среда, 15 мая 2013 г.

КУДА ИСЧЕЗЛИ ГЕНИИ рассуждизмы





                        
 « В жизни вообще все чудовищно закручено. Моя душа принадлежит двум странам. За Израиль я испытываю страх и гордость, а за Россию стыд и боль. Но это две родных мне страны». Игорь Губерман.

 Любопытный текст прочел в Интернете, иллюстрирующий, на мой взгляд, глубину имперских, реваншистских, националистических и крайне опасных для всего мира идей, захвативших нынешнюю Россию: «Масштаб личностей, вырастающих в государстве, определяется во многом масштабом задач, стоящих перед нацией. Так, малые народы, например, прибалты или израильтяне, при безусловно более высокой бытовой массовой культуре практически не породили личностей, внесших значительный вклад в мировую культуру. Но, будучи вовлечены в орбиту великой нации, выйдя на уровень имперских задач, представители других, зачастую малых наций могут взлететь на вершины мировой культуры.  Cейчас мы становимся мировой провинцией и наши таланты, как это нам и ни обидно, перебираются в новую мировую столицу – США. Евреи всегда входили в интеллектуальный авангард и зачастую играли в туземной среде роль катализатора творческой деятельности. Мережковский называл их «семитские дрожжи в арийской крови». Когда инородное тело попадает в насыщенную среду, созревшую для перехода в новое качество, то вокруг него быстро образуется новая кристаллическая структура. Когда в русскую культуру приходили Лотманы и Эйдельманы, литературные критики и искусствоведы – они как люди со стороны лучше видели весь интеллектуальный пейзаж и, извлекая и систематизируя самое ценное, и, в свою очередь, провоцируя на соревнование, создавали новую творческую среду. Будучи прирожденными “космополитами”, они быстрее ориентировались в мировых тенденциях и всегда были в авангарде новых идей и направлений. Они привносили другую энергетику, другое, более европейское, видение проблем. В образовавшийся пролом втягивались и более инертные аборигены. Империи для создания «оборонки» была нужна высокая наука, и появлялись Ландау и Лившицы, Гельфанды и Арнольды. Империи была нужна атомная бомба, и евреи всего мира тащили в Москву атомные секреты. Нужен был имперский уровень культуры и престиж – и евреи становились лучшими музыкантами и шахматистами, появлялись Эйзенштейны и Роммы. Нужны были шуты (в империи это высокое звание: возможность говорить правду) – появлялись Райкины и Жванецкие. Родственность наших наций в склонности к мессианизму и духовности, преклонении перед Книгой (великим текстом) была давно замечена философами: Бердяевым и Соловьевым, а также Розановым, который лучше других выразил взаимную любовь/ненависть. Эта родственность проявлялась самым различным образом. Например, только два народа имеют такую тягу к авторской песне, к этой ауре почти религиозной солидарности и заражающей духовности. КСП сильны в Израиле, а заместитель мэра Иерусалима Лариса Гернштейн – не последний исполнитель бардовских песен. Лучшие барды, организаторы и вдохновители бардовских мистерий носят фамилии Городницкий, Берковский и т. д. Грустно наблюдать теперь падение русской культуры. Некогда гордая нация, противостоящая всему миру, постепенно вытесняется на обочину мировой истории. Вместе с разрушением империи исчезли масштабные задачи. Ряска провинциальности затягивает наше болото».
2002 г. Из книги Шереметьев В. К. «Опыт философии современной истории России» , монография. − Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. − 301 
Любопытно, что из всех подвластных народов СССР автор монографии выделил  только евреев.  При этом Шереметьев, походя, пнул копытом Израиль, который, конечно же, своим фантастическим развитием, экономическими успехами обязан кому угодно, только не своим гражданам, по большей части из империи бежавшим. Насчет «вклада в мировую культуру» тоже кто-то обманул Шереметьева, достаточно взглянуть на список Нобелевских лауреатов. И какие такие «масштабные задачи» решались Кремлем, так и не сумевшим накормить свой народ, дать людям сносные условия жизни, именуемые автором монографии «бытовой, массовой культурой»? Ну да, конечно: «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей и даже в области балета мы впереди планеты всей». Вот  и Лариса Герштейн научилась в России петь бардовские песни. Бред! Но бред крайне опасный для сопредельных стран и для нас, В Израиле.
Почему Англия, Франция, Португалия, Бельгия, Голландия никак не озабочены утратой имперских амбиций, тем, что попали «на обочину мировой истории», а вот Россия никак жить не может без казахов, узбеков, украинцев, белорусов и прочих. Получается, что, лишившись ряда республик, северная держава утратила способность рождать гениев. Мало того, и прежние граждане СССР, вдали от империи, не  являют миру шедевры науки и искусства. «Масштаб личности», как пишет Шереметьев, напрямую зависит от масштабов государства. Выходит, Эдвард Григ, Ганс Христиан Андерсен, Ингмар Бергман, Загмунд Фрейд, Нильс Бор – были личностями малозаметными, потому что Швеция, Дания, Норвегия или Австрия не ставили перед собой имперских задач. Подобных, «малозначительных» имен можно назвать множество. Оттоманская империя просуществовала дольше империи Кремля, не одарив мир великими талантами.  Греки, славяне, арабы, евреи и прочие народы никак не показали себя за семь столетий власти Блистательной порты.  
 Гении рождаются там, где рождаются, без учета границ и могущества своих стран. По Шереметьеву А.Пушкин, М.Лермонтов или Б. Пастернак стали великими поэтами, потому что Россия победила шведов и Наполеона, завоевала Кавказ, оттяпала у финнов Карелию. В результате победы над фюрером распространила свою власть на Восточную Европу и, что важно для нас, в Израиле, всеми силами разжигала кровавые раздоры на Ближнем Востоке.   
 Уровень развития государств способствует реализации идей и талантов, но при чем здесь тот же Пушкин, Леонардо да Винчи или, например, Федерико Феллини, завоевавший мир своим кинематографом как раз тогда, когда Италия распрощалась с имперскими амбициями, а была занята насущными, «провинциальными» задачами. Может быть, как раз бедами своими, трагедией имперского развития, а не его величием, Россия обязана расцвету разных искусств в 19-ом веке и первой половине двадцатого. Не слишком ли дорогая цена за «Братьев Карамазовых» и оперу «Пиковая дама»?
 От количества населения стран процесс умножения талантов тоже никак не зависит. Наивно надеяться, что полтора миллиарда китайцев обязательно дадут миру Иоганна Себастьяна Баха, Ван Гога или Луи Пастера.
 Современные технологии, порожденные обществом потребления, вытеснили личность человека, культуру и искусство на задний план.  Возможно, это временное явление, Возможно, тенденция, под властью которой и будут жить наши внуки и правнуки. «Гордая нация» может не беспокоиться - гении не торопятся появляться на свет по всему миру. Любопытно другое, как за последние 20 лет, укоренилось в сознании российских граждан больная, имперская идея реванша, основанная на агрессии, насилии, страхе, бесправии - всем тем, чем жила царская России  и Союз Советских Социалистических республик на всем протяжении своей истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..