понедельник, 29 января 2018 г.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ НАРОДА

Колыбельная для народа

Информационный шум убаюкивает людей и лишает их желания думать. Советы «выкинуть зомбоящик» уже бессмысленны.


© Фото Hioshi
Недавняя моя колонка, посвященная скандальному телешоу «На самом деле», неожиданно вызвала весьма бурную реакцию у российской интернет-общественности. Особенно среди тех, кто гордится своим безразличием к телевизору, но почему-то очень неплохо осведомлен о том, что там показывают.
Любимый аргумент таких людей: «не нравится — не смотрите». Но проблему оболванивания населения, которым занимается телевидение, простым нажатием кнопки на пульте не решить — телекультра процветает, ее продукты пользуются большим спросом. При этом над аудиторией проводятся такие жуткие эксперименты, что отмахиваться этим «не смотрите» равносильно призыву спрятать голову в песок.
За время существования «зомбоящика» сформировался огромный пласт инертных, приученных к хаотичной, необременительной, яркой и пикантной информации зрителей. И беда не в том, что они следят за судьбой Бузовой или Шурыгиной, а в том, что теряют способность анализировать и фильтровать контент, порой вполне сознательно погружаясь в информационный «белый шум». Он способен «убаюкивать» людей любого возраста и уровня развития.
Судя по комментариям в Сети, даже молодая аудитория, со всей ее кажущейся активностью и самодостаточностью мышления, потребляет информацию по принципу «фастфуда», не задумываясь о «составе продукта». Ведь большинство тех, кому не понравилась колонка про шоу «На самом деле», по умолчанию решили, что речь шла о «хайпе» на тему Шурыгиной и ее мужчин, не так давно приглашенных на передачу, — то есть критики даже не читали текст. Именно из-за такого поверхностного восприятия сегодня зачастую завязываются «дебаты» в интернете, пронизанные агрессией и полным неумением слышать кого-либо, кроме себя. Так чем они лучше и достойнее словесного рестлинга, который мы наблюдаем в политических передачах на центральных телеканалах?
Конечно, можно не смотреть ни псевдопатриотические или псевдоинтеллектуальные программы, ни ток-шоу, в которых смакуются грязные подробности очередного «звездного» развода или аподисментами встречают досрочно освободившегося юнца, прославившегося сексом по пьяни с незнакомой малолеткой. Но важно понимать, почему производители таких шоу выворачивают наизнанку те ориентиры и ценности, которые не так давно казались незыблемыми, и все смотрят на это сквозь пальцы. В чем они убедят зрителя в следующий раз, кого реабилитируют, какие грехи отпустят?
Тем временем наша массовая культура не предлагает никакой качественной альтернативы — литературы, написанной хорошим слогом, фильмов и сериалов, которые проникают в душу и заставляют размышлять о действительно важных вещах, развлекательного контента, обеспечивающего приятный досуг и доставляющего эстетическое удовольствие, а не играющего на низменных инстинктах и примитивном чувстве юмора… Существует, правда, культура «не для всех», сосредоточенная в арт-кластерах, антикафе и кинотеатрах «без попкорна», но потребителей ее продукции очень мало.
Большинство же остается погруженным в пресловутый «белый шум», отвлекающий от мрачных мыслей о все более плачевном состоянии экономики, унизительном положении России в мире, тревожных прогнозах о том, что будет после «выборов», когда властям уже не потребуется держать марку.
Зловредность этого «шума» заключается и в том, что он, несомненно, вызывает привыкание. Если мы вдруг окажемся в звенящей тишине, не разбавленной ни перепалками штатных «патриотов» со штатными же «врагами народа», ни новостями в духе «Дональд Трамп забыл слова гимна», ни светской хроникой про очередной шпагат Волочковой, нам станет некомфортно и жутко.
Потребление населением информационного мусора, помимо прочего, служит чем-то вроде сигнала: раз люди интересуются столь бессмысленными новостями и ничтожными темами, значит, не так уж все и плохо, — ведь когда станет нечего есть, будет уже явно не до них. И есть риск окончательно забыться и судить о благополучии исключительно по телеэкрану, а не по холодильнику.
И хотя многие обитатели интернета сегодня с гордостью заявляют, что не знают «звезд» из телевизора, не в курсе обсуждаемых там «сенсаций» и вообще все это какой-то альтернативный мир для «быдла», застой в обществе и культуре красноречивее любых телерейтингов свидетельствует о том, что программа по оболваниванию успешно работает.
Только когда что-то изменится коренным образом, когда Россия станет по-настоящему современной европейской державой — и в культурном, и в экономическом плане, — в стране появится самостоятельное и неподвластное влиянию госкультуры молодое поколение.
Людмила Семенова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..