вторник, 23 апреля 2013 г.

"НАУКЕ ЭТО НЕИЗВЕСТНО"




"Книга мудрых мыслей" - еще и сборник патентов: кого и когда осенило некое озарение. На самом деле, кто первым сказал, что "земля вертится" - тайна тайн. Так что упомянутая книга еще и свидетельство, как глупа и наивна гордыня рода людского. 
Мудрость человеческая, как и глупость, – величина древняя и постоянная. Что там было, как было сотни тысяч лет назад – нам неведомо. Не исключено, что ядерное оружие люди изобрели гораздо раньше изобретения колеса. История интеллекта "мыслящего тростника так же непознаваема  и бесконечна, как Вселенная. Приведу всего лишь несколько примеров.
                                                             Гилель 
«Не делай ближнему, чего не пожелаешь себе. В этом вся Тора. А теперь иди и учись». Сказано великим каббалистом  Гилелем в 1 веке до нашей эры. Примерно за пятьсот лет до рождения еврейского мудреца, китайский мудрец  сформулировал ту же мысль, но его сразу же поправил Конфуций: «Цзы Гун сказал: «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Учитель сказал: «Цзы! Этого добиться невозможно». Впрочем, кто знает, может быть, Гилель послал школяра учиться, чтобы любопытный   узнал то, в чем был уверен давним давно мудрец китайский.
                                                      Конфуций
 Кто сформулировал эти замечательные слова до Цзыгуна, Конфуция и Гилеля – истории неизвестно.
Поэзия обладает силой формулы и для посвященных этого достаточно. Атом формулы может породить взрыв. Читаю в «Цветах зла» Бодлера:
«Сатана, помоги мне в безмерной беде…
Все изведавший, бездны подземной властитель,
Исцелитель страдальцев, обиженных мститель.
Сатана, помоги мне в безмерной беде.
                                              Бодлер и Михаил Булгаков
  Вот он атом, а дальше деление, взрыв – явление Воланда в «Мастере и Маргарите». Когда, кто в отчаянии решил прибегнуть к помощи Князя Тьмы в первый раз - опять же неизвестно.
Вот еще один знаменитый отрывок:
Моцарт.  Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него «Тарара» сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив...Я все твержу его, когда я счастлив...Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери. Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого.
Моцарт.   Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.)

 Написаны эти удивительные строки осенью 1830 года, но вот читаю книгу Моруа: «Олимпио или жизнь Виктора Гюго», а в ней письмо Гюго своей невесте, написанное за 8 лет до «Болдинской осени»: «… поэзия – это отражение добродетели; прекрасная душа и прекрасный талант почти всегда нераздельны».
 «Почти всегда» - юноша-Гюго осторожен.  Возможно, и Пушкин думал так же. Убийца Сальери гением быть никак не мог. В циничный ХХ век Фаина Раневская выразилась на эту тему весьма грубо: «Талант, как прыщ, может вскочить  на любой заднице».
                                                           Виктор Гюго
 У Виктора Шендеровича в интервью: «… талант – вещь самоценная. Только вот я против взгляда на него как на индульгенцию. Все-таки гений гением, а сморкаться в занавески не надо. Воровать не надо, подлости делать. Мне, как и многим, повезло знать людей, чьи выдающиеся способности сопровождались и сопровождаются высокими человеческими качествами. Горин, Гердт, Володин, Норштейн, Улицкая, Слава Полунин... Впрочем, все-таки это, конечно, скорее исключение, чем правило».

 В общем, как там сказал мудрейший из царей: «Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем».
 Кто сказал это до Соломона – «науке это неизвестно».
 Открылось подобное и в живописи.  Читаю: "  А знаете ли вы, что <<Черный  квадрат>> был нарисован задолго до Малевича.   Случилось это в 1883 году - автором стал французский  журналист, писатель, художник и вообще    человек, известный своими эксцентричными выходками, - Алле Альфонс.   Правда его <<черный   квадрат>> назывался <<Битва негров в пещере глубокой ночью>>. Картина была впервые выставлена    на выставке <<Отвязанного искусства>> в Галерее  Вивьен.   Дальше больше. И белый,  и красный квадрат тоже были впервые изображены    Алле Альфонсом. <<Белый квадрат>> назывался <<Первое причастие
бесчувственных девушек в снегу>> (выполнен также в 1883 году). <<А красный    квадрат>> получил название <<Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря *апоплексическими* *кардиналами>>* (это уже 1884 год).    Картины Алле Альфонса были восприняты как чистой воды стеб и эпатаж - собственно только на эту мысль и наводят нас их названия.    А желтый квадрат можно было бы назвать: "Китайцы собирают лимоны  на берегу Желтой реки".   Недописанной осталась  картина "коричневый квадрат "... Видимо поэтому мы так мало знаем об этом художнике".
 Он просто родился раньше своей славы. Родился все еще в веселом веке, задолго до "коричневого квадрата" истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..