пятница, 15 мая 2015 г.

У РОССИИ НЕ БЫЛО СОЮЗНИКОВ



13 (364), 20 апреля 2015
Федор Крашенинников, 
Екатеринбург Неуместные союзники 

В Екатеринбурге отменена фотовыставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне». Музей, давший площадку для экспозиции, закрыт, а журналистка, написавшая об этом в местной газете, уволена Встреча победителей в Берлине. Справа налево: маршал Константин Рокоссовский, британский фельдмаршал Бернард Монтгомери и маршал Георгий Жуков. Четвертый в первом ряду, видимо, переводчик, Берлин, июль 1945 года В Екатеринбурге в отличие от многих регионов России располагается несколько иностранных консульств. В прежние годы региональные власти гордились этим, но в обстановке нагнетаемой ксенофобии и антизападной риторики любая активность западных представительств стала восприниматься начальством как хороший повод продемонстрировать свое патриотическое рвение. А в подготовке фотовыставки к юбилею Победы участвовали, как на грех, консульства США и Великобритании — стран, которые вместе с Советским Союзом сражались с фашизмом в годы Второй мировой. Пять заметок Исчерпывающее представление о том, как разгорался скандал, можно составить по нескольким газетным заметкам. Вот первая из них — вполне невинная, опубликована она в газете «АиФ-Урал» еще 6 апреля: «В Екатеринбурге выставят 150 уникальных снимков фотографов Второй мировой. Выставка подготовлена совместно с Генеральным консульством США и Генеральным консульством Великобритании. Перед глазами посетителей «Дома Метенкова» предстанут Битва за Британию, сражения в Северной Африке и на Тихом океане, а также высадка союзников в Нормандии и боевые действия во Франции». Как говорится, ничто не предвещало беды. Открытие выставки было намечено на 10 апреля, о чем извещали и персональные приглашения, разосланные организаторами. Однако уже вечером 9 апреля ситуация резко изменилась. В 18.51 на сайте «Областной газеты» вышла новость: «В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли «Дом Метенкова». Об этом «Областной газете» сообщила заведующая учреждением Раиса Зорина. «Музей закрыт на неопределенное время по техническим причинам», — сказала Раиса Зорина. Уточнять причину закрытия заведующая музеем не стала. «ОГ» будет следить за ситуацией». И действительно, «Областная газета» продолжила. На следующее утро, 10 апреля, на ее сайте в 11.31 появилась третья заметка — все той же Екатерины Холкиной. Она называлась «Музей Метенкова в Екатеринбурге закрыла ФСБ», и в ней, со ссылкой на собственные источники, сообщалось: «В Екатеринбурге фотографический музей «Дом Метенкова» был закрыт по приказу ФСБ, указ пришел из Москвы. Об этом «ОГ» рассказал собственный источник в музейной среде. Причиной закрытия послужила новая выставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне», которую сотрудники музея готовили с американским консульством». Заметку с версией о причастности ФСБ к закрытию выставки мгновенно перепечатало множество СМИ, однако с сайта «Областной газеты» новость вскоре исчезла. А уже в 17.52 там же, на сайте, обозначилось некое странное разъяснение за подписью все той же Екатерины Холкиной: «Информация о причинах отмены фотовыставки в Музее Метенкова не подтвердилась. Сегодня утром на сайте «Областной газеты» появилась заметка о том, что фотовыставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне», которая должна была открыться в екатеринбургском Музее Метенкова, отменена по указанию ФСБ. Эту информацию корреспонденту «ОГ» сообщил источник, пожелавший остаться неизвестным. В дальнейшем этот источник не сумел предоставить газете фактических доказательств того, что его информация соответствует действительности. В связи с этим автор текста Екатерина Холкина и редакция «ОГ» приносят свои извинения читателям, а также тем, кто упомянут в публикации» Но саму Екатерину Холкину это уже не спасло: на следующий день, 11 апреля, ее стремительно уволили. «Да, я больше не работаю в «ОГ». Сложилась не очень приятная ситуация, поэтому комментариев по этому поводу я не даю», — сказала она одному из городских интернет-порталов. Не ограничившись увольнением провинившейся журналистки, «Областная газета» опубликовала сбивчивую статью, подписанную Яной Белоцерковской, заведующей сектором культуры и спорта. Статья помещена в раздел «Мнения», что вроде бы позволяет не считать это позицией газеты, учредители которой — губернатор, правительство и Законодательное собрание области. Тем не менее, у многих возникло ощущение, что это и есть точка зрения властей региона. Начало у статьи странное: «В самом музее сначала прокомментировали, что в музее будет капитальный ремонт, затем ограничились формулировкой — «музей закрыт по техническим причинам на неопределенный срок». Технические причины — это прорыв коммуникаций, внеплановый ремонт, протечка крыши, в конце концов. Но мы были в музее — там все в порядке: трубы не текут, вода с крыши не капает. В данный момент официальных и подтвержденных комментариев о причинах закрытия нет. Но какой бы ни была причина, мы считаем, что это правильное решение». Вдумайтесь: официозное СМИ сообщает, что технических препятствий для работы музея нет, но решение о закрытии выставки все равно правильное. Какой отсюда может быть вывод? Видимо, только один: если серьезная площадка поспешно и без видимых причин отказывается от проведения тщательно подготовленного мероприятия, организаторами которого выступили консульства США и Великобритании, то в дело вмешались действительно влиятельные силы. И версия, что приказ исходил из Москвы, — вполне правдоподобна. Уинстон Черчилль наблюдает за взлетом британского бомбардировщика Short Stirling. Фото: капитан Хортон, 6 июня 1941 года Зачем все это? Вопрос: из каких соображений запретили выставку с военными фотографиями? За ответом обратимся ко все той же статье в «Областной газете»: в центре России, развивает тему ее автор, «на деньги западных спонсоров» открывается выставка, которая играет на руку тем, кто считает, что «войну выиграли без нас». И далее: «Ни одного снимка, посвященного нашим солдатам, нашим победам, нет и не предполагалось».   Американский морской пехотинец Теодор Миллер после двух дней боев за атолл Эниветок. Фото: Рэй Платник, февраль 1944 года Тезис, что все, сделанное на деньги Запада, априори вредно русскому человеку, привычен для текущего политического мейнстрима, и оспаривать его скучно. Но утверждение, что в экспозиции нет ни одного снимка, посвященного участию в войне СССР, — откровенная ложь: даже при беглом осмотре фотографий, выложенных в интернете, мы как минимум там видим маршалов Жукова и Рокоссовского. Генерала пехоты вермахта Антона Достлера привязывают к столбу перед казнью. Фото: неизвестный фотограф армии США, Италия, 1 декабря 1945 года Ну и главное: уже самим своим названием выставка прямо заявляет, что ее цель — показать войну глазами союзников. Претензии на всеохватность здесь нет и в помине. А если кто-то в наших властных кабинетах хотел, чтобы иностранные консульства устроили выставку советских фотографий, — так это и вовсе нелепая идея. Между тем именно ее попыталась донести до читателей «Областная газета»: «Были бы еще рядом снимки наших фотожурналистов — а их, к слову, гораздо больше, и по уровню эмоционального воздействия они гораздо мощнее. Тем более они гораздо уместнее в канун Победы…» Трехлетняя Эйлин Данн в детской больнице после ранения, полученного во время воздушного налета. Фото: Сесил Битон, Лондон, сентябрь 1940 года Особую пикантность ситуации придает факт, что с 13 по 15 апреля в Екатеринбурге с официальным визитом находился посол США в Российской Федерации Джон Теффт. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев демонстративно отказался встречаться с ним. Зато мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил Теффту, что для запретной выставки уже подыскивается новая площадка. Эту информацию в разговоре с NT подтвердил и куратор выставки Артем Беркович. «Это абсолютно гуманистическая выставка, и мы по-прежнему хотим провести ее в другом месте, — сказал он. — Сейчас судьбой экспозиции занимаются консульства США и Великобритании». Возможно, екатеринбуржцы все-таки увидят запрещенные военные фотографии. Но только от этого не легче. Пострадал уважаемый музей, оскорблена память тех, кто бок о бок с нами когда-то сражался против Гитлера… И то, что это произошло в канун нашей общей Победы, для кого-то вполне себе уместно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..