Заместитель премьер-министра Нидерландов, министр жилищного строительства и территориального планирования, член правой партии "Фермерско-гражданское движение" Мона Кейзеробъявилао намерении подать апелляцию после предъявленных ей в июле обвинений. Прокуроры обвинили ее в "подстрекательстве к нетерпимости" за публичные высказывания о том, что многие иммигранты-мусульмане настроены антисемитски.
В майском эфире телевизионного ток-шоу Sophie & Jeroen Кейзер рассказала о своей инициативе, предусматривающей обязательное изучение Холокоста в рамках процесса натурализации новых граждан. "Вы видите, что многие просители убежища приезжают из стран с мусульманской верой. Мы знаем, что ненависть к евреям там является частью, почти частью культуры", — сказала политик, отметив, что не все мусульмане являются антисемитами.
Кейзер подтолкнула участников шоу к дискуссии о мусульманском антисемитизме. "Вы отрицаете, что антисемитизм часто является частью культуры людей с исламской верой? Я просто удивлена, что это отрицается", — сказала она.
Буквально на следующий день в голландский суд поступило 16 исков, требующих наказать Мону Кейзер за такие высказывания. Во время судебных слушаний прокуроры указали, что заявления чиновницы "противоречат основам демократии", и что она виновна в "подстрекательстве к нетерпимости".
"Я опиралась на факты и цифры. Факты никогда не могут быть уголовным преступлением", — сказала Кейзер в интервью нидерландской газете De Telegraaf, опубликованном 14 декабря. Она напомнила о статистике, приведенной Мартейном Катаном, профессором Свободного университета Амстердама, в колонке газеты NRC Handelsblad. Он заявил, что замечания Кейзер подтверждаются исследованиями, проведенными среди мусульман в западных странах.
"Десятки опросов среди 38 тысяч мусульман показали, что антисемитские стереотипы были в два-три раза более распространены в этой группе, чем среди немусульман. Средние показатели составляют 50% антисемитизма среди мусульман против 20% среди остальных", — написал он.
Саар: "Израиль не будет мальчиком для битья антисемитов"
Лидер партии "Ямин Мамлахти", министр иностранных дел Гидеон Саар на открытии заседания фракции заявил: "Израиль не будет мальчиком для битья, которого каждый антисемит в мире может атаковать, в то время как Израиль будет продолжать поддерживать с ним отношения, как будто ничего не происходит".
"Вчера я объявил о своем решении закрыть посольство Израиля в Ирландии. У нас нет проблем с конструктивной критикой, мы к ней привыкли. Но есть разница между критикой и враждебностью, односторонними преследованиями. Есть разница между критикой и антисемитизмом, который основывается на делегитимизации, дегуманизации Израиля и двойных стандартах в отношении нашей страны, по сравнению с любой другой страной в мире. Именно так Ирландия позволяет себе вести себя по отношению к Израилю.
Израиль подвергся нападениям на всех фронтах, но в заявлениях Ирландии мы всегда выступаем агрессорами. Ирландия поддержала иск против Израиля в Международном уголовном суде (ICC) и выступала за изменение юридического определения геноцида, чтобы попытаться обвинить Израиль в геноциде в международных судах. Ирландия систематически действует, чтобы нанести ущерб нашим отношениям с Европейским Союзом, побуждая его к антиизраильским действиям.
Ирландия — одна из немногих стран Европы, которая не приняла определение антисемитизма, разработанное IHRA. Более того, они не предпринимают шагов для борьбы с антисемитизмом внутри страны, наоборот — они разжигают его.
В Ирландии слова "сионизм" и "сионисты" стали ругательными. Они обвиняют действия ЦАХАЛа в военных преступлениях и пересекают все красные линии.
Вчера вечером премьер-министр Ирландии Саймон Харрис заявил в интервью: "Ирландия не антиизраильская страна, но она против голодания детей и убийства граждан". Израиль морит детей голодом? Когда еврейские дети умирали от голода в годы Холокоста, вы, в лучшем случае, сохраняли нейтралитет в войне против нацистской Германии.
Уинстон Черчилль, выступая в день победы в Европе, рассказал как Ирландия флиртовала с нацистской Германией.
Вы называете солдат ЦАХАЛа военными преступниками? Вы обвиняете еврейское государство, подвергшееся нападениям на всех фронтах?
Мы работаем, чтобы обеспечить гуманитарную помощь в Газе — ХАМАС ее разграбляет. Мы стараемся избегать ударов по гражданским лицам, а ХАМАС целенаправленно атакует их и прячется за их спинами.
Израиль не будет мальчиком для битья, которого атакуют антисемиты, а он продолжает поддерживать с ними отношения, как будто ничего не происходит.
Как министр иностранных дел, я буду добиваться того, чтобы наши ресурсы, деньги израильских налогоплательщиков, распределялись с учетом отношения других стран к Израилю.
Именно поэтому я решил открыть израильское посольство в Молдове, стране, с которой у нас дипломатические отношения уже 30 лет и которая давно имеет свое посольство в Израиле. Есть ряд стран, включая Балканы, Африку и другие регионы, которые хотят, чтобы мы открыли там посольства. С Божьей помощью, мы это сделаем. Вчера мы начали этот процесс.
Это не только вопрос национальной гордости, хотя она тоже важна. Это вопрос дипломатической мудрости. Мы находимся на поле битвы, в том числе дипломатическом. Это вопрос спасения жизней. Мы должны действовать умно и эффективно против тех, кто преследует Государство Израиль и пытается ему навредить во всем мире".
Один из главных вопросов, касающийся Торы, на поверку едва ли не самый заковыристый. Какому основополагающему принципу иудаизма Тора учит нас в Берешит, 12–50: с Б‑жьего призыва, обращенного к Аврааму, и вплоть до смерти Йосефа? О чем нам рассказывает вся череда историй об Аврааме, Ицхаке, Яакове и их женах, а также о сыновьях Яакова и его дочери? Авраам принес монотеизм в мир, успевший позабыть о монотеизме, но где именно в тексте Торы мы найдем описание его свершения?
Изложу проблему подробнее. Первые одиннадцать глав книги Берешит учат нас многим фундаментальным принципам веры. Из них мы узнаем, что Б‑г создал вселенную и признал ее хорошей, что Б‑г создал человека по Своему образу, что Б‑г наделил нас свободой, а значит, способностью совершать не только хорошие, но и дурные поступки, что хорошие поступки вознаграждаются, а дурные — наказуются, и мы несем нравственную ответственность за свои действия. Кроме того, в главах 8 и 9 нам сообщается, что Б‑г заключил завет с Ноахом, а через Ноаха — со всем человечеством.
Также легко ответить, чему учат нас остальные главы и книги Торы, от Шмот до Дварим. Из них мы узнаем, что Б‑г вызволил сынов Израиля из рабства, указав им путь к свободе и Земле обетованной, что на горе Синай Б‑г заключил с народом завет, состоящий из 613 заповедей, с целью сделать Израиль царством священников и святым народом. Если вкратце, в Берешит, 1–11 говорится о процессе творения. В книгах со Шмот по Дварим — об откровении и искуплении. Но о чем идет речь в Берешит, 12–50?
Авраам, Ицхак и Яаков признают Б‑га. Но Б‑га признают и неевреи, такие как Мелькицедек, современник Авраама, именуемый в Торе «служителем Б‑га Всевышнего» (Берешит, 14:18). Даже фараон, правивший во времена Йосефа, признает Б‑га. Послушайте, что он говорит о Йосефе: «Найдем ли мы [другого] такого человека, в котором есть Б‑жий дух?» (Берешит, 41:38).
Б‑г говорит с Авраамом, Ицхаком и Яаковом, но также Он говорит с царем Грара Авимелехом (Берешит, 20:3–7) и Лаваном (Берешит, 31:24). Что же такого особенного в праотцах?
Непохоже, чтобы праотцы учили нас каким‑то новым принципам религии. Если не считать чудес с деторождением и спасением от опасностей, Б‑г не совершает через праотцев чудес, которые преображали бы мир. Праотцы не сообщают никаких пророчеств своим поколениям. Если не считать туманного намека в Берешит, 12:5 (в Торе сказано, что Авраам взял с собой в путешествие «души, которые они собрали» ; возможно, подразумеваются люди, которых они обратили в свою веру, но столь же вероятно, что речь идет о слугах), они не обзавелись учениками.
Нигде в тексте не сказано четко, что праотцы стремились убеждать других людей в истинности монотеизма или боролись с идолопоклонством. Пожалуй, больше всего на такую борьбу похож рассказ о том, как Рахель украла божков своего отца (Берешит, 31:19), но неясно, были ли эти божки идолами.
Правда, в рассказах о праотцах постоянно всплывает тема двух обетований, которые Б‑г дал каждому из них: первое гласило, что у них будут многочисленные потомки, а второе — что они унаследуют землю Ханаанскую. Но Ишмаэлю и Эсаву Б‑г тоже дает обещания, причем Тора словно бы усердно втолковывает нам, что обещания Ишмаэлю и Эсаву были выполнены раньше, чем обещания детям завета (см. Берешит, 25:12–18 о детях Ишмаэля и Берешит, 36 о детях Эсава). Например, о детях Эсава сказано: «Вот цари, которые царствовали в стране Эдом еще до появления царей у сынов Израиля» (Берешит, 36:31).
Итак, вопрос резонный и заковыристый. Чем праотцы отличались от всех остальных? Что нового они принесли в мир? Что изменил монотеизм в их времена?
Ответ есть, но довольно неожиданный. Существует тема, возникающая не менее шести раз (а возможно, даже семь). Всякий раз, когда мужчина или женщина, принадлежащие к семье завета, выходили из своего пространства в большой мир, они оказывались в мире сексуальной вседозволенности.
Авраам дважды (Берешит, 12 и 20), а Ицхак единожды (Берешит, 26) вынужденно уходили из дома, спасаясь от голода. То были два путешествия в Грар и одно путешествие Авраама в Египет. Во всех трех случаях складывалась одинаковая ситуация: муж страшился, что его самого убьют, чтобы жену его забрать в гарем местного правителя. Во всех трех случаях муж утверждал, что его спутница — сестра, а не жена. В худшем случае это ложь, в лучшем — полуправда. Во всех трех случаях, когда вскрывается правда, местный правитель (в одном случае фараон, в двух — Авимелех) укоряет мужа и жену за их поведение. Очевидно, страхи не были беспочвенными, иначе праотцы не пошли бы на обман.
В четвертом случае, эпизоде с Лотом в Сдоме (Берешит, 19), люди собираются вокруг дома Лота, требуя, чтобы он вывел обоих своих гостей: они хотят их изнасиловать. Лот предлагает им взамен своих дочерей‑девственниц. Гости — на самом деле они ангелы — немедля поражают горожан слепотой, и только эта срочная мера спасает Лота и его семью от насилия.
В пятом случае (Берешит, 34) Шхем, сын местного правителя, насилует и похищает Дину, когда она «вышла навестить местных девушек» . Он удерживает ее в качестве заложницы, и в результате Шимон и Леви ради спасения сестры идут на обман и устраивают кровавое побоище.
Затем следует пограничный случай (Берешит, 38) — история Йеуды и Тамар. В ней все сложнее, под общую модель она не подпадает.
И, наконец, шестой эпизод. Он содержится в нашей недельной главе: жена Потифара пытается соблазнить Йосефа. Потерпев неудачу, она ложно обвиняет его в изнасиловании и добивается, чтобы его заключили в тюрьму.
Иначе говоря, в Берешит, 12–50 звучит постоянная тема: кардинальные различия между народом Авраамова завета и его соседями. Причем корень различий не в идолопоклонстве, а в прелюбодействе, беспорядочных половых связях, сексуальной разнузданности, попытках совращения, изнасилованиях и насильственных преступлениях по мотивам сексуального характера.
Повествование о праотцах поразительно близко к идее Фрейда, что эрос — одно из двух основных влечений, диктующих людское поведение (второе — танатос, инстинкт смерти). Также оно близко к мнению как минимум одного эволюционного психолога (Дэвид Басс в книгах «Эволюция сексуального влечения» и «Каждый способен на убийство» утверждает, что половое влечение — основная причина насилия у людей).
Это приводит нас к совершенно новому осмысление авраамической веры. Ивритское слово «эмуна» обычно переводят как «вера», но его значение расходится со значением английского слова faith. Faith — свод догм, комплекс принципов или совокупность убеждений, которых люди во многих случаях придерживаются иррационально. «Эмуна», напротив, означает «верность», «лояльность», «преданность», «выполнение взятых на себя обязательств». Эмуна значит, что вы делаете то, что пообещали, а ваше поведение внушает доверие. Эмуна прежде всего проявляется в отношениях с людьми, и главным образом в супружеских отношениях.
С точки зрения Торы, секс относится к сфере супружеских отношений. А именно супружество ближе всего к глубоко волнующим нас явлениям, вытекающим из библейской идеи завета. Супружеский союз, как и завет, — договоренность о взаимных обязательствах: два человека, уважая различия друг друга и человеческое достоинство друг друга, начинают совместную жизнь, соединяясь узами любви, чтобы объединить свои судьбы и вместе строить будущее. Когда пророки описывают отношения завета между Б‑гом и Его народом, они постоянно прибегают к метафоре супружества.
Б‑г Авраама — Б‑г любви и доверия, Он не навязывает свою волю принудительно или насильственно, а говорит с нами мягко, приглашая ответить Ему любовью и доверием. В книге Берешит содержится довод против идолопоклонства (вдвойне впечатляющий потому, что изложен он не напрямую, а с помощью рассказов и сценок). Согласно этому доводу, идолопоклонство формирует мир, в котором три фактора — безудержное вожделение, отсутствие кодекса нравственного самоограничения и культ силы — рано или поздно приводят к насилию и преступлениям против половой неприкосновенности.
То, что домашнее насилие и преступления против половой неприкосновенности случаются даже сегодня и даже среди религиозных евреев, — позорно и постыдно. Против таких действий выступает книга Берешит, свидетельствуя: верность Б‑гу означает супружескую верность и обязывает хранить верность своим супругам. Вера, как в отношениях человека с Б‑гом, так и в отношениях человека с другими людьми, — это любовь, преданность и обрезание вожделения .
Истории праотцев и праматерей учат нас, что вера — это не протонаука или псевдонаука, объясняющая устройство природной вселенной. Вера — язык человеческих взаимоотношений и «хореография» любви. Вера подчеркивает важность морально‑нравственных уз, особенно в наших наиболее интимных отношениях. Иудаизм придает большое значение сексуальности не потому, что якобы смотрит на нее по‑пуритански, а потому что это любовь, приносящая в мир новую жизнь.
Когда общество утрачивает веру, оно в конце концов утрачивает понятие этики сексуальной жизни, что в долгосрочной перспективе приводит к насилию и эксплуатации слабых сильными. Страдают женщины. Страдают дети. Подрывается доверие там, где оно всего нужнее. Так происходило во времена праотцев. Так, увы, происходит и ныне.
Иудаизм, напротив, освящает супружеские отношения, любовь между мужем и женой, ибо это ближайшая аналогия любви Б‑га к нам, доступная нашему разумению.
Первая мировая война представляется нам бессмысленной гигантской бойней. Без каких-либо весомых видимых причин миллионы граждан наиболее экономически развитых, цивилизованных и культурных стран мира четыре года уничтожали друг друга всеми способами, доступными на тот момент человечеству. Да, историки нередко затрудняются определить эти причины, либо определяют их по-разному, в зависимости от идеологической и политической конъюнктуры. А в окопы тогда ушло около 70 млн. человек, 10 млн. было убито, 25 млн. — покалечено.
Первая мировая война кардинально изменила мир: толкнула Россию в революцию, разрушила Османскую империю, поменяла карту Европы. Эти страницы истории, казалось бы, давно перевернуты и стали для нас страницами литературы.
На Западном фронте без перемен, бравый солдат Швейк плачет на проповеди у пьяного фельдкурата Каца, Вертинский поет свой шлягер: «Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожавшей рукой…»
Но в последнее время Первая мировая становится актуальной. Это не только некие параллели, указание на абсурдность происходящего, на разрушение норм «либеральной» цивилизации, как мы ее себе представляли. События тех дней — прямые предпосылки ряда сегодняшних кризисов.
22 мая 1916 года на Юго-Западном фронте началось наступление Русской армии, вошедшее в историю как Брусиловский прорыв. Это был последний крупный успех России в войне, и наиболее значительный. Русские войска оттянули на себя огромные силы Германии и Австрии с других фронтов, существенно истощили людские и материальные ресурсы стран Четверного союза. Это обеспечило успех июльского наступления англо-французских сил на Сомме. Страны Антанты перехватили инициативу, в ходе войны произошел коренной перелом в их пользу. Потери России в период с 22 мая по 14 октября 1916 года составили около миллиона солдат.
В 1916 году британский путешественник, писатель, политик и дипломат Марк Сайкс и французский дипломат Франсуа Пико заключили секретное соглашение между Англией и Францией о разделе Османской империи после достижения странами Антанты победы в войне. Соглашение было ратифицировано обеими странами в мае 1916 года.
В том, что Германия и Турция будут побеждены, у англичан сомнений не было, на это указывали объективные экономические показатели: превосходство стран Антанты, во главе с Англией, в производстве металла, техники, взрывчатки и горючего, которое в ходе войны приобретало все большее значение. Победа представлялась вопросом правильного планирования, времени и людских ресурсов.
По соглашению под контроль Британии отходили территории, сегодня являющиеся Иорданией, южным Ираком, южной и северной частями Израиля с портами в Хайфе и Акко. Часть современного Израиля с Иерусалимом должна была перейти под некое «международное управление» в виду ее большого религиозного значения для всех стран. Франция должна была получить контроль над юго-восточной Турцией, иракским Курдистаном, Ливаном и Сирией. В соглашение была включена договоренность русского министра иностранных дел Сергея Сазонова с Англией и Францией о том, что Россия получала контроль над Константинополем и средиземноморскими проливами, а также так называемую Западную Армению — часть Великой Армении, ставшую турецкой. При этом Россия уступала Англии некоторую дополнительную сферу влияния в Персии. Согласно договоренностям с Сазоновым, союзникам надлежало удовлетворить требования России прежде, чем они могли совершить между собой раздел Ближнего Востока.
Для Британии ближневосточный регион был важнейшим. Это были порты, пути сообщения, нефть и, в дальнейшем, нефтепроводы. Британия стремилась выпрямить свои колониальные границы по линиям построенных и планируемых железных дорог, связывающих колонии в Индии и Африке, и планируемых нефтепроводов. Это ей удалось.
Параллельно переговорам Сайкса с французами глава британской дипломатической миссии в Египте подполковник Генри Макмахон вел переписку и переговоры с шерифом и эмиром Мекки Хусейном ибн Али аль-Хашими. Была достигнута договоренность, что шериф Хусейн организует и возглавит арабское восстание против турок, а Великобритания признает новое независимое арабское государство. Территория его должна была простираться от юго-восточной Турции до границ с Персией на востоке, Персидского залива и Индийского океана, за исключением Аденского порта и «частей Сирии, расположенных к западу от районов Дамаска, Хомса, Хамы и Алеппо».
Англичане сообщили французам о договоренностях, достигнутых с арабами. Арабам о договоренностях с французами сообщено не было.
Арабское восстание началось 10 июня 1916 года.
Чтобы арабы не угрожали интересам Франции, в Аравию отправился французский полковник Эдуард Бремон. Его целью было сдержать восстание в оговоренных с англичанами границах. Опасения французов, впрочем, не нашли отклика в Лондоне.
Официально отношения с Францией считались там первостепенными. Однако видение роли Франции в контексте многообещающих отношений с арабами у Англии было своеобразным. В 1917 году Сайкс сообщал своему правительству, что «чем скорее французская военная миссия будет выведена из Хиджаза, тем лучше». Французам было заявлено, что их «миссия враждебна арабскому делу» и «не может не нанести ущерба отношениям и политике союзников в Хиджазе и может даже повлиять на все будущее отношений Франции с арабами».
Англичане вовсю выражали несогласие с «намерениями Франции сделать не только Сирию, но и Верхнюю Месопотамию еще одним Тунисом <…> Мы готовы признать полную суверенную независимость арабов Аравии и Сирии. Кажется, пришло время ознакомить французское правительство с нашими подробными обещаниями королю Хусейну и прояснить последнему, будет ли он, или кто-то другой правителем Дамаска — единственной возможной столицы арабского государства, которое могло бы подчинить другие арабские эмираты».
В «Меморандуме о Малоазиатском соглашении» Сайкс прямо заявил французам, что «если они не могут предпринять военные усилия, совместимые с их политикой, они должны изменить свою политику».
Британия вполне полагалась на свои возможности. Связи с арабскими правителями создавались и развивались на протяжении всего предыдущего столетия. Английская официальная и неофициальная дипломатия на Ближнем Востоке была на высоком уровне. Всем известна фигура Т.Э. Лоуренса, или Лоуренса Аравийского, которого можно воспринимать как типический, собирательный образ английского дипломата и агента, каких было множество в арабских странах. Также у Империи имелся богатый опыт колониального владычества в Индии, где англичанам удалось подчинить громадную территорию и управлять ею, поддерживая на нужном уровне национальные противоречия, религиозные конфликты и войны между местными князьками.
Создавая новое независимое арабское государство, Британия расширяла свои колониальные владения. Англичане рассчитывали, что смогут контролировать сложную систему внутренних противоречий региона: навыка, опыта и ресурса у них было предостаточно.
Французы тут должны были выполнять роль «плохого колонизатора», своего рода громоотвода, на который будет направлено недовольство, острие арабского национализма и пыл «освобождения». Этот «антиколониализм» Британия намеревалась всячески поддерживать, выступая искренним другом арабского народа и поборником его борьбы за независимость.
Франция успешно взялась за отведенную ей роль. Однако случаются в истории и неожиданности.
После Октябрьской революции новому правительству России было отказано в причитающейся по соглашениям с союзниками доле территорий Османской империи. Ни Константинополя, ни проливов Россия не получила.
В ответ на отказ союзников выполнять обязательства 23 ноября 1917 года «Известия» и «Правда» опубликовали полный текст секретных соглашений Сайкса-Пико. Вслед за тем 26 ноября соглашения были опубликованы и в английской Manchecter Guardian. Это стало конфузом для англичан и должно было стать бомбой, подложенной под всю колониальную политику Британии на Ближнем Востоке.
Действительно, с тех пор каждое национально-освободительное или религиозно-освободительное движение на Ближнем Востоке — от панарабизма Насера до панисламизма ИГИЛ и теперешних сирийских повстанцев — заявляет о намерении отменить и похоронить соглашения Сайкса-Пико.
Нет нужды напоминать, кто ныне проводит «политику колониализма» на Ближнем Востоке. Британия традиционно и последовательно стоит за правое дело арабского освобождения. Но это отдельная тема.
Оставленные Британией не у дел, советская Россия и страны Четверного союза, а также США дружно выступили принципиальными поборниками справедливости и прогресса. Лев Троцкий заявил о «демократическом мире без аннексий и без контрибуций», основанном на «принципе независимости наций и их праве определять свое собственное развитие». От имени Четверного союза граф Оттокар Чернин ответил, что «право меньшинств составляет важную составную часть конституционного права народов на самоопределение». Американский президент Вудро Вильсон отверг всякие секретные соглашения европейских стран по Ближнему Востоку и призвал к открытой дипломатии, основанной на идеях самоопределения наций.
Британский премьер Ллойд Джорж, недолго думая, тоже выступил с речью о целях войны, которыми теперь стали «право наций на самоопределение» и достижение необходимого «согласия управляемых». Сайкс, в свою очередь, заявил о необходимости предоставления Сирии полной автономии в свете сложившейся ситуации. Напомним, Британия при этом ничего не теряла.
В результате бурной дипломатической активности нескольких следующих лет и военного столкновения французов и арабов в 1920 году Сирия все-таки стала подмандатной территорией Франции, как то и было предусмотрено планом раздела Османской империи.
Нельзя сказать, что при разделе Империи европейцы не думали про национальное и религиозное разнообразие населения Сирии. У французов даже были краткосрочные попытки создания неких подобий маронитских, друзских и алавитских автономий либо квазигосударств. Это, однако, никак не облегчало управление территориями Сирии и Ливана. Поэтому в конце концов французы оставили все, как было при турках.
А то, как дело обстояло при турках, в принципе не отличалось от того, как это делали англичане, или как национальную и религиозную проблему в колониях решала любая империя. «Разделяй и властвуй». Национальная и религиозная разобщенность населения помогала укреплению имперской власти, поскольку каждая группа в центральной власти видела единственного гаранта своей безопасности. При административном делении в империях нередко специально менялись сложившиеся границы — так, чтобы включать в одну провинцию разные, порой враждующие народы и религии. То же самое мы видим и в советской национальной политике. Например, в состав этнически тюркского Узбекистана включили исторически и этнически иранскую Бухару, а в состав Киргизии — этнически узбекский Ош. Это породило межнациональные конфликты после распада СССР. Но при сильной центральной власти подобное положение власть укрепляло.
В Леванте турки поступали именно таким образом: не терпели никакого национализма и не позволяли каким-либо этническим группам притеснять другие. Разумеется, ни о каком их национальном и тем более государственном самоопределении речь идти не могла.
После падения Османской империи Англия и Франция, преследуя свои экономические и политические цели, занялись целенаправленным разжиганием национальной и религиозной розни в регионе. Самым действенным рецептом власти в колониях всегда было старое доброе римское правило. А после официального ухода европейцев новые независимые государства унаследовали букет противоречий, которые с тех пор являются причиной непрекращающихся войн. Этим при первой возможности пользуются и другие страны, прежде всего Иран и Турция.
В Сирии вместе оказались сунниты, алавиты (шиитская секта, близкая к гностическому христианству, 10-15% населения), курды (сунниты, шииты и езиды, 10-15% населения), христиане (10% населения), друзы (этнические арабы со своим вариантом монотеизма, отличным от ислама, 3% населения), ассирийцы. Евреи из Сирии бежали в Израиль. Все эти этнические и религиозные группы прямо или косвенно противоборствуют (у власти до последнего времени были представители алавитов, хотя большинство населения Сирии сунниты) или попросту ведут перманентную гражданскую войну друг с другом и, до недавнего времени, с центральным правительством.
Количество различных военизированных формирований в Сирии сложно подсчитать, не говоря о том, чтобы разобраться в их программах и понять, кто с кем и против кого воюет в тот или иной момент. В самых общих чертах есть крупные формирования, поддерживаемые Турцией, воевавшие с правительством и с курдами; проиранская «Хезболла» воевала за правительство; курдские армии воевали с турками, ИГИЛом и правительством; существует вооруженная политическая оппозиция; есть и претерпевшие некую эволюцию игиловцы, которые воевали со всеми и сейчас пришли к власти в Дамаске. Кроме того, масса местных мелких формирований наличествует едва ли не в каждой деревне, они либо занимаются наркотрафиком, похищениями, разбоем, либо пытаются от этого защищаться.
Удивительным образом, в этом гремучем коктейле детально разбираются только лишь британские аналитики, которые около полугода назад стали говорить о грядущей новой фазе войны против режима Асада в Сирии.
Центральное правительство принадлежало к сирийской ветви партии Баас — партии арабского социалистического возрождения. У арабского социализма были амбиции объединения различных религиозных групп на основе национальной и идейной общности, однако на практике эта партия дала Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи и Башара Асада.
Башара Асада нельзя назвать каким-то демоническим злодеем. Он вполне цивилизованный, умный, культурный человек. Планировал быть врачом-офтальмологом, проходил стажировку — разумеется, при больнице в Лондоне. Прекрасно говорит по-английски. Стажировку в Англии он проходил под псевдонимом, чтобы не выделяться. Там он познакомился со своей будущей женой, также врачом-офтальмологом. Сын Башара Асада тоже не карикатурный отпрыск восточного деспота, не бездельник и не тиран с многочисленным гаремом. Совсем недавно он защитил кандидатскую диссертацию в МГУ по разделу физико-математических наук.
Пост президента и генсека партии Баас должен был занять старший брат Башара. Но тот погиб в автокатастрофе. Так что Башару пришлось заняться политикой, чтобы отцу его было кому передать власть. Ситуация поставила Башара Асада в такое положение, что он вынужден был действовать, исходя из логики самой ситуации: играть отведенную ему роль.
Беженцев из Сирии в мире около 9 млн. Большинство — около 6 млн. — находятся в Турции и представляют для нее серьезную проблему. Из европейских стран больше всего сирийских беженцев — около 1 млн. — в Германии, хотя именно она в колониальной эксплуатации Ближнего Востока никак не участвовала в силу того, что проиграла войну за право этим заниматься. Казалось бы, Франция должна нести большее бремя, тем более что она регулярно заявляет о своей прогрессивной антиколониальной позиции. Или Англия, на худой конец. Но Англию и Францию беспокоят исключительно палестинские беженцы, которых, напомним, когда-то было 750 тыс. человек, а не 9 млн., как сирийцев. Палестинские беженцы — чрезвычайно выгодное дело, не хуже нефтяных концессий. А сирийцы пусть сами разбираются, куда им бежать и что делать.
Курды также никого из защитников прав человека не интересуют. На всех бессчетных переговорах и конференциях по разделу Ближнего Востока до курдов у европейцев руки не доходили — было непонятно, как ими можно воспользоваться. Потому этот народ, один из крупнейших коренных народов Ближнего Востока, не имеет не только государственности, но и места проживания, и часто даже гражданства, как это было до последнего времени в Сирии. Уже более ста лет жизнь курдов — постоянная борьба за физическое выживание.
Ситуация с беженцами, а также курдские военизированные формирования в Сирии прежде всего побуждали Турцию к вмешательству. Сегодня президент Эрдоган заявляет:
Города, которые мы называем Алеппо, Идлиб, Хама, Дамаск и Ракка, станут нашими провинциями, так же, как Антеп, Хатай, Урфа!
Нео-османские устремления Турции могут вынудить принципиальных и несгибаемых борцов с колониализмом вновь вооружать, спонсировать и подстрекать арабов на борьбу. Благо в Сирии еще есть население.
Арабские страны опасаются «эффекта домино» с распространением исламистского восстания в Сирии на новые территории. Прежде всего события в Сирии пугают руководство Иордании, поскольку электризуют ее население.
По замыслу англичан хашимитское меньшинство правит там населением, большинство которого составляют палестинские арабы. Такие «этнические бомбы» англичане закладывали по всем странам своего колониального владычества. Король Иордании Абдалла — наследник шерифа Мекки Хусейна, с которым некогда договаривались англичане. Длинная прямая линия иорданской границы проведена под линейку Сайксом и Пико. Однажды, в 1970 году иорданский король уже жестоко подавлял палестинское движение.
Израильский канал Каn сообщил, что шеф израильской разведки Шин-Бет (ШАБАК) Ронен Бар и глава разведки ЦАХАЛа генерал-майор Шломи Биндер посетили Иорданию, чтобы обсудить развитие ситуации. У Израиля с Иорданией длинная граница.
Абу Мухаммад аль-Джулани, лидер группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта») , которая пришла к власти в Сирии, вечером 15 декабря выступил по сирийскому телевидению и заявил, что «после многих лет войны измученная Сирия не может позволить себе быть втянутой в новые конфликты».
Проблема, которую представляет для неоколониальной европейской бюрократии Израиль, состоит именно в том, что Израиль не вписывается в роль колониального вассала, которая была для него предусмотрена «цивилизованным миром». Поэтому Израиль обвиняется в колониализме. Обычная практика, как мы видим: обвинять других в собственных грехах.
Неотъемлемая составляющая этой навязываемой Израилю роли — перманентная война с арабами и с исламом. Израилю необходимо прекратить разыгрывать пьесу, написанную для Ближнего Востока талантливыми джентльменами более чем столетие назад. Израиль достаточно силен, чтобы его отношения со всеми соседями были уважительными. Такие отношения станут шагом к действительной деколонизации Ближнего Востока.
На фоне продолжающейся более года войны "Железных мечей" в среде израильской молодежи растет стремление к службе в боевых подразделениях. Об этом свидетельствуют данные о призыве за ноябрь и декабрь, опубликованные ЦАХАЛом.
Наибольший энтузиазм (в процентах) демонстрируют девушки. Так, в указанный период в боевые части призвано на 28% больше молодых израильтянок, чем в ноябре и декабре прошлого года. Во многом это связано с открытием новых направлений для девушек в частях полевой разведки, а также в мобильных пехотных подразделениях.
Кадровое управление ЦАХАЛа поделилось и сегментированной статистикой призыва в боевые подразделения.
Так, в саперные войска призвано 108% юношей от целевого количества новобранцев. Такой же процент пополнения в войсках ПВО, спасательных подразделениях, бригаде "Гивати" и в бронетанковых войсках. В бригаду "Голани" призвано 109% юношей от планируемого количества, в бригаду "Кфир" – 106%, в МАГАВ – 103%. В подразделения охраны границ (не МАГАВ, а военные) призвано 120% от целевого плана. А десантная бригада пополнена на 100%.
Процент девушек, призванных сверх плана, еще выше. Так, в полевую разведку попало 186% представительниц прекрасного пола от целевого количества "новобранок", в артиллерию – 183%, в спасательные подразделения – 157%, войска ПВО – 144%, в МАГАВ – 129%, в подразделения охраны границ – 134%. Вместе с тем отметим, что в абсолютных числах количество девушек, призывающихся в боевые войска, очень невелико.
Американский политик описал ситуацию в Украине как сложную и трагическую, отметив масштабы человеческих потерь.
Вновь избранный президент США Дональд Трамп заявил о намерении своей команды остановить войну в Украине, подчеркнув, что уже достигнут определенный прогресс в этом направлении.
Об этом он сообщил во время выступления в Палм-Бич, Флорида, 16 декабря.
Трамп отметил, что его администрация работает над "прекращением ужасной войны" в Украине.
"Количество погибших солдат с украинской и российской сторон – астрономическое, гораздо больше, чем сообщается официально", – подчеркнул он, не уточнив, на какие данные опирается.
По словам Трампа, в Украине "ровная земля", поэтому "единственное, что останавливает пулю, – это человеческое тело".
"Там очень ровная земля, это вообще житница мира", – добавил он.
Трамп заявил, что число жертв с обеих сторон конфликта значительно превышает официальные данные. По его мнению, восстановление разрушенной инфраструктуры Украины может занять до 100 лет.
Трамп утверждает, что уже получил "сигналы" от украинской стороны, выражающие готовность к мирным переговорам. По его словам, его команда планирует переговоры с президентами владимиром путиным и Владимиром Зеленским.
Он также выразил сомнения по поводу нынешней стратегии администрации Байдена, разрешившей Украине использовать американское вооружение для ударов по территории россии. Трамп назвал это решение "ошибочным и глупым" и не исключил пересмотр этой политики, если станет действующим президентом.
На вопрос о том, должна ли Украина уступить часть своих территорий, Трамп ответил уклончиво, отметив, что многие разрушенные территории пустуют и люди туда не вернутся.
Хотя Трамп не планирует приглашать Зеленского на свою инаугурацию 20 января, он выразил готовность принять украинского лидера, если тот захочет посетить мероприятие.
Ранее "Курсор" сообщал, что Трамп угрожает ХАМАСу «адскими последствиями».
Свергнутый президент Сирии Башар Асад опубликовал первое заявление после бегства из страны 8 декабря, которое опубликовалаего пресс-служба в социальных сетях.
"Мой отъезд из Сирии не был запланирован и произошел не в последние часы боев, как утверждают некоторые. Напротив, я оставался в Дамаске, выполняя свои обязанности до раннего утра воскресенья, 8 декабря 2024 года", – говорится в заявлении.
Асад рассказал, что после вторжения повстанцев в Дамаск он направился в Латакию, где находится российская авиабаза: "По прибытии в то утро на авиабазу “Хмеймим” стало ясно, что наши войска полностью отошли со всех боевых позиций и что последние позиции армии пали".
По словам бывшего правителя, российская авиабаза подверглась атаке беспилотников, из-за чего его самолет никак не мог взлететь. Покинуть базу удалось только вечером того же дня.
Асад сообщил, что во время продвижения повстанцев он "не рассматривал возможность уйти в отставку или искать убежища, и такое предложение не было сделано каким-либо человеком или партией". По его словам, единственным выходом было "продолжать борьбу с террористическим натиском".
В завершение Асад сообщил, что "никогда не добивался должностей ради личной выгоды и всегда считал себя хранителем национального проекта, поддерживаемого верой сирийского народа".
"В условиях коллапса вооруженных сил и паралича государственных институтов, когда власть в Сирии захватили террористы, оставаться в стране было бессмысленно. Это никоим образом не умаляет моего глубокого чувства принадлежности к Сирии и ее народу, связи, которая остается непоколебимой ни при каких обстоятельствах", – заключил бежавший правитель.
Напомним, по сообщениям российской прессы, 8 декабря Асад прибыл в Москву вместе с приближенными лицами, где получили политическое убежище по личному распоряжению Путина.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..