суббота, 30 мая 2015 г.

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР. НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ


Время выхода в эфир: 29 МАЯ 2015, 19:05


М. Королева
 Здравствуйте. Это действительно программа «Особое мнение». Я – Марина Королева. Напротив — писатель Михаил Веллер. Здравствуйте, Михаил Иосифович.

М. Веллер
 Добрый вечер.

М. Королева
 А давайте начнем с ваших писательских дел.

М. Веллер
 С моих? Давайте.

М. Королева
 К вам обратился патриарх московский и Всея Руси Кирилл.

М. Веллер
 Ко мне?! А почему он мне не сказал.

М. Королева
 Вы же писатель. Он призвал современных писателей чаще обращаться в своих произведениях к теме святости, изображать в художественных произведениях таких героев, перед которыми наш современник снимал бы шапку.

М. Веллер
 Я однажды снимал шапку, когда настоятель Владимирского собора в Санкт-Петербурге велел прихожанам петь мне аллилуйю. Вот это было да. Я не сажал дерево заместо воскресной школы, которую хотели построить на газоне. Вы знаете, что касается книжных дел, я только вернулся с книжного фестиваля в городе Петербурге. И надо сказать, что не все так плохо в книжном мире, я думаю здесь патриарх как-то проинформирован, потому что тоже гениальная совершенно система организации концерн «Буквоед», однако наращивает число магазинов и увеличивает число продаж.

М. Королева
 Но мы же не рекламируем. Правда.

М. Веллер
 Упаси боже. А он не нуждается, простите, что я назвал. Никаких фамилий, никаких адресов, ни одного названия.

М. Королева
 Но это все не про святость.

М. Веллер
 Это про святость, потому что книги там выходят разные. И его руководители, я не буду называть ни имени, ни фамилию, чтобы не рекламировать, настроены весьма, я бы сказал в философско-объективно-идеалистическом духе. Так что я думаю к нему также обращался патриарх. Притом что, в общем и целом с точки зрения организации все было прекрасно.

М. Королева
 Вы уходите…

ВЕЛЛЕР: Не может наместник господа на земле жить в  дорогой квартире с нанопылью и носить зарубежные часы

М. Веллер
 Книг стало в два раза меньше, издатели вылетают из бизнеса. Для того чтобы писатели писали про святость, читатели должны читать. Для этого нельзя грабить и пускать ко дну издателей. Потому что если издатель будет по белому все аккуратно и по закону, он идет ко дну. Что он благополучно и делает. Книг стало с лотков в два раза меньше на этом прекрасно организованном, так что, что касается про святость.

М. Королева
 Подождите.

М. Веллер
 Насчет святости, у меня лично есть книга, которую я считаю позитивным примером всего на свете. Про доктора Звягина. Его трудно назвать святым, хотя в сущности он не курит, не пьет, верен своей жене и совершает добрые поступки.

М. Королева
 Это уже святой. В наше время.

М. Веллер
 Но ни слова про религию. Слушайте, он отставной советский офицер, какая религия. О чем вы говорите. Конечно, на партсобрание в церковь, советский офицер в церкви. Ну что за бред в самом деле. Тема святости снимать шляпу. Снимайте шляпу хоть целый день, мы знаем этих самых, которые без шляп. А потом Феррари сносит рабочих на дороге. Вылезает молодой поп и говорит: бывает.

М. Королева
 Нет, представим себе, что вы хотите, чтобы книг было в два раза больше, чтобы издатели не прогорали.

М. Веллер
 Да.

М. Королева
 Уберут тех издателей, которые про святость ничего не издают, зато тем, которые будут издавать книги про святость, им, например, будут предоставлять на это дело субсидии, будут давать им льготы, пишите про святость. Вы будете писать?

М. Веллер
 Я думаю, что у вас совершенно государственный ход мыслей. Я думаю, что вы, я не знаю, если вы не имеете информации сверху, то, по-моему, вы мыслите совершенно в резонанс.

М. Королева
 Я вам на патриарха Кирилла ссылаюсь. Что надо писать про святость.

М. Веллер
 Не надо. Писать надо про то, про что надо. Про то, что как писал писатель Бабель, не религиозный, в газете товарищ Ленин пишет, что во всем у нас недостача. Правда, Бабеля тоже, в конце концов, расстреляли. Но вовсе не за недостаток святости. Иду, вокруг газонов, стояли чудные металлические решеточки. Все срезали, и меняют их на бордюрный камень. Зачем? — чтобы освоить деньги и значительную часть денег украсть из городского бюджета. Потому что иного объяснения я человек наивный, не бизнесмен, не чиновник, иного объяснения не имею. Пускай они послушают про святость и перестанут тратить деньги на ветер, когда они говорят, что у нас в стране кризис. У нас кризис, а они меняют решетки на бордюрах и крадут деньги. Может не крадут, а зачем расходуют.

М. Королева
 В общем, я поняла, что про святость вы не хотите.

М. Веллер
 Нет, что касается святости, начинать надо с себя. Не может наместник господа на земле жить в  дорогой квартире с нанопылью и носить зарубежные часы, сделанные не в православной стране. Он вообще по Солнцу и по Луне, по светилам ночным должен время узнавать.

М. Королева
 Часы «Ракета» что ли нужно носить.

М. Веллер
 Да. Да.

М. Королева
 И ездить на «Жигулях» еще скажите.

М. Веллер
 Да, а можно ходить пешком.

М. Королева
 И отдыхать где-то в Подмосковье.

М. Веллер
 Почему президент Обама носит американские часы. Почему я ношу российские часы. Почему он не может. Про святость. Вы когда-нибудь видели святого в зарубежных часах.

М. Королева
 Ну я не знаю, может быть…

М. Веллер
 Вам известен святой, который жил в огромной квартире с нанопылью.

М. Королева
 Ну может быть это какая-то новая разновидность святых. Мы просто об этом еще не знаем.

М. Веллер
 Вы правы, я думаю, это новая разновидность святых, я не успеваю перестроиться.

М. Королева
 Хорошо. Давайте мы тогда про указ Путина о засекречивании сведений о потерях в мирное время. Вот вас спрашивает наш слушатель: это что, косвенное подтверждение потерь российской армии на юго-востоке Украины? Или возможного наступления будущего российских войск под видом ополчения. Вот так он ставит вопрос.

ВЕЛЛЕР: К демократии, как ни подходи, а все равно в результате очень быстро получается диктатура

М. Веллер
 Чем меньше информации, тем шире круг возможностей. Когда людям запрещают знать все, они предполагают, что все может произойти. На мой взгляд, это все совершенно горестная история, потому что каждый раз, когда я вижу в проклятых голливудских фильмах, как погибшего американского военного хоронят на Арлингтонском кладбище, под горны и складывают американский флаг на его гробе и вручают его жене, вдове этот флаг, мне делается завидно и больно за своих. Которых так не хоронят. Отдавших жизнь за свою родину. С точки зрения государственной необходимости им, отцам нашим милостивцам виднее, прикажут, и нас всех не будет. Подпоручик Киже — замечательный русский сюжет Юрия Тынянова. Запретили заниматься критикой – он взял и стал писать романы. Это мы знаем. Но все это как-то очень горестно, подвиги есть, а людей нет. Смерти есть, а информации нет. Кто его знает, что они засекретят завтра. Мы это проходили. По-моему это все с моральной точки зрения как-то не очень, с точки зрения информации да, ожидать можно всего, чего угодно. Да, в любой день примут решение. Могут взять и устроить и завтра с Украиной заключить вечный мир, а могут взять и начать наступление. Откуда я знаю. Это от нас не зависит. И нас никто не спрашивает.

М. Королева
 Когда вы заговорили об американцах, здесь же речь идет все-таки о том, что были некие объявленные войны, либо военные операции. И людей действительно посылают всем известно, что их посылают на войну. Воевать во всяком случае. Или выполнять свой воинский долг. И это открыто. Представим себе, что происходят некие такие операции действительно в мирное время, это могут быть учения, какие-то такие тайные операции, вот о чем как вам кажется это засекречивание сведений о потерях в мирное время. Секрет, собственно говоря, может быть. Или это все-таки связано с Украиной.

М. Веллер
 Разумеется, с Украиной это связано, пока не было Украины, не было и подобных указов. Пока не было Украины, не было после окончания чеченских войн и сколько-то значимых вот таких вот  потерь, совершенно верно. Но существует совершенно понятно всегда двойная политика. Она с одной стороны декларативная, говорят то, что надо говорить, а с другой стороны реальная. Делают то, что надо делать. Аспекты реальные и декларативные не только не совпадают, но совпадать не должны. Мы на политике, а не на исповеди у священника, кстати, о святости. Мы не на исповеди у патриарха. Таким образом, когда мы говорим, что наших военных там нет, это условие игры, нет – значит, нет. Говорят, а вот смотрите, вот эти два они сотрудники ГРУ и они говорят, что они ГРУ, они врут. Их уже уволили. Они уже не в армии. Последнее слово остается за руководством, за командованием, за властью, за правительством. Таким образом, вот говорится одно, а делается другое это нормально. Поэтому нет, значит нет. Значит смотрите, у вас же там погибло, допустим, сто человек. Ответ – ни одного не погибло. Информации нет. У вас есть подтверждение. Нет. Информация засекречена. Да, засекречена. То есть не ваше собачье дело. Надо будет — погибнут.

РЕКЛАМА
М. Королева
 И мы продолжаем «Особое мнение». Вот тут из Самарской области Юрий присылает вам грустную sms: да мы вообще овощи в своей стране, с нами можно теперь все. Но просто от вас такое слышать, что ну да, это возможно, ну засекретили, так засекретили. А что мы можем. Мы ничего не можем. Раньше вы не грешили такими высказываниями. Возмущались, а сейчас я вижу у вас…

М. Веллер
 Раньше было все в порядке, сказал мальчик, который сообщил о подгорелом бифштексе. То есть в порядке оно все не было, но до своего логического завершения оно все уже совершенно доходит.

М. Королева
 То есть вы считаете, что мы приближаемся к логическому завершению.

М. Веллер
 Приближаемся не то слово. В любой день может разразиться все, что угодно. Дело в том, что когда в 1605 году началось Смутное время, были разные варианты, вариант превратить боярскую думу по что-то типа парламента. Вариант согласиться на польского королевича Владислава, который был пропитан традициями Европы. То есть у любых граждан вплоть до смердов есть какие-то права, царь не может казнить кого угодно по своему произволу. Но в результате посадили Мишеньку Романова, малоумного, бояре решили, что будут править сами. Это мне чем-то напоминает нашу эпоху. Совсем недавнее прошлое. Потом декабристы решили устроить свободу. Слава богу, что не устроили. Они бы устроили такую свободу, что лучше не надо. Потом в марте 1917 года свобода наступила, прошло полгода – получите октябрь, запрет всех партий, закрытие всех газет и так далее. И вот 1991 год, и вот конец августа, сколько радости и надежд на лицах. Проходит год, посмотрите на эти лица. То есть мороженая треска, которую огрели оглоблей. Это ужас какой-то. Что случилось, как жить. Таким образом, сначала товарищи олигархи хотели преемственность власти, потом решили, что посадят кого-нибудь типа Мишеньки Романова, который будет сохранять их миллиарды, а они за его ширмочкой будут рулить.

М. Королева
 Это такое современное боярство.

М. Веллер
 Совершенно верно. Та самая семибанкирщина. А получилось несколько иначе. Получилось как всегда. Ты эту кровать как ни собирай, получится пулемет. Ты к этой демократии, как ни подходи, а все равно в результате очень быстро, считанные десятилетия максимум получается диктатура. Я думаю, что это все ордынское влияние. Потому что, в сущности, Московская Русь стала наследницей именно Золотой Орды. Если посмотреть, начиная с Ивана Третьего, затем Четвертого, Грозного, как расширялась Русь. Русь расширялась именно на территорию великой монгольской империи. Западное расширение было небольшое, и титулы были те же, и система власти была та же. И все это селекция в течение веков, психология, которая укоренялась в социотип в течение веков, так что теперь уже немного поздно, если бы Петр Первый прожил сто лет, то может быть что-нибудь было бы иначе. Но столько живут морские черепахи…

М. Королева
 Но подождите. Сейчас 21 век. Есть Интернет, информация глобальная. Информация перемещается быстро.

М. Веллер
 Да.

М. Королева
 Все ускоряется.

ВЕЛЛЕР: Кто его знает, кто завтра себя плохо почувствует. Кому 4 пули в спину или кто отравится несвежим чебуреком

М. Веллер
 Да.

М. Королева
 Ну какая орда сейчас. О чем мы сейчас говорим. Весь мир открыт.

М. Веллер
 Вы полюбуйтесь, какая орда. Золотая. Только она иначе выглядит. Золотой шатер. Только он иначе выглядит. А так все то же. Что касается информации, информации может быть сколько угодно, дело в том, что усваивается в голове. Если голове повторить как дятел в дерево 10 тысяч раз, то оно все осядет в подсознании, и никакие аргументы не будут работать. Ты можешь человеку прочитать длинную лекцию о зимней войне, Советский Союз, Финляндия 39-40 год, но то, что он в детстве и юности усвоил, он будет повторять. Финские фашисты угрожали городу Ленина. Говоришь, ты что, идиот. Вообще ты вообще институт кончил, ты же разумный человек. Ты почитай цифры, посмотри карту. Ни хрена. Финляндия угрожала Ленинграду. Так что ум здесь ни при чем. Потому что когда человек становится частью толпы, интеллект исчезает. В действие вступают другие законы. Вот у нас на уровне социума, народной толпы другие законы, по отдельности почти все умные, порядочные, трудолюбивые. И истинные патриоты в хорошем смысле слова. Собираешь вместе и подай им царя хоть сдохни.

М. Королева
 Раз уж мы с вами историческую тему затронули. Таня из Москвы спрашивает вас, вот история страны всегда по кругу. Очевидно наша.

М. Веллер
 Я с ней не согласен.

М. Королева
 Какой момент этого круга сейчас? Ведь если по кругу, то можно предсказать.

М. Веллер
 Вы знаете, по кругу это метафора. Не надо там рассказывать про разные рисуночки, как улитки идут по кругу, был такой чудесный французский график. Круг это не имеет значение. Это метафора, это уподобление одного другому. И перевод времени в геометрию. Ну о чем мы в самом деле говорим. Так что вот сам этот подход мне кажется, просто наивен и несостоятелен. Это попытка считать метафору истиной. Дело в другом.

М. Королева
 Предсказать-то можно?

М. Веллер
 Можно, но трудно. Можно, но в общем. Повторяются одни и те же циклы, одни и те же фазы развития социума. То есть идет волнообразное развитие и вот эта волна идет от зарождения до подъема, до плато. До пика. И до спада. Но эта линия никогда не прямая. Она болтается больше, меньше. То есть тучные годы, голодные годы, добрый правитель, злой правитель и так далее. Так что если сравнивать то, что у нас сейчас есть, а в каком смысле. Если уровень материального развития, то он растет постоянно. Если уровень распространения информации, то этот уровень поднимается постоянно. Если же уровень внутриполитической структурной ситуации, то мне это сильно напоминает 1934 год в Советском Союзе. Совершенно невеселый год. Пока еще убили только товарища Кирова, но процесс Промпартии уже состоялся. Министерства литературы и всех прочих искусств уже созданы. И управляются партийными товарищами, это у нас еще немного впереди.

М. Королева
 Не только партийными, нам же  о святости предлагают с вами писать.

М. Веллер
 Они исполняют роль партии, скажем так. Это идеологи, неважно, называется он парторг или епископ. Не суть. Он идеолог. Так что здесь на 34 год действительно похоже. Ну и конечно все трепещут перед 37-м. А кто его знает, кто завтра себя плохо почувствует. Кому всадят 4 пули в спину или кто отравится несвежим чебуреком.

М. Королева
 Кстати, Дмитрий спрашивает вас: а нам действительно нужно многоженство в свете чеченской свадьбы. Как вы к этому относитесь. Мы же с вами это еще не обсуждали, правда.

ВЕЛЛЕР: Пророк сказал, что можно иметь 4 жены. С государственными законами это никак не соотносится

М. Веллер
 Во-первых, это такой сексистский мужланский вопрос. Нужно ли нам многоженство, большинство мужчин меня поддержит, большинство женщин, наверное, нет. Хотя найдутся отдельные. На самом деле это вопрос очень серьезный. Потому что речь идет о развивающемся разломе державы. Потому что как только мы объявили, что православие наше все, то одновременно мы должны были объявить, что любая религия для народа все, потому что православные и мусульмане простите, мусульмане исконные жители этой страны, они живут на своей земле. Века и тысячелетия. А у шариата свои законы. В таком случае, почему мы навязываем православные, христианские традиции исламу. Который имеет свои традиции. И с точки зрения шариата хоть в Чечне, хоть в Дагестане, хоть где да, пророк сказал, что можно иметь 4 жены. И правоверный мусульманин следует учению пророка. С государственными законами это никак не соотносится.

М. Королева
 Но подождите, государство у нас светское.

М. Веллер
 Совершенно верно. То есть если у нас вот здесь будет православная зона и моногамия, а вот здесь будет исламская зона и до 4-х жен, то у нас будут уже два разных уклада, а это один из серьезнейших аспектов разлома государства на куски.

М. Королева
 Тем более что границ нет.

М. Веллер
 Совершенно верно. Закон один, ментальность одна, обычаи одни, иначе не получается. Потому что допустим, мусульманин приезжает в Москву. Он имеет право жить так, как по шариату. Потому что он мусульманин и он такой же полноправный житель России, как христианин, а хоть иудей, а хоть атеист, а хоть буддист. Какая разница. Он говорит да, у меня 4 жены. Потому что я мусульманин. Вот шариат. Вот Коран. Что вы ему возразите? Что у нас светское государство? Он с вами не согласится. Если вы будете поддерживать двоеженство, это означает заискивание перед силой, каковой сегодня является Кавказ. И ничего больше. Поэтому я и говорил, что когда началась первая чеченская война, это было страшное преступление и страшная ошибка одновременно.

М. Королева
 Это «Особое мнение» Михаила Веллера. Через несколько мы продолжим.

НОВОСТИ
М. Королева
 И мы продолжаем. Михаил Веллер, писатель сегодня в студии. Михаил Иосифович, продолжая разговор, который мы начали о религиозных установлениях, что это может быть причиной разлома в стране и так далее. Порфирий говорит: я бы ввел научный атеизм в качестве единой государственной религии. На самом деле, а выход-то какой из этого? Там ислам, там законы шариата, в этой части России православие, где мы с вами живем. Вот что может являться той самой скрепой, которая будет скреплять страну, а не разделять.

М. Веллер
 По порядку. Итак, кратко подчищая хвосты, что касается святости, я во время перерыва перебирал, а кто из великих русских писателей классиков матерых писал о святости. Разве что Достоевский постоянно ходил с этой идеей, но он шел к ней через такое, чего простите великодушно, патриарх может и не одобрить. Старушки с топорами и так далее. Это первое. Второе, насколько я знаю, насколько располагаю информацией, через Министерство культуры и тому подобное уже заказывают нужным авторам, допустим, книги, или сценарии, или пьесы и так далее. За которые платят скажем так по хорошим ставкам. Просто так это трудно заработать. Просто так это хит надо записать. Это правильное направление. Вот когда еще вдруг окажется, что авторы, которые вот святость мало описывают или вообще не то, когда у них трудности с бумагой, с типографией, с книжными магазинами, вот тогда дело дойдет до своего логического завершения. Теперь…

М. Королева
 Я смотрю, так оживились по поводу святости. И возможных выплат за нее.

М. Веллер
 Вы знаете, каждый оживляется по поводу того, чего ему не хватает. Это чистая правда. Что касается религии. Первое, меня изумило и не меня одного удивительное происшествие, когда через неделю после 70-летия великой победы в Крыму зарегистрировали культурное отделение организации «Братья мусульмане», которая была запрещена в России как террористическая в 2002 году. Вот полгода этот культурный центр, который под этой организацией, он проходил проверку, проверили, провели экспертизу. Ничего экстремистского там нет.

М. Королева
 Культурный же центр.

ВЕЛЛЕР: Даже идиоты из ЕС, так они взяли в свои глупые упертые головы, что с мультикультурностью ничего не получается

М. Веллер
 Совершенно верно. И теперь они будут там работать. Я в этом ничего не понимаю. Может быть, они святые и абсолютно безвредные люди. Очень может быть. Все религии заслуживают уважения равного, я считаю, но то, что организация запрещена в России как террористическая, а ее филиал в Крыму работает, чего-то я здесь недопонимаю. То ли они хотят влиять на местную татарскую общину, то ли хотят примирить турецкое отношение к Крыму, а то Турция она неодобрительно относится к тому, что Крым воссоединился с Россией. А здесь если мусульмане вроде бы лучше. Вот черт его знает, что они делают за этим забором. Вот остается только гадать и пытаться, как Кювье по осколку кости реконструировать этого динозавра, которого они там с отвертками собирают. Что касается единого мировоззрения это очень важно. Любое государство существует как единое целое, в целом ряде аспектов. На ряде уровней. Это уровень, прежде всего, территориальный, законодательный, языковой, этнический, религиозный, ментальный. И вот когда все эти уровни совпадают, то это государство действительно едино. Но совершенно не из-за чего воевать. То есть конечно один может набить морду другому, но когда начинаются разные ментальные и религиозные разломы, то прочность сильно ослабляется, потому что одни хотят жить так, а другие хотят жить эдак. А, слава богу, уже даже идиоты из ЕС, так они взяли в свои глупые упертые головы, загаженные левыми социалистами, что с мультикультурностью ничего не получается. Потому что элементарная вещь. Вот во времена моей юности все только и долдонили, человек не остров, не сам по себе, но лишь часть материка. И поэтому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Ибо он звонит по тебе. Джон Донн, эпиграф к Хемингуэю, который роман. «По ком звонит колокол». И, тем не менее, он понимают, что никто не сам по себе, но часть целого. Социум это целое, которое собирает тебя из человеков. И когда человек выходит из дома на свою лестничную клетку, в свой двор, на свою улицу, он инстинктивно, это инстинктивное устройство, имеет потребность ощущать себя частью этого социума. Он этих людей понимает, он говорит на одном языке, он одинаково реагирует на разные вещи. В противном случае оно все разламывается. У нас как-то в подъезде сдавали квартиру людям исламского вероисповедания, тихие достойные люди, дай им бог здоровья. Но девочки все в черном, они не поднимали глаза, они не отвечали на «здрасьте», они не могли заходить в лифт, если там уже мужчина. Я их все-таки как-то разговорил, говоря, что знаете, всевышний один для всех, имен много. Но когда они уезжали, этим бедным двум девочкам дали тащить чемодан, набитый, видимо, кирпичами. Там было килограммов 50, я его еле дотащил до тротуара. Мне было дискомфортно.

М. Королева
 Это может быть безобидно, кто в чем ходит и так далее.

М. Веллер
 Нет, это не безобидно, это разламывает социум. Поэтому должно быть единое мировоззрение, и Советский Союз был весьма спаян научным атеизмом, как царская Россия была весьма спаяна преобладанием христианства. Ислам не подвергался гонениям никак, но переход в христианство всячески поощрялся. И вменялось в обязанность, генерал-губернаторствам, полицейским чиновникам переход людей в православие. Потому что все-таки православие было главнее, хотя для мусульман и наградные знаки были свои без изображения живых существ и так далее. Если мы будем равно развивать и пускать… все религии, конечно, это не может долго существовать.

М. Королева
 Я вам могу только возразить в смысле законов, вот вы говорите, эти разные уровни, которые должны быть едиными. Ну вот например, законодательный. В США есть разные штаты, у них есть разные законы. И что.

ВЕЛЛЕР: Когда в ФИФА коррупция, а Россия к этому непричастна, это все равно что люди летают по небу вверх ногами

М. Веллер
 Одна секундочка. США возникли как союз государств, хотя на самом деле это одно государство, и когда они возникали, это все были протестанты. И когда эти протестанты говорили, что вы знаете, католики тоже все-таки люди, это люди с одной ментальностью, которые молятся одному богу, это незначительные отличия. А потом решили, что ну ладно в сущности даже евреи тоже люди, в конце концов, их очень мало и от них вроде бы нет никакого вреда. Но когда в новые времена пошла большая латинская миграция, когда регионы и штаты начинают говорить на испанском языке, когда пахнет разломом территории США, это перестает быть безобидным. Что касается законов штатов, то во всем главном они подчиняются единым федеральным законам. Они им никогда не могут противоречить. Они их могут дополнять, но они их никогда не отменяют.

М. Королева
 Один из вопросов, который пришел по Интернету. По поводу скандала ФИФА. Вам не показалось странным, что Владимир Путин вдруг сделал специальное заявление по поводу этого скандала. У него что мало забот в России, — спрашивает наш слушатель.

М. Веллер
 Мне показалось это совершенно закономерным. Потому что это первое, подкоп под престиж РФ, что такое, чемпионат мира по футболу, мы такое устроим.

М. Королева
 Да никто не говорил про Россию.

М. Веллер
 Одна секундочка. На самом деле второе, это подкоп под доходы кого надо доходы. Потому что кто надо сколько надо заработал на Олимпиаде и на чемпионате мира по футболу также намереваются заработать. Третье, это уже инвестированные бабки, потому что у меня нет ни малейших оснований, хоть кого бы то ни было подозревать в воровстве. Но когда в ФИФА коррупция, а Россия к этому непричастна ни одним рублем, это все равно что люди летают по небу вверх ногами.

М. Королева
 Но никто даже не произносил слово «Россия».

М. Веллер
 Вы ошибаетесь. Во-первых, слово «Россия» произнесено уже многократно, и то, что чемпионат 2018 года состоится в России, сегодня уже не считается стопроцентно достоверным фактом. Уже англичане предложили себя и так далее. Для нас это имеет действительно большое значение. Это престиж, это деньги. Это для нас на государственном уровне. Это может быть кто-нибудь в Европе или Америке не обратил бы внимания, а тут американцы рыли, рыли, почему именно американцы рыли, я не знаю. Потому что у нас про это не сказано ни одного слова. С какого именно дерева, с какой высокой секвойи свалились американцы, что почему-то стали рыть под футбольную ассоциацию. Они что, деньги отмывали через Америку или там были американские граждане или в чем там дело. Вот в чем дело не говорят. Может быть тоже уже засекречено. Вам не полагается знать. Вам достаточно знать, что американцы сволочи. Это то, что вам нужно знать твердо. Которые лезут во все места. Все остальное вам знать не полагается. Мы всегда правы, они всегда нет. Всё.

М. Королева
 Как вы думаете, будет у нас чемпионат 2018 года?

М. Веллер
 Во-первых, я думаю, что до 1918 года мы все без исключения должны еще дожить…

М. Королева – 2018
го.

М. Веллер
 А я сказал какого?

ВЕЛЛЕР:

М. Королева
 1900.

М. Веллер
 Вот подсознание, человек прошлого века. До 19, о господи, те, кто дожили до 1918 года, совсем не все радовались. Это дурная знаете оговорка фрейдовская. Так вот до 2018 надо еще дожить. Всем. На своих местах. Это не факт, доживут не все. Люди смертны. Второе…

М. Королева
 Пугаете.

М. Веллер
 Что там будет до 2018 года с этими военными действиями, засекреченными потерями, с санкциями, падением экономики, с загниванием Европы. Проблемы в Штатах. ИГИЛом, который захватывает там все и ему нечего противопоставлять. Мы живем во время, чреватое большими потрясениями. В сущности, мирный период существования Европы и окрестностей кончился. Вот пожили более-менее мирно 70 лет и, похоже, что пока все кончилось. Так что какой к черту чемпионат мира по футболу. Тут о голове надо думать.

М. Королева
 Ну тогда, наверное, практически бесполезно задавать вам последний вопрос. Это тоже вопрос от слушателя. Каждый день в Интернете новости все круче и глупее. Это правда, если мы откроем топ новостей, мы увидим, что так. Куда мы летим? – спрашивает наш слушатель.

М. Веллер
 Во-первых, это слово запрещено к публичному произношению, хотя его все знают. Если я скажу, что в нем 4 буквы, то это наверное не будет нарушением закона о нецензурной лексике. Второе, я не понимаю, что значит глупые новости. Новости это передача информации. То есть события происходят сплошь и рядом идиотские, труднообъяснимые. Это да. Вот я и говорю, что нужно дожить до 2018 года. Потому что в принципе кризис продолжает углубляться. Кстати что на Украине, что в России просто масштаб разный. Все плохо, а деньги продолжают воровать. И хоть ты им кол на голове теши. Может быть, Европа уже взялась наконец за пробитое темя, что скоро ее либерализм, ее мигранты прикончат окончательно. Простите за тавтологию. Но сейчас, в общем и целом, мы вошли в совершенно кризисную ситуацию. Мы вошли в штопор, и с каждым витком все круче и все глубже.

М. Королева
 Мы — это Россия или все.

М. Веллер
 Вы знаете, все, но вот здесь мы иногда бываем впереди планеты всей. Как в 1917 году. Я подозреваю, что если брать Европу, которой мы то часть, то не часть, в зависимости от колебаний генеральной линии партии, и Америки, то вот здесь мы впереди планеты всей. Но если мы это, но никому мало не покажется. Как писали когда-то, когда Россия чихала, Европа валялась в глубокой простуде. Вот как бы всем не повалиться в этой глубокой простуде. Неприятная ситуация. В любой день может начаться все, что угодно.

М. Королева
 Михаил Веллер, писатель, сегодня это было его «Особое мнение». Ну а я внимательно слушала…

М. Веллер
 Ну всем счастливых выходных.

М. Королева
 Спасибо. Счастливо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..