Что такое русофобия?
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US
"Голос за решёткой: Женя Беркович о смелости, свободе и искусстве, которое невозможно сломать"
В демократичном гуманном обществе, когда крупная театральная постановка выходит в свет, кроме прочего, принято брать интервью у режиссёра-постановщика – узнать о процессе создания, внутреннем мире, идеях, что вдохновило и т.п.
Но в мире, где силы тьмы бросают людей в тюрьму за слова, а режиссёр оказывается за решёткой лишь за смелость и способность честно отразить уродливую реальность, возможность поговорить становится невозможной. Так случилось с Женей Беркович, художественным руководителем, главным режиссёром Независимого Театрального проекта "Дочери СОСО".
И потому нам показалось очень важным важно донести до вас её смыслы, её голос – тот самый голос, который её истязатели не смогли заглушить даже за решёткой.
Повинуясь профессиональному долгу, мы всё же решили подготовить с ней НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ИНТЕРВЬЮ: вопросы наши, А ответы – это точные цитаты из Telegram-канала Жени, который ведёт её муж, публикуя её письма и мысли, написанные из-за решётки.
1. Женя, как вы оцениваете вашу текущую ситуацию?
"Тюрьма – это полное отсутствие выбора. Ты находишься в ситуации, где каждый день приходится бороться с самой собой. Но я верю, что даже здесь можно оставаться человеком, несмотря на все испытания."
2. Что вас поддерживает в этих сложных условиях?
"Юмор – моя броня. Когда всё становится невыносимо тяжело, я нахожу повод улыбнуться. Стоит по-настоящему загрустить, как вселенная приносит что-то абсурдное или смешное."
3. Как вы воспринимаете ваш статус политической заключённой?
"Мы, конечно, политические заключённые, и это очевидно. Но когда нас называют "террористами", я смотрю вокруг и думаю: "А реальных террористов ловить никто не хочет?"
4. Чем жизнь в тюрьме отличается от того, как её представляют снаружи?
"В тюрьме трудно, мрачно и негативно. Последний раз я видела солнце дольше 40 секунд пятнадцать месяцев назад. Но даже в таких условиях можно найти свет. Пусть это будет письмо, луч солнца через окно или возможность остаться наедине с собой хотя бы на час."
5. Как вы справляетесь с отсутствием поддержки от некоторых коллег?
"Да, это больно. Молчат почти все, включая тех, кого я считала близкими. Но те, кто поддержал меня, навсегда останутся в моём сердце. Их слова и действия – это луч света в темноте."
6. Что вы можете рассказать о своей "Террористической камере"?
"Название звучит как плохой анекдот. Наш состав больше похож на нелепый абсурд. Люди вокруг шутят: "А реальных террористов ловить никто не хочет?" Но мы держимся, потому что другого выхода просто нет."
7. Как вы настраиваетесь на будущее?
"Я стараюсь не терять веру. Трудности учат нас смотреть на жизнь иначе, находить радость в самых простых вещах. У меня есть планы, есть творчество, которое продолжает жить, и есть надежда, что это не конец."
8. Спектакль "Считалка" может стать последней возможностью увидеть ваше творчество на сцене. Что вы чувствуете?
"Это грустно, но я рада, что этот спектакль оставил след в сердцах зрителей. Каждый показ – это возможность напомнить людям о важном. Надеюсь, зрители уйдут с чувством, что их жизнь изменилась хотя бы на чуть-чуть."
9. Какую эмоцию вы хотели бы оставить у зрителей после спектакля?
"Я хочу, чтобы они почувствовали неравнодушие. Чтобы ушли с ощущением, что затронуто что-то глубокое, личное. Искусство – это не ответы, это вопросы, которые остаются с нами".
10. Что бы вы сказали вашим зрителям?
"Мы здесь. Мы никуда не денемся. Спасибо вам за поддержку. Вы даёте нам силы двигаться дальше".
Заключение:
Досконально изучив Telegram-канал Жени Беркович, в этом интервью мы пытались передать её мысли, её голос, её настроение.
Приходите на спектакль "Считалка"! Это не просто постановка, это голос СВОБОДЫ и НАДЕЖДЫ, который несмотря ни на что, звучит через её творчество.
Билеты на "Считалку" уже в продаже и, исходя из сложившихся обстоятельств, это последняя возможность увидеть спектакль вживую!
https://l-stars.kassa.co.il/announce/shitalka
На правах рекламы
Его назначили палачом, который должен был привести в исполнение приговор беглому нацистскому преступнику — это был единственный случай смертной казни в истории Израиля.
26 ноября в Израиле в очень преклонном возрасте умер Шалом Нагар — человек, которому в возрасте 23 лет выпал жребий привести в исполнение приговор повесить Адольфа Эйхмана. Этот беглый нацистский военный преступник был осужден за преступления против человечества и геноцид, выразившийся в убийстве шести миллионов евреев.
Смерть Нагара подтвердила Авигайль Спербер, которая вместе с Нетали Браун сняла в 2010 году посвященный ему фильм «Палач». Спербер не уточнила, где именно он умер. Разные источники по-разному указывают его возраст: то ли 86, то ли 88 лет.
Десятилетиями — вплоть до 2004 года, когда его имя было названо по радио — Нагар скрывал свою связь с повешением Эйхмана, опасаясь мести со стороны неонацистов. Но та полуночная казнь преследовала его всю жизнь.
31 мая 1962 года он шел вместе с женой Орой и маленьким сыном, когда рядом резко затормозила полицейская машина, и его увезли. Нагар знал, что это означает: время казни Эйхмана установлено, и он должен прибыть на службу, чтобы выступить в качестве палача. Он убедил водителя развернуться, чтобы успокоить жену, что его не похитили.
Перед казнью — а это был единственный смертный приговор в истории Израиля — Эйхман попросил белого вина и сигарет. От предложения завязать ему глаза он отказался.
Задача Нагара состояла в том, чтобы открыть люк под виселицей, так чтобы под ногами осужденного оказалась 10-метровая яма. Но гораздо хуже, по воспоминаниям Нагара, оказалась следующая задача: нужно было снять петлю и на хлипких носилках оттащить труп узника в специально построенную печь для кремации.
«Лицо Эйхмана было белым, как мел, с выпученными глазами и высунутым языком, — рассказывал Нагар в интервью журналу «Мишпаха» в 2005 году. — Веревка ободрала кожу на шее, так что язык и грудь были залиты кровью».
Он добавлял: «Я не знал, что при удушении весь воздух остается у человека в животе, поэтому, когда я поднял его, весь скопившийся внутри воздух вышел наружу, и изо рта раздался жуткий звук: “баааа”! Мне показалось, что ангел смерти пришел и за мной тоже».
Предполагалось, что Нагар будет сопровождать прах в порт, где судно береговой охраны должно было забрать его, чтобы рассеять пепел за пределами израильских территориальных вод. Но он был уже слишком потрясен, и его отправили домой.
К ужасу жены, он вернулся домой весь в пятнах крови.
Считается, что Шалом Нагар родился в 1936 году в йеменской деревне, хотя некоторые источники указывают, что он родился в 1938-м.
Мы мало знаем о его детстве, но в интервью он говорил, что ему было лет семь, когда умер его отец. Спустя недолгое время мать вновь вышла замуж, бросив Шалома и четверых его братьев и сестер. Вскоре после провозглашения независимости он отправился в Израиль, проделав большую часть пути пешком. Ему было 12 лет.
В 16 лет он вступил в израильскую армию, служил парашютистом, затем работал в полиции и пограничной службе, пока не перешел на работу в Израильское управление тюрем, где провел 28 лет.
В 1950 году Эйхман, главный «архитектор» Холокоста, бежал из Германии. Спустя десять лет израильские секретные службы схватили его в Аргентине, где он жил под чужим именем.
Эйхмана привезли в Израиль, и там он предстал перед судом, причем скамью подсудимых отделяло от публики пуленепробиваемое стекло. В декабре 1961 года его признали виновным, после чего в течение полугода, вплоть до дня казни, он находился под тщательной охраной в тюрьме в расположенном в центре Израиля городе Рамле. У него было 22 охранника, в числе которых и Нагар.
Чтобы предотвратить убийство из мести, все охранники были сефардами, среди родственников которых не было жертв Холокоста или переживших Холокост. Пищу заключенному доставляли в закрытых контейнерах.
«Перед тем как передать ему еду, я должен был попробовать ее сам, — вспоминал Нагар. — Если через две минуты я еще жив, дежурный офицер разрешал отнести тарелку в камеру».
Нагар говорил, что из всех охранников он был единственным, кто не хотел, чтобы его назначили палачом.
В итоге это оказалось неважно. Палача выбрали по жребию.
Начальник охраны счел его идеальной кандидатурой, потому что Нагар был отличным солдатом, а во время Второй мировой войны — сиротой в Йемене, и Холокост никак его не коснулся.
Нагар вспоминал, что сказал начальнику, чтобы тот «нашел для этой работы кого-нибудь другого».
«Потом он взял меня и еще нескольких охранников и показал нам кадры, на которых нацисты хватали невинных детей и разрывали их на куски. Это так меня потрясло, что я согласился сделать то, что нужно», — продолжал он.
В интервью Shofar News в 2004 году Нагар рассказывал, что Эйхман, живой или мертвый, производил устрашающее впечатление. «С детства я жил один, без родителей и без помощи, — рассказывал Нагар, вспоминая, как ему приходилось ходить на опасные задания во время службы в пограничной службе и разминировать поля. — Меня не так легко напугать. Но его я боялся».
Согласно официальному отчету, одновременно с ним совершать эту казнь должен был еще один охранник, чтобы разделить ответственность, но Нагар утверждал, что ничего не знал об этом, больше никого не было.
В фильме «Палач» режиссеров Браун и Спербер, снятом при поддержке Фонда еврейских документальных фильмов им. Линн и Жюля Кроллей, действующего в рамках Фонда еврейской культуры, Нагар говорит: «Мы в этом мире временно. Единственное, что мы можем забрать с собой, это добрые дела».
Уйдя с тюремной службы, Нагар поселился в Хевроне, где жил вплоть до террористической атаки на мечеть, совершенной в 1994 году израильтянином американского происхождения. После этого он переехал в расположенное неподалеку поселение Кирьят-Арба. Вернулся к соблюдению строгих религиозных обрядов и стал резником — забивал скот по законам кашрута.
Информацию об оставшихся после Нагара близких найти не удалось.
Рассказывая о казни в интервью журналу «Мишпаха» и оправдывая свою задачу, Нагар вспоминал Амалека — библейского врага древнего Израиля.
Он сказал, что, несмотря на травму, высоко ценит этот опыт: Б-г «повелел нам уничтожить Амалека, “стереть память его из-под неба” и “не забывать”. Я выполнил обе заповеди».
Оригинальная публикация: Shalom Nagar Dies; Reluctant Executioner of Adolf Eichmann
Новый временный премьер-министр Сирии Мохаммед аль-Башир сообщил о катастрофической финансовой ситуации в стране. Хотя точно оценить оставшиеся ресурсы после бегства Асада трудно, уже очевидно, что финансовые запасы практически исчерпаны.
Об этом сообщает новостное агентство The Times of Israel.
"В казне есть только сирийские фунты, которые стоят мало или ничего. За один доллар США дают 35 тысяч наших монет. У нас нет иностранной валюты, а что касается кредитов и облигаций, мы все еще собираем данные. Так что да, финансово мы очень плохи", — заявил аль-Башир.
Аль-Башир выразил призыв к сирийцам вернуться на родину, уверяя, что Сирия теперь является свободной страной, восстановившей свою гордость и достоинство. Он также заверил, что права всех граждан и религиозных групп будут надежно защищены.
Лидер группировки "Хайят Тахрир аш-Шам" Абу Мохаммед аль-Джулани отметил, что те, кто был вовлечен в пытки задержанных во времена правления Асада, будут преследоваться, а возможность помилования не рассматривается.
Ранее "Курсор" писал, что по информации источников, знакомых с ситуацией, президент Сирии Башар Асад покинул страну при поддержке российских спецслужб. Согласно данным "Bloomberg", решение о бегстве было принято после консультаций с Москвой, которая предупредила Асада о неизбежном поражении в конфликте с повстанцами.
Лидеры христиан в Алеппо во второй раз провели встречу с представителями вооруженных группировок, контролирующих второй по величине город Сирии. По словам епископа, который присутствовал на встрече 9 декабря, несмотря на исламистские корни захвативших власть сил, они не проявляют намерения вмешиваться в обычную жизнь церковных общин и регулировать ее.
Об этом сообщает агентство Fides.
Встреча прошла на следующий день после падения режима Башара Асада. Лидеры христиан собрались во францисканской церкви и монастыре, где находится Апостольский викариат католиков латинского обряда. В Алеппо, где повстанческая группировка "Хайят Тахрир аш-Шам" привлекла внимание в конце прошлого месяца, начав стремительное наступление на режим Асада, халдейский епископ Антуан Аудо присоединился к другим христианским лидерам города на встрече с повстанцами 9 декабря.
"Мы все присутствовали: епископы, священники и монахи", — заявил епископ.
Отмечается, что с приходом новой политической ситуации ожидания были высоки, что она сможет облегчить такие проблемы, как нехватка электроэнергии и трудности с обеспечением людей достаточным количеством пищи из-за инфляции. В некоторых приходах уже начали инициативы, направленные на то, чтобы предоставлять людям хотя бы один прием пищи в день.
"Я сказал им, что мы, как арабы-христиане, представляем уникальную реальность в истории и в мире. Я вспомнил некоторые примеры истории мусульманских арабов с христианами и вклад христиан в эту историю. Я добавил, что статус зимми (немусульманских членов государства, руководствующихся исламским законом) может быть истолкован как негативно, так и позитивно, что христиане не могут быть гражданами второго сорта и что мы должны работать вместе. Казалось, они очень интересовались этими соображениями", — добавил епископ Аудо.
АЛЕКСАНДР КУПРИН. ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА.
Часто
тиражируется юдофобское письмо Куприна Батюшкову. Но не все так просто.
Он, как и многие русские мастера прозы, коснулся еврейской темы
вскользь, «проездом», по касательной. Совершенно зря писали о Куприне,
как о знатоке еврейской жизни. Знания эти были знаниями «туриста», не
более того. Тем не менее, он старался понять, оценить чужой народ не только с
позиций традиционного, русского антисемитизма.
Вершиной интереса Куприна к еврейской теме была, пожалуй, повесть «Суламифь»:
романтический, полный восторгов, пересказ «Песни песней». Написал он эту
повесть в 1907 году, после волны еврейских погромов, изучив многие источники:
Библию, Ренана, Веселовского, Пыляева… Но в «Суламифи» евреи совсем непохожи на
евреев, современников писателя, хотя, как мне кажется, на мысль сотворить
повесть о любви великого царя и простой крестьянки, навело Куприна более раннее
его сочинение, под названием «Жидовка».
Попробуем
разобраться в этом очерке. Шедевром прозаическим его назвать трудно, и
все-таки рассказ этот полон глубинных течений, намеков, тайных мыслей, во
многом раскрывающих еврейскую тему.
Итак,
«Жидовка». Черта оседлости. Зима. Некто Кашинцев держит путь к месту
назначения: «младшим врачом в отдаленный пехотный полк». Ямщик предлагает
седоку согреться и перекусить в «заезде у Мойши Хацкеля». Кашинцев соглашается.
Он мечтает о тепле, свете, горячей пище и рюмке водки.
Встречает
офицер на еврейском постоялом дворе волшебной красоты женщина. Но прежде рисует
Куприн стандартно–уродливый потрет ее мужа: «Откуда-то поспешно выскочил
низенький, коренастый, светлобородый еврей в высоком сюртуке и в вязаной
жилетке табачного цвета. Он что-то дожевывал на ходу и суетливо вытирал рот
рукой».
Он,
как и положено еврею, на протяжении всего рассказа картавит, причмокивает,
кривляется, раболепствует. Хозяин «заезда» жалок до последней степени. Куприн
эту «жалкость» выписывает с такой старательностью еще и потому, что, как ему
кажется, в уродливой раме портрет жены Хацкеля должен еще больше поразить
воображение читателя. ( Кстати, тот же прием использовал Антон Чехов в своем
рассказе «Ведьма». Только там дело обошлось без потомков Иакова).
Впрочем,
жалок не только еврей. Страшен и омерзителен пьяный мужик в трактире. Только
выписав больное, уродливое, грубое мужское начало – обрамление красоты, Куприн
выводит на свет Женщину. Дело здесь, конечно, не только в художественном
приеме, но об этом потом.
Сначала
сам портрет: « Когда Кашинцев повернулся к ней лицом, ему показалось, что
какая-то невидимая сила внезапно толкнула его в грудь, и чья-то холодная рука
сжала его затрепыхавшееся сердце. Он никогда не только не видел такой сияющей,
гордой, совершенной красоты, но даже не смел и думать, что она может
существовать на свете».
Кашинцев
способен оценить красоту женщины. «Как она красива!» – восклицает гость.
«Хацкель
коротко засмеялся и с презрением пожал плечами.
- Пан
с меня смеется? – спросил он укоризненно. – Что такое она? Обыкновенная, бедная
еврейка, и больше ничего…»
Сам
Куприн был большим знатоком и любителем женской красоты. Расовый антисемитизм
был чужд писателю – это уж точно. Кашинцев любуется Этлей и мысли его далеки от
пошлости обычного секса.
Кашинцев
рассуждает о красоте: «Можно ли описать кому-нибудь это лицо? Можно ли передать
обыкновенным, бедным, повседневным языком эти изумительные черты, эти нежные и
яркие краски?»
Впрочем,
мысль офицера логична в своем развитии и последовательна: « В чем же
счастье? Единственное счастье - обладать такой женщиной. Знать, что эта
божественная красота твоя … Пусть она будет грязна, невежественна, неразвита,
жадна, - о Боже мой! – какие это мелочи в сравнении с ее чудесной красотой!»
Справедливо
и понятно, что, любуясь женщиной, Куприн и его герой приходят к общим, высоким
и восторженным мыслям о еврейском народе вообще. Впрочем, и справедливости
ради, Куприн восторгался не только красотой еврейских женщин, но и силой,
отвагой мужчин. Можно вспомнить силача – контрабандиста в рассказе «Трус» или
богатыря – извозчика, сумевшего обезоружить и связать русского погромщика –
дебошира из рассказа «Свадьба». Да и великую силу искусства связал Куприн с
образом скрипача – Сашки из рассказа «Гамбринус».
В
общем, не только красотой евреек, но и силой, физической и душевной, евреев
восторгался Куприн. Но вернемся к рассказу «Жидовка».
«Удивительный, непостижимый еврейский народ! – думал Кашинцев. – что ему
суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не
смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую
скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта
давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим
бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во
дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий,
горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных
обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, сохранил
свою мистическую азбуку, от самого начертания которой веет тысячелетней
древностью…. Нигде не осталось следа от его закадычных врагов, от всех этих
филистимлян, амалекитян, моавитов и других полумифических народов, а он, гибкий
и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное
предопределение. Его история вся проникнута трагическим ужасом и вся залита
собственной кровью; столетние пленения, насилие, ненависть, рабство, пытки
костры из человеческого мяса, изгнание, бесправие… Как мог он остаться в
живых? Или в самом деле у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные
цели?… Почем знать: может быть, какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы
евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом
брожении».
Во
времена, когда писал Александр Куприн эти замечательные слова, «закваска» была
сама по себе, а уютный, сытый мир, в котором жил и работал писатель, сам по
себе. Но вот пришла большевистская смута: кровь, голод, бесправие. Оценивая
прошлое, напишет Куприн в 1927 году пространный очерк: «Купол Св. Исаакия
Далматского».
Крайне
любопытен в очерке этом портрет еврея-коммуниста Яши Файнштейна. Куприн пишет,
что вступил как-то с Яшей в спор:
«
-Убьют, Яша.
- Пустяки.
В наши великие дни только негодяи боятся смерти.
- Вспомните
о своих братьях – евреях. Вы накличете на них грозу.
- Плевать.
Нет ни еврейского, ни русского народа. Вредный вздор – народ. Есть
человечество. Есть мировое братство, объединенное прекрасным, коммунистическим
равноправием. И больше ничего! Я пойду на базар, заберусь на крышу, на самый
высокий воз, и с него я скажу потрясающие гневные слова!»
И вот
в Гатчину приходят белые.
«…
несчастный Яша Файнштейн. Он выполнил свое обещание: влез на воз с капустой,
очень долго и яростно проклинал Бога, всех царей, буржуев и капиталистов, всю
контрреволюционную сволочь и ее вождей….
Его
схватили солдаты, отвезли в Приоратский парк и там расстреляли.
У
него была мать. Ей слишком поздно сказала о Яшиной иеремиаде. Может быть, если
бы она поспела вовремя – ей удалось бы спасти сына. Она могла бы рассказать,
что Яша год назад сидел в психиатрической больнице у доктора Кащенко в
Сиворицах.
Ах,
Яша! Мне до сих пор его остро жалко. Я не знал ничего о его душевной болезни.
Да и
первый коммунист – не был ли больным?»
И он,
первый, был евреем. Вот тебе и сила, и красота еврейского народа! Одно
безумие. Иные пришли времена: тяжкие, мучительные. Не до отвлеченных
соображений и высоких слов. Для покоя душевного нужен виновник всех бед,
искать его недолго. Впрочем, он и прежде был обнаружен, только со знаком
плюс, и обозначен «закваской». Перемена знака – занятие нехитрое.
Нет
злобы в послереволюционных текстах Куприна. Вот и мать коммуниста- Яши писатель
ставит вне безумных страстей сына. Куприн и прежде относился к еврейской
женщине с особым пиететом. В рассказе «Жидовка» он пишет: «Пусть Хацкель хил,
жалок и болезнен, пусть вечная борьба с жизнью положила на его лицо жестокие
следы плутовства, робости и недоверия: ведь он тысячи лет «крутился
как-нибудь», задыхался в разных гетто. Но еврейская женщина стережет дух и тип
расы, бережно несет сквозь ручьи крови, под гнетом насилия, священный огонь
народного гения и никогда не даст потушить его… О, что же я, вчерашний дикарь,
а сегодняшний интеллигент, - что я значу в ее глазах, что я значу в сравнении с
этой живой загадкой, может быть, самой необъяснимой и само великой в истории
человечества?»
И
вот, после таких слов, после душевного подъема, после размышлений о великой
силе еврейства и высокой красоте народа Книги, странный финал рассказа: «…
вдруг вся его собственная жизнь, - и та, что прошла, и та, что еще лежала
впереди, - представилась ему такой же печальной и одинокой, как эта ночная
дорога, с ее скукой, холодом, пустотой и безлюдьем, с ее раздражающими, сонными
обманами».
О
себе ли пишет Куприн, о Кашинцеве? Не о народе ли русском? Нет страшнее
презрения подобного рода, нет догадки фатальней: «Скука, холод, пустота!»
Не
отсюда ли, от зависти безысходной, от сознания замкнутого круга судьбы, и вся
русская юдофобия. Вся – от первого до последнего слова и дела.
Талант
Александра Куприна смог облечь зависть эту в ясную, доступную, страстную форму.
Вот как он описывает прощание с Этель: «… берясь за скобку двери,
подумал: «Если она поглядит на меня, то исполнится». Что должно было
исполниться – он сам не знал, так же как не знал имени той скуки, усталости и
чувства неопределенного разочарования, которые теперь его угнетали. Но еврейка
не оглянулась. Она стояла, повернувшись к нему своим чудесным, нежным профилем,
ярко озаренная светом лампы, и что-то делал на прилавке, опустив вниз глаза».
Нет
контакта. Нет понимания. Нет спасения. Много было народов на пути, еще и этот…
А
мысль о революционном безумии еврейском лишь слегка могла облегчить тяжкое
бремя комплекса неполноценности, при виде чужой, неземной красоты.
Вот
почему считаю успешную русскую политику и практику вытеснения еврейства в
чем-то оправданной и понятной.
Может
быть, когда исчезнет последний еврей с великих, северных пространств России,
перестанет казаться народу русскому народу его судьба «такой же печальной и
одинокой, как эта ночная дорога, с ее холодом и скукой».
А. Красильщиков
"Новости недели"
Сирийские повстанцы освободили политзаключенных из военной тюрьмы Седная под Дамаском. Среди освобожденных был бывший пилот ВВС Сирии Рашид Аль-Татари.
Тюрьма Седной использовалась режимом Асада для пыток и казней, в том числе политзаключенных. По данным сирийских правозащитников, за десятилетний срок - с 2011 по 2021 год в тюрьме скончались 30 000 человек.
В последние дни повстанцы освободили заключенных тюрьмы, в том числе четырехлетний ребенок и несколько женщин. Многие из заключенных ожидали казни.
Тем временем бежавший в Москву Асад остается под защитой Путина вместо суда перед Международным трибуналом в Гааге.
Блог автора на Facebook