среда, 5 июля 2017 г.

КАК УЬИЛИ МОИХ ДЕДА И БАБУШКУ

Местечко Сураж Витебской губернии
Из книги Леонида Смиловицкого «Катастрофа евреев Белоруссии 1941-1944гг ( Телль-Авив, 2000).
Сураж - городской поселок в Витебском районе, расположен на реке Западная Двина, в 43 км от Витебска; впервые упоминается в XI-XШ вв., в 1886 г. заштатный город Витебского уезда; в 1847 г. - 1016 евреев, в 1897 г. - 1246 евреев (из 2731 всех жителей), в 1926 г. - 669, в 1939 г. - 461 (из 3001 жителей); оккупирован немецкими войсками с 12 июля 1941 г. по 28 октября 1943 г., которые убили в Сураже и его районе 9181 чел.; 1998 г. установлен памятник евреям-жертвам Катастрофы.
Сураж (Surazh): отряд карателей до 70 чел. прибыл 2 августа 1941 г. Солдаты группами по два-три человека обходили город в поисках евреев. Всех собирали на площадь у бывшей типографии "Ударник" под предлогом отправки на работу в Городок. Мужчин (свыше 300 чел.) отделяли и заставляли ложиться на землю лицом вниз в одной стороне площади, а женщин и детей - в противоположной стороне. При попытке повернуть головы били сапогами, прикладами и палками. 30 мужчинам выдали лопаты, посадили в машину и увезли. Когда все были на площади, Соня Боровская просила свою подругу Татьяну Сидорову забрать сына Володю шести лет. За это один из солдат пытался втолкнуть Татьяну в общую колонну. Только заступничество соседей, поручившихся, что Сидорова не еврейка, спасло ее. К 17.00 часам сборы закончились, евреев построили по 4 чел. в ряд и колонной повели под охраной автоматчиков (более 700 чел.) к оврагу на окраине местечка в 3 км от Суража. Там уже были готовы 3 ямы. Анна Осташенко из д.Большое Любшино рассказала, что "немцы гнали длинными вереницами женщин, стариков и детей к оврагу". Взрослых выстраивали группами по 20-25 чел. Первыми расстреливали женщин, а мужчин заставляли смотреть. Тех, кто отворачивался, били. Детей обливали горючей жидкостью и бросали в костры, где сжигали одежду и обувь. Акцию закончили к 23.00. На земле были лужи крови, на траве и ветках деревьев лежали отдельные части мозга, костей черепа с волосяным покровом. Стариков-белорусов выгнали закапывать ямы.
Воинская часть после акции в Сураже не остановилась и больше никогда не возвращалась. Солдаты были в рубашках коричневого цвета. На своих пилотках и галстуках они имели эмблемы черепа и костей. После расстрела полицейские грабили еврейские дома, забирая приглянувшиеся вещи .(Оригинал источника хранится в ГАРФ, ф. 7021, оп. 84, д. 13, лл. 1-8; копии находятся в Архиве Яд Вашем, М-33/448).

ИЗРАИЛЬ В ГЛЯНЦЕ

ПОМИДОРЫ ИЗ НАНСИ

Помидоры из Нанси

Рассказ


Ах какое это могло быть чудное утро, если бы не... 
Веяло нежной весенней прохладой, майское солнце входило в летнюю силу, на подоконниках и балконах распускались  цветы, но воздух… Воздух был пропитан тревогой. Детей на улицу не выпускали, муниципалитет и школы были закрыты, хотя многие магазины и мастерские работали, как обычно. На днях боши перешли границу и  похоже, что война всё же пришла и на землю Франции. Бельгия пока сопротивляется, но Германия уже заняла и опять присоединила к себе Эльзас и все ожидали, что вот-вот боши войдут в Нанси. Напоминая майскую грозу, перекатывалась далёкая канонада, в голубой высоте то и дело, как бы постанывая, гудели самолёты, не поймёшь - может их, может французские. Никто  не знал, что будет не только завтра, но даже через час. У газетных киосков толпились горожане, вслух читали утреннюю газету, обсуждали новости, строили прогнозы, спорили. Впрочем, большинство по поводу войны особого беспокойства не проявляло. Боши - хоть нация и задиристая, но культурная и большой беды от них не ждали. Можно приспособиться и под бошами жить. Не впервой.
Однако евреи Нанси думали иначе. Слухи из Германии, Австрии и Польши были тревожные. За последний год в город приехали несколько семей еврейских беженцев с востока. Они рассказывали ужасные вещи. По их словам, в Польше творилось что-то невероятное, этому верить не хотели, но всё же дыма без огня не бывает. Когда собрались в синагоге на вечернюю службу, ребе Aгонор сказал, что времени на молитву сегодня нет, всё слишком серьёзно и евреям надо немедленно уходить на юг. Когда боши войдут в город, вместе с ними войдёт беда. Все быстро разошлись по домам и стали собираться в путь.
К утру в доме доктора всё самое необходимое было упаковано в пять чемоданов - по одному на члена семьи. Доктор сказал, что билеты до Лиона уже куплены и поезд отходит ровно в полдень. Его жена и две дочки ходили из комнаты в комнату и поливали цветы в горшках, как будто уезжали всего на несколько дней. Доктор зашёл к соседу и отдал ему ключи, попросив присматривать за домом - кто знает, может война скоро кончится и семья вернётся назад. Вокзал был рядом, всего пять минут хода, а потому оставалось ещё немного времени проститься с соседями и друзьями.
Мишель, сын доктора, надел широкополую шляпу и выбежал из дома. Он пересёк улицу, перешёл через железнодорожные пути и направился к ферме, что была видна за дубовой рощицей. Вот уже почти год он подрабатывал у мсье Лабержа, местного селекционера. Старик хорошо относился к Мишелю. Ему импонировал его ум, трудолюбие и любознательность. Особенно был ему по душе талант Мишеля рисовать на него смешные и ужасно похожие шаржи и рассказывать еврейские анекдоты, запас которых у этого весёлого парня никогда не иссякал. Молодой человек нашёл селекционера в огороде, за домом, где тот сидел на скамеечке меж грядок и опускал в лунки саженцы своих знаменитых помидор. Вот уже три года, когда приходило время сбора урожая, у этой фермы всегда толпились покупатели - таких вкусных и, что особенно удивительно, гигантских помидор нигде в другом месте не то, что купить, даже увидеть было невозможно. Это был уникальный сорт, который Лаберж вывел, как он сам говорил, после полу-жизни опытов, замешанных на чёрной магии. Каждый помидор был невероятных размеров - величиной с небольшой арбуз и весил почти килограмм.
Мишель подошёл, снял шляпу и сказал:
- Мсье Лаберж, я пришёл проститься. Мы уезжаем.
- Мы это кто? Куда и зачем? - спросил старик, подняв голову и прищурив от солнца глаза.
- Мы все. Сначала в Лион, а потом наверное дальше на юг. Война. Моей семье опасно оставаться под бошами. Вы наверное слыхали, что они с нами делают.
- Да, сынок, говорят люди, - сказал старик, - Дело ваше, что я могу сказать? Так наверное лучше. Пусть поможет тебе Бог. Мне тебя будет не хватать.
- Вы только не болейте и ждите. Я вернусь. Ну, мне пора.
- Постой, - сказал старик, - я хочу тебе что-то дать. Подожди здесь, не уходи.
Он кряхтя поднялся со своей скамеечки и поковылял к дому. Через минуту вернулся и протянул Мишелю маленький жёлтый пакетик:
- Вот возьми. Это семена моих помидор. Береги их. Я верю, они принесут тебе счастье.
                                                             *     *     *
Много лет назад я жил в Свердловске, работал в НИИ и в свободное время подрабатывал нештатным кино-корреспондентом на телевидении. Я снимал двух-минутные сюжеты для вечерних новостей. Как-то в самом конце декабря мне позвонил главный редактор новостей Лёня Коган и спросил:
- Ты можешь завтра поехать на поезде в Североуральск? Там живёт один интересный мужик, директор электростанции при которой он соорудил теплицу и творит в ней какие-то чудеса. Может получиться интересный сюжет. Новый год на носу, у нас все уже гуляют, и ни один мой оператор ехать так далеко не хочет. Может ты сгоняешь? А? Если рано выедешь, за день обернёшься. Снимешь, что там интересного и вечером - домой. Поезжай. Мы этому директору позвоним и он тебя там на вокзале встретит.
Я согласился и ранним утром сел в поезд и поехал снимать сюжет про теплицу. Когда поезд пришёл в Североуральск, был уже полдень. Я вышел на заснеженной станции и вытащил из вагона большую сумку с кинокамерой. Стоял трескучий мороз, по перрону крутила колючая метель и слабое северное солнце еле-еле просвечивало сквозь белую пелену. Ко мне сразу подошёл среднего роста мужчина лет пятидесяти и спросил с довольно заметным акцентом, который я сначала не смог распознать:
- Вы с телевидения? Меня зовут Михаил Эмильевич, я директор электростанции.
Я назвал себя, а потом добавил: - Михаил Эмильевич, мне на студии сказали, что у вас тут есть интересная теплица. Я бы её снял сначала, а потом, если можно, ещё несколько кадров в самой электростанции. Давайте поедем туда пока светло, я к вам всего на пару часов, хотел бы сегодня вечером вернуться.
- Мы туда успеем, не спешите. Света внутри у нас сколько угодно. Электростанция, всё же. Так что об этом не беспокойтесь. Но вы ведь были часов пять в дороге, заедемте сначала ко мне домой, пообедаем. Жена моя наготовила много вещей вкусных, не пожалеете. А потом я вам всё покажу и будете снимать, что пожелаете. Успеете на шестичасовой поезд.
Уговаривать меня долго не пришлось. Погрузились в запорошенную снегом синюю "Волгу", директор соскрёб заледенелый снег с ветрового стекла, сел за руль и мы поехали к его дому. Пока ехали, я смотрел то в окно, то разглядывал его. Резкие черты, тонкий, чуть длинноватый нос, чёрные с сильной сединой волосы и глубокая складка меж бровей, как шрам от ножа. Складка была явно не наследственная - нажитая. Лицо аристократа, которое можно лишь унаследовать от длинной череды благородных предков. Интересные руки. Широкие ладони и тонкие, но на вид сильные пальцы, знающие физический труд. В этом северном городе, среди однообразия и унылости природы, плывущих мимо монотонных зданий, его лицо было как-то не на месте, не слишком вписывалось. У него был грамотный русский язык, но довольно заметный акцент. Он порой ставил ударения в словах неверно - на последнем слоге, и прилагательные у него порой шли после существительных, напоминая старо-славянский язык. Я спросил, что это у него за акцент? Он улыбнулся и ответил: "Французский. Я там родился и до двадцати лет жил во Франции".
- Что же вас занесло сюда в эдакую северную глушь?
- Если вам интересно, могу рассказать. Попозже только. Впрочем, это не для телевидения, вам не позволят…
Машина остановилась у подъезда неожиданно красивого пятиэтажного дома с лепными украшениями по фасаду и большими окнами. Такие здания после войны строили на Урале военнопленные немцы. Во многих окнах моргали огнями новогодние ёлки.  Директор припарковал машину прямо у подъезда, помог выгрузить мою тяжёлую сумку и по широкой и чистой лестнице мы поднялись на второй этаж, оставляя на ступенях снежные следы. Он отпёр дверь квартиры и мы зашли в длинный коридор его квартиры. Что сразу бросилось в глаза - огромная картина в золочёной раме вдоль всей коридорной стены, от пола до потолка. Что там изображено - сразу было не понять, если смотреть сбоку, вдоль полотна. Мы сняли пальто, из кухни в другом конце коридора вышла его жена, моложе Михаила Эмильевича лет на десять. Она вытерла руки полотенцем, пожала мне руку и сказала:
- Я Нина, с приездом. Проходите, обед готов.
Но сначала мне было интересно рассмотреть эту картину. Чтоб её лучше увидеть, я перешёл в гостиную, где у стены стояли сервант с посудой, книжный шкаф с множеством альбомов и был уже накрыт стол. Через распахнутую в коридор дверь я увидел, что эта огромная картина была "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Разумеется не оригинал, но великолепная копия маслом. Всё было так мастерски выписано, что казалось будто сочные краски пышут жаром Везувия - очень даже кстати после мороза и метели, с которых мы сюда пришли. По стенам гостиной тоже были развешены чудные копии. Там были "Возвращение Блудного Сына" Рембрандта, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля и несколько других.
- Что это за картины? - спросил я хозяина, - откуда они, кто их рисовал?
- Это все мои работы. Я в свободное время делаю копии. Тут ведь у нас нет музеев, а меня тянет к живописи. Вот и пришлось перейти на самообслуживание.
- Но как же, чтоб написать копию нужно иметь перед глазами оригинал. Как вы это делаете?
- Вот мои оригиналы, - он снял с серванта пачку художественных открыток с репродукциями, - вот с этих открыток я и пишу…
Я снова подошёл к "Помпеям" и стал её рассматривать. Я прежде видел эту картину в Питере в Русском Музее, но тут было что-то другое. Чувствовалось в ней нечто неуловимо странное, в этой картине, но что именно, понять я пока не мог и попросил его дать мне открытку, с которой он писал. Я сравнивал, а хозяин дома стоял рядом и хитро на меня поглядывал. Всё было скопировано удивительно точно - цвет, одежды и складки на них, вздыбленные кони, огонь в небе и падающие статуи - все детали. Я всматривался, сравнивал, и довольно скоро заметил разницу. Лица! Лица были изменены. Персонажи у Брюллова, пожалуй за исключением старика-христианина в левой части картины, почти все были римские патриции с ухоженными и благородными лицами. Адское пламя неожиданно обрушилось на город и ужас близкого конца их поразил. А вот на копии, что сделал хозяин дома, это были совсем простые люди, с грубой и обветренной кожей. Не было в их измождённых лицах ничего от античного благородства и, что самое удивительное, не было в них испуга тем, что творилось вокруг. Они выражали покорность и боль, но не испуг и страх… Казалось, это была не копия, а совсем другая картина с тем же сюжетом.
- Ага, - радостно сказал Михаил Эмильевич, хлопнув в ладоши, - вы всё же заметили! Молодец, это не каждый видит. Мне не интересно просто копировать все детали, всегда тянет внести что-то своё. Эдакое нескромное желание стать соавтором с великими мастерами. Вот и здесь, я когда это рисовал, решил людей немножко изменить, хотел написать лица моих старых знакомых, вместе с которыми пришлось побывать если не в огненных, то в ледяных Помпеях. Впрочем, давайте за стол, еда стынет.
Мы сели за стол, хозяйка к нам присоединилась. Она с нежностью глядела на мужа, поглаживала его руку и подкладывала на наши тарелки плоды своего кулинарного труда. Всё было очень вкусно и элегантно оформлено. Артистический талант был у них обоих. Потом она встала, пошла на кухню и на большом блюде принесла оттуда два огромных помидора. В те годы на Урале и летом-то помидоры были в редкость, а зимой в декабре, они были совершенно не слыханы. И потом - их размер! Я сначала даже не понял, что эти огромные красные шары - помидоры, думал что она принесла какое-то новогоднее украшение из папье-маше. Было заметно, что произведённым эффектом хозяева ужасно довольны. Она нарезала один помидор и положила куски всем на тарелки:
- Это из нашей теплицы. На ТЭЦ много пара, его раньше наружу выпускали, а Мишель построил теплицу и теперь этот пар идёт туда. На улице мороз, а в теплице всегда тепло, как летом на юге. Светильники поставил - электричества ведь тоже на станции сколько угодно. Растёт всё просто замечательно. Свежие овощи у нас круглый год. А эти помидоры - гордость и любовь Мишеля, они ведь ему жизнь спасли. Он их сам выращивает, никому не доверяет. Одним таким помидором можно целую семью накормить. Урожай не такой уж большой, но на праздники по одному такому помидору получает каждый работник станции, и кое-что в нашу местную больницу отдаём. Вот и вам на тарелку попало. С наступающим вас!
Я извинился, вышел в коридор и вернулся с камерой, чтоб снять это невиданное в наших краях зрелище - огромные помидоры на декабрьском столе. А ещё мне не терпелось узнать побольше про этого удивительного человека из Франции, инженера и художника с проницательными глазами и огромными свежими помидорами посреди лютой зимы.
- Михаил Эмильевич, расскажите о себе, не для телевидения. Для меня, - попросил я, совершенно забыв про цель моего приезда в этот северный город.
Он налил всем по бокалу красного вина, мы чокнулись и он начал свой рассказ.
- Перед войной, я с отцом, матерью и двумя сестрами жил в Нанси. Это маленький городок на северо-востоке Франции. Дом был у нас просторный, с садом, недалеко от синагоги на Бульваре Жофр, в самом центре города. Отец был доктор, у него лечилась вся знать городская, даже сам мэр. Когда я кончал школу, то мечтал стать художником. Чтоб этому учиться, надо было ехать в город большой, Париж или Лион - у нас в Нанси не было училища для искусства. Отец хотел, чтоб я стал врачом, как он. Но мне это было неинтересно, я хотел только рисовать. Стал брать уроки живописи у местного портретиста и у меня неплохо получалось… Деньги у отца не хотел просить и чтоб платить за уроки стал подрабатывать у одного селекционера на ферме. Это было недалеко от нас, за вокзалом, и я туда ходил почти каждый день. Тот старик, фермер, вывел вот этот сорт томатов чудесных - больших, сочных и сладких.
В сороковом Германия напала на Францию. Боши подходили к городу и многие евреи стали уезжать на юг. Думали, что туда война не дойдёт. Мы тоже собрались ехать. Но уехали не все. Тех, кто остался, как наш ребе, убили. А те, кто уехали на юг, потом тоже погибли. Их из южной зоны Франции депортировали в Освенцим. Мне соседи из Нанси написали сюда, что из четырёх тысяч евреев нашего города после войны вернулись только двадцать два человека. Я вот не погиб, но тоже никогда не вернулся домой…
Когда мы собрались уезжать из города, тот старик-селекционер, у которого я работал, дал мне с собой немножко семян этих помидор. Я от него побежал домой, но опоздал. По железной дороге уже пошли немецкие поезда и я не смог перейти через пути к дому. Боши вошли в город, по всем улицам двигались их машины и шли солдаты. Сразу стали ловить евреев, как будто других забот у них не было.  Кто еврей, а кто нет - было ведь не видно, но некоторые горожане указывали на евреев. Меня тоже схватили и привели в муниципалитет. Там сидел мэр, тот самый, которого лечил мой отец. Мэр меня узнал и сказал немцу офицеру, который всё решал - вот этот еврей. Меня увели и заперли с другими в подвале. Моих родителей и сестёр я так никогда больше не видел. Мне потом написали, что их всех депортировали, куда точно - не знаю. В подвале были все молодые, как я. Сначала нас стали выводить делать грязную и тяжёлую работу, но через несколько дней заперли в товарный вагон и повезли в Германию.
Нас привезли в Дахау, это концлагерь около Мюнхена. Там мне выдали полосатую одежду лагерную и велели переодеться. Когда никто не видел, я пересыпал в карман семена этих помидор. Нас часто обыскивали, но на зёрнышки в кармане никто внимание не обращал, думали - мусор, Так они всегда были при мне. В Дахау я был долго, наверное месяцев десять, нас заставляли строить дороги, как рабов в древнем Риме. А в сорок первом году сделали селекцию и всех, кто был из Франции, Бельгии и Голландии, посадили в вагоны и повезли дальше на восток. Сначала мы не знали куда, но потом один охранник, очень разговорчивый был, сказал, что везут в Польшу, в другой лагерь. Мы уже немного понимали по-немецки. Он шутил: "После лагеря польского вы станете свободными, вылетите оттуда, как дым в трубу". Конечно, мы этот смысл тогда понять не могли и не знали, что это совсем не шутка. Ехали медленно, подолгу стояли на станциях. Когда мы наконец приехали в Польшу, наш поезд остановился за городом Лодзь. Застряли там надолго, стояли несколько дней. Нас не кормили, только ведро воды в вагон приносили. По железной дороге всё время шли на восток поезда немецкие с солдатами и танками.
В один день охранник сказал, что Германия напала на Россию. Тогда я и мой друг бельгийский решили бежать. Станция, где стояли наши вагоны, была недалеко от леса, охраны было мало и мы ночью выломали доски в полу вагона, вылезли и побежали к лесу. Другие заключенные из вагона тоже побежали с нами, охрана увидела и стала стрелять, но в темноте мы смогли от них уйти. Наша группа добежала до леса и там мы спрятались. Раз боши воюют с Россией, то мы решили, что надо идти на восток, в Россию.
Не буду говорить, как мы добрались до границы, это другая история. Граница была фронтом, а фронт всё время уходил на восток. Но мы добрались. Там, на русской земле шёл бой. Мы спрятались в кустах и ждали ночи. Когда стало темно и бой затих, мы поползли в сторону Красной армии, пока не услышали голоса, говорили не по-немецки. Сначала думали, что это по-польски, мы тогда ведь не понимали, но потом заметили, как кто-то светит фонариком и стало видно, что это военная форма русская. Мы с моим другом бельгийцем подняли руки, вышли из-за кустов и крикнули "Камрад!". Тут эти русские солдаты закричали, на нас направили оружие, окружили, что-то спрашивали. Мы были в лагерной одежде полосатой и они на нас смотрели с удивлением, не понимали, кто мы такие. Один снял ремень, мне сзади завязали руки и увели в окоп. Там держали до рассвета, потом дали воды, посадили в грузовик и повезли в какой-то лес, где было много солдат. Меня завели в палатку большую, где стоял стол, у которого сидел хмурый офицер с двумя звёздочками на воротнике. Я потом узнал, что это был СМЕРШ. Он что-то спросил, но я тогда ни одного слова по-русски не знал и сказал по-французски, что бежал из лагеря немецкого. Он не понял и стал на меня кричать. Я повторил это по-немецки и тут он меня ударил кулаком в ухо и крикнул: немецкий шпион!
Не буду говорить как меня допрашивали, били сильно. По-французски там никто не понимал, а по-немецки я и они говорили плохо. Они не знали, кто я такой, их злило, что они ничего не понимают, потому, наверное, и били. Меня переодели в русскую форму военную, но без погон и ремня, со следами крови, наверное от солдата убитого. Дали ботинки рваные. Я еле успел незаметно переложить семена в карман гимнастёрки. Потом меня отвезли на станцию, погрузили в вагон вместе с арестованными солдатами русскими и повезли на восток, дальше от фронта. Помню, меня это удивило - война с немцами, а арестованные солдаты все русские.
Ехали мы очень долго, нас всё время бомбили и обстреливали немецкие самолёты, но вагоны были заперты и нам не давали выйти. Когда прилетали самолёты, охрана разбегалась и пряталась за насыпью, а мы сидели в вагонах и смотрели через решётку в окне. Если бомба попадала в какой-то вагон и разбивала его, те заключённые русские, кто остался жив, оттуда разбегались. Так мы доехали до Урала, в Пермь. Меня и ещё несколько иностранцев привезли в тюрьму и там держали месяц, без допросов. Наконец меня вызвали к следователю, где была ещё молодая женщина-переводчик. Она плохо, но всё же говорила по-французски. Я всё про себя рассказал, следователь записал и меня увели. Через неделю он меня вызвал опять. Переводчицы там уже не было. Следователь велел мне подписать какую-то бумагу на русском языке. Как я потом узнал, мне дали 10 лет лагеря и пять лет ссылки, за шпионаж. Скоро после этого меня отправили по этапу на Колыму, в Дальлаг.
Когда мы после долгого этапа тяжёлого очень приехали в зону, нам велели всю одежду сдать на прожарку от вшей, всех постригли наголо, погнали в баню и выдали другую одежду лагерную. Я тогда очень за семена испугался, как же их уберечь? Придумал прятать во рту, под языком. Их даже при шмоне не находили. Когда в рот смотрели, видели во рту зёрнышки, и думали, что это остатки от еды. Но во рту держать можно только короткое время, чтоб слюной не набухли. Так я и делал, потом в карман клал.
Меня в лагере отправили на общие работы в шахту добывать оловянную руду. Там я и встретил тех, кого потом написал вот на этой картине. Конечно по памяти написал, но думаю, что похоже. Постепенно я стал говорить по-русски и лучше понимал этих людей. Это была тяжёлая школа. Лагерь человека выворачивает наизнанку - всё плохое и страшное, что скрыто внутри, выходит наружу. И всё хорошее тоже становится видно, но хорошего всегда меньше… Для зэка лагерь сначала чистилище, а потом ад. Но ад лагеря страшнее, чем у Данте. У него был ад, как кара за грехи, а здесь - кара за ничто. Работа была очень тяжёлая, вся ручная. Машин не было никаких, инструменты примитивные: кайло, тачка, лопата. Самое трудное время было утром, когда сонных на работу гнали - мороз страшный, ветер. Ватник от холода совсем не спасал. А под землёй в шахте было лучше, теплее и без ветра. Особенно плохо было зимой. Подъём - темно, на работу - темень, под землёй, само собой - всегда темно, ну и с работы в барак идём - тоже ночь. Пайка маленькая, только чтоб не умереть с голода. В Дахау и то кормили лучше. Норму не сделал, пайку урежут. Я совсем доходить стал и думал, всё - конец. Но как-то вечером на поверке после работы меня вызвал начальник и спрашивает: - Вы, говорят, художником были? Можете к октябрьским праздникам оформление сделать на стройке?
Я, конечно, отвечаю: - Могу, гражданин начальник, всё сделаю.
Там комбинат большой строили для переработки руды и при нём теплостанцию, ТЭЦ то есть. Меня с шахты сняли и на эту стройку отправили. А на ТЭЦ как раз пустили первый парогенератор от которого производили электричество. Пар отработанный выбрасывали наружу, что с ним делать? И тогда мне в голову идея пришла. Я когда плакаты нарисовал и их повесили, перед тем, как идти обратно в барак, подошёл к лейтенанту из ВОХРа и говорю:
- Гражданин начальник. Я на воле в теплице работал и это дело хорошо знаю. Если разрешите, вот тут при ТЭЦ теплицу могу соорудить и этот пар, что на улицу выбрасывается, для обогрева приспособить. Буду для вас овощи свежие выращивать. Огурцы могу растить и даже помидоры.
Он удивился и говорит, "Как же это тут на севере помидоры будут расти? Такого не бывает". Но всё же эта идея его заинтересовала, меня он с работ общих снял и оставил при ТЭЦ. Так я придурком стал. Если не знаете - этим словом у нас называли тех, кто был в обслуге, не на общих. Ну, например, работал в больничке, на кухне, или там сапожником. Я стал придурком тепличным. К этому времени у меня всего восемь семечек сохранилось. Я их в кружки алюминиевые рассадил. Очень волновался - вдруг не взойдут? Но четыре взошли. Mon Dieu, как я радовался, когда увидел первые травиночки зелёные! Я о них так заботился, как детей берёг! Дышать на рассаду боялся. Если не дадут урожая, отправят меня обратно на общие и тогда точно, конец мне будет.
Я ведь про теплицы тогда ничего не знал, но всё придумал, что нужно. Чертежи сделал. Понимал, что помидорам надо тепло и свет. Сначала теплицу маленькую построили, прямо в здании ТЭЦ, землю в мерзлоте нарубили, грядки сделали и самое главное - лампочки над грядками повесили, электричества ведь было сколько угодно, прямо там производили. Вот и стал я огородником при начальстве лагерном.
Подросла рассада, а тут и теплицу закончили. Я ростки в грядку пересадил. Скоро зацвели, а потом и плоды появились. В Нанси надо было три месяца, чтоб помидор дошёл до полного размера. А там, в теплице через три месяца они ещё совсем маленькие и зелёные были. Лейтенант приходил, удивлялся, что растут помидорчики и говорил: "Давай, рви их, уже готовы. В сапоге дозреют". Я просил: "Погодите ещё, гражданин начальник, на кусте должны дойти, сами же довольны будете". Он позволил и ещё через месяц, они действительно дозрели. Всё начальство приходило смотреть. Таких помидор они никогда не видели. Когда урожай собрали, было десять плодов, забрали начальники их себе в семьи. У многих из них жёны и дети там были. Хоть пайки у них не зэковские, но тоже ведь на одних продуктах мороженых жили. Мне один помидор всё же оставили, на семена. Кроме помидор - огурцы, свёклу и капусту растил. Семена овощей охранникам родственники с материка присылали. Очень начальству это нравилось. Витамины! Такого ни в одном лагере не было. По крайней мере, я не слыхал про теплицы в зоне.
Вскоре про мою теплицу доложили самому начальнику Дальстроя генералу Никишову. Был он там бог и царь. Его так и звали - Царь Никишов. Он не поверил и сам приехал посмотреть. Как теплицу мою увидел и помидоры попробовал, велел совсем большую теплицу строить на уже другой ТЭЦ, в самом Магадане, где он сам жил. Мне под начало ещё несколько зэков дали в помощники, сам я уж не управлялся. Я кормился, начальство кормил и потому выжил, благодаря вот этим помидорам. Спасибо тому фермеру из Нанси. Да, вот ещё интересная деталь - в 44-м году в Магадан с визитом приехал вице-президент американский, не помню его фамилию, с делегацией. Ему на стол мои помидоры огромные положили - он никак не мог поверить, что местные. Его тогда ко мне в теплицу привезли, чтоб показать, но меня оттуда убрали, боялись, что я могу что-то по-французски ему шепнуть и никто не поймёт. Вешали ведь ему лапшу на уши - говорили, что в Магадане все вольно-наёмные. Вместо меня и моих помощников переодели в рабочую форму вертухаев, как будто это они в теплице работают.
Ну, мы однако заговорились, пора и за дело, а то вы на обратный поезд не успеете.
Мы встали из-за стола, я попрощался с его женой, поблагодарил за обед, мы оделись и вышли на улицу. Было только три часа дня, но уже сумерки - север. Метель утихла и после сытного обеда казалось, что даже мороз стал мягче. Мы сели в машину и совсем быстро доехали до электростанции. Теплица была весьма внушительных размеров. Она примыкала снаружи к зданию ТЭЦ, но на обычную теплицу совсем была непохожа. Это был длинный деревянный барак без привычной стеклянной крыши. Михаил Эмильевич мне объяснил, что северное солнце слабое, даже летом, а зимой, считай, его вообще почти нет, так что от стеклянной крыши проку мало, даже вред - тепло быстрее уходит. Внутри барака было жарко и влажно, как в бане. Над грядками светили яркие лампы, заменяющие солнце. Вдоль стен шли толстые трубы, с которых капала вода. На земляном полу блестели лужи, отражая электрические солнца. Пугающе шипел пар. Огромные помидоры, поддерживаемые проволочными подпорками, висели на кустах в четыре ряда.
У меня сразу возникла проблема со съёмкой - в пропитанном влагой воздухе линзы в холодной кинокамере запотели и я не мог ничего снимать. Пришлось положить аппарат у тёплой трубы, чтоб прогрелся. Пока он напитывался теплом, директор провёл меня в ТЭЦ и мы поднялись наверх в кабинет начальника смены по металлической, грохочущей под нашими ногами, лестнице. Там мы уселись на диван и он продолжил свой рассказ.
- Я жил в лагере при теплице почти семь лет. В сорок восьмом генерала Никишова отправили в отставку, пришло новое начальство и не разобравшись, теплицу сломали. Начали всё менять, многих зэков раскидали по разным зонам, и меня перевели в другой лагерь, там же в Дальстрое. Но и в новом месте я тоже быстро наладил теплицу - разговоры про мои помидоры ходили по всем зонам и начальник здешнего лагеря, узнав, что я к нему попал, сам мне предложил построить теплицу. У меня уже семян было много, так, что эти помидоры опять меня спасали.
Из лагеря я вышел в пятьдесят первом, и определили мне отбывать ссылку вот здесь, в Североуральске. Мне уже тридцать лет было, вместе с германскими, одиннадцать лет в лагерях провёл. Но ещё молодой был и хотел учиться. По-русски я стал говорить совсем свободно и читал легко, вот только писал ещё плохо. Поступил в электротехнический техникум на отделение заочное, и стал работать в разных местах, где брали ссыльного. Конечно, никакой теплицы у меня уже не было и жилось в первые годы трудно и голодно. А семена всё время были со мной и чтоб не погибли я круглый год саженцы растил в комнате, которую снимал.
В пятьдесят четвёртом году у меня в жизни сразу четыре важных события случились: я на Нине женился, техникум закончил, мне ссылку отменили и вскоре полностью реабилитировали. Выдали паспорт, хотя я гражданства советского никогда не получал.
- Ну а во Францию вы не хотели вернуться? - спросил я.
- Как не хотел? Я об этом с самого первого дня, ещё с Дахау, только и думал. Поэтому, как только меня здесь в КГБ вызвали и выдали бумагу о реабилитации, я сразу же заявление написал, что я французский гражданин и хочу вернуться на родину. Ждал ответа долго, а потом меня вызвали и сказали, что мой отъезд во Францию не в интересах государства и я теперь гражданин СССР, а не Франции. Вот так. Потом я ещё много раз писал заявления, чтоб отпустили, но мне всегда отвечали, что родственников там у меня нет, а потому мой отъезд "нецелесообразен".
Помидоры мы с Ниной продолжали дома выращивать все эти годы. Жили в коммуналке. Сделали там как бы крохотную теплицу в ящике у батареи под окном. Днём на подоконник выставляли. Нельзя было допустить, чтоб прервалась эта ниточка. Только света у нас было маловато, поэтому снимали недозревшие, зелёные, но всё равно большие. Потом они краснели в валенках. Когда нас звали в гости, на день рождения к друзьям или на праздники, мы всегда в подарок приносили один наш помидор большой. Все так были счастливы! Подарка лучшего никто не получал, север ведь. Поэтому нас стали часто в гости звать, ждали помидора нашего. Только было их у нас совсем мало - что там дома у батареи может вырасти! Но в городе все знали про наши помидоры. Года через три, меня вызвали к председателю горисполкома. Он мне говорит:
- Мы вам предлагаем должность замдиректора ТЭЦ. Вы там только постройте теплицу и растите для города свои томаты. Если что надо, сразу ко мне обращайтесь, исполком окажет всякое содействие в этом деле.
Он, конечно, имел в виду помидоры не для города, а для начальства городского. Я всё равно очень был рад. Опыт у меня уже был большой и, как видите, теплица получилась хорошая. Когда я потом закончил факультет энергетический и получил диплом инженера, назначили меня директором всей станции и даже вот квартиру большую дали в доме для начальства. У нас соседи все начальники - кто из горкома партии, кто из исполкома, и даже в соседнем подъезде начальник КГБ живёт. Отношения у меня с ним самые хорошие. Так что я сам стал теперь вроде большого начальника в городе. Ну вот, вы всё про меня теперь знаете…
Мы спустились вниз, в теплицу. Моя кинокамера уже отогрелась, я протёр объективы и за каких-то четверть часа отснял, что мне надо было для репортажа - всего-то две минуты экранного времени. Когда всё было закончено, мы опять уселись в "Волгу" и Михаил Эмильевич отвёз меня на вокзал, проводил до вагона и перед самым отходом поезда протянул мне большой бумажный пакет:
- Это вам, к новогоднему столу от меня и Нины помидоры. Дайте знать, когда меня по телевизору покажут. С Новым Годом!

РОССИЯ ИЩЕТ НОВОГО ВРАГА

В Госдуме предложили разорвать дипотношения с Польшей

В Госдуме предложили разорвать дипотношения с Польшей
Депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов призвал разорвать дипломатические отношения с Польшей из-за закона о сносе памятников Красной армии. Об этом сообщает газета «Известия» в среду, 5 июля.
В частности, коммунист предложил отозвать из Варшавы российского посла и «выгнать» из Москвы представителя польского дипведомства. Кроме того, по его мнению, российская сторона должна прекратить торговые отношения с Польшей.
Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров считает разрыв дипотношений крайней мерой. «Есть другие возможности убедить польское руководство от этого отказаться. Надо вести настойчивые переговоры, возможно, и санкции использовать», — сказал сенатор в комментарии RT.
30 июня сообщалось, что Госдума и Кнессет Израиля примут совместное заявление с осуждением случаев уничтожения памятников советским воинам в Европе. Обращение будет направлено в парламенты стран ЕС и межпарламентские организации.
22 июня сейм Польши принял поправки к закону о запрете пропаганды коммунизма, которые предусматривают, в частности, снос советских памятников по всей стране.
Действия Варшавы осудили ряд российских политиков, в частности, вице-спикеры нижней палаты парламента Ирина Яровая и Иван Мельников, депутат Госдумы от КПРФ Александр Ющенко. Законодатели опасаются, что власти Польши двигаются по пути возрождения нацизма.
Источник: lenta.ru

Убивать и быть мудрым. Моральный выбор в компьютерных играх


Убивать и быть мудрым. Моральный выбор в компьютерных играх

Вот уже полвека люди играют в виртуальные игры. За это время игровая индустрия стала зарабатывать почти 100 миллиардов долларов в год. Кроме постоянного роста прибыли, которую они приносят компаниям, игры становятся все более неоднозначными. «Сноб» поговорил с геймерами, нейробиологом, игровыми критиками и сценаристом компьютерных игр о том, что такое моральный выбор в играх, отличает ли мозг игру от реальности и что такое игра сегодня — философское путешествие или просто развлечение

Кадр из игры «Последние из нас»
Кадр из игры «Последние из нас»
+T-

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»: решают зомби

Виляя хвостом, к девочке подбегает пес. На ошейнике имя: «Сэм». Они начинают играть во фрисби. Закончив игру, девочка — ее зовут Клементина — оглядывается вокруг и находит банку с консервами. Девочка давно не ела, она открывает банку.  Внезапно на нее бросается Сэм — видимо, он такой же голодный. Пес кусает девочку за руку, Клементина отталкивает Сэма — и тот напарывается на металлические штыри. У девочки есть выбор: добить пса или оставить его мучительно умирать.
Это фрагмент игры про зомби-апокалипсис The walking dead. Весь сюжет игры построен на сценах из кино и сериалов с похожим выбором. Например, как в фильме «Выбор Софи», где нацист предлагает героине Мэрил Стрип выбор: или в газовую камеру попадают оба ее ребенка, или только один.   
— Прием довольно грубый, Алексей Герман называл его «удар копытом по слезной железе», — говорит Николай Дыбовский, основатель и сценарист российской студии  — разработчика компьютерных игр Ice-Pick Lodge. — Например, маньяк-манипулятор, вроде Конструктора из «Пилы», говорит: или я убиваю твою мать, или ты убиваешь своего брата. Ты убиваешь брата, а Конструктор все равно убивает твою мать и смеется: такие вот у меня правила, не надо было соглашаться. Единственный выход — не играть с маньяком. Потому что любая игра с маньяком происходит по его правилам, и он всегда тебя переиграет. Видеоигра злоупотребляет тем, что она сама себе система правил. Когда у нее ограничен эмоциональный инструментарий и она прибегает к ангбандскому выбору (при любом из вариантов выбора результат будет негативным), то это говорит о том, что больше цеплять нечем.
Однако «удар копытом» хорошо работает.
На форумах The walking dead игроки очень эмоционально реагируют на игровые события. «Клементину эта собака убивала два раза,  — пишет один из пользователей. —  Первый раз я была так напугана, что не смогла быстро сообразить, что нужно делать. Второй раз я уже била ее по морде кулаком, но не догадалась пнуть — и она снова загрызла Клементину. Меня это так шокировало, что я выключила компьютер и снова запустила игру только через неделю. И пнула Сэма. Но когда сценаристы поставили меня перед выбором — зарезать собаку или оставить ее мучиться, я послала их матом. Они больные люди!»
Один такой пост, второй, третий — все игроки рассказывают свои игровые истории, которые заставили их плакать, злиться и, главное, делать выбор.
Кадр из игры «The Walking Dead»
Кадр из игры «The Walking Dead»

Крестики-нолики и поселенцы на Диком Западе

Первые компьютерные игры появились еще в середине ХХ века. Это были виртуальные «крестики-нолики» и «теннис для двоих», в который играли на осциллографе с игровым пультом. В 1968 году вышла текстовая игра об управлении государством Hamurabi, которую называют первым градостроительным симулятором. У игрока была возможность выбора: сколько зерна и земель купить и сколько продать. От этой несложной механики зависело благосостояние государства. Так в компьютерных играх появилась идея выбора — сначала исключительно сюжетного. 
В 1971 году вышла The Oregon Trail, рассказывающая о передвижении первых поселенцев на запад США. Игрокам дали еще больше сюжетной свободы: можно было выбрать профессию своего поселенца, место его происхождения и имя. От профессии зависели характеристики протагониста: банкир был богаче фермера, но слабее здоровьем. Игра была наполнена случайными событиями: встречами с индейцами и разбойниками, заболеваниями, поломками фургона. В конце путешествия начислялись очки — они зависели от выбранной профессии, состояния здоровья выживших членов отряда, оставшихся ресурсов и денег.
Кадр из игры «The Oregon Trail»
Кадр из игры «The Oregon Trail»
Дальше — больше. В 1973 году появляется первый шутер: Maze War. Игрок перемещается по лабиринту и сталкивается с другими игроками, за убийство начисляются очки, а за смерть очки снимаются. Так игра впервые поощряла убийство и создала свою систему ценностей, которая сильно отличается от той, по которой большинство людей живут в реальности.
Кадр из игры «Maze War»
Кадр из игры «Maze War»
— У игры есть жесткие критерии правильного и неправильного поведения,  — говорит Николай Дыбовский. — Она вынуждена хвалить тебя, всячески показывать, что ты эффективно движешься к победе, и наоборот, наказывать за ошибки. Когда человек находится в игре, он ей доверяет. Недавно знакомые попросили нас прорекламировать игру «Палач». Я отказался, потому что это не в моих правилах: играть за того, кто вынужден мучить и убивать людей, которые не могут вам сопротивляться. Разработчики могут прикрываться словами о том, что они хотят поставить эксперимент и показать, насколько такое поведение разрушительно для души и психики, но фактически они не оставляют игроку выбора — такие уж условия победы в этой игре.

Радиоактивный пепел выбора

Технологии развивались, и в 1990-е появились игры, где возможность делать моральный выбор была реализована на достаточно высоком уровне. 
В 1997 году вышел первый Fallout. Действие игры происходит в Америке после ядерной войны. Ее сюжет рассказывает о приключениях выходца из Убежища — жителя подземного бункера, которому было поручено в течение 150 дней найти водный чип и доставить его в Убежище, чтобы спасти его от нехватки воды. Игрок может свободно перемещаться по миру игры, выполнять как основные, так и дополнительные задания, которые не дают продвижения по сюжету, и сражаться с представителями окружающего мира. На протяжении нескольких лет Fallout признавалась лучшей игрой жанра.
Кадр из игры «Fallout»
Кадр из игры «Fallout»
Один из ярких примеров того, насколько вариативной может быть игра, — это эпизод из Fallout со спасением девочки Танди. Вы можете убить всех рейдеров в их поселении и собрать оружие как трофеи; если ваш протагонист — мужчина, вы можете прикинуться призраком бывшего лидера рейдеров: тогда при разговоре с новым лидером вы можете напугать его и убедить отпустить девочку; можно выкупить Танди; за девочку можно устроить дуэль; и, наконец, если у вас прокачан скилл Speech, вы можете просто убедить рейдеров, что вы очень опасны, — и Танди будет спасена.
В мире Fallout возможность выбора дается не только во время выполнения заданий. Вот протагонист идет по городу и натыкается на сцену: собака не пускает мужчину в шляпе и его спутницу в дом. Если вам лень разбираться в ситуации, вы можете просто пристрелить собаку и быстро помочь людям войти в дом. Но если этот способ не для вас, то можно пошарить по инвентарю и найти игуану на палочке — тогда собака отстанет от несчастных жильцов дома и полюбит вас, станет вашим спутником и не раз поможет в битвах. Конечно, о том, что собака так поступит, заранее вам неизвестно, что придает игре реалистичности — наши поступки могут иметь какой угодно итог.
— С появлением Fallout игры стали чем-то большим, чем просто игры, — считает  игровой критик Геворг Акопян. — В Fallout, например, есть выбор: уничтожить город, взорвав атомную бомбу, или оставить его как есть. Если вы его не уничтожите, то произойдут ужасные последствия. Еще есть сюжет, где вы можете убедить владельцев дома пустить к себе бродяг, а потом, вернувшись в этот дом, обнаружить, что бродяги съели владельцев дома. Вы понимаете, что ваши решения имеют вес. И не всегда белое — это белое, а черное — это черное. Можно сказать, что игры учат нас таким образом размышлять о последствиях наших действий. Кроме того, игры могут, как кино и литература, показывать нам нашу реальную жизнь, как с этими бродягами, которые хотят иметь теплые кровати и вкусную еду, а владельцы дома не пускают их. Думаю, игры уже стали искусством и способны задавать трудные вопросы наравне с книгами.

Быть плохим

В 2001 году компьютерная игра впервые поставила вопрос ребром: за добро ты или за зло. В Black and White игрок не мог пройти мимо морального выбора, как это можно было сделать в Fallout. Все игровые поступки были четко разделены на добрые и злые, и от них зависело многое. 
В Black and White игрок выполняет роль бога. Он может все: помогать в строительстве домов и добыче ресурсов, чтобы ускорить развитие доверенных ему людей, или же использовать разрушительную магию — создавать огненные шары, пускать молнии, способные убить целую группу людей. Игрок может выбрать свой стиль игры. 
Почти каждое задание в игре имеет «добрый» и «злой» варианты решения: к примеру, спасти брата женщины, в доме которой хранится нужный для выполнения задания камень, после чего женщина отдаст камень, или разрушить ее дом и отнять камень силой. К тому или иному решению склоняют советники: ангел и демон. В зависимости от «кармы», зарабатываемой игроком, отношение игровых персонажей к «богу» меняется.
Кадр из игры «Black & White»
Кадр из игры «Black & White»
В 2003 году вышла еще одна игра, где «карма» играла важную роль. Knights of the old Republic, игра по вселенной «Звездных войн» предлагает игроку стать «темным» или «светлым» джедаем. В игре есть система накопления «темных» и «светлых» очков. Обе стороны дают свои преимущества. Но все же на форумах чаще встречаются сторонники «темной силы». Игрок под ником 123Sponge bob пишет: «По-моему, за светлых играть труднее. Нужно везде делать добро, вдумчиво читать диалоги и выбирать нужные варианты… А за ситхов намного легче: делай что хочешь, говори что хочешь». Похожего мнения придерживается JarekIII: «Темная сила рулит! Приятно наблюдать за внешними изменениями главного героя, решившего воспользоваться безграничной мощью, даруемой Темной стороной Силы своим последователям! О таких мелочах, как отсутствие достойных соперников на поле боя (при грамотной прокачке), обилие денег и ощущение абсолютной вседозволенности, я не буду даже упоминать. "Истинные Ситхи никогда не умирают!" — как говорил Дарт Реван».
Кадр из игры «Star Wars: Knight Of The Old Republic»
Кадр из игры «Star Wars: Knight Of The Old Republic»
По мнению игрового критика Аманды Ландж, подавляющее большинство игроков предпочитают играть в соответствии с общепринятой моралью. Вот график, который она приводила во время своего выступления, основанного на исследовании «Моральный выбор геймеров».
Кадр из видеолекции Аманды Ландж
Кадр из видеолекции Аманды Ландж
Согласно этому графику, игроки реже всего предпочитают «темную сторону».
Тем не менее уже много лет существуют игры, в которых нужно быть исключительно плохим парнем. В 1997 году вышла первая игра серии GTA. В ней не было выбора — стать хорошим или плохим, нужно было отыгрывать роль преступника и совершать заведомо аморальные поступки: воровать и убивать. Чем серьезнее преступление, совершенное протагонистом, тем больше очков он получает: за таран автомобиля — 10 очков, за убийство полицейского — 1000. 
Через шесть лет, в 2003 году, вышла игра, запрещенная в нескольких странах из-за жестокости, — Manhunt. Главная ее цель — изощренное убийство. Ее можно назвать квинтэссенцией игр, где протагонист должен быть плохим.
«Сноб» поговорил с игроком по имени Игорь, который любит эту игру. Когда Игорю было 7 лет, его тетя купила Manhunt — и мальчик смотрел, как она играла. Потом, спустя годы, он вспомнил про эту игру и захотел поиграть сам. Так она стала одной из его любимых, зацепив его своей необычностью: «Мне нравилась угнетающая атмосфера, которая не давала покоя до самого конца. Просто было интересно — вот я и играл». Игра запрещена в нескольких странах (Новой Зеландии, Канаде, Австралии и Германии), потому что в ней очень много жестокости. В ней можно убить человека любым предметом: осколком стекла, пластиковым пакетом, шариковой ручкой. А если вам нужно отвлечь внимание какого-то игрового персонажа, то вы можете бросить что-то в его сторону. Например, отрубленную голову.
Кадр из игры «Manhunt»
Кадр из игры «Manhunt»
«Естественно, — говорит Игорь, — кого-то может переклинить, и он попробует проделать то же самое в реальной жизни. Но пусть лучше люди будут узнавать о смерти через компьютерные игры, чем в реальной жизни. Игроки гонятся не за убийствами, а за интересной историей. Для меня поиграть в игру — словно посмотреть фильм или прочесть книгу. Manhunt — это как “Пила” или “Сияние”, только интерактивная. Возьмем произведения Ремарка. Там тоже постоянно умирают люди. Почему? Потому что так интересней. Людям не интересно наблюдать за жизнью, в которой все хорошо».

Игры как гуру

Одна из лучших игр, где реализована система морального выбора, — «Ведьмак-3: Дикая охота» польской студии CD-Project. Она вышла в 2015 году, была номинирована более чем на 100 наград, 76 из которых получила. «Ведьмак» создан по мотивам серии романов польского писателя Анджея Сапковского. 
Игрок управляет Геральтом из Ривии, профессиональным охотником на чудовищ, ведьмаком. Игра переняла многое из книг — например, философию «меньшего зла». Часто перед Геральтом стоит выбор: помочь одному человеку, убив при этом десяток разбойников, или оставить все как есть; заступиться в таверне за кого-то, получив неожиданную развязку в виде боя на мечах, а потом расхлебывать последствия своего решения — или проявить безразличие.
«С "Ведьмаком-3" сливаешься настолько, что не хочется возвращаться в реальность, — пишут на форумах. — Можно полноценно, без фальши почувствовать себя в шкуре Геральта, сыграть решающую роль в судьбах сотен людей в сотнях нешаблонных и непохожих одна на другую ситуациях. А устав от моральных дилемм, можно пуститься в галоп на лошади в чащу леса, рубя монстров налево и направо, залезть в высокие горы либо, поплыв на лодке, нырнуть в глубины моря за редким артефактом. Любой игровой предмет, человек и место насыщены своими драмами и трагедиями, которые зацепят даже самого сухого и равнодушного игрока».
Кадр из игры «The Witcher»
Кадр из игры «The Witcher»
Пользователь «Живого журнала» shmandercheizer в своем блоге подробно разобрал, как работает система ценностей «Ведьмака-3». По его мнению, ключевая черта механики игры — это акцент на последствиях выбора героя. Кроме этого, он выделяет две особенности, из-за которых к выбору игрок подходит ответственно: принятие решений в ситуации, когда не очевидно, каким будет результат (например, неудачный разговор приводит к смерти одного из персонажей, неосторожная грубость с другим персонажем закрывает большой квест по убийству злого короля) и острый характер дилемм, встающих перед ведьмаком. 
«Раз за разом, — пишет shmandercheizer, — разработчики подчеркивают отсутствие моделей фиксированной справедливости, лишая тем самым игрока и его героя претензий на образ рыцаря в сияющих доспехах. Серая мораль или необходимость выбора из двух зол — это парадигма тех челленджей игры, которые обращаются к морали. Вообще “Ведьмак-3” является, пожалуй, наилучшим примером того, как моральная проблематика в игре выстраивается не на привычных моделях (таких как “слепое следование”, “фиксированная справедливость” и “накопление деяний”), а на сложном сочетании решений игрока». 

Катарсис как новый смысл игр

Все большую популярность зарабатывают VR-очки, очки виртуальной реальности. Надев их, человек попадает в смоделированный 3D-мир, в котором может передвигаться и выполнять различные действия. Очки виртуальной реальности оснащены гироскопом, отслеживающим повороты головы, что позволяет оглядывать виртуальную реальность. Кроме того, в новых очках виртуальной реальности есть и другие датчики, отслеживающие положение пультов, с помощью которых можно выполнять действия — они часто идут в комплекте с очками. Как только очки появились, для них было написано несколько десятков простых игр: страшилок, стрелялок и бродилок. Но чем больше времени проходит, тем более многообещающим становится будущее VR-очков и виртуальной реальности в целом: в октябре для этого устройства должен выйти Fallout 4, игра с огромным открытым миром.
Профессор Высшей школы экономики Василий Ключарев считает, что мозг не очень хорошо отличает обычную реальность от виртуальной. Когда он сам надел VR-шлем и попробовал спрыгнуть с виртуальной скалы, то не смог: было страшно, сработал инстинкт самосохранения.
При моральном выборе, совершаемом в игре, работают те же участки мозга, что и при моральном выборе в жизни. «Есть фундаментальные вопросы, которые нашему мозгу очень трудно решить. Например, убийство. Даже при мысли об убийстве в человеке начинается конфликт — так поступить или иначе. Чем больший конфликт, тем сложнее человеку нанести вред другому. Исходя из этого, некоторые психологи и нейробиологи считают, что у человека есть базовые представления о морали, которыми он руководствуемся как в жизни, так и в виртуальной реальности», — объясняет Ключарев.
Игровая индустрия развивается, и постепенно игры усложняются. Экшн и боевик уже сосуществуют с литературоцентричными играми, претендующими не столько на то, чтобы развлекать игрока, сколько на то, чтобы рассказать ему полноценную историю. К примеру, в 2012 году вышла игра Dear Easter. Игроку в ней нужно изучать заброшенный остров и слушать закадровый голос, читающий письма некой Эстер. Единственное, что в Dear Esther есть типично игрового — небольшая встроенная головоломка: последовательность, в которой озвучиваются отрывки из писем, зависит от того, в какой части острова в тот или иной момент находится игрок. Никаких ограничений на перемещения нет, так что история всякий раз складывается из разных фрагментов. Моральный выбор в игре тоже не сюжетный, и момент для него наступает перед самыми титрами: протагонист, оказавшись на вершине маяка и услышав последнее письмо, может принять решение — прыгнуть в пропасть или жить дальше.
Игры называют искусством не только гики, которые хотят как-то оправдать уйму времени, проведенного за компьютером. Нью-йоркский Музей современного искусства включил 14 компьютерных игр в число своих экспонатов в качестве «выдающихся примеров интерактивного дизайна» и посулил, что игры станут «новой категорией произведений искусства в коллекции музея».
В 2011 году вышла игра To the Moon. Она рассказывает о двух докторах, которые дают людям еще один шанс прожить жизнь — путем создания искусственных воспоминаний. Но практиковать такое можно только с умирающими людьми. Путешествуя по воспоминаниям умирающего старика Джонни, врачи узнают подробности его прошлого: им необходимо понять его, чтобы создать для старика воспоминание, о котором он мечтает — попасть на Луну.
Кадр из игры «To The Moon»
Кадр из игры «To The Moon»
Оказывается, что эта его мечта связана с одним из детских воспоминаний. Однажды на карнавале Джонни, будучи мальчиком, познакомился с девочкой Ривер. Они подружились и решили: если потеряют друг друга, то встретятся на Луне. Спустя годы Джонни и Ривер поженились, а потом Ривер умерла. Старик Джонни хочет попасть на Луну, чтобы встретить потерянную Ривер.
— В To the Moon нет морального выбора как такового, здесь происходит нечто более глубокое — соединение моральной системы игры с твоей личной системой ценностей, — говорит Николай Дыбовский из Ice-Pick Lodge. — По Аристотелю, это «катарсис» — изменение через страдание. Мы страдаем, сопереживая, мучаемся вместе с героями. Моральный выбор в играх будет становиться все сложнее, он будет все более тонким и неоднозначным. Игры могут помочь стать тебе лучше, умнее, проницательнее, научиться слушать других людей, научиться ставить себя на место другого человека. Пока только немногие игры на это способны, но именно за ними будущее.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..