пятница, 22 июля 2022 г.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

 Андрей Зубов

54 мин. ПРЕОДОЛЕНИЕ




Полтора дня в Мюнхене я большей частью ли меня в прекрасный недавно открытый Египетский музей с обширной коллекцией и очень хорошей организацией экспозиции, нацеленной, как это сейчас принято, на ознакомительные экскурсии высокого уровня. Такой музей из хранилища древностей превращается в важнейший и очень эффективный элемент учебного процесса (а учиться следует всю жизнь). Профессионалы же могут работать в запасниках и архивах музея, которые в сотни раз по числу единиц хранения превосходят экспозицию.
Сердечное отдохновение я позволил себе в Старой Пинакотеке - замечательном собрании живописи, репродукции из которой известны с детства, но подлинники увидел вчера впервые.
Однако, первый и наиболее долгий мой визит был в музей Тоталитарного прошлого Германии. Это тоже новый музей, организованный по тем же принципам, что и музей Египетский - экспозиция для обучения с широким интерактивом, и огромные архивные хранилища для работы специалистов.
Экспозиция музея размещена на четырех этажах, причем время течет сверху вниз. На верхнем этаже - как шла Германия к нацизму. Рассказ без прикрас и героики о Первой Мировой войне, "вина Германии в развязывании этой войны - огромна" - написано в соответствующей пояснительной легенде. Приведены цифры потерь, на экранах - фотографии и кинохроника кошмара войны. Особо рассказывается об идеологии пангерманизма, который и вдохновлял немцев идти на бойню. Нет оговорок, вполне справедливых, что и у других так было. Это музей, рассказывающий о преступлении немецкого народа. Другие народы тут не судятся. Только свой.
Особый акцент сделан, естественно на Баварии, на ее войсках, на политике королевства в системе Германской империи. Музей одновременно и общенациональный и локальный.
Потом - Великая ноябрьская революция 1918 года. Свержение монархии и в Берлине, и в Мюнхене. Попытка создать коммунистическую Баварскую ССР в апреле-мае 1919. О зверствах баварских большевиков сказано немного. Отмечается, что ультра-правые их преувеличивают, но безусловно они были и подготовили почву для нацизма как реакции на коммунизм. Откровенно рассказывается о том, что многие деятели советской власти в Баварии были евреями и это упрочило баварский антисемитизм, хотя его корни - в ложных идеях пангерманизма. Организации выступавшие за чистоту немецкой расы и крови создавались в Баварии с конца 19 века и это, возможно, толкнуло некоторых евреев к интернационал-социализму. Всё разобрано спокойно, без умолчаний, по немецки аккуратно и по возможности беспристрастно, с очень хорошими иллюстративными и документальными свидетельствами.
На этом этаже и рассказ о попытке "Пивного путча", и о том, как элита Веймарской Германии постепенно пришла к решению, что авторитарная нацистская альтернатива демократической республике - лучшее решение. На стенде так и написано - "популярность НСРПГ быстро возрастала - с 2,4 до 41 процента, но только решения элиты в 1932-33 годах позволили Гитлеру стать рейхсканцлером и приступить к уничтожению демократических оснований Веймарского государства. Портреты тех кто отдал нацистам Германии - и восторженные толпы на площадях и лощеные аристократы, генералы, промышленники, заключившие союз с дьяволом. Некоторые из них были убиты Гитлером уже очень скоро, другие высланы из страны или сгорели в горниле войны.
Этажом ниже - деятельность Рейха в 1933-39 годах. И об экономических успехах и о быстром разгроме всех демократических и антинацистских сил от социалистов до приверженцев консервативной революции и церковных движений, отвергавших диктатуру. Галерея портретов и биографий тех, кто заплатил жизнью и свободой за сопротивление возрастающее диктатуре. Нюрнбергские законы, Мюнхенский сговор, Хрустальная ночь. Экспозиция объясняет причины народного безумия, но объяснения составлены так, что в них ни на йоту нет оправдания, даже косвенного. А рядом герои - те женщины и мужчины, которые не обманулись, которые боролись с режимом и из эмиграции и, что еще достойней - принципиально оставаясь в лапах Рейха, не уезжая из страны. Это пример для остальных. Особо для Баварии значима фигура Георга Эльцера в одиночку подготовившего и осуществившего покушение на Гитлера в 1939 году, рассказ о молодежи из "Белой Розы". Сегодняшние немцы не смогут оправдать своих дедов словами - "все тогда так делали". Музей повествует о тех, кто действовал иначе.
Спускаясь еще на этаж, мы попадаем в годы войны - 1939-45. И опять - никакой героики. Война - это самое грязное дело. А агрессивная идеологически оправданная война - грязная трикраты. Тщательно перечислены преступления солдат Вермахта из Баварии. Названы полки, роты и отдельные люди их совершившие. Страшные видео и фото свидетельства расстрелов, иных видов казней, сожжения деревень и городов. И города Баварии, тот же Мюнхен после бомбардировок союзной авиации. Руины, руины, тела, заваленные грудами кирпича и плитами бетона. И ни одного слова обвинения в адрес войск антигитлеровской коалиции. "Это - цена войны, которую мы развязали" - написано на стенде.
И, наконец, преодоление нацизма на самом нижнем этаже музея". Процесс, затянувшийся на десятилетия, идущий и сейчас, через 75 лет. И вывод - без обнажения корней зла его нельзя победить. Забвение прошлого зла всегда ведет к возможности его повторения. Корни зла должные быть выкорчеваны через называние преступлений преступлениями. Иного пути преодоления прошлого нет. Немцы поняли это совершенно ясно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..