вторник, 14 апреля 2015 г.

РОССИЯ. ПЫТКА ТV

  1. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова


  1.  
  2. Профессор кафедры нейро- и
  3. патопсихологии МГУ им. М.В.
  4. Ломоносова, доктор
  5. психологических наук Елена
  6. Соколова
  7. — специалист редкий. Цифры говорят
  8. о человеке иногда больше, чем слова:
  9. у нее около 200 публикаций в самых
  10. престижных научных отечественных
  11. и зарубежных изданиях. Именно ее,
  12. как клинического психолога и
  13. психотерапевта, профессионала,
  14. имевшего дело с тяжелейшими
  15. пороками и хорошо понимающего
  16. глубинные процессы человеческой
  17. психики, я попросила посмотреть
  18. видео политических ток-шоу ведущих каналов российского телевидения за
  19. прошедший год.
  20.  
  21. И даже ей, знающей
  22. все известные способы
  23. психологической защиты от
  24. массированной манипуляционной
  25. атаки, стало не по себе: «Я
  26. посмотрела все, что вы мне
  27. прислали, но новые передачи
  28. смотреть не буду. Это просто пытки
  29. какие-то…»
  30. — Почему у нас так много людей,
  31. которыми легко манипулировать?
  32. — Социальная реальность становится
  33. все более сложной, непредсказуемой и
  34. пугающей своей неопределенностью. А
  35. телевидение еще и нагнетает страхи,
  36. умышленно доводя людей до состояния
  37. хаоса и паники. В ситуации созданного
  38. сильного стресса возможны «поломки»
  39. механизмов рационального мышления.
  40. Люди легко уподобляются толпе, где
  41. действуют архаические инстинкты,
  42. простейшие эмоции заражения и
  43. единообразия. Человеческие и
  44. личностные черты при этом смываются.
  45. Люди ждут и жаждут найти тех «сильных», кто предложит им «порядок»
  46. и успокоительные грезы. Вспомним
  47. горьковского Луку: «Если к правде святой
  48. мир дорогу найти не умеет — честь
  49. безумцу, который навеет человечеству
  50. сон золотой!»
  51. — Сон, навеваемый телевидением,
  52. сложно назвать «золотым».
  53.  

  54. Достаточно вспомнить
  55. растиражированную в июле Первым
  56. каналом страшную ложь о «распятом»
  57. в Славянске трехлетнем малыше.
  58. — Манипулятор не думает о том, что
  59. станет с человеком, его отличает
  60. эмоциональная холодность,
  61. бессердечие, тупость своего рода. По
  62. сути, психология манипулятора — это
  63. психология убийцы. Когда убийц везут на
  64. место преступления, они ведь не
  65. грохаются в обморок, не обливаются
  66. слезами, а спокойно говорят о
  67. происшедшем, показывают на
  68. специальных куклах, как они душили,
  69. насиловали, резали. Это абсолютная
  70. бесчувственность, неспособность
  71. воспринимать, понимать, чувствовать, сочувствовать. Манипулятор, как и
  72. убийца, эмоционально дефективен.
  73. Вместо ценностного отношения к людям
  74. у него к ним глубочайшее презрение.
  75. — Я вижу глубочайшее презрение на
  76. лицах ведущих передачи «Политика»
  77. Петра Толстого и Александра
  78. Гордона. То же выражение у
  79. бессменного гостя всех времен и
  80. телеканалов Владимира
  81. Жириновского.
  82. — У каждого — свой фирменный стиль
  83. манипуляции, но есть среди них и
  84. универсалы, чей внешний облик, манера
  85. держать себя, отшлифованные
  86. интонации и жесты привлекают
  87. внимание, как блеск металлического
  88. молоточка в руках старинного
  89. гипнотизера…
  90.  
  91. Но если уж вы заговорили
  92. о передаче Петра Толстого, то я обращу
  93. внимание на одну технологию, которая
  94. им успешно использовалась в одной из
  95. программ, — подмена смыслов,
  96. вкладывание своих интерпретаций в
  97. слова оппонента. Для этого в
  98. «сценарии» ток-шоу надо просто запланировать присутствие какого-
  99. нибудь иностранца. Здесь есть
  100. «успокаивающий» посыл: смотрите, мы
  101. толерантны, мы — демократическая
  102. страна! А вот затем потенциального
  103. оппонента можно мягко «убрать»:
  104. например, представитель Германии
  105. плохо говорит по-русски. Мало понятно,
  106. что он хочет сказать, он с трудом
  107. подбирает слова, и Петр Толстой, будто
  108. бы очень сердобольно,
  109. «подстраиваясь», приходит ему на
  110. помощь, «зеркалит» и «читает» его
  111. мысли.
  112.  
  113. При этом вкладывает в его ответ
  114. «нужные» слова и суждения, которых тот
  115. не высказал, да и, возможно, не имел их
  116. в виду, потому что не понял суть очень
  117. быстрой речи ведущего. Толстой
  118. пользуется здесь известным
  119. психологическим приемом внушения или
  120. «программирования»: «Вы ведь хотели
  121. сказать…» или «На самом деле вы
  122. имеете в виду…» И все это говорится
  123. мягко, любезно, так что собеседник в
  124. растерянности вынужден согласиться…Маска презрения и скуки скорее к «лицу»
  125. соведущему Толстого, Александру
  126. Гордону. Это «идейный»
  127. антиамериканист к тому же, на мой
  128. взгляд, еще и мизантроп, озлобленный
  129. на весь мир. Его метод психологического
  130. убийства — сарказм, априорно
  131. обесценивающий отношение к человеку.
  132. Это легко может сбить с толку тактичного
  133. и чувствительного гостя студии,
  134. превратить его в глазах телезрителей в
  135. невнятно лепечущего «лузера».
  136.  

  137. Почему в их передачах всегда
  138. Жириновский? Или, скажем так,
  139. условный «Жириновский», потому что
  140. людей, копирующих его манеру
  141. поведения, на всех каналах стало
  142. слишком много. Он — признанный
  143. мастер эпатажа, скандала по любому
  144. поводу. Но, конечно, его любимые темы
  145. — «имперскость России», «назад в
  146. СССР», вооружение, мобилизация,
  147. война, «чрезвычайка». Фразы он строит
  148. намеренно просто и всегда в
  149. утвердительной манере, они звучат как
  150. лозунги, как призывы к немедленному действию. Это типичный
  151. манипулятивный прием «наводнения
  152. аффектом», рассчитанный на
  153. эмоционального и импульсивного
  154. человека.
  155.  
  156. Я бы обратила внимание и на
  157. невербальные приемы косвенного
  158. внушения: выразительная мимика и
  159. владение позой, специфические и
  160. динамически меняющиеся интонации
  161. голоса, узурпация пространства и
  162. времени дискуссии. Демонстрируется
  163. непоколебимость и апломб, что
  164. привлекательно для поклонников
  165. «сильной руки». Подчеркну, что мы
  166. сейчас говорим о «Жириновском»
  167. условном, скорее о феномене, чем о
  168. реальном человеке: этика клинического
  169. психолога запрещает использование
  170. диагностических категорий вне строго
  171. определенной профессиональной
  172. ситуации.
  173. Есть абсолютно «жириновская»
  174. аудитория, ее мягкими, убаюкивающими
  175. и журчащими речами а-ля Петр Толстой
  176. не возьмешь. И здесь вступает
  177. «большая артиллерия», агрессивное вторжение, способное психологически
  178. убить, «отключить», — и вот человек уже
  179. «готов» для потребления любых
  180. взглядов.
  181.  
  182. Здесь есть аналогия и с
  183. наведением гипнотического состояния,
  184. или, как сейчас говорят психологи, —
  185. измененного сознания. Гипноз запрещен
  186. в практике не врачебного применения,
  187. но есть разные не медицинские модели
  188. наведение транса. Эффект отключения
  189. разума может возникнуть от резко
  190. экспрессивной речи, неожиданной яркой
  191. и эмоциональной ассоциации
  192. говорящего, многократных повторений
  193. типа мантры, которые вызывают
  194. ощущение «вколачивания»
  195. невыразимого восторга и ужаса.
  196. Возникает образ бесноватого. Помните,
  197. в драме «Борис Годунов» юродивого на
  198. паперти? Считалось, что он-то и
  199. «глаголет истину».
  200.  
  201. Может быть, эта
  202. ассоциация ложится на один из таких
  203. мифических архетипов народа:
  204. «Слушайте, слушайте, он правду
  205. говорит!» Он может идти на нас с ломом,
  206. но именно ему надо верить. Это один из самых «нижних» архетипов
  207. бессознательной агрессии, требующей
  208. немедленной разрядки, прямого
  209. действия: «Под ружье! На войну!» В
  210. одном из ток-шоу Жириновский
  211. буквально кричит: «Меркель создает
  212. Третий рейх, немецкий рейх будет
  213. господствовать!.. Мы должны объявить
  214. частичную мобилизацию!…» Весь
  215. смысловой ряд пульсирует напряжением
  216. и тревогой: всё, конец, дальше — война.
  217.  

  218. А во время войны все при деле, все
  219. управляемы, ведут себя идеально по
  220. отношению к властям. Единственное
  221. созидание, которое способно нас
  222. сплотить и мотивировать, — это
  223. созидание во имя войны. Оксюморон; по
  224. сути — война и созидание. Это очень
  225. раннее, примитивное состояние
  226. сознания. И манипуляция как раз
  227. призвана разбить целостность и
  228. мудрость нашего жития, распылить
  229. смыслы, мгновенно опустить нас на этот
  230. нижний инфантильный уровень
  231. мировосприятия. В слабости, в
  232. неуверенности, в неудовлетворенности люди жаждут идентификации с
  233. чрезвычайным, героическим,
  234. «идеальным» и через слияние с ним
  235. компенсируют свои комплексы и травмы,
  236. свои унижения. А тот, кто не с ними, —
  237. тот против них, «враг»,
  238. «нацпредатель»… Вот цель
  239. муссирования темы войны в
  240. политических ток-шоу — сплочение
  241. «своих» и поляризация «чужих».
  242.  
  243. Это
  244. подготовка общественного сознания к
  245. оттеснению инакомыслящих, к
  246. окончательному разрыву с
  247. интеллигенцией, с идеями европейского
  248. пути России.
  249. — Возможно ли перечислить все
  250. манипуляции?
  251. — Нет, полного каталога средств
  252. манипуляций в мире не существует: их
  253. неисчислимое количество. Например,
  254. бесстыдное восхваление кого-то,
  255. лакировка действительности и подмена
  256. многогранной реальности картинкой
  257. «пазитива» — тоже манипуляция. Как и
  258. попытка разбить всеми доступными
  259. средствами, обесценить, морально уничтожить оппонента.
  260. Непревзойденный мастер этих
  261. изворотливых технологий — Владимир
  262. Соловьев. В его передаче «Воскресный
  263. вечер» издевки, заговаривание,
  264. дискредитация, унижение, приписывание
  265. человеку не существующих качеств
  266. льются как из рога изобилия.
  267.  
  268. Это —
  269. театр манипулятора, в котором
  270. сценография, безусловно, есть.
  271. Соловьев нарочито демонстрирует
  272. равное внимание всем приглашенным,
  273. но между переходами от одной стороны
  274. к другой вскользь бросает фразы,
  275. которые буквально размазывают
  276. человека, его репутацию. Гость
  277. становится как бы меньше,
  278. скукоживается. И в этом я вижу посыл
  279. телезрителям: вы разделяете точку
  280. зрения лузера?
  281. Во владении этими сильнейшими
  282. средствами манипуляций — презрение,
  283. унижение, дискредитация — телеканал
  284. НТВ, с моей точки зрения, вполне может
  285. занять призовое место. Апофеоз этого
  286. направления — скандальная передача «13 друзей хунты». Там, например,
  287. звучит закадровый текст: «В то время как
  288. с первыми аккордами гитары
  289. Макаревича…»
  290.  
  291. Здесь не нужно даже
  292. трудиться, искать специальные
  293. технологии, авторы этого шедевра
  294. просто взяли все, что было наработано
  295. советской пропагандой: «В то время, как
  296. весь советский народ… эти враги…» Но
  297. как они это использовали? Вот в кадре
  298. раздаются первые аккорды гитары, а
  299. следующим кадром идут взрывы,
  300. порушенные дома Донецка и Луганска,
  301. трупы. Всё! Образ любимого когда-то
  302. Макаревича демонизирован до
  303. абсолютного зла, всякое положительное
  304. отношение к нему должно быть таким
  305. приемом уничтожено. То же самое с
  306. Дианой Арбениной.
  307.  

  308. Как вычленить манипуляцию? Это когда
  309. говорят быстро — нет пауз. Там, где нет
  310. пауз, нет места для размышления. Речь
  311. идет сплошным потоком, истерически-
  312. пафосная, с многократно
  313. повторяющейся
  314. человеконенавистнической лексикой, она топит вас в эмоциях отчаяния, страха и
  315. агрессии. Вы целиком и полностью во
  316. власти говорящего. Это в принципе
  317. военные стратегии: вы не должны
  318. размышлять, вы слышите команду
  319. «Пли!» и где-то в социальных сетях уже
  320. расстреливаете того, на кого вам
  321. указали. Это самая сильная
  322. манипуляция. Она хорошо дается людям
  323. с некрофильским характером.
  324.  
  325. Например,
  326. у Дмитрия Киселева практически все
  327. предположения построены на страсти к
  328. разрушению. Когда он и другие
  329. телеманипуляторы дают волю агрессии,
  330. они будто излучают удовольствие, хотя
  331. речь идет о страшных вещах.
  332. — В обыденной жизни это называется
  333. «вампиризм». А в психологии?
  334. «Психология манипулятора — это
  335. психология убийцы»
  336. Российское телевидение применяет
  337. против населения оружие массового
  338. психического поражения.
  339. Профессор
  340. кафедры нейро- и патопсихологии МГУ
  341. им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова —
  342. специалист редкий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..