Рош ха-Шана – еврейский Новый год
Еврейский Новый год – Рош ха-Шана – праздник чисто духовного содержания, являющийся особой вехой на жизненном пути каждого из нас...
- 2 минуты
Еврейский Новый год – Рош ха-Шана (отмечающийся в этом году 3 октября) – праздник чисто духовного содержания, являющийся особой вехой на жизненном пути каждого из нас, и тем днем, когда человек должен остановиться, оглянуться на свои поступки и мысли, с чем-то проститься, кого-то простить…
Существует предание, что в дни Рош ха-Шана (как известно, празднуемый в диаспоре два дня), всё сущее в этом мире проходит пред Б-гом, как стадо пред пастырем. Сам же Б-г внимательно и строго смотрит на это гомерическое шествие и отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кого – благополучие, а кого – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство».
Таким образом, Рош ха-Шана становится днями Суда, днями отчета сынов человеческих перед Всевышним. Совершенно очевидно, что дням Суда не приличествует атмосфера беззаботной веселости. Поэтому, в отличие от других праздников еврейского календаря, в Рош ха-Шана не читают благодарственную молитву «ха-ллель».
С другой стороны, искренняя же вера в то, что Б-г желает всем только добра, и своим милосердием «укротит» собственный же гнев, превращает этот день именно в праздник.
Подобно тому, как на праздниках трубят фанфары, возвещая нечто важное, памятное и достойное увековечивания, на Рош ха-Шана трубят в шофар, слушать который является главной заповедью праздника. Отрывистые и резкие, словно пробуждающие нас (и, что более важно, наши души!) звуки шофара призывают человека к раскаянию, к пересмотру порочного пути и осознанию смысла человеческой жизни. Шофар как бы взывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно! Очистите души свои и добрыми сделайте дела ваши!»
Поэтому Рош ха-Шана – время, когда евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, мы просим у Всевышнего мира, согласия, здоровья себе лично, своей семье, своей общине и всему Израилю в целом.
Кроме того, наши мудрецы подчеркивают, что Рош ха-Шана означает также «глава года», ибо как голова управляет всем тело, так Рош ха-Шана управляет деятельностью человека в течение всего года, начинающегося этим великим днем (днями). А значит, провести праздник необходимо в добре, душевном тепле, любви и покое – собственно, в том что одни называют «гармонией с внешним миром и самим собой», а другие – «счастьем».
В этот день, как и во всякий другой праздник, евреи не работают: разрешены только работы, связанные с приготовлением пищи. Вместо этого, люди дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко, а семья и ближние наши собираются за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.
Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. Самым же традиционным являются яблоко с медом, «осеняемое» благословением-пожеланием: «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладостным».
В зависимости от местных традиций ритуальные новогодние блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу (символ плодородия), голову (баранью или рыбную, соотв. у сефардов и ашкеназов) – чтобы быть «во главе», а не в хвосте», гранат, символизирующий число наших заслуг, которых «столько, сколько зернышек в гранате», нарезанную кружочками морковь – по форме и цвету она должна напоминать золотые монеты, а значит, богатство, круглую сладкую халу с изюмом – чтобы год был полным и здоровым, овощи и фрукты – символы обильного урожая наших полей и т.д.
Не стоит, однако, подавать на новогодний стол ничего острого, горького, соленого, дабы не навлечь остроту и горечь на весь наступающий год. Но более всего не стоит (во многих общинах откровенно нельзя) подавать на стол и вообще есть в это время орехи, ибо их название на иврите слишком похоже на слово «грех», что, как сами понимаете, совершенно неуместно в Рош ха-Шана.
Издревле существует обычай совершать обряд «ташлих («сбрасывание грехов»), ибо сказано: «И Ты сбросишь в глубины моря все их прегрешения» (Миха, 7, 19). В первый день Рош ха-Шана (когда праздник не выпадает на шаббат (субботу)) до захода солнца верующие евреи направляются к океану, морю, реке или ручью, где имеется рыба (!), и зачитывают «Тринадцать атрибутов Милосердия», чем символично отправляют свои грехи в морскую пучину. Живя в Израиле я сам неоднократно участвовал в этом ритуале, особенно красиво проводимом в Хайфе.
Источник: Evrofilm - еврейский медиа портал (приведено в сокращении)
Комментариев нет:
Отправить комментарий