четверг, 15 мая 2014 г.

ПОГОВОРИМ О ДЕНЬГАХ


  Поговорим? А что нам остается делать, если нет никакой возможности их заработать. Впрочем, может быть это и не так плохо. Помните: «Если у вас нету тети, ее вам не потерять и т.д. Так вот, если у вас нет денег, то только одна – единственная проблема вас тревожит, как эти денежки добыть, в то время, как на богатого человека, сваливается миллион забот.
 Отсюда и статистика: бедняк кончает жизнь самоубийством гораздо реже, чем богач. Причины? Вот афоризм эссеиста Антуана Ривароля (18 век): «Иным людям богатство  только и приносит, что страх потерять его». Будем считать, что этот страх и сводит с ума богатеев, а потом, когда безумные теряют свои деньги, смерти ничего не стоит заполучить их тела и души в свои костлявые руки.
 Джон Гэлбрейт хорошо сказал об этом: «Странная штука эти деньги. Их можно поставить в один ряд с любовью как величайший источник человеческого счастья. И в один ряд со смертью – как величайший источник человеческих страхов». 
 Большому революционеру Максимилиану Робеспьеру не хотелось оплакивать даже самоубийц –богатеев. Жестоко он пошутил на эту тему: «Если банкир выпрыгнет из окна, прыгайте за ним – именно там деньги».
 В Израиле я – пешеход. Хожу, как правило, по густонаселенной местности, и слышу, о чем разговаривают мои сограждане. В девяти случаях из десяти они обсуждают денежные проблемы. Отсюда смело можно сделать вывод: в здоровой жизни ходока только одна проблема – деньги.
 Берем живой пример. Вспомним старую шутку: «Для богача нищета – нечто парадоксальное: очень трудно понять, почему человек, желая пообедать, не может напомнить об этом кому следует».
 Пират Уильям Ролей еще в 16 веке составил ответ на эту остроту: «Разница между богатым и бедным та, что один ест, когда хочет, а другой – когда может».
 Все верно, но при этом множество трудно разрешимых проблем встает перед богачом, не способным понять  бедняка. Берем навскидку несколько: где пообедать, с кем пообедать, что заказать на обед? И так далее и тому подобное. Прав, прав был Гораций, утверждавший что « с ростом богатства растут и заботы».
 Прав был и другой древний автор – Демокрит: «Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо, чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают».
 Генрих Гейне смотрел в корень всех проблем, связанных с пустотой в кошельке: «Основное зло этого мира проистекает из того факта, что Бог не создал достаточно денег».
 Гейне был поэтом, причем хорошим поэтом. Жалоба его становится понятной, если прочесть высказывание Анри Боннара: «Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как они этого заслуживают».
 Френсис Бекон не был поэтом или женщиной, но он был философом и тоже знал, как обращаться с деньгами: «Деньги – это навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку».
  Томас Карлейн – не только философ, но и историк - знал точно, что «золотой дождь размывает все границы».
  Какие конкретно он не указал, зато отметил не без цинизма: «Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, это кошелек.
 «Чистые души», впрочем, тоже любили рассуждать о деньгах и богатстве. Современники не укоряли их в лицемерии. Это наше время, пропитанное запахом денег, как рыболовецкий сейнер рыбой, с подозрением относится к каждому, кто презирает злато.
 Бабёф: «Собственность отвратительна в своем принципе и губительна в своих следствиях».
 Буаст: «Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги».
 Шопенгауэр: «Богатство подобно морской воде. Чем больше его пьешь, тем больше жажда».
 Бек: «Большие состояния нажиты подлостью, маленькие – свинством».
 Граф: «Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег».
 Прудон : «Собственность – это кража».
 Подобных вещей было наговорено так много, что в итоге возникли целые империи, поставившие своей целью сделать нищету – счастьем. В итоге, человечество убедилось, что не только богатство превращает человека в подлеца и свинью.
   Знаменитый экономист Адам Смит полагал, что именно деньги превратили обезьяну в человекоподобное существо. Он писал: «Человек – это животное, заключающее сделки; ни одно другое животное этого не делает: ни одна собака не меняется костью с другой».
 Жюль Ренар смотрел на теорию происхождения гораздо проще: «Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности».
 Вы заметили, как только разговор заходит о деньгах, разного рода умники становятся жестоки, беспощадны и даже циничны. Некий Чарльз Колтон был, судя по всему, исключительно язвительным человеком. Только послушайте: «Многие ничуть не кривят душой, когда говорят о своем презрении к материальным ценностям, однако при этом они имеют в виду материальные ценности, принадлежащие другим людям».
 Перекликается с подобным высказыванием афоризм  Исави: «То, как и на что другие тратят свои деньги, представляется нам в высшей степени неразумным и даже слегка аморальным».
 Жорж Куртелин был прям и беспощаден: «Презрение к деньгам встречается нередко особенно среди тех, у кого их нет»
 Но вернемся к тем, кто, по их уверению, не уважает презренный металл, «принадлежащий другим людям».
 Начнем с древних авторов. Еврипид: «Богатство порождает скупость и наглость». Эпикур: «Лучше не боятся, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе». Публий Сир: «Жадного деньги возбуждают, а не насыщают»
Фабий: «Уничтожь деньги – уничтожишь войну». Ювенал: «Путник, у которого ничего нет при себе, может распевать в присутствии разбойников».
 Умники нового времени не хотят быть серьезными. Они предпочитают шутить на эту скользкую тему.
 Альфред Ньюмен: «Деньги и отпуск никогда не заканчиваются одновременно. Есть вещи поважнее денег… но с ними ничего не получается, если нет денег… Живите по средствам – и проживете без забот… и многого другого. Доллар никогда не упадет так низко, как некоторые люди в стремлении получить его».
 Сомерсет Моэм: «Деньги подобны шестому чувству, без которого невозможно в полной мере пользоваться остальными пятью».
 Дороти Паркер: «Два самых прекрасных слова в английском языке – «чек прилагается».
 Хайме Периш: «Деньги приходят и уходят, уходят, уходят…Если мы сравним кило мыслей и кило денег, кило денег окажется намно-о-го тяжелее».
 Жюль Ренан: «Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу».
 Марк Сонин: « Если поэту приснилось, что у него кончились деньги – это к стихам».
 Марк Твен: «Честность – лучшая политика…. если она приносит деньги».
 Юлиан Тувим: «Карман – колыбель устремлений и могила совести».
 Генри Трумен: «Когда работу теряет ваш сосед – это экономический спад; когда вы сами – кризис».
 Л. Смит: «Ешь с богатыми, но веселись с бедными – они знают цену радости».
 Уистон Черчилль: «Врожденный порок капитализма – неравенство в благосостоянии; врожденная добродетель социализма – неравенство в нищете».
 Осип Мандельштам: «Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч,// Помни, что двадцать одну мог я тебе задолжать».
 Сальвадор Дали называл себя монархистом – анархистом. Его мысли о деньгах также парадоксальны и остроумны, как и его живопись.
 « Президентов всегда тянет к афере – власть они получают на какие-нибудь пять лет и потому торопятся урвать свой кусок  и упрятать его в швейцарский банк…. А принцу денег не надо. Принцу надо родится принцем – и все. Я понятия не имею, беден я или богат. Все распоряжается жена. А для меня деньги – мистика. Меня всегда завораживало золото. Это моя наследственная, средиземноморская, финикийская черта. Ни излишек денег, ни излишек славы никогда – вы слышите, никогда! – не наводили меня на мысль о самоубийстве. Скажу больше: и то и другое меня вполне устраивает. По мне богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором. Простейший способ освободиться от власти золота – это иметь его в излишке. Богатые люди обычно производят на меня сильное впечатление. И бедные – тому примером рыбаки Порт-Льигата. На людей среднего достатка я вообще не реагирую. Не могу долго общаться с князьями и миллионерами – понятие о чести ведет меня прочь, в цыганские пещеры. Чем больше денег я вытрясаю из этого общества потребления, тем строже отношусь к себе. Сейчас, например, я могу позволить себе роскошь три года писать картину».
 Выписал эту последнюю цитату и подумал: была бы у меня роскошь писать эти заметки не пол дня, а хотя бы неделю. Нет, все-таки хорошо, несмотря ни на что, родится гением.
 Впрочем, нищих гениев было сколько угодно. Вот Дизраэли пошутил на эту тему очень горько: «Я жил в бедности и умру богатым; но с несравненно большим удовольствием я прожил бы богатым и умер бы в бедности».
 Любопытнейшая тема: кредиторы и должники. Отдадим и ей должное.
 Франсуа Рабле: «Нет такого богача, который когда-нибудь не задолжал бы; нет такого бедняка, который когда-нибудь не мог бы дать взаймы»
 К. де ла Барка: «Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег».
 П. Буаст: «Занимать не намного лучше, чем нищенствовать, точно так же, как давать взаймы под лихоимные проценты не намного лучше, чем воровать».
 Александр Вампилов: «Занимать деньги легче, чем отказывать, когда занимают у тебя».
 Чарльз Лэм: «Все человечество, собственно, делится на две категории: одни берут в долг, другие дают».
 Боб Хоуп: «Банк – это место, где вам одолжат денег, если вы сумееете доказать, что они вам не нужны».
 Вот не помню, кто создал самую замечательную шутку на эту тему: « Денги занимаешь чужие, а отдавать приходится свои».

 Нет, хватит о грустном. Вот исписал чуть ли не четыре листа и вспомнил замечательный афоризм Шолом-Алейхема: «Покуда деньги на бумаге – это бумага, а не деньги». 
                                                            2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..