пятница, 16 августа 2013 г.

Д.ШОСТАКОВИЧ И ЕВРЕИ




14 августа г. 21:36
ШОСТАКОВИЧ: ДЛЯ МЕНЯ ЕВРЕИ СТАЛИ СИМВОЛОМ...

В 1979 году в США выходит книга воспоминаний величайшего композитора 20 в, записанными музыковедом С. Волковым и вышедшей в Нью-Йорке в 1979 году. В
этой книге Дмитрий Дмитриевич, у которого не было ни капли еврейской крови, говорит: «Для меня евреи стали символом. В них сконцентрировалась вся человеческая беззащитность…» Понятно, что такая книга не могла бы выйти в то время на территории Советского Союза. Не могла хотя бы потому, что в ней автор знаменитой Седьмой симфонии «Ленинградской», пишет об антисемитизме советского руководства, а также подчёркивает, что многие его сочинения отражают влияние еврейской музыки.

...Дима Шостакович рос в интеллигентной, петербургской семье, где антисемитизм считался чем-то неприличным и мерзким. Как писал сам Шостакович: «В нашей семье считали антисемитизм пережитком варварства. У нас антисемитов презирали, им не подавали руки. Человек с претензией на порядочность не имеет права быть антисемитом» . Это понимание антисемитизма, как чего-то грязного, отвратительного, непорядочного, Дмитрий Дмитриевич пронёс через всю жизнь. Великий композитор рвал отношения с самыми близкими друзьями при малейшем
проявлении грязного предрассудка.

Когда 13 января 1948 года по личному приказу Сталина был зверски убит
чекистами Соломон Михоэлс, Дмитрий Дмитриевич навестил дочку великого
еврейского артиста Тали и выразил ей своё соболезнование. Вскоре арестовали
зятя Михоэлса, молодого талантливого композитора Моисея Вайнберга.
Шостакович позвонил Берии и сказал, что он готов поручиться, что никакой Вайнберг не американский шпион, а нормальный советский гражданин. Более того, Дмитрий Дмитриевич сказал главному сталинскому инквизитору слова, которые могли стоить ему жизни:
« Я знаю, у вас там бьют. У Вайнберга слабое здоровье. Он не выдержит» .
Видимо, в то время слово автора Ленинградской симфонии имело определённый
вес, Берия передал их разговор Сталину и тот смилостивился. Моисея Вайнберга не только выпустили на свободу, но и дали ему квартиру. Причём, квартиру
(скорее всего, тоже по указанию Иосифа Виссарионовича), окна которой
выходили на Бутырскую тюрьму. Таким образом, вождь народов напоминал
Вайнбергу, что до тюрьмы ему всего один шаг.

Вызовом антисемитизму можно, конечно, считать и создание композитором в
самый разгар борьбы с космополитами в 1948 году сборника народных песен: «Из еврейской народной поэзии». «На меня, — говорит
Шостакович в той же книге воспоминаний, — еврейская народная музыка
повлияла сильнее всего. Я не устаю ею восторгаться. Она так многогранна. Она может казаться радостной, а на самом деле быть глубоко трагичной»
Позже еврейская тема звучит во многих произведениях Шостаковича: в
Квартете N 4, в Первом скрипичном концерте, в квартете N 8 (этот квартет Дмитрий Дмитриевич называл своим автопортретом), во Втором концерте для виолончели с оркестром, где в финале прозвучали
известные «Бублички», в некоторых других произведениях. Но особенно ярко и
полно эта тема раскрылось в Тринадцатой симфонии, первая часть которой
написана на текст поэмы Е.Евтушенко «Бабий Яр». Сегодня можно сказать со
всей определённостью, что 13-ая симфония один из самых значительных и великих памятников на могилах 6 миллионов безвинно погибших евреев.

 Мне никогда не нравились подобные восторги: "Ах, Шостакович любил евреев! Да вы только посмотрите, что писал о потоках Иакова Марк Твен! И так далее. Давно доказано, что талант того или иного человек - далеко не гарантия его моральной чистоты и безукоризненности нравственного чувства.
 Мне всегда казалось, что мониторинг добрых чувств к евреям всяких знаменитостей можно обьяснить тайными сомнениями народа Торы в своей полноценности (слишком уж часто им доказавали обратное), хотя, на самом деле, он не имеет никакого отношения к евреям, а характеризует ту или иную значимую личность.
Г. Свиридов, к примеру, болел тяжелой формой антисемитизма, а Тихон Хренников или Шостакович, в этом смысле, были психически здоровыми людьми - вот и все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..