пятница, 19 ноября 2021 г.
НАТО готово разместить ядерное оружие в Восточной Европе
ХИТРЫЙ АРМЯНИН
Хитрый армянин
Землю в аэропорту я не целовал. У меня были другие, житейские заботы. Пропали вещи (остались в Тбилиси), мы чего-то бегали, кричали, нам сказали, что их привезут позже, и не обманули. Второе негативное впечатление – объявление диктора: «Граждане Петросян, Мартиросян, Саркисян, Абовян… и Рабинович, прибывшие из Ташкента на постоянное место жительства в Израиль, просим вас пройти в комнату номер пять». У меня сразу возникло подозрение относительно Рабиновича: «А этот хитрый армянин наверняка купил там документы». В шесть утра мы приехали к дочери. Ложиться спать было уже поздно, и я поехал в иешиву «Швут ами». Там решил сразу начать учиться. Меня встретил Шломо Шапиро – друг брата. Купил мне в соседнем киоске фалафель*.Тогда он стоил четыре шекеля. Сейчас – двенадцать. После фалафеля мы сразу начали учиться. Я выразил желание продолжить изучение книги рава Десслера «Письмо Элияу». Дело в том, что перевод части этой книги пробудил во мне желание соблюдать заповеди.
Учились мы очень темпераментно. Вопросы я задавал сложные. Поэтому постепенно в обучении начала участвовать вся иешива. Сидящие рядом протестовали, что они не могут сосредоточиться на учебном материале. Пришлось нам со Шломо перейти на грузинский язык. Никогда не думал, что найду ему такое применение. Так мы учились на протяжении долгого времени.
Однажды летом в иешиве было очень жарко – кондиционер не работал. Я предложил Шломо выйти во двор, тем более что хотелось вернуться к русскому языку, который мы со Шломо знали лучше, чем грузинский. Мы проучились минут десять, и вдруг какая-то пролетевшая птица запачкала нам книгу. Шломо горестно сказал:
– Вот как мы учим Тору… Когда Йонатан Бен-Узиэль, великий мудрец прошлого, занимался Торой, жар от его учебы был такой, что сжигал пролетавших над ним птиц. А на нас… посмотрите, как они на нас реагируют…
В.Высоцкий - Невидимка (Шуточные Песни) Сборник.
В.Высоцкий - Невидимка (Шуточные Песни) Сборник.
1.Невидимка 2.Мишка Шифман 3.Милицейский протокол и др
Впервые в истории женщине поручено возглавить США
Впервые в истории женщине поручено возглавить США
Президент США Джо Байден временно передал президентские полномочия вице-президенту Камале Харрис.
Исполнять обязанности президента она будет недолго — пока Байдену будут делать колоноскопию под общим наркозом.
Об этом на брифинге сообщила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
По ее словам, президент пройдет в пятницу утром "рутинный медосмотр", в ходе которого ему будет проведена "обычная колоноскопия". Вместе с тем, по сообщению издания USA Today, поездка Байдена в Медицинский центр Уолтера Рида для прохождения медосмотра изначально не значилась в его рабочем графике.
"Как и в случае, когда президент Джордж Буш – младший проходил аналогичную процедуру в 2002 и 2007 годах, и в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией, президент Байден передаст полномочия вице-президенту на короткий период, пока будет находиться под наркозом. В это время вице-президент будет работать в своем кабинете в Западном крыле", — заявила Псаки.
Пресс-секретарь добавила, что после медосмотра Белый дом обнародует письменный отчет о состоянии здоровья президента.
Таким образом, Камала Харрис войдет в историю как первая женщина, которой были переданы полномочия президента США.
Казимир Семенович: ракетчик XVII века
Казимир Семенович: ракетчик XVII века | ||
Спросите практически любого о том, с кем связана история развития ракетной техники – и услышите в ответ имена Константина Циолковского, Роберта Годдарда и Германа Оберта. Первый в начале ХХ века выдвинул идею использования составных «ракетных поездов» для космических полётов. Американец Годдард в 1913 году предложил модель ракеты с последовательным отделением ступеней в полёте, став обладателем соответствующего патента, а позже создал первую в мире ракету на жидком топливе. Наконец, немец Оберт вошёл в историю как разработчик образца ракетного двигателя, испытания которого успешно прошли в 1930 году. Но мало кто знает, что основы ракетостроения были заложены задолго до рождения этой «святой троицы»: ещё в XVII веке их сформулировал белорусский учёный и мыслитель Казимир Семенович. В далеком 1650 году в типографии издателя Яна Янсона в Нидерландах увидел свет научный труд «Artis magnae artilleriae. Pars prima» («Великое искусство артиллерии. Часть первая»). Именно этот трактат, посвящённый как теории, так и практике артиллерии и пиротехники, в течение полутора веков лежал в основе европейского искусства войны. Автором труда, написанного на латыни, был белорус Семенович – первый теоретик артиллерии и предтеча современного ракетостроения. Огни, взрывающие ночьСеменович происходил из мелкого княжеского рода, владевшего землями в современной Витебской области. Вопреки желанию отца, настаивавшего, чтобы наследник выбрал политическую карьеру, Казимир решил постигать тайны военного дела — особенно артиллерии. Много времени он посвящал изучению точных наук, хотя и окончил Виленскую академию как магистр «вольных наук» и философии. Будучи профессиональным военным, он участвовал в различных военных кампаниях — в конфликте Речи Посполитой с Московией в 1632–1634 гг., в сражении с татарами в 1644-м, а во время Тридцатилетней войны состоял на службе в войсках Фридриха Генриха Оранского и приобрёл военный опыт при осаде европейских городов. В 1646 г. король Речи Посполитой Владислав IV Ваза отозвал Семеновича на родину, где тот был назначен инженером, а затем и заместителем начальника артиллерии королевского войска. Буквально через несколько лет, дослужившись до звания генерал-лейтенанта и выйдя в отставку, Казимир Семенович вновь едет в Нидерланды, где занимается обобщением полученного военного опыта и систематизацией накопленных знаний. Вдохновлённый воспоминаниями о битве 1644 г., когда в дыму, скрывавшем отступление врага, то и дело вспыхивали невиданные им ранее фейерверки, учёный писал в предисловии к своему труду, что татары «с помощью дьявола туманом и паром затемнили солнце на побоище и взорвали огнями ночь». Казимир Семенович посвятил свою жизнь тому, чтобы найти разгадку этого явления и перевести артиллерию из статуса простого ремесла в разряд военного искусства. Во время пребывания в Нидерландах Семенович активно осваивал существующую литературу по военному делу, культуре и истории, артиллерии и пиротехнике, общался с нидерландскими мастерами-производителями орудий и изготовителями фейерверков. Будучи инженером войска Владислава ІV, Семенович самостоятельно проводил эксперименты по внешней и внутренней баллистике, производил запуски изготовленных им ракет. В конце концов он поставил перед собой задачу создать произведение, которое связало бы практику с теорией и обобщило новейшие достижения точных наук. Итогом кропотливой работы стал трактат «Великое искусство артиллерии». Учебник войныСоставленный белорусом учебник по пиротехнике и артиллерии включает 304 страницы текста, а также рисунки, выполненные известным голландским гравером Якубом ван Мейрсом по эскизам Семеновича. Некоторые разделы трактата намного опередили своё время. В частности, работа содержит описание строения и технологии производства нескольких десятков моделей летательных аппаратов. Особый интерес представляет глава «Dе Rocketis», рассказывающая о строении, производстве и свойствах различных типов ракет. На этих страницах учёным разработана идея многоступенчатой ракеты — она представляла собой модификацию составной ракеты с автономными ракетными двигателями, которые размещались один за другим и работали одновременно либо по очереди. Каждая из трёх ступеней по сути представляла собой отдельную ракету со своим топливом, воспламенителем и соплом. Предполагалось, что при сгорании топлива в первой ступени она отходит и падает. Вслед за этим загорается порох во второй ступени, которая, с свою очередь, также падает при выгорании топлива. Порох воспламеняется в третьей ступени — и летательный аппарат постепенно поднимается вверх. Кроме того, Казимир Семенович — разработчик стабилизаторов типа «дельта». Ранее, чтобы придать ракете стабильность при полёте, к ней крепили жердь, равную семи-восьми размерам корпуса ракеты. Учёный предложил крепить к ракете треугольные крылья. Такие крылья-стабилизаторы используются и в современном ракетостроении. Остальные главы посвящены различным вопросам пиротехники и артиллерии: излагаются классификация и описание ядер, подробно рассказывается об оборудовании, используемом европейскими мастерами-артиллеристами, приводятся способы определения калибра орудий, вычисления радиуса и массы ядер, изготовленных из различных материалов. Там же учёным описан способ получения единственного известного в XVII веке взрывчатого вещества — «чёрного пороха». Трактат был переведён на многие европейские языки и неоднократно переиздавался. В течение полутора столетий он был вообще единственным в Европе учебником по артиллерийскому делу и пиротехнике. Известно, что Семенович подготовил и вторую часть своего труда, в которой излагал подробную историю развития артиллерии от древних времён до середины XVII столетия. Рукопись до наших дней не дожила, однако есть сведения, что ещё в начале ХХ века она хранилась в библиотеке Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. Многочисленные ссылки на «Великое искусство артиллерии» можно найти в научных трудах уже упомянутого Циолковского, который во многом опирался на идеи учёного XVII века. И хотя широкой публике имя Казимира Семеновича не слишком известно, космическое агентство НАСА причисляет белоруса к основоположникам ракетостроения. |
Тайны Мавзолея: пятый угол, пальмы и секретная комната
Тайны Мавзолея: пятый угол, пальмы и секретная комната
https://www.youtube.com/watch?v=eS8pO3ILxuM
Происхождение COVID: новые выводы ученых подтверждают популярную версию
Происхождение COVID: новые выводы ученых подтверждают популярную версию
В ООН приняли очередную антиизраильскую резолюцию: что известно
В ООН приняли очередную антиизраильскую резолюцию: что известно
Санкт-Петербург. Потрясающая прогулка - экскурсия по Эрмитажу.
Санкт-Петербург. Потрясающая прогулка - экскурсия по Эрмитажу.
Друзья, каждый, кто приезжает в Питер, стремится посетить Зимний дворец и Эрмитаж.
Miramax подала в суд на Квентина Тарантино из-за его планов по продаже сцен из «Криминального чтива» в виде NFT
Miramax подала в суд на Квентина Тарантино из-за его планов по продаже сцен из «Криминального чтива» в виде NFT
Киностудия Miramax подала в суд на режиссера Квентина Тарантино из-за планов по выпуску невзаимозаменяемых токенов (NFT) по сценам из его фильма «Криминальное чтиво» 1994 года.
Тарантино объявил о планах выпуска семи NFT в начале этого месяца. NFT должны были быть основаны на нескольких сценах из фильма, включая сцены из раннего сценария, которые были вырезаны позже. Они также должны были содержать иллюстрации к «Криминальному чтиву» и комментарии самого Тарантино. Компания Miramax утверждает, что после объявления о выпуске фильма она направила режиссеру письмо с требованием отменить эти планы, но безрезультатно. Студия утверждает, что сама ведет переговоры о создании NFT-проектов на основе своей библиотеки фильмов, и что соглашение Тарантино подрывает эти усилия.
«Поведение Тарантино вынудило Miramax подать этот иск против нашего ценного партнера, чтобы обеспечить, сохранить и защитить свои контрактные права и права интеллектуальной собственности, связанные с одной из самых знаковых и ценных кинособственностей Miramax», — написала компания в своем иске. «Если не принять меры, поведение Тарантино может ввести других в заблуждение, заставив поверить, что Miramax участвует в его проекте».
Адвокат Тарантино в ответ на письмо Miramax заявил, что режиссер действует в рамках «сохраненных за собой прав». В конечном итоге, выяснение границ этих прав будет иметь решающее значение, поскольку в 1993 году студии и кинематографисты явно не подозревали о возникновении NFT в будущем.
Эмма Лазарус и Эрец-Исраэль
Эмма Лазарус и Эрец-Исраэль
В судьбе Эммы Лазарус – автора стихов, украшающих пьедестал Статуи Свободы США, отразилась целая эпоха истории нашего народа. А ее имя мало кому знакомо…
Сегодня, 19 ноября, исполнилось 134 года со дня ее смерти. Давайте вернём ей долг нашей памяти.
Стихи на пьедестале Статуи написаны под впечатлением потока еврейских беженцев их России, после начала погромов 1881–1882 гг. Кроме создания еврейской общины США, эти погромы привели к возникновению российского сионизма. Создавшего во многом современный Израиль.
Как проект национального возрождения еврейского народа в своей стране – Эрец-Исраэль. Именно к пониманию – и провозглашения – необходимости такого возрождения только у себя дома, и пришла Эмма Лазарус в начале 80-х гг. 19 века.
Эмма была символом галута – семья ее отца была из Германии, мать была сефардской еврейской, а сама она выросла ассимилированной американской поэтессой.
Лазарус вошла в нашу историю одной короткой фразой: «Пока мы ВСЕ не свободны, никто не свободен!» Это тот самый принцип нашей взаимосвязи, взаимной поруки и взаимопомощи – который делает нас народом, выживающим против всех шансов.
Последние 6 лет своей жизни Эмма Лазарус посвятила себя своему народу и его будущему. Она скончалась от рака в возрасте всего 38 лет, за 10 лет до 1-го Сионистского конгресса Герцля в Базеле. Но успела сформулировать эту суть сионизма – неразрывную связь с нашей страной и нашей традицией.
В знаменитом стихотворении «Еврейское Знамя» есть такие строки:
Актуально даже в наше время, не правда ли?
ГНЕЗДО ПУШЕЧНОГО КОРОЛЯ
Гнездо пушечного короля
Мировая слава виллы «Хюгель»: от родового поместья до культурного центра.
Идешь в гости – бери провожатого
Огромный, утопающий во всех оттенках зеленого лес. Восходящие лужайки, обрывистые склоны, за которыми вновь – ряды дубов, хвойных деревьев, берез. Зеленые волны подкатывают к массивной неприступной стене, как океан к утесу. За нею – Villa Huegel, поместье «Холм», рукотворное творение со 130-летней историей.
Родовое поместье Крупп – семьи, которая на протяжение века определяло не только военную мощь Германии, а во многом – Европы и мира. Парадная вилла Круппа обладает колоссальными размерами: 269 помещений площадью 81 тысяча квадратных метров. Говорят, никто из ближайшего окружения Альфреда Круппа не знал назначения и половины помещений.
Кроме него самого. Когда прибывали гости, к ним надо было приставлять провожатых, так как здесь немудрено было заблудиться.
И заодно – потерять сознание. От нехватки воздуха. Все окна и двери были наглухо закрыты: хозяин панически боялся сквозняков. Впрочем, для многих ориентиром служил рабочий кабинет владельца поместья. Именно отсюда в помещения виллы втекал легко узнаваемый запах… конского пота и навоза. Движимый идеей здорового образа жизни (это при спертом-то воздухе!), Альфред спланировал расположение кабинета аккурат над конюшней. Оба помещения соединяла единая система вентиляции. Он утверждал, что вид свободно пасущейся под окном лошади успокаивает его, а навозный аромат, напротив, будоражит фантазию и освежает мозг.
Он даже в кельнский театр, где познакомился с будущей женой, пришел в костюме для верховой езды, причем, облепленной комьями грязи. И немудрено. В его жизни были две страсти: лошади и сталь. Все остальное было второстепенным. Поэтому Альфред Крупп озаботился строительством поместья лишь тогда, когда ему было под шестьдесят. Только остаток жизни – последние 13–14 лет – он наслаждался замком, который нынче известен как Villa Huegel. Более полувека он потратил на создание собственной стальной империи.
Эти места, как утверждают специалисты, издавна притягивали тех, кто хотел овладеть железом. Не так давно немецкие археологи обнаружили остатки доменных печей и кузницы с наковальней и горном. Оборудованию 25 веков. С его помощью кельтские рудознатцы выплавляли железо. Возможно, от древних племен немцам – жителям нынешней западной Германии – генетически досталось стремление к постижению тайн металлов и желание приручить богатство местных недр.
Навстречу титулу «пушечный король»
От своих ближайших предков Альфред Крупп унаследовал два замечательных качества. Умение делать деньги и способность расставаться с ними.
Его дед, мелкий ростовщик Арндт Крупп, – едва ли не единственный в Эссене, кто не поверил паническим слухам о конце света. В ту пору, в конце XVI столетия, на городок обрушилась чума. Он скупил за бесценок недвижимость. Когда через год бывшие хозяева вернулись, чтобы выкупить прежние дома, Арндт огорошил ценами – они в несколько раз превышали прежние суммы.
Так скромный ростовщик стал богатейшим в Рурском регионе человеком, владельцем состояния, которого хватило бы на безбедную жизнь нескольким поколениям.
Если бы не его сын, отец Альфреда. Романтик, поэт и авантюрист Фридрих Крупп. Он искал клады. Делал он это неутомимо, несмотря на отчаянное невезение. Пока его не разорили и не довели до инфаркта проходимцы. Он оставил наследнику – 14-летнему сыну-гимназисту Альфреду – дачный домик, несколько огородных грядок, цех, в котором полдюжины работяг изготавливали из металла кухонную утварь.
И – неосуществленную мечту о производстве стали.
Альфред шел к ней сквозь «время нищеты и скорби», как он скажет впоследствии. Всему научился сам. Недоучка – он так и не закончил школу – был кассиром и ночным сторожем, затем сталеваром и инженером. Стол его зачастую был скуден – хлеб и картошка. В голове роились великие мечты. Сначала: как разгадать секрет знаменитой шеффилдской стали – в то время Великобритания была законодательницей «стальной» моды.
Вспомнив о моде вполне обычной, он поспешил за отрезом модного сукна и пошил новенький костюм, после чего отправился в Англию. Учиться сталелитейному искусству.
Первый миллион Круппу принесли бесшовные стальные обода вагонных колес.
Двадцать лет Альфред Крупп потратил на то, чтобы стать полновластным хозяином сталелитейной фабрики. Однако день, когда он возглавил дело, запомнился ему навсегда. Революция во Франции!
Партнеры отвернулись от него. Крупп был на грани разорения. Он собрал рабочих и попросил, чтобы никто из них не принимал участие в беспорядках, если они дойдут до Эссена. Он сказал, что надеется: его работники не поддержат смутьянов.
– А как насчет зарплаты? – выкрикнул кто-то из рабочих.
– Без поддержки вы не останетесь. Вспомните, два года назад мы, когда нас перестал поддерживать банк, выплатили вам натурально – зерном.
– Сейчас-то тоже зерно пойдет в ход или что посущественней?
Высокая и без того угловатая от чрезвычайной худобы фигура Круппа будто съежилась.
– Обещаю вам: выход будет найден. Я никогда вас не обманывал.
Да, молвой так и узаконено: Круппа никто и никогда не мог поймать на лжи. Однако в тот решающий момент ему не поверили лишь четверо из 74 его работников, считавшие, что лучший выход из положения – крушить, как на соседних предприятиях, оборудование, полагая, что все зло от него.
Крупп решился на отчаянный шаг. Он отдал на Монетный двор в Дюссельдорфе свое фамильное серебро, чтобы переплавить его в монеты. Сдержал слово. Никто из рабочих не остался без куска хлеба.
В сложнейших условиях кризиса он получил заказы от частных железнодорожных и пароходных компаний. Фабрика стала производить рессоры и разного вида оси: вагонные, для пароходных колес, для стрелок. Не случайно именно тогда эмблемой его предприятия (точнее, хаба, если говорить современным языком) становятся три переплетенных вагонных колеса.
Из банков пришли кредиты. Из Лондона, где в 1851 году проходила Всемирная выставка, – всемирная известность: сталь, произведенная на заводе Круппа, получила наивысшую оценку. К этому времени на его предприятиях, работали 250 человек. А в 1857 году – уже 1000.
Производство расширялось. Появились первая механическая мастерская, первый прокатный цех, который вскоре стал для него слишком мал, новый кузнечный цех, чугунно-литейный завод, пудлинговый завод, большой бандажный стан и еще одна механическая мастерская.
Но судьба приготовила Круппу испытание.
Изобретение Генри Бессемера. Англичанину удалось, пропуская сильный поток воздуха через жидкий чугун, получать очень высокие температуры, при которых металл оставался расплавленным и превращался в ковкую сталь. Крупп опасался, что его тигельное литье будет невыгодным, а все его производство станет неконкурентоспособным, так как бессемеровская сталь была намного дешевле и требовала для производства гораздо меньше времени.
Чтобы исключить банкротство, Крупп решается на соглашение с Бессемером, получив таким образом разрешение использовать в своем производстве новый метод.
Однако бессемеровская жидкая сталь была удобна для изготовления рельсов, которые покрывали континенты по обе стороны Атлантики. Тигельная же сталь оставалась незаменимым материалом для колесных бандажей локомотивов, пушечных стволов и винтовых валов пароходов.
В получении крупных заказов Круппу помог Наполеон III. Нападение его на северо-итальянские провинции Австрии способствовало стремлению Европы к обновлению арсенала. Четыре пушечные мастерские, появившиеся на фабричной территории Круппа в период между 1861 и 1870 годами, и связанный с их появлением рост числа рабочих до 8 тыс. человек, – результат этого прогресса. Крупп покупает металлургический завод, рудники на реке Лан и получает в 20-летнюю аренду рудники в районе Эссена.
Крупп создал империю. Огромный комплекс включал сталелитейные заводы, шахты и рудники. К 1871 году в различных цехах комплекса трудилось 16 тыс. человек. На первой за пределами Европы Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году экспозиции от Круппа отдали несколько сот квадратных метров, на которых разместились образцы современного оборудования и инструментарий, вызвавшие громадный интерес как 10 млн посетителей, так и экспонентов из 34 стран.
В сознании нескольких поколений немцев он остался таким, каким запечатлен на памятнике напротив виллы, – создателем стальной империи.
К первой страсти
Берта Эйшхофф была дочерью налогового инспектора, вдвое моложе Альфреда.
Она изо всех добродетелей предпочитала аккуратность и два раза в год ездила в Карлсбад пить воды. Там Альфред и встретил ее, забрасывая рассказами о призах, которые пушки Круппа получили на ежегодной выставке в Берлине.
Она не могла предположить, что влиятельный магнат уготовил ей необычное семейное гнездышко – соседство с самым большим паровым молотом в мире. Грохот, копоть… Дом их был расположен на территории предприятия. Когда Берта поняла, куда попала, было уже поздно.
Он задумал построить замок. Его должны были окружать пастбищные угодья – для лошадей. Позже, когда хозяин виллы скончался, его потомки решили запечатлеть эту его страсть скульптурным изображением животного. Рядом, но не под стенами, должна была плескаться вода. Сосны и ели должны были источать хвойный аромат.
Место нашли в предместье Эссена, у озера Бальденай. Поскольку найденный холм был лишен деревьев, а на ожидание растущего леса у Альфреда не было ни терпения, ни желания, ни времени, было решено насадить его сходу. Тщательно, сохраняя корни, выкопали деревья в окрестностях и создали 28-гектарную лесную зону, которая за 2–3 года бережной работы агрономов окончательно прижилась. Она и сегодня восхищает – благодаря современникам – экспертам в области ландшафтной архитектуры и первоклассным садовникам.
На работу с чертежами, каждый из которых подвергся тщательному анализу Круппа, о чем свидетельствуют сделанные им росчерки красным карандашом, ушло пять лет. Строительство особняка в псевдоклассическом стиле было начато в 1870 году и длилось три года. Гигантское мрачное здание из стали, стекла и камня вполне отвечало вкусам хозяина, панически боявшегося огня.
Так дом пушечного короля, внедрявшего самые передовые технологии, оказался без элементарного электричества. Жена Альфреда, завидев сумрачный замок, скорее похожий на склеп, чем на виллу, собрала чемоданы, чтобы никогда более сюда не возвращаться. Ей хотелось истинной красоты. Такой, которую она увидела в Италии и звпечатлела в своих чудесных акварелях. Классическая сладкая парочка, о которой Пушкин сказал: конь и трепетная лань.
Холодно, сыро, мрачно…
Как уже говорилось, у хозяина было немало странностей.
Например, он будто готовился к топливному кризису. Чтобы закалить себя и вообще не чувствовать холода, поддерживал низкую температуру. Зимой она не превышала 10 градусов по Цельсию. Прислуга ходила по дому в шерстяных кофтах и пальто. Говорят, несколько раз в особо суровые зимы закалка действительно спасала его от переохлаждения. Чего не скажешь об обслуживающем персонале, беспрестанно дрожащем в этом роскошном склепе.
Другая особенность Альфреда – бессонница. Он был, говоря современным языком, настоящим трудоголиком. Должен был все время чем-то заниматься. Придумывал регламент различных работ.
Причем, повсюду. На заводе, в замке, в парке, в шахте… Мучаясь бессонницей, хозяин особняка ночи напролет бродил по его пустым комнатам, чтобы идеи и распоряжения вызревали до полной готовности, а затем садился за сочинение очередных инструкций.
При потушенном свете – из экономии он приучился писать в полутьме. Словно сохраняя верность этой странности, смотрители замка и сегодня сохраняют прохладу и полумрак.
Внутреннее убранство виллы появилось не благодаря, а, скорее, вопреки желаниям Альфреда Круппа. Это – заслуга женщин большого дома. Оно отличается изысканным вкусом. Стены залов увешаны гобеленами старинной работы.
Утверждают, что это – самая крупная и ценная в Германии коллекция гобеленов. Среди них известная коллекция «Деяния апостолов», подаренная семье Крупп императрицей Марией-Терезией и размещенная в гостиной.
Вилла располагает роскошной итальянской резьбой по дереву. Практически на каждом шагу – шедевры, на полу…
… под потолком.
Говорят, в замке хранился бриллиантовый перстень, принадлежавший некогда Великому князю Михаилу Михайловичу, а также усыпанная драгоценными камнями табакерка австрийского императора Франца Иосифа, насчитывающая две тысячи лет ваза китайского императора Ли Хингчанга. И это были далеко не все подарки, которые щедро подносились королю пушек от благодарных правителей мира.
От правителей, уточним, более сорока стран, которым Крупп помог обзавестись орудийными стволами.
Берта номер два
Великолепие это не случайно. Кайзер Вильгельм II считался чуть ли не членом семьи Круппов. В поместье Хюгель ему были отведены специальные покои. Кайзер присутствовал в 1906 году на бракосочетании внучки Альфреда Берты.
Но была эта женщина известна не только в Германии. Во Франции, Англии, а затем и в России простые солдаты надолго запомнили нежное женское имя внучки пушечного короля: их окопы накрывали полутонные снаряды мортиры, выплавленной на заводах Круппа и установленной на специальных железнодорожных платформах.
Одну Большую Берту — так называли грозное орудие солдаты – обслуживало две сотни солдат. Тогда же появилось выражение la chair a canon – пушечное мясо.
Попутно замечу, что традиция называть грозные орудия трепетными дамскими именами была заложена не Круппом. Великому Микеланджело была заказана бронзовая статуя папы Юлия, которую затем поместили во фронтоне переднего фасада церкви Сан Петронио. Однако впоследствии статую бросили в печь, и из бронзы отлили пушку по имени Юлия.
Впрочем, и облик самого Альфреда Круппа не может быть нарисован лишь темными красками.
Эссен рос и благоустраивался благодаря пушечному королю. Рабочие его предприятий отоваривались в дешевых лавках, пользовались бесплатной медицинской помощью, обеспечивались пенсией. Многое в инфраструктуре социальной защиты а-ля Крупп, впервые внедренной в его империи, благополучно дожило до наших дней.
Новая слава
В 1884 году в замке Хюгель состоялось исполнение «Германского реквиема» Иоганна Брамса, причем оркестром дирижировал сам автор. Потрясающая музыка звучала в этом зале, который и сегодня принимает лучших исполнителей мира.
О том, что это просторное помещение имеет культурное назначение, свидетельствует роскошное, развешанное по стенам зала собрание гобеленов с идеей «Семь искусств». Перед вами – произведение, более всего соответствующее этому залу.
Нынче поместье известно как бывший жилой дом семьи Крупп. Представители семейства избрали иные и, надо думать, достаточно комфортабельные дома.
А в родовом поместье уже более полувека размещена регулярная художественная экспозиция международного значения. Полюбоваться уже имеющимися и привозимыми выдающимися творениями приезжают не только из соседних городов, но и стран.
За каждым предметом – своя неповторимая история. Она вторгается в современность, как это происходит, к примеру, с библиотекой семьи Крупп, фолианты которой нередко – правда, по специальному письму – попадают в руки ученых и студентов немецких университетов.
В последние годы состоялись впечатляющие экспозиции, рассказывающие о шедеврах Петербурга, созданных в 1800-е гг., о культуре и искусстве при дворе Рудольфа Второго в Праге 1600-х гг. Цвет Франции предстал на выставке «Париж. Прекрасная эпоха (1880–1914)». А были еще выставки о Лондоне позапрошлого столетия, о Дрезденском барокко, о мастерах древнего Китая, фламандской живописи XVI–XVII вв.. Здесь демонстрировались сокровища тибетских монастырей, представляя ритуальные и культовые объекты, скульптуру, рукописи, рисунки. Villa Huegel в новом тысячелетии живет не лошадьми и сталью – творческой жизнью.
Чтобы детально познакомиться с виллой и ее содержимым, необходимо время, и притом весьма значительное. Как говорят эксперты, не менее года-полутора. Поневоле утомятся глаза и ноги.
Вот и эта дама изрядно подустала от передвижений по крупповским владениям. Оказавшись в уже упомянутом концертном зале, она присела на подвернувшийся стул в первом ряду. А он по давней традиции должен испытывать приятную тяжесть иных лиц. Исключительно представителей семьи, как предупреждает табличка «Ряд Круппов», закрепляющая привилегию.
Кто знает, может даме захотелось почувствовать себя Бертой. Неважно, какой по счету. Ну, присела. Намеренно или случайно, этого теперь уже не узнать, а дежурному смотрителю говорить о том, что она, как говаривал Остап, чужая на этом празднике жизни, не к лицу. В конце концов, пусть несколько минут побудет Круппшей, если приспичило.
Александр МЕЛАМЕД. Фото автора.
Крупнейший в мире район из домов, созданных с помощью 3D-печати, появится в Остине, штат Техас
Крупнейший в мире район из домов, созданных с помощью 3D-печати, появится в Остине, штат Техас
Ожидается, что в следующем году в Остине, штат Техас, начнётся строительство крупнейшего района домов, выполненных с помощью 3D-печати.
Lennar, вторая по величине домостроительная компания в стране, объединилась с компанией ICON, пионером технологии, которая специализируется на крупномасштабной 3D-печати, чтобы «напечатать» 100 одноэтажных домов с помощью гигантского 3D-принтера на месте стройки, из строительных материалов на основе бетона.
Генеральный директор компании Lennar Джон Джаффе недавно подчеркнул, что вся строительная отрасль столкнулась с нехваткой материалов и резким ростом затрат. Для решения этой проблемы компания обращается к 3D-печати:
«Дефицит рабочих и материалов для строительства это два главных фактора, которые делают мечту о собственном доме недостижимой для многих американских семей. Наша компания всегда расширяла границы технологических инноваций, чтобы качественные дома оставались доступными, и 3D-печать – чрезвычайно перспективный метод», — сообщает в пресс-релизе Эрик Фидер, президент LenX, инвестиционного подразделения компании.
На прошлой недели появились цифровые модели района, напечатанного на 3D-принтере.
Принтеры будут выдавливать бетон слоями для создания каркасов домов. На строительство одного дома, как ожидается, потребуется одна неделя.
«3D-печать в масштабе строительства не только обеспечивает более высокое качество домов, позволяя строить их быстрее и дешевле, но и парк принтеров может изменить к лучшему способ создания целых районов. Соединенные Штаты сталкиваются с дефицитом примерно 5 млн. новых домов, поэтому есть
насущная потребность в быстром увеличении предложения без ущерба для их качества, внешнего вида и экологичности, а это как раз и является сильной стороной нашей технологии », — говорит соучредитель и генеральный директор ICON Джейсон Баллард.
При сбоях в цепочке поставок и росте цен на сырьевые товары мы начали замечать, что все больше и больше домов делается с помощью 3D-печати. В мае мы советовали читателям: «Просто напечатайте свой новый дом на 3D-принтере», потому что цены на древесину были рекордно высокими, и строить дом из неё стало нерентабельно. Кроме того, в этом году мы уже писали о домах во Флориде и Вирджинии, напечатанных на 3D-принтере. Теперь вот-вот будет напечатан целый квартал в Остине. Так что же дальше? Печать целых городов?