четверг, 17 марта 2016 г.

МЕСТЬ БОГА

history

Еврей – залог успеха


15.03.2016

Европейские города и страны, из которых изгоняли евреев, вскоре приходили в упадок и начинали экономически и технологически проигрывать тем районам и городам, куда они переезжали и где к ним относились более толерантно. Причем эффект этот присутствовал не только в средневековой Европе, но и сохранился до настоящего времени.
К таким выводам пришел в результате своих исследований экономист и социолог Луиджи Паскали, профессор барселонского Университета Помпеу Фабра. В качестве базисного исторического примера Паскали приводит изгнание евреев из Южной Италии в начале XVI века. В 1503 году весь этот довольно обширный регион, включающий южную половину Апеннинского полуострова и Сицилию и носивший название Неаполитанского королевства, перешел под контроль арагонского короля Фердинанда, изгнавшего евреев из Испании одиннадцатью годами ранее. Когда под его властью оказались новые итальянские территории, Фердинанд изгнал евреев и оттуда. В результате, как объясняет профессор, именно это обстоятельство стало решающим фактором экономического отставания Южной Италии от Северной, которое сохраняется и сейчас: на юге Италии ВВП и сегодня на 10 процентов ниже, чем на севере.
А в Северной Италии продолжали существовать многочисленные и относительно независимые небольшие города-государства и княжества, в которых продолжали процветать иудейские общины. И многие евреи, среди которых были ученые и ремесленники, торговцы и финансисты, после изгнания с юга Италии переселились на север страны, где вскоре дали новый толчок развитию ремесел и торговли. И, конечно, открыли первые банки, которые способствовали экономическому росту, обеспечивая, ссужая и перераспределяя капитал по всей Северной Италии, включая такие активно развивающиеся регионы, как Ломбардию с центром в Милане и Тоскану с центром во Флоренции.
Другой пример – в 1179 году Ватикан запретил христианам зарабатывать «на ростовщичестве», а по сути – ввёл ограничения для католиков почти на всю банковскую деятельность, что заметно затормозило развитие торговли и финансов в средневековой Европе. Иудаизм же столь жёстких ограничений не налагал, в результате торговые операции, осуществление которых без привлечения кредитных средств и тогда, и сейчас редко возможно, во многих европейских регионах оказались в значительной степени сосредоточены в руках еврейских бизнесменов. Тем более что евреям были в те времена запрещены многие стандартные профессии и занятия того времени, как, например, земледелие, которым на европейских землях могли заниматься в массе своей только христиане.
Финансовая деятельность постепенно превратилась в еврейской среде в наследственный бизнес, что в итоге привело к формированию первых крупных банкирских домов, которые вели свою деятельность на территории сразу нескольких европейских государств. Со временем еврейские банки занялись кредитованием не только торговых операций, но и реального сектора экономики, которым тогда, главным образом, было сельское хозяйство. А землевладельцы, получившие доступ к кредитам, постепенно осваивали ремёсла и переходили от примитивного натурального хозяйства к переработке, что, в свою очередь, подстёгивало новый виток развития ремёсел и технологий, рост городов и городского населения и переход от феодального уклада жизни к буржуазному.
«Анализируя деловые документы той эпохи, можно прийти к выводу, что в тех областях Италии, где наблюдалась более высокая концентрация банков, росла производительность и в реальных секторах экономики», – пишет Паскали. В статье, опубликованной в научном журнале The Review of Economics and Statistics, ученый подробно останавливается на роли евреев в развитии экономики средневековой Италии: «Некоторые еврейские семейства Северной и Центральной Италии занимались торговлей на протяжении столетий. И к началу эпохи Ренессанса они накопили значительные состояния и оказались основными кандидатами на роль настоящих банкиров». Несмотря на церковный запрет, среди христиан тоже появились крупные торговцы и первые банкиры, но их клиентами были в основном дворянство, рыцарство, королевские дворы. Одну из таких историй в художественном обрамлении описывает, например, в своем прекрасном цикле исторических романов «Проклятые короли» Морис Дрюон, в которых семейство сиенских банкиров оказывается главным кредитором французского королевского семейства. Евреи же активно кредитовали нарождавшуюся буржуазию, чем способствовали укоренению в феодальной экономике капиталистических отношений. «К началу XV века уже по всей территории современной Северной Италии работали основанные евреями банки», – отмечает Паскали.
Изгнание евреев из Южной Италии негативно сказалось на экономическом развитии региона. Впрочем, еврейское население Южной Италии никогда не было особенно многочисленным, а ее северные регионы еще с Раннего Средневековья считались самыми экономически развитыми в Европе, недаром во Флоренции еще в 1345 году произошло восстание работников сукнодельных мануфактур, так называемое «восстание чомпи», которое считается первой забастовкой в мировой истории. Тем не менее Паскали убежден, что имеет место тесная корреляция между отношением того или иного итальянского города или региона к евреям в эпоху Ренессанса и его экономическим развитием по сей день. Но, возможно, евреев изгоняли из тех регионов, где к началу Ренессанса развитие капиталистических отношений по тем или иным причинам затормозилось и возобладала феодальная реакция – ведь евреи как раз и ассоциировались с новыми веяниями, так как привносили в общество новый, буржуазный уклад, разрушающий традиционный. Именно таким государством историки единодушно признают средневековую Испанию, где с приходом к власти Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской и победой Реконкисты началась католическая реакция, а также принадлежавшую испанской монархии Южную Италию.
Кстати, многие бежавшие и из Италии, и из Испании евреи нашли убежище в зарождающихся тогда Нидерландах, сделавших выбор в сторону буржуазного развития и боровшихся за свою независимость от крупных европейских стран. Кто знает, может, переселение евреев на эти отвоеванные у Северного моря земли стало одним из факторов ускоренного капиталистического развития этого региона и последующего экономического процветания Голландии. А буржуазный уклад жизни привел к появлению толерантного по отношению к религиозным и национальным меньшинствам климата, который позволил просуществовать еврейским общинам в этом регионе много сотен лет.

Роберт Берг
А.К. Дело, мне думается, не в евреях, а в общем климате мракобесия и нетерпимости, который и начинался в странах, откуда их изгоняли. Вместе с евреями, как правило, уходила страсть к знанию, любовь к книге, способность к поискам в экономике и прогрессу. Уходил неизбежно сам дух развития. Кто-то назвал подобное МЕСТЬЮ БОГА.

1 комментарий:

  1. Мудрость Бога ,драруемая людям через мудрецов ,одна из основ понимания жизни в Иудаизме, языческие народы того времени почитали войну и земледелие основой жизни отстранили от неё неграждан, капитал возник вместе с торговлей и деньгами при ем история возникновения денег есть история мышления,видимо вместе с письменностью....прибыль приносила не только ростовщичество и торговля, Евреи были ремесленниками и отсюда успехи государств, где они трудились.Ювелиры,механики,оптики,кузнецы, портные..первые еврейские профессии. В Российской империи огромное количество евреев крестьян было в черте оседлости, но это другая история.

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..