Из Википедии
суббота, 21 сентября 2024 г.
Telegraph: Крошечный Израиль в одиночку противостоит силам варварства и зла
Что он споет? Власти Польши арестовали адвоката, которого ФБК обвинил вместе с Невзлиным в организации покушения
Рисунок из СМИ
Что он споет? Власти Польши арестовали адвоката, которого ФБК обвинил вместе с Невзлиным в организации покушения
Что нужно знать о лидере Хизбаллы Ахмеде Махмуде Вехбе, которого ликвидировали вместе с Акилем
Что нужно знать о лидере Хизбаллы Ахмеде Махмуде Вехбе, которого ликвидировали вместе с Акилем
Ахмед Махмуд Вербе, известный под псевдонимом Хадж Хусейн Самир, был высокопоставленным командиром «Сил Радуана», элитного подразделения ливанской группировки Хизбалла. Его гибель при ударе по бункеру в Бейруте подтвердила организация, и ему был присвоен почетный титул «шахид-командир», подчеркивающий его высокое положение в иерархии Хизбаллы.
Что известно об Ахмеде Вербе из соцсетей
Вербе был одним из основателей Хизбаллы и принимал участие в ее первых военных операциях против Израиля после начала Первой Ливанской войны в 1982 году.
В 1984 году Вербе был арестован израильскими силами в Ливане после участия в подрыве казарм миротворческих сил США и Франции в Бейруте. Эта диверсионная атака стала одной из крупнейших в новейшей истории, унеся жизни 307 человек. Она была направлена против военных подразделений, участвовавших в миротворческой миссии в Ливане во время гражданской войны.
После освобождения Вербе продолжил террористическую деятельность и стал одним из руководителей засады на израильский спецназ «Шайетет 13» в 1997 году.
Вербе отвечал за развитие человеческого потенциала в различных подразделениях Хизбаллы, обучая новых членов и развивая тактику боевых действий. После ликвидации командира Виссама аль-Тавила, Вербе снова возглавил Центральное учебное подразделение Хизбаллы и продолжал руководить операциями «Сил Радуана».
Его ликвидация стала ударом для Хизбаллы, так как Вербе был ключевым военным лидером с большим опытом, сыгравшим важную роль в развитии и функционировании группировки.
Битва разумов. Александр Генис – об искусственном интеллекте
После Путина ничто так не пугает моих друзей, как искусственный интеллект, название которого обычно сокращают до "ИИ". Писатели и поэты, философы и филологи, художники и актеры, все они каждый день следят за новостями с фронта той войны, где искусственный разум ведет войну с обыкновенным – нашим.
Даже те энтузиасты, которые с азартом следят за победами соперника, рассчитывая вступить с ним в выгодный союз, не могут не признавать брошенного человеку вызова.
Если нас можно заменить, то зачем мы нужны?
На каждом этапе этой борьбы все утешали себя, как могли. Когда Каспаров проиграл компьютеру, мы успокаивали себя тем, что люди не бодаются с трактором. Когда машина научилась вести уголовную и спортивную хронику, мы решили, что, наверное, это просто. Когда в Голливуде сценаристов заменил искусственный интеллект, мы подумали, что и без него новые фильмы редко отличались от старых. Стало хуже, когда прогресс дошел до ручки и заново сформулировал последние вопросы к нашей расе. Если нас можно заменить, то зачем мы нужны?
Самым лестным для нас образом на этот вопрос отвечал Бердяев: человек победил природу, чтобы стать рабом машины, но он возьмет реванш там, где машина беспомощна, – в творчестве. Во всех его проявлениях оно считалось заповедной зоной, недоступной машине. Она ведь лишена присущих каждому художнику достоинств и проблем – фантазии, искренности, детских травм, вдохновения, комплексов, духовности, а главное – личности. Беда в том, что никто толком не знает, что такое творчество и как его оценить объективно. Если Толстой не любил Шекспира, а Брежнев – Бродского, то что взять с нас, а тем более с машины?
ИИ, однако, смешал карты. Сегодня он уже умеет писать сонеты – и иллюстрировать их, сочинять романы, пусть и женские, фальсифицировать Баха, выдавая свои прелюды за его, причем так, что не всякий музыкант отличит. Конечно, всё это паразитирует на теле предыдущей культуры, но так можно сказать о любом произведении как нашего, так и не нашего духа.
Сам я, впрочем, пока не верю в то, что искусственный интеллект создаст оригинальный шедевр, ибо одного интеллекта для этого мало. Как каждый автор, я исповедую метафизическую презумпцию потустороннего вмешательства в творческие дела – будь это муза, интуиция или историческая необходимость. Поскольку мы сами не знаем, что это значит, машина не может этому у нас научиться и украсть.
Мы у нее – пожалуйста.
ИИ, взвалив на себя труд сочинять плохие книги, освободил нас от этого бремени
Недавно был поставлен наглядный эксперимент для широкой публики. Одна популярная американская писательница вызвала на дуэль “чат-бокс”. Он и она должны были написать рассказ на заданную тему: лето, пляж, случайная встреча, внезапная любовь. Читатели должны были сравнить результаты и решить, у кого лучше получилось. Я прочел, сравнил и решил, что оба хуже. Рассказы оказались взаимозаменяемыми. В обоих присутствовала знойная истома, искоса брошенный взгляд, трепет случайного прикосновения и застенчивый румянец.
Так выяснилось, что машина справляется с размножением клише если и не лучше нас, то намного быстрее. И это значит, что ИИ, взвалив на себя труд сочинять плохие книги, освободил нас от этого бремени.
Собственно, в этом нет ничего нового.
Каждая техническая революция радикально меняла и наши отношения с искусством, причем не в худшую сторону. Рождение фотографии поставило крест на критерии сходства в живописи. В ответ художники обратились к "субъективной" кисти, открыв импрессионизм. А уж отсюда пошло всё современное искусство с его бесконечными версиями нефигуративной живописи.
То же – с кино. Гиперреализм кинематографа отменил "театр с самоварами", который пытался создать иллюзорную действительность на заботливо декорированной сцене.
Чтобы справиться с могучим и безжалостным конкурентом экрана, драматургия создала "скупой театр", которому не нужны декорации вовсе, ибо его реальность не притворяется нашей. У Беккета "В ожидании Годо", самой гениальной пьесе аскетического театра, всю сценографию исчерпывало составленное из старых вешалок для одежды деревцо без листьев. Правда, во втором действии на нем все же появлялся один листок.
Эти внушающие надежду уроки особенно актуальны сегодня, когда мы каждый день отдаем искусственному разуму письмо и счет, факты и цифры, прогноз и совет, в конце концов, – такое творчество, без которого можем обойтись. И с каждым отступлением становится все важнее найти, определить и защитить то, чего не заменить компьютеру.
Похоже, что это трудное задание на дом 21-му веку.
Александр Генис – писатель и публицист, ведущий подкаста "Взгляд из Нью-Йорка"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
Рекордное число россиян выступили за завершение войны и вывод войск без достижения целей Путина
Рекордное число россиян выступили за завершение войны и вывод войск без достижения целей Путина
Подавляющее большинство опрошенных (63%) хотели бы заключения мирного соглашения между Москвой и Киевом в течение ближайшего года на основе взаимных уступок. При выборе между миром и мобилизацией 49% предпочли бы мир, в то время как лишь 29% поддержали бы новую волну мобилизации. При этом 30% участвовавших в исследовании россиян прямо заявили, что не готовы отправиться на войну.
Опрос проводился с 10 по 17 сентября и охватил 800 человек, отобранных методом стратифицированной случайной выборки. По словам исследователей, погрешность результатов составляет 3,45% при 95%-м уровне доверия.
Летом «Левада-центр» опубликовал результаты собственного опроса, согласно которым 58% россиян поддержали идею мирных переговоров с Украиной. Исследование также показало: большинство граждан считают, что именно Россия в первую очередь заинтересована в переговорах. При этом около половины респондентов допустили перерастание конфликта в прямое противостояние РФ и НАТО.
Мирные переговоры чаще всего поддерживали россияне моложе 24 лет (66%), сельские жители (65%), женщины (64%) и люди с низким уровнем доходов (64%). 75% участников опроса выразили недовольство деятельностью Владимира Путина на посту президента, а 77% считали, что Россия движется в неверном направлении.
«Война никому не нужна. Но от нее никуда не убежишь» Социологи изучили, что думают россияне о войне, поговорив с ними об «СВО» и проанализировав местную жизнь. Пересказываем глав
«Война никому не нужна. Но от нее никуда не убежишь»
Социологи изучили, что думают россияне о войне, поговорив с ними об «СВО» и проанализировав местную жизнь. Пересказываем главное из исследования
Мужчина проходит мимо инсталляции с фотографиями российских солдат во время уличной выставки под названием «Мы несем мир!» в Москве, Россия, 25 апреля 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE
Лаборатория публичной социологии выпустила третий аналитический отчет, посвященный восприятию войны россиянами. Это уникальная работа, построенная на основе метода включенного наблюдения и проведенная в трех российских регионах: в Свердловской области, Бурятии и Краснодарском крае.
Социологи задались вопросами, каким образом нормализация войны и попытки ее не замечать сосуществуют со смертями в ближайшем окружении и ударами по территории России, как россияне переживают гибели своих близких, компенсированные сотнями тысяч рублей, и какова российская повседневность военного времени.
«Новая-Европа» пересказывает главное из исследования.
Социологи из Лаборатории публичной социологии (PS Lab) осенью 2023 года отправились в три российских региона — Свердловскую область, Республику Бурятия и Краснодарский край — и провели там по месяцу. Исследователи хотели выяснить, как война в Украине на второй год вторжения влияет на российское общество и какие признаки войны можно там найти.
Эти три региона были выбраны не случайно: Краснодарский край интересен своей близостью к фронту, Бурятия знаменита своим «лидерством» по количеству мобилизованных и контрактников, а Свердловская область казалась почти идеальным «обыкновенным» регионом.
Основа работы — метод включенного наблюдения за происходящим. Исследователи проводили неформальные разговоры с людьми о войне и наблюдали за жизнью россиян. Это работа уникальна именно благодаря своей методике: этнография, в отличие от количественных социологических исследований (соцопросов, обзвонов людей), позволяет наблюдать за действиями и мышлением людей «в реальной жизни», за тем, как всё происходит «на самом деле».
Всего социологи собрали 75 интервью с жителями шести населенных пунктов из трех регионов (в Свердловской области и Республике Бурятия — по 17 интервью, в Краснодарском крае — 41 интервью). Исследователи задокументировали свои наблюдения за повседневностью во время войны на 698 страницах (330 тысяч слов).
Исследовательница, отправившаяся в Бурятию, предпочла следить за тем, как военная тематика возникает в разговорах сама по себе. Девушка, изучавшая жизнь в Свердловской области, заводила разговоры о войне, несмотря на свое смущение, в неформальных контекстах. Исследовательница в Краснодарском крае задавала вопросы про войну при любом удобном случае, несмотря на возможные риски.
В аналитических целях социологи разделили всех собеседников на противников войны и ее не-противников.
Общие выводы: неопределенность и пессимизм
Российское общество, как проанализировали социологи, остается политически демобилизованным и деидеологизированным. Война становится привычной и поэтому незаметной частью реальности, и ее не обсуждают в общественных местах. Вместо того чтобы спорить, люди замыкаются в себе и боятся делиться тревогами. Волонтерство обычно связано с административным давлением или с желанием помочь близким, а не со стремлением приблизить «победу России».
Конфликтность в отношениях между противниками и не-противниками войны постепенно сокращается (однако это не всегда приводит к росту сплоченности общества), а между «уехавшими» и «оставшимися» — увеличивается.
Мужчины в камуфляжной форме на улице Москвы. Фото: Alamy / Vida Press
Люди стараются жить так, как будто войны нет, и все негативные последствия войны или нормализуются, или вытесняются. В то же время у многих усиливается национальная идентичность, вопреки распространяемой государством идеологии имперского национализма, согласно которой Украина — «ненастоящее» государство, а украинцы — «неполноценный народ». В целом социологи отметили, что оправдывающие войну жители России становятся более критичными к государству.
По-настоящему россиян объединяет ощущение неопределенности. Это чувство значительно затрудняет возможность планирования своей жизни и ввергает россиян в пессимизм. Желание россиян жить нормальной жизнью вне политики со временем становится только сильнее.
«Но я предпочитаю уже на данный момент не задумываться об этом, потому что, когда ты начинаешь себя накручивать, начинаешь паниковать, я в этом не вижу смысла, чтобы жить, страдать, а продуктивность падает, а повлиять ни на что не могу. Поэтому думать об этом… Я стараюсь не думать», — сказала одна из собеседниц в Краснодарском крае.
Поддержать независимую журналистику
«Никаких денег жизнь не стоит». Свердловская область
Исследовательница, отправившаяся в один из городов Свердловской области (социологи специально изменили настоящее название города, поэтому далее по тексту мы будем использовать выдуманное — Черемушкин — прим.ред.) с населением чуть более 12 тысяч человек, лишь несколько раз встретила символику, напоминающую о войне. В городе даже отсутствовала реклама службы по контракту. По словам местной предпринимательницы Тони, видимые признаки войны практически полностью исчезли из Черемушкина за последний год.
Социологи пришли к выводу, что война почти не заметна в городском ландшафте Черемушкина и о ней редко говорят на улицах или в местных группах в социальных сетях. В публичных мероприятиях, которые проводятся «на бумаге» и не привлекают широкого общественного внимания, остаются лишь внешние атрибуты «патриотического нарратива».
Молодожены проходят мимо уличной фотовыставки под названием «Глазами непобежденного Донбасса», организованной Министерством обороны России в Санкт-Петербурге, Россия, 3 мая 2023 года. Фото: Анатолий Мальцев / EPA-EFE
При этом в разговорах жители города выражают сожаление по поводу смертей вообще: один из ярких примеров — смерть мобилизованного школьного учителя, который вернулся в гробу через семь дней после отправки из Черемушкина, так и не успев доехать до фронта, так как не сумел совладать со снарядом. Это стало сильным потрясением для местных жителей.
Люди, однако, активно обсуждают военные деньги и так называемые «гробовые», но часто не соглашаются с целесообразностью такого заработка, в том числе с моральных позиций: «Я считаю, что никаких денег жизнь не стоит», — сказал один из интервьюируемых. Женщин очень волновала проблема целостности семьи, для них война является угрозой остаться без мужа или без сына. Также жители возмущаются необходимости тратить деньги на обмундирование:
«Она 100 тысяч брала кредиту, чтобы ребенка полностью снарядить!»
«На мой взгляд, происходит какое-то страшное». Республика Бурятия
Бурятия входит в число регионов, которые сильнее всего пострадали от войны: в марте 2022 года число погибших бурят составило 3,5% от общих российских потерь. Еще до объявления мобилизации присутствие военных-бурят на территории Украины было обсуждаемой темой в оппозиционных российских медиа и за рубежом: из-за безработицы и бедности служба в армии входила в число стабильных и прибыльных карьер.
Люди идут по улице мимо футболки с символом Z, выставленной в магазине в Москве, Россия, 13 сентября 2022 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE
Провоенные символы, как в городе Улан-Удэ, так и в одном из сел республики, встречались нечасто, хотя исследовательница периодически замечала мужчин с Z-нашивками, наклейки на автомобилях, флаги России на жилых домах и георгиевские ленточки на сумках у прохожих.
Социолог активно искала официальные мероприятия, посвященные войне, но найти их оказалось непросто:
«А так — стараемся как-то немножко нейтрализовать это напряжение.
Если всё время думать об этом… А у кого-то брат, сестра, отцы там находятся. [И так] всё время об этом думать [приходится], а еще и со сцены?» — сказала работница ДК в Улан-Удэ.
Большинство собеседников исследовательницы говорили, что они или их родственники помогают российской армии: отправляют деньги, покупают снаряжение или изготавливают его самостоятельно. Это можно объяснить тем, что у большинства жителей есть родственники или знакомые, которые оказались на войне. Однако, как говорится в докладе, жители Бурятии участвуют в различных формах поддержки армии не потому, что поддерживают войну, а потому, что хотят помочь «своим».
«Вот я, например, у меня одноклассник на “СВО”, я туда скидываю. <...> Страшно много парней туда уехало. <...> Как я думаю, ну, 500 рублей не жалко, я туда скидываю каждый месяц. <...> Хоть какая-то помощь от меня будет, потому что я там не могу туда поехать, воевать или что-то такое», — сказал один из жителей села. Но порой участие в подобных сборах является «добровольно-принудительным».
Помогают своим близким на фронте и противники войны, обращает внимание исследовательница, потому что для них российская армия и мобилизованные жители республики — это совсем не одно и то же.
По свидетельствам местных жителей, их родные или знакомые уходили на войну по двум причинам: у них или не было возможности отказаться, или отсутствовали иные способы заработать.
Женщины плачут, держа в руках портрет военнослужащего Российской армии Александра Кольцова, погибшего во время боевых действий на Украине, во время шествия «Бессмертного полка» в Улан-Удэ, столице Бурятии, Россия, 9 мая 2022 года. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA
Антивоенно настроенные собеседники исследовательницы не просто не поднимали тему войны первыми, но в целом старались избегать ее. «На мой взгляд, происходит какое-то страшное… Каждый человек замыкается в себе», — сказала одна из интервьюируемых. Люди в целом избегают критики государства в повседневных разговорах из-за страха навредить себе или своим близким и разрушить личные отношения.
«Нас не бомбят, и “Вагнер” к нам не заходил». Краснодарский край
Краснодарский край близок к зоне боевых действий. В деревне Молькино (около 40 км от Краснодара) вплоть до июля 2023 находилась военная база ЧВК «Вагнер».
В Краснодаре буквы Z встречаются на фасадах учреждений культуры, на общественном транспорте и остановках, на заборах и рекламных щитах. Но на личных предметах такого стало меньше:
«Изначально очень много транспортных средств, как личного пользования, так и общественного транспорта, они были, ну, там на многих присутствовала буква Z, очень много [таких было] транспортных средств. Сейчас их гораздо меньше стало — поснимали, поубирали», — заявил один из жителей города.
Мужчина проходит мимо объявления о призыве на военную службу, на котором изображен российский солдат с надписью «Присоединяйся к своим». Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE
Исследовательница при этом не слышала разговоров о войне в публичном пространстве города, например, в общественном транспорте, в кафе или на улицах.
В одном из городов Краснодарского края социолог попала на небольшой митинг у памятника Ленину в честь празднования годовщины Октябрьской революции. Выступающие говорили о необходимости помощи фронту, беженцам, жителям приграничных областей России, при этом не стесняясь называть войну войной.
Среди собеседников регулярно встречались люди, включенные в военное волонтерство. Некоторые жители края рассматривают подобные волонтерские проекты как один из методов воспитания детей. Другие жители края помогают армии прежде всего потому, что на войне оказались их близкие.
Война постоянно возникала в разговорах жителей края с исследовательницей: «Эта война никому не нужна. Но так как она есть, от нее никуда не убежишь», — сказал житель Краснодара. «Не хочется ходить ни на какие массовые мероприятия, потому что там так или иначе где-то это пролезет обязательно. В остальном нет. Нас не бомбят, к нам “Вагнер” не заходил. Визуально никаких изменений», — сказал другой собеседник.
При этом у многих были знакомые, которые ушли на войну. Но профессиональные военные и добровольцы не вызывали особого сочувствия у жителей: люди сами сделали свой выбор. Помимо страха за себя и своих родных, в разговорах с жителями Краснодарского края исследовательница заметила нервное эмоциональное напряжение, о котором «не принято открыто говорить»:
«Людям страшно, они находятся в нестабильности эмоциональной, в финансово-экономической нестабильности»,
— сказал краснодарец. Тем не менее война для жителей края, как правило, не является поводом для беспокойства: они ощущают себя вдали от боевых действий и в безопасности.
Вооруженные военнослужащие частной военной компании (ЧВК) "Группа Вагнера», на улице в центре Ростова-на-Дону, юг России, 24 июня 2023 года. Фото: EPA-EFE
Не-противники войны — кто они?
К осени 2023 года не-противники войны стали более критичными в отношении «спецоперации», но в то же время они продолжают эмоционально оправдывать войну, невольно желая восстановить моральный статус России. В целом лояльные к власти россияне часто критикуют войну и делятся недовольством по ее поводу и могут даже ставить под вопрос ее цели и смысл. Таким образом,
люди, с одной стороны, сомневаются в собственных аргументах или прямо утверждают, что не понимают целей войны, но с другой стороны, оправдывают ее, часто довольно эмоционально.
Не-противники подчеркивают вред, который российское государство наносит своим гражданам, но начинают оправдывать его действия, когда поднимается вопрос вины России перед Украиной. Они настаивают на том, что война ведется с целью защитить российские территории от угроз.
Как говорится в исследовании, за время, в течение которого идет война, российская власть так и не сумела объяснить гражданам, даже не-противникам вторжения, ее смысл.
Империалистическая идея Кремля, что русские и украинцы — это один народ, плохо усваивается не-противниками войны. Часто они не могут восточных украинцев или жителей Донбасса назвать «русскими» — наоборот, они подчеркивают, что Украина — это не Россия и именно потому она и опасна для России.
Противники войны — кто они?
Спустя полтора-два года после начала войны она становится нормой внутри российского общества — но не морально-этической нормой. Противники войны не начинают ее оправдывать даже частично. Они продолжают последовательно ее критиковать.
Противники войны — это люди с позицией, они более политизированы, чем большинство ее не-противников, отмечается в исследовании. Скорейшее окончание войны и смена власти являются для них желаемыми сценариями будущего. Среди них есть те, кто пытается интегрироваться в новую реальность, а также те, кто, наоборот, изолируется от нее, окружая себя людьми с антивоенными взглядами, и те, кто продолжает бороться против войны.
Часть информантов критикуют и последствия войны для российского общества, например, пропаганду «военно-патриотической направленности» в сфере образования. Многие противники-мужчины отказываются от планирования будущего из-за угрозы мобилизации. В целом политическая неопределенность приводит противников войны к мысли о невозможности уверенно смотреть в будущее.
«Я хочу уехать отсюда, чтобы воспоминаний не было.
Что я сделаю? Я ничего не сделаю. Всё равно могут посадить, штрафы мне выпишут.
И что, кто меня поддержит? Никто меня не поддержит», — заявил один из собеседников в Улан-Удэ.