной. В свитке Эстер описано таким образом: «...а город Шошан был в смятении». В смятении? Те, кто получают смертный приговор, обычно плачут и кричат...

АССИМИЛЯЦИЯ ИЛИ "ИЗОЛЯЦИЯ"

Однако если мы внимательно изучим историю евреев Шошана и их положение, мы поймем – смятение отражает тот факт, что евреи даже мысли не допускали о таком развитии событий! Ведь они – самые большие патриоты и наиболее верноподанные граждане царя Ахашвероша! Факт, что когда девять лет назад царь объявил о проведении пира продолжительностью в 180 дней, на который были приглашены все народы, евреи были первыми, кто поспешил подтвердить свое участие. И это несмотря на протесты "экстремистов" вроде Мордехая-иудея, которые предупреждали о безусловном запрете на участие в той транезе, предназначенной для смешения евреев (с другими народами). А евреи как раз хотели доказать отсутствие у них изолированности! И сейчас вдруг такой удар?! – такова причина смятения...
Но книга Эстер продолжает: «И знал Мордехай обо всем, что делалось...» Т.е. он знал и хорошо понимал, за что пришло наказание. Он понимал, что именно ассимиляция(1), на которую иудеи рассчитывали как на средство уничтожения ненависти по отношению к ним, и привела к этому приговору! Ибо со времен Египта действует правило: всякий раз, когда евреи пытаются затушевать свои особенности и отличия – чтобы гои их лучше (вос)принимали – именно тогда заложенная в душе последних ненависть к евреям "дозревает" и переходит к действиям практическим. Такое толкование дали наши мудрецы стиху из Теhилим (105:25): «Обратил Он сердце их (и стали) ненавидеть народ Его, злоумышлять против рабов Его»!
Раз так, то почему же приговор был отменен? Так как сразу после его опубликования Мордехай, который, как уже говорилось, знал его причину, с одной стороны не опустил руки, а с другой – не занялся "лоббированием" в царском дворце (хотя он и был там своим человеком). То, что он сделал, было последней попыткой пробудить народ и привести его к пониманию подлинной проблемы – к пониманию того, что именно желание устранить еврейские особенности и отличия и жить подобно неевреям стало причиной тяжкого наказания.

РАСКАЯЛИСЬ И ПРЕКРАТИЛИ

Правда заключается в том, что очень трудно донести эту мысль до еврея, когда он охвачен навязчивой идеей – как сделать, чтобы гои его возлюбили. Ибо эта мысль, этот посыл воспринимаются как нечто, обратное логике. Но в городе Шошан произошло большое чудо – подлинное и скрытое (неявное) чудо Пурима – евреи послушали Мордехая, согласились с тем фактом, что изначально он был прав, предупреждая о запрете участвовать в пиршестве, и приняли на себя обязательство – сейчас же уйти с дурного пути и отделиться от своих соседей-персов! И они сделали это без какого-либо явного чуда, которое доказало бы им в данный момент, что Всевышний с ними; выразилось же это в массовом участии в посту, объявленном Мордехаем (ведь чудесное успешное завершение этих событий произошло только после того, как они постились и сделали тшуву!).
Так можно понять причину того, почему Имя Творца не появляется в книге Эстер, главный смысл которой – тшува, возвращение к Всевышнему! С тем, чтобы сказать нам, что народ Израиля раскаялся и вернулся к соблюдению заповедей-мицвот, хотя и скрыл Всевышний Свое присутствие и не показал явных, нескрытых чудес. С тем, чтобы научить нас, что когда приходит беда, следует положиться на Творца и без промедления, не дожидаясь чудес, совершить верные действия (в данном случае – отделиться от гоев), даже если это кажется не слишком логичным. А после всего, если произойдет чудо – хорошо, если же нет – мы свою часть сделали.

ИСТОРИЯ ПУРИМА ОБНАДЕЖИВАЕТ

В этих событиях есть то, что сильно обнадеживает и теперь. Ибо сегодняшние наши проблемы – это те же проблемы: желание стать похожими на неевреев, затушевать наше отличие как народа и принудительная зависимость от гоев. Иногда начинает казаться: наш народ не способен понять, что не Америка спасет нас – и из-за этого непонимания мы страдаем! Но есть у нас пример из истории, который учит о том, что, по меньшей мере находясь в большой беде, народ Израиля способен совершить тшуву в своей вере. Тем более в нашем поколении, в котором Всевышний сотворил для нас великие чудеса! 


------------------------------------------------------------
1) Попытка стать "как все народы", среди которых евреи живут, смешиваясь с ними и перенимая их обычаи, культуру и т.д.; по оценкам ученых, благодаря ассимиляции евреи потеряли на порядок больше соплеменников, чем во всех войнах, погромах, преследованиях и т.д.

"Еврейская идея", 5757 г. (1997 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..