суббота, 9 января 2016 г.

ИЕРУСАЛИМ НЕ ЗАМЕТИЛ ПОЗНЕРА

200

Иерусалим и не такое видел


08.01.2016

Пустыня со скорпионами, арабы, бросающие камни в Старом Городе, восточный базар, набережная Тель-Авива, черно-белая историческая хроника, много еды и разговорчивый таксист. Да, нам, израильтянам, кажется, что фильм Владимира Познера об Израиле состоит из штампов и банальностей. Но мы – пристрастны.

Представьте, что однажды кто-то с вашей помощью познакомится с любимым вами человеком и решит тут же высказать о нем свое мнение в довольно безапелляционной форме. Спорю, вам не понравится, даже если мнение будет отчасти верным. Вы назовете его поверхностным, в корне неправильным, вам будет больно… И вообще, с какой стати? Вот по этой же формуле реагируют израильтяне и сочувствующие на фильм «Еврейское счастье», сделанный по известному, уже отработанному лекалу: два путешественника (умудренный опытом Познер и ерничающий Ургант) гуляют по стране и высказывают свое мнение по поводу увиденного. Понятно, что гражданам может этот взгляд и не понравиться.
Но Израиль, где «на четверть наш народ», – особый случай. Тут взрыв эмоций ощутимее, потому что есть дополнительные факторы, которые надо было учесть. Впрочем, допускаю, что Познеру, быть может, на них просто наплевать. Нам-то известно, что Иерусалим, например, – сложный город. В каком-то смысле он вообще не город, строящийся веками для жизни. Он – некое метафизическое явление, существующее как ответ на множество вопросов, цель всеобщих устремлений и многовековых чаяний. Осматривать его с обычным туристическим любопытством – это как забивать гвозди микроскопом. А вот если не забивать гвозди, а попытаться понять, то можно и преуспеть. Но не сразу. На кого-то Иерусалим давит непереносимо, или порождает знаменитый «иерусалимский синдром», или отталкивает навсегда. Вот с этим отторжением мы и столкнулись в фильме Владимира Познера. Бывает. И все бы ничего, если бы не снобизм героя, вечно брезгливое выражение лица, пожимание плечами со сцеженным безразличием: «я ничего не почувствовал».
Ну, хорошо, Познер не обязан всем нравиться, и он всячески это подчеркивает, хотя я-то думала, что речь в фильме идет не о нем, а об Иерусалиме. Город кажется ему «мертвым» и «грязным», и это совсем не то, что пытаются ему объяснить замечательные знатоки всех его закоулков и писатель Меир Шалев. Каждый слышит то, что хочет услышать. Попытки быть объективным в разговоре о вечном арабо-еврейском конфликте понятны, хотя на чашу весов и не положили всей исторической правды о еврейском присутствии на этой земле. Ну, и это тоже можно объяснить: история здесь сложная – попробуй разберись. Особенно, если ты уже заранее все для себя решил.
В Тель-Авиве дуэту явно было легче, тут можно расслабиться и снова сделать гримаску, но уже по более безопасному поводу: завтрак не понравился. Ну, ляпы, конечно, тоже все заметили, а ведь их вполне можно было избежать: перепутал Дрейфуса с Бейлисом, ни разу не сказал о Торе, а все больше о Библии, ударения в ивритских словах путает постоянно. В киббуце и вовсе впадает в какой-то немного рекламный восторг. В общем, не покидает ощущение некоего непрофессионализма при наличии немалых средств, выделенных в том числе и министерством туризма Израиля, и его всемерной помощи.
Всё так. И тем не менее, откуда такой вал возмущения? Что, от Первого канала кто-то ждал высокого профессионализма и тонкого понимания еврейской темы? В этой схватке столкнулись две условные персоны с большими внутренними проблемами и комплексами. С одной стороны, человек без национальной самоидентификации, выросший в трех разных странах, явно не чувствующий себя дома ни в одной из них. Выжить и состояться в СССР помогал приобретенный с опытом отчаянный конформизм, что вполне понятно, но не всем симпатично. Второй условный спорщик – нашедший наконец свой дом еврей, не вдруг и не сразу принявший свое еврейство и ставший (так часто бывает) в чем-то «святее папы римского». Израиль он воспринимает как приз, выстраданный и долгожданный. Страна приняла его не сразу, помучила, пообтесала. Но он научился любить эту страну, несмотря на жару, войны, интифады, безумных политиков и разноголосицу восточного базара. Он ощущает страну своей собственностью, на которую посягнул чужестранец, который «ничего не понимает». Вот такой психологический феномен.
А если охладиться слегка, не обращать внимания на ляпы и навязчивый продукт плэйсмент GetTaxi, можно увидеть в фильме много интересного и полезного. Он очень красиво снят, для интервью выбраны интересные, яркие люди – писатели, режиссеры, артисты, талантливые экскурсоводы и жители киббуцев. Он явно привлечет в страну много туристов – особенно в свете всё время сужающегося для россиян поля туристических возможностей.
А Познер… Ну что, Познер. Он точно так же снимал Америку, Францию, Германию. Этот взгляд уставшего путешественника, решающего попутно какие-то свои личные внутренние проблемы, не очень портит картинку. Белые камни Иерусалима и не такое видели.
Автор о себе:
Я родилась и училась в Ленинграде, а работала уже в Санкт-Петербурге. После окончания Педагогического университета им. Герцена сменила несколько профессий: учитель, экскурсовод, журналист. Стажировалась на факультете журналистики Иллинойского университета (США). Работала в газетах «Известия», «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смена». Потом издавала журналы и руководила работой информагентства «БалтИнфо». Сотрудничала со многими федеральными и западными изданиями, вела колонки и блог на сайте радиостанции «Эхо Москвы», получила премию Союза журналистов Санкт-Петербурга «Золотое перо». В ноябре 2013 года репатриировалась в Израиль и продолжаю писать отсюда.
 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

Алла Борисова
http://www.jewish.ru/columnists/2016/01/news994332176.php

3 комментария:

  1. игорь рубин израиль10 января 2016 г. в 20:17

    Не могу практически полностью не согласиться с Вашим мнением.от себя добавлю что мне было интересно посмотреть на страну глазами людей которые не связанны с ней(или которые пытаются эту связь всячески отвергнуть).Ваня на много приятнее чем Познер....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Познер..начал стремительно "падать ниже плинтуса"..в моих глазах...задолго до ЭТОГО фильма,к сожалению,,,

      Удалить
  2. Замечательно объективное отношение! Чудесное название! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..