Мультикультурализм

01-04-2016
Развитие человека сопровождалось  двумя качествами, в переводе на богобоязненный язык – в борьбе между добром и злом.  Идея добра пытается реализоваться, в основном, в равенстве людей.
***
Идея равенства людей была впервые письменно обозначена в древнем христианстве. Библия, Новый Завет. Апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит о нравственном облике истинного христианина, который должен отказаться от «ветхого человека» в себе, то есть от человеческих пороков (гнева, злобы, лжи, злоречия, любостяжания и т. д.) и духовно обновиться — «по образу Создавшего его, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».  Хотя в этом послание говорится о равенстве только между христианами — они равны в своей вере перед Богом, но оно обычно толкуется как декларация равенства всех людей между собою.
multiculturalism
Эпоха Возрождения, XV - XVI века, пытаясь освободиться от религиозного средневекового мракобесия, привела к появлению общественно-философского гуманизма, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Наконец, в Декларации Независимости США идея равенства людей закреплена на государственном уровне: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».
Всё вышесказанное, несомненно, известные всем утверждения о равенстве людей, приведены здесь с единственной целью – показать, что на практике они никогда по-настоящему не воплощалась в действительность. Напротив, несмотря на «самоочевидность истины» - торжествовал геномный признак «свой-чужой». И почти всегда существовала дискриминация людей по тем или иным качествам.  И, в первую очередь, пожалуй, по различию культуры разных народов, включая сюда и религию.  Вся кровавая история человечества состоит, по сути, в войнах за свою религиозную и культурную идентичность или за её распространение на другие народы и территории.  В США, например, несмотря на декларированное равенство людей в 1776 году, рабство сохранялось ещё очень долгое время.
Однажды, путешествия по Соединённым Штатам, в Детройте, в автомобильном музее Генри Форда, я увидел автобус, в котором 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс не уступила место белому мужчине, выступив, таким образом, против сегрегации чернокожих граждан Америки.   Это было 1 декабря 1955 года.  Факт известный, но мне вдруг стукнуло в голову: так ведь это случилось при мне!  При моей жизни!  Выходит, я современник последствий рабства! Ничего себе! Как недалеко мы ушли в этой борьбе со злом.
Размышления затем вывели меня на расизм гитлеровской Германии и его последствий.  Апартеид в Южно-Африканской Республике и т.д. и т.п.
Просто-напросто, дискриминация людей из-за их различия не что-то далёкое прошлое, не что-то несовместимое с высокими духовными устремлениями современного человека, а вот оно здесь, рядом.
***
Конечно, следует тут же вспомнить и длинный путь попыток устранить неравенство людей.
Если обратиться опять к США, то помимо декларации о равенстве людей здесь работала идея «плавильного котла».  Соединенные Штаты – страна иммигрантов, которым предложено: приезжай, живи и интегрируйся в культуру страны на основе английского языка и соблюдения законов страны, созданных основателями колонистами. Так ты приобретешь равенство с остальными гражданами общества.
В Европе «плавильный котёл» активно заработал с началом распада колониализма.  Развал Великой империи Великобритании и колониальной Франции сопровождался предоставлением соответствующего гражданства жителям бывших колоний с верой, что эти люди интегрируются в общество стран-метрополий, усвоив их язык и культуру.
Окончание Второй Мировой войны сопровождалось громадными изменениями в правовом сознании. Организация Объединённых Наций официально приняла Декларацию Прав человека. Осознание Холокоста еврейского народа позволило создать государство Израиль, о котором до этого безуспешно говорили много лет.  Да и собственные катастрофы европейских государств во Второй Мировой войне изменили их отношения в национальной политике государств. Последовавшая затем Холодная война подняла борьбу за права человека на особо высокий уровень.  Идея «плавильного котла» продолжала действовать некоторое время после войны, но к концу ХХ века стала меняться в пользу так называемого мультикультурализма.
Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляет концепции «плавильного котла – равноправное существование различных культур и религий, как частей общей культуры страны. В странах Евросоюза пошли ещё дальше – это равноправие касается всего Евросоюза и не имеет национальных границ.
***
Здесь я должен осветить один аспект современной культуры человечества.  Наука, как известно, интернациональна. Её достижения не имеют национальных границ и могут использоваться всеми, без оглядки на национальность первооткрывателей.  Почти то же относится к светской культуре: литературе, искусству художников (музыке, графике, танцу и т.п.), бытовому и примитивному искусству.  Несмотря на то, что светская культура носит национальный характер, она может быть воспринята другими народами и, даже, использована, как своя собственная.  Светские национальные культуры дополняют общую культуру человечества и не противоборствуют между собой.
Особняком стоят различные религии.  Современные религии – это не просто своеобразное мировосприятие и комплекс традиций, организующий вполне определённый образ жизни.  Религии – это набор неких сакральных ценностей, защита которых становиться главной сущностью жизни, порою часто выше самой жизни.  Чем ортодоксальнее религия, тем больше это тупое, необъяснимое здравым смыслом, упорство в отстаивании этих сакральных ценностей. К числу таких религий относятся, в первую очередь, – ультраортодоксальный иудаизм, ортодоксальный ислам (суннитский   и шиитский), всякие ортодоксии (orthodoxy - православие).
Католическое христианство пережило в XVI – XIX веках религиозные войны и кровавую реформацию, породив протестантизм, громадную эмиграцию в Северную Америку и, главное, молчаливое понимание, что «худой мир лучше доброй войны». В ХХ веке войны в христианском мире на религиозной почве прекратились.  А вот в исламе этого не произошло -  сунниты и шииты воюют до сих пор. Ислам и христианство, если не находятся в войне, то это состояние можно описать как угрюмое согласие на взаимное существование – ни о какой дружбе речи быть не может.
Религии для многих народов стали определяющей национальной культурой. Часто невозможно говорить о народе, не упомянув его религию.  Скажем, разговаривая с арабом, следует обязательно учесть какова его религия: суннит он или шиит, а может быть и христианин. Эта его религиозная принадлежность в значительной мере определяет его мировосприятие и общественное поведение.  То же касается и евреев.  Светский он или религиозный – «большая разница», а в иудаизме, к тому же, оказывается, есть ещё и различные течения.  Православное христианство (ортодоксии) породило также множество различных, непримиримых конфессий. Интересно, что это разделение православия происходит, в основном, по территориальному признаку, подчеркивая абсурдный и эгоистичный характер этих конфессий.
ЕСЛИ ТЕПЕРЬ ВЕРНУТЬСЯ К ОСНОВНОЙ ТЕМЕ СТАТЬИ – МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМУ, ТО ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО ЕГО ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА - НЕ РАВНОПРАВНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ И КУЛЬТУР, А СОСУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ, ЧАСТЬ ИЗ КОТОРЫХ ПРОСТО НЕПРИМЕРИМЫ МЕЖДУ СОБОЙ. Возникшие в современном мире громадные миграционные потоки обострили проблемы мультикультурализма (сосуществование религий), поставив их в некоторых странах на грань национальной катастрофы.
***
Несколько лет назад, я посетил Париж и стал невольным свидетелем удививших меня обстоятельств. С аэропорта в центр города меня в такси вез вьетнамец; в отеле за приемным столом стоял алжирец; хозяином отеля был какой-то араб; а мой номер убирала, кажется, бывшая ливанка. На улицах я встречал индифферентных французов, которые неохотно отвечали на мой английский, часто посылая в противоположную сторону от запрашиваемого пути.  Я, живя много лет в Советской России, а затем в США, будучи сам «в шкуре иностранца», вообще не против многонационального разнообразия.  РАЗНООБРАЗИЕ НАРОДОВ И ИХ КУЛЬТУР - БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА.
Мне понятна и национальная самоидентификация – большинству людей психологически дороги ценности, воспитанные в детстве:
«Два чувства дивно близки нам, 
В
 них обретает сердце пищу; 
Любовь
 к родному пепелищу, 
Любовь
 к отеческим гробам». 
Поэтому тяга к здравому патриотизму, я считаю нормальным и вполне демократическим чувством людей.  Пожалуй, даже так: ущемление этого чувства – нарушением права человека на свободное нахождение в благоприятной среде обитания.
Однако, когда я вижу в исламский праздник Ураза-байрам молящихся мусульман, которые перекрывают улицы Москвы, мешая остальным жителям столицы свободно передвигаться, - моему возмущению нет предела.  Это не свобода религий, не толерантное отношение к ним, а нарушение свободы других людей.
Здесь, я должен заметить: положение религий в современной России получили гипертрофированные формы.  Вместо того, чтобы рассматривать религии в качестве интимного права на свободу совести, как и положено по Конституции страны, религии в стране подняты на уровень обязательной государственной политики с принудительным внедрением её праздников и традиций для всего населения страны. Это и несправедливо, и антидемократично. По-видимому, так удобно Путину – легче контролировать многоконфессиональную страну.
***
В разных странах мультикультурализм реализуется по-разному. В Интернете содержится об этом громадная информация.  В этой статье я представляю только свою точку зрения и не претендую на всеобщий охват предложенной темы или на объективность своего подхода.
Мультикультурализм во Франции, с моей точки зрения, находится на грани национальной катастрофы. Во Франции официально зарегистрированы около 5 млн. мусульман, что составляет почти 10% всего населения, а по численности религиозных групп мусульмане находятся на втором месте после католиков. Получается, что Франция является одним из наиболее “исламизированных” государств Европы.  На сегодняшний день во Франции действуют пять больших мечетей, а общая численность мечетей и молебных залов достигает 1500. В стране действует свыше 2000 исламских ассоциаций, религиозных и культурных центров.
Всего в нескольких километрах от Парижа расположены небольшие города, войдя в которые, кажется, что ты попал в арабский Восток. Основная часть компактно проживающей мусульманской диаспоры расположена в окрестных департаментах Парижа. Весь вопрос в том, что, исходя из политики мультикультурализма, мусульманское население живёт по принципу гетто и не хочет, в основном, интегрироваться в европейскую среду, что должно беспокоить правительство Франции, тем более, что намечается тенденция мусульманизации французов, живущих бок о бок с мусульманами.
Как следствием этого, начиная с 90-х годов, во Франции появилась экстремистско-настроенная молодежь. За последние несколько лет произошло много террористических актов. Резко увеличилась эмиграция евреев из Франции.  Невольно возникла дилемма религиозного статуса, - в стране, где государство отделено от религии! Остро стоит вопрос о потере великой французской культуры, самоидентификации французов и переименовании Собора Парижской Богоматери в Мечеть Парижского Аллаха.
Другой, не менее “исламизированной” страной Европы, чем Франция, является Германия. По официальным данным в Германии проживает около 5 млн. мусульман, что составляет 6.1% от числа всего населения. Около 75 % проживающих в Германии мусульман не признают себя немцами, из коих 45% – граждане Германии. Мусульмане обосновывают это тем, что местное коренное население не относится к мигрантам как к части немецкого общества.
Не углубляясь дальше в «мусульманство Германии» отметим, что провал политики мультикультурализма признали многие лидеры европейских государств. 18 октября 2010 года канцлер Германии Ангела Мергель сделала заявление относительно мультикультурализма. Она отметила, что: «мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился». С критикой политики мультикультурализма выступил премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон. Он отметил, что толерантность, основанная на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности, себя не оправдала. Необходимо перейти к «мускулистому либерализму», при котором национальная идентичность формируется за счет демократии, равных прав, главенства закона и свободы слова. Своих коллег поддержал бывший президент Франции Николя Саркози. «Мой ответ – безусловно, да, это провал», – сказал он. По словам президента, если человек приезжает во Францию, он должен стать частью французской нации, а если не собирается этого делать – желанным гостем в стране не станет. По словам Саркози, те, кто приезжает во Францию, должны поменять свой образ жизни.
Из всех европейских стран только Дания имеет и ведёт чёткую политику по интеграции мигрантов. В Дании положения о мигрантах и их интеграции в датское общество регулируются законами, которых нет пока у других государств.
С моей точки зрения, политика мультикультурализма всё-таки как-то решается в США. Но не за счёт более продуманного сосуществования многорасового и многоконфессионального общества, а за счёт сильной и строгой правоохранительной системы федерального правительства.  Неизбежность межрелигиозных и межрасовых конфликтов перекрывается сильной жандармской властью полиции.  Это, можно считать, приемлемым решением - ибо альтернативы не видно в этой огромной стране с громадным населением.
В небольших странах с незначительным этническим населением проблемы мультикультурализма выглядят по-другому и должны решаться по-другому, чем в больших государствах.  Примерами таких стран являются страны Прибалтики: Эстония, Латвия, Литва.  Возможность сосуществования с другими народами в одном государстве грозит потерей идентификации титульному этническому народу, поэтому эти страны вынуждены принимать законы, которые внешне выглядят недемократическими, но призваны максимально сохранить основные права человека.
Ещё одной такой небольшой страной является Израиль.  Оказавшейся волею судеб и решением ООН в окружении враждебного мусульманского мира, это СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО вынуждено принимать законы и практические шаги, поддерживающие жизнь и безопасность своей страны, и сохранения своей этнической идентификации.  Такая политика даёт пищу антисемитам всех стран для обвинения Израиля в апартеиде и прочих грехах демократии.  Что, между прочим, мешает не только Израилю, но и решению проблем мультикультурализма в странах, где живут эти антисемиты.
С сожалением, должен отметить, что история человечества показывает: нерешаемые проблемы, накапливаясь количественно, затем разрешаются кровавыми войнами. Возможность третьей мировой войны висит над современным миром. То, что сейчас происходит в Сирии, в целом на Ближнем и Среднем Востоке, исмаилизация Европы и, возможно, другие невидимые, пока, проблемы, толкают к подобной войне.
Вопрос, конечно, не в порядковом номере войны, - он относится к тому, какой будет такая мировая война (или, она уже идёт?) и каковы будут её результаты?  Мне лично кажется, что ДОЛЖНА ПРОИЗОЙТИ РЕФОРМАЦИЯ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ – ОНИ ДОЛЖНЫ ИЛИ ИСЧЕЗНУТЬ, ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ОЧИСТИТЬСЯ ОТ ЯВНЫХ АНАХРОНИЗМОВ.  Когда-то в католическом христианстве произошла реформация, - почему подобное не может произойти у других?  И хорошо бы было, если этот переход произошёл без большой крови. Вполне вероятно, что многие люди не могут отказаться от религий, как веры в нечто высоконравственное и высокодуховное, рождающее стремление улучшить самого себя.  Ну, да и Бог с ними.  Аминь.
P.S. Лауреатом Нобелевской премии 2015 года стал Тунисский национальный диалоговый квартет, объединяющий четыре тунисские организации. Как отмечается в пресс-релизе Нобелевского комитета, премия присуждена за «решающий вклад в построении плюралистической демократии по итогам «жасминовой революции» 2011 года».  http://www.rbc.ru/society/09/10/2015/561784d59a79474e6d720926