Когда военное и политическое руководство находится в плену новой концепции «сдерживания» врага, перечитывая основополагающее эссе Жаботинского получаем ответ для решения проблемы.
Прорыв забора на КПП «Эрез». Понятно всем.
(Перевод статьи, опубликованной 10.11.2024 на иврите на сайте информационного журнала “Мида”)
Текущая реальность и стоящие перед нами задачи
Положение Израиля в эти дни сложное и далеко не простое. Мы имеем дело с хроническим и злокачественным заболеванием, требующим хирургического лечения, и для этого мы должны быть не только готовы его осуществить, но и подготовить условия, которые позволят применить необходимое лечение. Это задача, стоящая сейчас перед политическим руководством, которому необходимо иметь дело как с внешними препятствиями, так и с внутренним противодействием.
Уроки прошлого: от Шестидневной войны до наших дней
Нынешняя ситуация во многом напоминает период, предшествовавший Шестидневной войне. В то время война разразилась только тогда, когда абсолютное большинство народа пришло к выводу, что отступать больше некуда. Народ понял, что единственный выход из ловушки – это нанести удар по врагу изо всех сил, несмотря на предательство Франции, отказ США от взятых на себя обязательств, враждебность Советского Союза и стран Восточного блока и оппозицию «неприсоединившихся» стран.
Лозунг «Никогда больше» и мудрые слова рабби Гиллеля – «Если не я для себя, то кто для меня? И если не сейчас, то когда?» – придали силы народу Израиля. Весь мир содрогнулся, кто-то от радости и восхищения, а кто-то от паники и изумления под впечатлением от огромной силы маленькой и древней нации, которая, казалось, была загнана в угол, из которого не было выхода.
Парадокс израильской мощи
С тех пор ситуация кардинально изменилась. Сегодня Израиль является одной из самых сильных стран в мире, страной, с которой считаются даже сверхдержавы. Однако, как ни парадоксально, именно колоссальные успехи в развитии государства, его экономической и военной мощи, укрепившие веру в силы еврейского государства, привели к застою в принятии судьбоносных решений относительно защиты суверенитета Государства Израиль и безопасности его граждан.
Понятное желание защитить жизни наших солдат привело к опасной ситуации: гражданский тыл стал щитом для солдат вместо того, чтобы армия защищала граждан страны, как это было изначально.
Ловушка новой концепции
Как и в период, предшествовавший Войне Судного дня 1973 года, военное руководство попало под воздействие новой концепции, согласно которой в современной войне невозможно добиться решительной победы. Согласно этой концепции, все, что требуется, – это сдерживать атаки противника и отвечать ударом на удар, с надеждой, что в конце концов противник устанет, ему надоест нести потери в живой силе и имуществе, и в конце концов он поймет, что лучше с нами примириться в обмен на какие-то материальные блага.
Корень проблемы: непонимание идеологического мотива
Причина развития этого заблуждения заключается в том, что наше руководство перестало понимать истинные мотивы наших врагов. Многие отказываются признать тот факт, что сила наших врагов опирается на твёрдую идеологию и глубокую веру, ради которой они готовы принести жертвы и даже свою жизнь.
Представители враждебной стороны открыто заявили, что создание палестинского государства в Иудее, Самарии и Газе является лишь промежуточным шагом на пути к достижению полного арабского контроля над всей территорией между морем и рекой Иордан. Например, в декабре 1974 года в интервью американской газете «Philadelphia Inquirer» главы политического отдела ООП Шафик Альхут и Набиль Шаат заявили, что создание палестинского государства было бы для них приемлемым в качестве первого шага. Они добавили: «Такое образование не способно существовать экономически, и оно должно включать Израиль, который существует сегодня. Когда дело касается принципиальных вопросов, мы не верим в прагматизм».
Постоянная ошибка: рассматривать конфликт как спор о недвижимости
Израильское руководство рассматривает арабо-еврейское противостояние как чисто территориальный спор, конфликт из-за недвижимости, и не понимает, что наши враги искренне верят в неприкосновенность каждой песчинки земли, которую они от нас требуют. Многие с израильской стороны считают, что путем коммерческих переговоров, конкретных территориальных уступок и заманчивых экономических предложений можно будет достичь мирного урегулирования конфликта.
Точное пророчество Жаботинского
В этом контексте стоит упомянуть пророческие слова Зеева Жаботинского, написанные им сто лет назад:
О добровольном примирении между палестинскими арабами и нами не может быть никакой речи ни теперь, ни в пределах обозримого будущего […] Примирители в нашей среде пытаются уговорить нас, будто арабы – или глупцы, которых можно обмануть «смягченной» формулировкой наших истинных целей, или продажное племя, которое уступит нам свое первенство в Палестине за культурные и экономические выгоды…
Фантазия о том, что они добровольно согласятся на осуществление сионизма в обмен за культурные или материальные удобства, которые принесет им еврейский колонизатор, – эта детская фантазия вытекает у наших «арабофилов» из какого-то предвзятого презрения к арабскому народу, из какого-то огульного представления об этой расе как о сброде подкупном, готовом уступить свою родину за хорошую сеть железных дорог. Такое представление ни на чем не основано…
Многие у нас все еще наивно думают, будто произошло какое-то недоразумение, арабы нас не поняли, и только потому они против нас; а вот если бы им можно было растолковать про то, какие у нас скромные намерения, то они протянули бы нам руку. Это ошибка, уже неоднократно доказанная.
Жаботинский подчеркнул: Наша колонизация или должна прекратиться, или должна продолжаться наперекор воле туземного населения. А поэтому она может продолжаться и развиваться только под защитой силы, не зависящей от местного населения – железной стены, которую местное население не в силах прошибить.
Моральное предупреждение и надежда на будущее
Жаботинский также обратился к претензиям относительно моральности своего подхода:
Во-первых: на избитый упрек, будто вышеизложенная точка зрения неэтична, отвечаю: неправда. Одно из двух: или сионизм морален, или он не морален. Этот вопрос мы должны были сами для себя решить раньше, чем взяли первый шекель, и решили положительно. А если сионизм морален, т. е. справедлив, то справедливость должна быть проведена в жизнь, независимо от чьего бы то ни было согласия или несогласия.
В то же время он выразил надежду на будущее соглашение:
Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды… […] только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки. Только тогда крайние группы, лозунг которых «ни за что», теряют свое обаяние, и влияние переходит к группам умеренным.
Только тогда придут эти умеренные к нам с предложением взаимных уступок; только тогда станут они с нами честно торговаться по практическим вопросам, как гарантия против вытеснения, или равноправие, или национальная самобытность; и верю, и надеюсь, что тогда мы сумеем дать им такие гарантии, которые их успокоят, и оба народа смогут жить бок о бок мирно и прилично.
Но единственный путь к такому соглашению есть железная стена, т. е. укрепление в Палестине власти, недоступной никаким арабским влияниям, т. е. именно то, против чего арабы борются. Иными словами, для нас единственный путь к соглашению в будущем есть абсолютный отказ от всяких попыток к соглашению в настоящем.
Выводы на сегодня
Прошло сто лет с тех пор, как были опубликованы эти слова, и они по-прежнему так же актуальны, как и были, особенно в свете того, что история доказала, насколько прав был Жаботинский в своем анализе. Удивительно и даже трагико-комично видеть, как современные политики, включая тех, кто претендует на роль преемников Жаботинского, повторяют те же самые неудачные предложения, которые он отверг и высмеял.
Великая опасность заключается в том, что под влиянием прошлых побед среди нас сложилась непоколебимая вера в нашу вечную стойкость. Именно по этой причине многие военные и политики готовы на территориальные уступки, постепенно сокращая территорию Израиля до границ, которые даже министр иностранных дел Абба Эбен, «голубь» в правительстве Эшколя, назвал «границами Освенцима».
Мы можем только надеяться, что реальность заставит наше руководство предпринять все необходимые шаги для обеспечения безопасности Государства Израиль, пока не стало слишком поздно.