четверг, 13 мая 2021 г.

Как Израиль потерял Восточный Иерусалим

 

Как Израиль потерял Восточный Иерусалим

Категория:  Общественно-политическая жизнь в Израиле

Власти Израиля чаще объявляют Иерусалим единым и неделимым, нежели действительно пытаются сделать его таковым.

Запустив проблемы восточных кварталов города, отвернувшись от их жителей и не позаботившись воспитать здесь новое поколение лидеров, правительство само оттолкнуло Восточный Иерусалим в руки радикалов и террористов. Потому нынешний виток эскалации был ожидаем и не станет последним.

Поводом послужил запрет иерусалимским арабам участвовать в выборах нового председателя ПА. Причина: с большой вероятностью тут могли одержать победу представители ХАМАСа. В последние годы неприятие местными арабами авторитета властей в Рамалле только растет - подчеркивают в своем аналитическом обзоре исследователи Института вопросов национальной безопасности (INSS) Ципи Исраэли и Уди Декель.

В то же время, на протяжении многих лет Израиль предотвращал появление  в Восточном Иерусалиме местных общественных лидеров, и это сделало политическую активность молодежи чрезвычайно слабой. Случились и другие изменения в общественном сознании. По данным опросов под редакцией Дэвида Поллока, проведенных в Восточном Иерусалиме, в последние годы приверженность общенациональным целям среди местных арабов стала преобладать над их личными интересами. С одной стороны, они пользуются преимуществами жизни в Израиле, в том числе свободой передвижения и возможностью найти работу. Но с 2017 года этим преимуществам уделяется меньше внимания, чем «общим задачам народа». И поскольку политические амбиции местных арабов (а тон здесь задает молодежь) никак не реализуются, они стали формировать собственную повестку дня: акцентируя внимание на особом статусе Иерусалима для мусульманского мира, они пытаются представить себя «стражами» его святых мест, и демонстрируют готовность в любой момент применить силу против любых противников.

С 2010 по 2015 год число иерусалимских арабов, желавших иметь израильское гражданство, выросло с 35 процентов до 50. А может, на самом деле получить синее удостоверение личности израильтянина хотели еще больше людей, но не все в этом признавались. Затем тенденция пошла на спад: в 2020 году уже 70 процентов опрошенных делали выбор в пользу палестинского гражданства, а не израильского.

Отношение меняется и под воздействием запущенности этой части города, низкого уровня и качества жизни, несоизмеримого с другими районами. Несмотря на то, что еще в мае 2018 года правительство приняло решение №3790, предусматривающее вложение 2 млрд шекелей за 5 лет в развитие экономики и инфраструктуры Восточного Иерусалима, на практике никакого улучшения не видно. Например, местным школам не хватает уже 4 тысяч классов.

Глядя на барьеры, появившиеся здесь во время «интифады одиночек», и на ужесточение мер безопасности на Храмовой горе, местные жители чувствуют все большее отчуждение от остального Израиля, перестают надеяться на вероятность создания «двух государств для двух народов» - и, соответственно, их взгляды на затяжной арабо-еврейский конфликт все более радикализуются.

Но вот что еще важно: пока Иерусалим занимает все большее место в арабо- палестинском конфликте, израильские евреи уделяют этому городу все меньше своего влияния! Несмотря на рефрен «если забуду тебя…» и правительственные церемонии, можно обратить внимание, что многие израильтяне обращают внимание на столицу именно во время терактов, конфликтов и эскалации напряженности, а в промежутке между ними относятся к Иерусалиму как к туристическому объекту. Например, ни в одной из последних предвыборных кампаний тема статуса Иерусалима не фигурировала, она перестала быть важной в политической дискуссии.

Исследование INSS «Индекс национальной безопасности» показывает, что раньше большинство израильтян не считали приемлемым раздел столицы даже в рамках всеобъемлющего соглашения между Израилем и палестинцами. Но в последние годы в этом единстве мнений появилась трещина, и она все больше расширяется: часть людей начинает смотреть на этот вопрос «более прагматично», предполагая, что отделение части арабских кварталов уменьшит трения, выливающиеся в стычки.

Зафиксированы изменения и в отношении евреев к Храмовой горе: 65 процентов опрошенных израильтян согласны, что доступ евреям туда может быть запрещен, или хотя бы ограничен квотами – опять же ради предотвращения трений. Треть респондентов выступает за возможность евреям свободно подниматься на гору и молиться там. Но в дни эскалаций поддержка таких восхождений, а особенно, если их совершают политики и общественные деятели, значительно снижается.

Таким образом, сегодня мы «расхлебываем» последствия правительственного подхода, который гласит: если проблема не решается, загоним ее в угол и ничего не будем делать. Предполагается, что так создается некий статус-кво, который может длиться вечно. Так же правительство поступило и с Иерусалимом, и то, что эскалации тут не доходят до взрыва, можно объяснить несколькими причинами:

Жизнь в светских, ультраортодоксальных и арабских кварталах на востоке города течет совершенно обособленно друг от друга. Поэтому и максимальным потенциалом взрыва между ними становится точка соединения их устремлений: Храмовая гора.
Жители Восточного Иерусалима все еще очень зависят от рабочих мест в западной части города. Заодно это создает иллюзию некой единой общности.
Однако как долго может сохраняться подобная ситуация? Пятилетний план инвестирования 2 млрд шекелей за 5 лет был призван удерживать ее в тех же границах, не доводя до точки взрыва – но не более. Он никак не отвечает запросам национальной идентичности и не содействует появлению новых арабских лидеров на местах, с которыми можно согласовывать развитие районов, которые могли бы выслушивать жалобы местных жителей и предотвращать провокации экстремистов. И хотя пожары в Иерусалиме легче разжигать, чем тушить – ответ на насилие не может ограничиваться только ответным силовым воздействием. Нужно что-то еще.

Эмиль Шлеймович, «Детали» - по материалу Ципи Исраэли и Уди Декель, INSS. Фото: Охад Цвигенберг 



Автор: Эмиль Шлеймович 11.05.2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..