вторник, 19 августа 2014 г.

РЕШЕТКИ ДЛЯ ЛЕВИТАНА

Решетки для Левитана

Сергей Соловьев
 
Художник Левитан в Плёсе – главный аттракцион для приезжих. С мая по октябрь все круизные суда в обязательном порядке выбрасывают на берег сотни экскурсий, которые немедленно бегут в его дом-музей. Великий пейзажист, остановившийся на берегу Волги для недолгого пленэра, превратился в самого видного дачника этих мест.

Зрителей умиляет скромный мезонин, снятый господами Левитаном и Кувшинниковой (история их отношений – пикантный момент, особенно любимый иными экскурсоводами), где они предавались поэтическому вдохновению. Левитановский дом на набережной – это последняя точка променада, когда гуляешь вдоль Волги по заповедной линии чудом сохранившихся торговых рядов и особняков.

Эти места я знаю с детства не как корабельный турист. Но я не собираюсь анализировать «кражу века» с точки зрения «местного» – каким образом и почему украли из дома-музея пять картин на общую сумму почти 80 миллионов долларов. Полиция уже вынесла свое веское суждение – надо было на окна решетки ставить. Вместе с тем происшествие, на мой взгляд, имеет не только криминальную, но и культурную причину.

Судите сами, буквально за полтора десятка лет Плёс из богемно-артистической Мекки превратился в эдакий Куршавель по-русски. С немыслимыми ценами на недвижимость и еду, с быстрым оборотом денег и людей, со своими легендами о тайных резиденциях, которые якобы вблизи построены. Искусство отодвинулось на второй план.

Виноваты в этом «понаехавшие» на жемчужину Волги чиновники и толстосумы? Вряд ли только они. Городская администрация тоже не подкачала. С недавних пор здесь появилась «нью-васюковская» идеология: все должно выпирать, сверкать и приносить дивиденды. Вот отгрохали Музей пейзажа, беломраморный дворец, куда, по идее, нужно идти после Дома Левитана. Никто не идет – потому что смотреть особенно нечего. На всей Соборной горе настелены деревянные гульбища: оно, конечно, удобно и дорого, но самобытность и естественность утрачена.

Таких примеров множество. Вместо того чтобы создавать культурное сообщество плесчан, для которых город со всеми его ценностями – дом родной, выбрали другой принцип – получай прибыль. Я совсем не удивлюсь, если картины будут обнаружены в одном из близлежащих особняков – возможно, просто какой-нибудь хозяин решил приватизировать еще одну городскую собственность.

Лучшие музеи мира во всех столицах страдают от дерзких нападений. Ведь это только в голливудских детективах картинные воры просчитывают хитрые комбинации с кодовыми замками и лазерами. В реальности все банальней – пришел, выбил окно, вынес. И хоть полиция утверждает, что приехала ровно через четыре минуты (мне, знающему территорию и нравы, верится с трудом), этого вполне хватает, чтобы скрыться на мотоцикле.

В Плёсе с его новорусским подходом неожиданно воскресли грабители, какими кишели 1990-е годы. Дерзкие, безбашенные. Все потому, что столичные амбиции («качаем деньги») тут идут рука об руку с махровой провинциальностью. Это видно даже по репортажам после грабежа. Между местной полицией и музеем разразился жаркий спор о решетках на окнах. Музейщики совершенно правы – если вставить эти решетки, обаяние дома Левитана сразу исчезнет. Визуально памятник уничтожится. Получится районное отделение полиции. Но и у полицейских с их требованием заблокировать вход через окна тоже как будто своя правда. Тут же возникает вопрос: а решетки – это единственный выход? Как насчет пуленепробиваемых стекол? Не возникал такой вариант?

Мне скажут: легко быть мудрым задним умом, и вообще, неприлично устраивать журналистские танцы вокруг культурной трагедии. Речь не о злорадстве и поиске виноватых. Просто должна быть ответственность за свои амбиции: хотите получать прибыли, наращивать курортные обороты, нужно сразу думать о сохранности своего достояния. И думать не банально, не по старинке. Можно еще отгрохать дворцы культуры всем на диво. Но как выясняется, одна скромная розочка кисти Левитана (украденный хит мемориального дома) стоит больше всех новоявленных музеев с их россыпью сувениров.

Автор – арт-обозреватель «НИ»
 Автор статьи в одном ошибся: "недолгий пленэр" продолжался 3 лета и в Плесе Исааком Левитаном написаны 200 полотен. Для "арт-обозревателя" ошибка прискорбная, зато он знаток цен в Плесе и мечтает о "культурном сообществе плесчан".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..