среда, 12 марта 2014 г.

"ЗЕНИТ" И "ГЕШЕР". ФУТБОЛ И ТЕАТР.


 Речь пойдет не о знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в котором футбольным тренер стал режиссером театрального коллектива. Фильм этот, среди прочих достоинств, отстаивал право на профессию в искусстве, о чем и прежде и сегодня часто забывают власть имущие, да и не только они.  Нет, разговор пойдет о другом.
 В моей питерском детстве было два праздника: футбол (стадион Кирова и команда «Зенит») и театры (детский им. Брянцева на Моховой  и кукольный на ул. Некрасова). Праздники детства остаются навсегда. Вот почему я болельщик команды «Зенит» при ясном сознании безумия подобной страсти, но, согласитесь, безумия простительного. «Зенит», с его падениями и высотами достижений, остается, так сказать, прежним: другого не дано. Вот театры невольно меняются на протяжении жизни. Однако, и театр остается надеждой на продолжение праздника детства.



 Помню, как лет пятнадцать тому, уже в Израиле, был в восторге от театра «Гешер». В восторге от радости чужого таланта, от узнаваемости. Родства со всем, что было на сцене. Помню, что писал рецензии чуть ли не на каждый спектакль этого театра.
 И вот я сижу в странном бараке, приспособленном под театр. На сцене пошлейшее, совершенно чужое, плохо сыгранное, пустое действо. С удивлением вновь читаю программку: нет, и театр и главный режиссер те же. Что же случилось с некогда славным коллективом? В чем причина такого горестного перерождения? Погоня за «массовкой», любым зрителем, деньги? Возможно… Вернее всего, это так. Но главное, как мне кажется, уход от себя самого, от своих истоков, от культуры, благодаря которой театр некогда состоялся. В те давние годы побед «Гешер» звал примкнуть к русскоязычному зрителю, уроженцев Израиля. И это удалось - театр был полон и обходился без зазывной рекламы. Затем, судя по всем, начался неизбежный творческий кризис, театр стал искать пути развития, точнее возможности остаться на плаву и совершил ошибку. От своего старого зрителя он ушел, а к новому так и не примкнул. Верно, в Израиле всего миллион русскоговорящей публики, но в России 19-го века в каждом, уважающем себя, провинциальном городе, пусть и на 30 тысяч зрителей, был свой драматический театр. Скажут: это когда было, во времена без радио, телевидения, интернета. Бедным горожанам тех времен один театр и был развлечением. Верно. Но ОДИН МИЛЛИОН – это все-таки не 30 тысяч. Уверен, сохранив своих зрителей, проявив, своего рода, мужество, театр остался бы мостом, соединяющим две подлинные культуры, а не обычным балаганом для развлечения скучающей публики, балаганом, которых в  Израиле и без того предостаточно.
 С моей любимой футбольной командой произошла почти такая же история. Блестящих достижений прошлого главному тренеру, или хозяину команды, стало мало. Бизнес, деньги и здесь смешали карты. Тренер решил вывести команду на мировой уровень и невольно отказался от прежней культуры клуба, от его традиций, от выработанного годами стиля игры. Он пригласил в  дружный коллектив игрока мирового класса и, тем самым, команду разрушил, а футбол – это, прежде всего, игра коллективная. Клуб стали покидать «родные» футболисты, стали приходить «чужие» - и не стало "Зенита". Без эволюции любого спортивного коллектива, понятное дело, некуда не деться, но революция – дело разрушительное. И вот, на глазах, прежде блестящая, талантливая команда, превращается в собрание скучающих, ленивых, равнодушных спортсменов. До высшей цели, в итоге, как до небес, да и малая: первенство в стране - похоже уже не достижима. Типичный пример пользы здорового консерватизма и вреда скоропалительной ломки прежних устоев. В футболе все проще. Главный тренер-революционер, толкнувший команду явно не туда, уволен. Поиски нового, возможно, и приведут к должному результату, но это когда будет, а сегодня смотреть «спектакли» моего любимого коллектива без душевной боли невозможно.

 Вот с драматическим театром все  сложнее. Смена старого «тренера» новым – это, как правило, безуспешная попытка на руинах прежнего коллектива построить совсем другой театр, для новых, если такие найдутся, «болельщиков».  Старые останутся вне игры и без своего театра, без «праздника детства», который, увы, останется в прошлом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..