вторник, 18 февраля 2014 г.

ЛУЧШИЙ УЧЕНИК ДЬЯВОЛА. О ВАГНЕРЕ И ДОСТОЕВСКОМ





«Как заявил корреспонденту NEWSru.co.il председатель общества любителей музыки Вагнера адвокат Йонатан Ливни, цель возглавляемой им инициативной группы – начать общественную дискуссию по вопросу об исполнении произведений Вагнера в Израиле и добиться исполнения здесь его музыки. "Вагнер был настоящим чудовищем, жутким антисемитом. Но он писал восхитительную музыку", – считает Ливни». Ливни выразил сожаление по поводу того, что Вагнер стал единственной жертвой бойкота: "Мы слушаем музыку антисемитов Прокофьева, Шопена и Листа. Карл Орф, автор "Кармины Бураны", входил в нацистское правительство, но его мы тоже слушаем. И Рихард Штраус был нацистом, но с ним у нас проблем нет. Только Вагнера, который умер до прихода нацистов к власти, мы бойкотируем, потому что его любил Гитлер. Но Гитлер любил и Бетховена.  Давайте и его бойкотировать!"
 Нет спасения от  демагогов: да причем здесь Прокофьев, Шопен, Лист, бедняга Карл Оф или Рихард Штраус. Антисемитизм первых трех  сомнителен и случаен, а последние двое вовсе не были нацистами, но даже не в этом дело. Согласимся с Ливни, но неужели ему неизвестна старая присказка об ученике дьявола, который оказался лучшим учеником, в том и был повинен. Так вот, история искусства знает двух лучших учеников дьявола: Достоевского и Вагнера. Предположим, что оба они не были чужды гениальности, но что это меняет?  Гитлера или Сталина в последнее время все чаще любят предоставлять, как хороших, успешных, даже талантливых, менеджеров. Фюрер, мол, дороги строил, социалку наладил, промышленность поднял и пр. Людоед Джугашвили в нынешней России и вовсе – «великий вождь всех времен и народов». Куда там Рихарду Вагнеру до такой гениальности. Проще говоря - те или иные способности «мыслящего тростника» (политика или художника) никак не могут служить оправданием тех подлостей и преступлений против человечества, на которые этот «тростник», как оказалось, был способен.
 Драгунский Денис в своей статье «Помет валькирий» писал: «В Израиле есть неофициальный, но строгий запрет на Вагнера. Под музыку Вагнера евреев заталкивали в газовые камеры. Вагнер, разумеется, ни в чём не виноват. Он и умер-то за шесть лет до рождения Гитлера. Однако израильтянам невмоготу слушать все эти полёты валькирий. Им это, как изящно выражается современная молодёжь, впадлу. Их можно понять. Это лояльность своему народу, своей истории».
 Прочел и подумал, как важна точность для публициста, точность и, хотя бы минимум знаний о том, о чем пишешь. Строгого запрета на музыку Вагнера нет в Израиле, евреев загоняли в газовые камеры под мелодии и Моцарта, и Штрауса, и Шопена…. Ошибается Драгунский. Музыка автора «Лоэнгрина» никакого отношения к «неофициальному запрету» не имеет. Дело здесь в том, что одним из источников и составных частей «окончательного решения еврейского вопроса» было публицистическое произведение этого композитора. В этом и виноват немецкий композитор. Человеком, как пишут, он был недобрым и мстительным, но никто не заставлял его быть лучшим учеником дьявола.
 Лет восемь назад московский композитор Дмитрий Горбатов обстоятельно, на сей раз с кажущимся знанием дела, ответил евреям – критикам Вагнера. Статья его завершалась так: «Только не надо ничего врать и придумывать! От такого низкопробного, дилетантского вранья вся ваша антивагнеровская кампания, во-первых, очень дурно пахнет, во-вторых, — бросает чёрную тень на мировое еврейство. Без точных ссылок на первоисточники антисемиты всего мира, злорадствуя, в очередной раз скажут: "Вы, товарищи евреи, врёте — а врали вы всегда, потому что такой вот вы поганый народец!" Евреи!! Вам это надо??»
 По Горбатову евреи, выражающие свою неприязнь к Вагнеру, доказывали, тем самым, что они «поганый народец». Одной этой репликой певец подтвердил, что он не только любит творчество упомянутого немецкого композитора, но и внимательно читал его «катехизис юдофоба».
 Тем не менее, главным в статье Горбатова было утверждение, что Вагнер вовсе не призывал к уничтожению всех евреев, антисемитизм композитора ничем не доказывается, а на примере отношения к Феликсу Мендельсону его и вовсе можно признать юдофилом. Здесь музыкант из Могилева прав. К поголовному уничтожению евреев Вагнер не призывал. Он призывал «жестоковыйный народ» к самоуничтожению. Так и писал в своей знаменитой статье «Еврейство в музыке»: «Для еврея сделаться вместе с нами человеком, значит, прежде всего, перестать быть евреем. Это и сделал Берне. И Берне учил, что такое спасение не достижимо в довольстве и равнодушном холодном удобстве, но что оно, как и нам, стоит тяжких усилий, нужды, страха, обильного горя и боли. Становитесь же не стесняясь, - скажем мы евреям, - на правильный путь, так как самоуничтожение спасёт вас!»
 К тому же, к безболезненному самоубийству, призывал евреев русский философ Владимир Соловьев, но этого человека никак нельзя отнести к первым ученикам дьявола. Он не считал евреев ядовитыми насекомыми, не отказывал им в звании человека. Соловьев полагал, что евреи стали жертвой трагической ошибки, не признав Христа – и только. Вот всем  остальном этот народ достоин всяческого уважения и даже любви.
 Вагнер считал, что евреи должны самоуничтожиться, как грязные, уродливые и подлые твари, не достойные людского звания. Рихард Вагнер был не просто антисемитом (велика невидаль) он был теоретиком и проповедником юдофобии, как и Федор Достоевский в своей статье «Еврейский вопрос», вот почему в кабинете Гитлера не было портретов Шопена или Листа, а были портреты именно этих «жрецов искусства». 

 Впрочем «самоучтожиться» - это для открытой публицистики. В письмах Вагнер гораздо ближе к газовым камерам: «"Евреи — это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы". [Р. Вагнер. Письмо к Козиме (второй жене), 1849]"
 Тот же Горбатов, манипулируя «Маленькими трагедиями» Александра Пушкина, утверждал, что злодеем Вагнер не был, так как никого не убивал, как будто быть не практиком, а теоретиком массовых убийств – прямая индульгенция от звания злодея. Юлиус Штрайхер, самый фанатичный проповедник ненависти к «избранному народу», тоже не убил ни одного еврея, тем не менее, был повешен по приговору Нюренбергского суда.
 «Доказательства, документы!» - потребуют разного рода фанаты автора «Полета валькирий». Да вся статья Рихарда Вагнера – от первой до последней строчки доказательства его расизма и лютой ненависти к потомкам Иакова, как к народу, а не отдельным личностям, вроде композитора Мейербера или банкира Ротшильда.
 Открой – и читай, что проще. Признание в «любви» к Феликсу Мендельсону заканчивается такими строками: «Творческие же усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, активно содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле».
 Признание в «любви» к Генриху Гейне этими: « Прежде всего, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что еврей, научившись говорить на всех европейских языках, но, не владея ими как языками природными, окончательно лишён какой бы то ни было способности выражаться на них вполне самостоятельно и индивидуально-своеобразно».
 Не дожил Вагнер до Пруста, Кафки или Бабеля. Да что толку, что Гитлер дожил.  Ну, да Бог с ними, всякими искусствами. Смысл словесной деятельности Рихарда Вагнера заключался в необходимости отмены табу на человекоубийство по отношению к евреям, которых этот композитор и за людей не считал. Напомню: «Для еврея сделаться вместе с нами человеком, значит, прежде всего, перестать быть евреем».  Гитлер лишь дополнил своего любимого композитора так: «Перестать быть живым народом».
  В середине 19-го века представить себе газовые камеры Аушвица или Треблинки было практически невозможно. Даже самые «фантастические» умы не были на это способны, но они же, умы эти, вполне могли подготовить род людской к ужасам века ХХ – го. Таким, лучшим учеником дьявола и был Рихард Вагнер.
 Слушая музыку этого композитора трудно забыть о его проповедях и о том, к чему они привели. Остальное на совести таких евреев - проповедников творчества Вагнера, как дирижер Баренбойм, адвокат Леви или Борис Горбатов.
 Мне же кажется, что за всем этим кроется вовсе не любовь к операм этого композитора, а банальная, модная попытка социалистов-либералов лишить евреев Израиля и мира памяти о трагедии Холокоста и сделать их, тем самым, безоружными перед новыми последователями словесного творчества Рихарда Вагнера. Увы, и слово может быть оружием. Не знаю, использовали ли нацисты в своей пропаганде на восточном фронте цитаты из Вагнера, но знаю точно, что слово «великого русского писателя Достоевского» тиражировалось в листовках неоднократно. Вот оно: «Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 80 миллионов ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?»
 Странно, что не успел сочинить Рихард Вагнер очередную оперу на либретто Федора Михайловича Достоевского.

1 комментарий:

  1. Это было время, когда капитализм и капитализация производства переналаживала мировозрение и быт европейских народов. И наиболее успешными учениками нового времени были евреи. Именно в это время начинается движение за ассимиляцию, за выход из местечковой/религиозной черты оседлости, за приобщение к культуре окружающих народов. В этом многие еврейские умы видели возможность стать "как все" и интегрироваться в общество. И отрываясь от своих корней, меняя имена и фамилии, успешно интергрируясь в культурные элиты мест проживания, СМИ и образование, мы, евреи встретили сильную опозицию этому процессу, доходящую до открытой ненависти.Евреи успешно выигрывали конкуренцию и именно тогда и появилось слово антисемитизм, как определение этой ненависти к конкурентам, осваивающихся в недоступных для них ранее традиционно принадлежавших местным национальным элитам сферах, в том числе музыке, литературе, журналистике, театре. А с рождением новых видов искусства-в кинематографе, фотографии, евреи просто вышли на ведущие позиции. И реакция старых национальных элит на это не заставила себя ждать.

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..