пятница, 15 августа 2014 г.

РУССКИЕ ИУДЕИ

   У синагоги в Высоком
1. Евреи-субботники Воронежской области (и связанные с ними общины) 
Центром данной группы служит в настоящее время поселок Высокий Таловского района Воронежской области, в котором они продолжают оставаться большинством, несмотря на массовую репатриацию жителей поселка в Израиль в 1990-х – начале 2000-х гг. Участившиеся в последние два-три десятилетия смешанные браки не привели к утрате связи жителей Высокого с еврейской религиозной традицией, поскольку детей от смешанных браков евреев-субботников с христианами, выросших в Высоком, как правило, не крестят и де-факто интегрируют в еврейскую общину. В поселке существует еврейское кладбище и погребальное братство, осуществляющее погребения со строгим соблюдением предписаний иудаизма. Синагоги в Высоком нет и никогда не было. Молитвы проводятся, как и в прошлом, в частных домах, как правило, в семьях, в которых соблюдается траур по умершему и необходимо читать кадиш. Молитва ведется по обряду «Ашкеназ». Языком богослужения в настоящее время служит русский, хотя в общине сохранился кошерный свиток Торы. В Высоком работает еврейская воскресная школа и курсы иврита и еврейской религиозной традиции для взрослых.
С поселком Высокий связаны историческими и семейными узами несколько мелких общин в других населенных пунктах:
а) В крупном селе Гвазда и примыкающем к нему крупном селе Клеповка Новобутурлинского района Воронежской области, в которых евреи-субботники, сохранившие верность иудейской религии, являются небольшим меньшинством, живущим среди многочисленных православных, часть которых является сравнительно недавними вероотступниками из числа евреев-субботников (так называемые «выкрестившиеся»). На местных сельских кладбищах имеются небольшие еврейские участки.
б) На хуторе Шишлянников Таловского района Воронежской области, где евреи-субботники составляют подавляющее большинство населения и имеется кладбище, на котором похороны проводятся с соблюдением еврейских традиций.
в) В селе Никольское Таловского района Воронежской области, где среди христианского большинства сохранилась маленькая группа евреев-субботников.
г) В станице Родниковской Курганинского района Краснодарского края. Связь между воронежскими евреями-субботниками и станицей Родниковская возникла в результате переселения группы воронежских евреев-субботников на Кубань в 1920-х гг. На Кубани они выбрали для поселения станицу Родниковскую, в которой существовала местная община субботников, известная с XIX в. Согласно караимским источникам, старожильческая субботницкая община станицы Родниковская, как и община расположенной в том же районе станицы Михайловская, была общиной субботников-караимов10. Даже если эти утверждения имели под собой основания, смешение воронежских и кубанских субботников привело к распространению нормативного иудаизма в общине станицы Родниковская11. Община Родниковской связанна не только с Высоким, но и с общиной Михайловской, существующей до сих пор, относительно характера которой у автора нет информации. Информанты ограничиваются формулировками типа «там еще есть люди, которые держат еврейскую веру».
д) До недавнего прошлого поселок Высокий был теснейшим образом связан с деревней Ильинка Таловского района Воронежской области, в которой евреи-субботники также были численно преобладающей группой. Однако еврейские жители Ильинки репатриировались в Израиль практически поголовно, а их дома заняли новые мигранты из различных районов СНГ. В настоящее время о еврейском прошлом этой деревни напоминает хорошо сохранившееся кладбище, которое периодически навещают ильинцы, проживающие в Израиле. Несколько уроженцев Ильинки проживают в настоящее время в Высоком.
е) Крупная в прошлом община субботников города Рассказово Тамбовской области перестала существовать в результате ассимиляционных процессов. В Высоком есть несколько семей, в которых один из супругов (в возрастной группе 50-60 лет) является выходцем из общины Рассказова. Благодаря этому еще поддерживаются определенные связи с отдельными все еще сохраняющими еврейские традиции субботниками Рассказова (как правило, это люди весьма преклонного возраста).
ж) Помимо традиционных мест проживания, существует значительная диаспора высочан и выходцев из других общин евреев-субботников Воронежской области. Наиболее значительные их группы проживают в областном центре Воронеже и в районном центре Таловой. Переселившиеся в города выходцы из Высокого поддерживают тесные связи с родным селом. Характерно, что на праздник Лаг ба-Омер, когда, согласно местной традиции, принято навещать могилы родителей, на сельское кладбище в Высокий приезжает множество горожан, родившихся в этом поселке.
Общая численность воронежской локальной группы евреев-субботников, остающихся на территории России, составляет порядка 1500 человек.
                                       Велвел Чернин

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..