Сегодня, 13 декабря, глава законодательной комиссии Кнессета, депутат Симха Ротман, ответил на критику, направленную против него по следам интервью, в ходе которого он сказал: «Нет такого понятия, как светский человек, живущий в нашей стране».
«Запущена кампания, утверждающая, что я говорю, будто нет светских людей, живущих здесь. Были те, кто пытались исказить мои слова, представив так, будто я утверждаю, что у людей, думающих иначе, нет права жить здесь. Тот, кто посмотрит полное интервью, данное мною в подкасте Даниэля Души, мгновенно поймёт, что это не соответствует действительности. Более того, обсуждение было преимущественно философским и концептуальным. Это – мой мнение, а также – мнение многих людей – религиозных, соблюдающих традиции и светских, – и даже, по мнению Бен-Гуриона, который говорил, что в Израиле тот, кто не верит в чудеса, не реалист», - указал Ротман.
Он подчеркнул, что является «евреем из Земли Израиля, который видит сионизм, как и Герцль, прежде всего, как возвращение к иудаизму. Я воспринимаю сионизм как возвращение в Землю Израиля для того, чтобы построить здесь еврейское государство – в городе, где жил царь Давид, на земле, по которой ходили Авраам, Ицхак и Иаков, а не для того, чтобы построить здесь Вену-на-Ярконе. Народ Израиля – это народ, который свидетельствует о существовании Вс-вышнего в этом мире. Чем больше ты связан с народом Израиля, Землёй Израиля и Торой Израиля, тем больше ты свидетельствуешь о существовании Вс-вышнего в этом мире. Поэтому понятие «светский» просто основано на ложном сознании. Сам факт существования евреев после двух тысяч лет в Земле Израиля – это чудо и явное вмешательство Всевышнего в историю мира».
После этого, депутат Кнессета подверг критике тех, кто намеренно искажает его слова, чтобы расколоть народ: «В дополнение к сказанному, не менее важное: попытка некоторых торговцев ненавистью распространять фейки и пытаться создавать ещё больше расколов и пустых дискуссий была практически предсказуемой. Меня порадовало, что многие люди, включая тех, кто, по их признанию, «ненавидят» меня или мой политический путь, приняли ценностное, чёткое и однозначное решение не поддерживать фейки и не присоединяться к оркестру подстрекательства и паники».
Высокопоставленные представители сирийских курдов обращаются к Израилю с просьбами о помощи в борьбе с вооруженными формированиями - джихадистами, активно занимающими их территории,пишет газета "Исраэль ха-йом". По ее информации, службы безопасности Израиля сейчас "обсуждают, следует ли удовлетворять поступающие просьбы о помощи курдскому меньшинству Сирии, которое подвергается нападениям со стороны поддерживаемых Турцией исламистов".
"Вы правите небом, вы, не колеблясь, взяли великую гору (Сирийский Хермон), - издание приводит слова одного из курдских командиров армии Сирийских демократических сил (СДС). - Вас боятся все, включая аль-Джулани (лидер сирийской группировки "Хайат Тахрир аш-Шам", свергнувшей режим Асада). Турция против вас, а мы за вас. Вы должны нам помочь, это в ваших интересах".
"Турки полны решимости воспользоваться успехом "Хайат Тахрир аш-Шам" и завоевать всю Сирию, которая станет их протекторатом, - добавляет он. - Только мы можем предотвратить это, но нам нужна внешняя помощь Запада, и особенно ваша, потому что сегодня все боятся вас. Недалек тот день, когда эти исламские ополченцы восстанут и против вас".
Как указывает издание, после смены власти в Дамаске между Израилем и сирийскими курдами "поддерживается диалог, который в последнее время значительно укрепился". Газета отмечает, что израильская сторона "стоит перед дилеммой", связанной с возможными последствиями для ее отношений с Турцией и позицией США, стремящихся прекратить боевые действия путем дипломатии. При этом совсем недавно глава израильского МИДа Гидеон Саар открыто высказался в защиту меньшинств в Сирии, в том числе курдов, и, по данным газеты, обсуждал этот вопрос с госсекретарем США Энтони Блинкеном и европейскими коллегами.
О важности защиты меньшинств в Сирии в контексте необходимости предотвращения террористических атак против Израиля с сирийской территории 12 декабря говорил и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу на встрече в Иерусалиме с советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном.
Напомним, 27 ноября члены сирийских оппозиционных вооруженных формирований начали масштабное наступление на позиции правительственных сил в провинциях Алеппо и Идлиб. К вечеру 7 декабря противники президента Сирии Башара Асада захватили несколько крупных городов - Алеппо, Дейр-эз-Зор, Дераа, Хаму и Хомс. 8 декабря они вошли в Дамаск, после чего проправительственные армейские подразделения оставили город. В итоге, Башар Асад оставил пост президента Сирии и бежал в Россию, дав напоследок указание передать власть мирным путем.
Утром 8 декабря стало известно, что ЦАХАЛ занял позиции в буферной зоне на Голанских высотах, с 1974 года разделявшей территории под израильским и сирийским контролем. Глава правительства Биньямин Нетаниягу заверил, что это временная оборонительная мера, направленная на пресечение потенциальных угроз для его страны на сирийском направлении. 12 декабря Израиль объявил, что намерен сохранять военное присутствие в буферной зоне на Голанских высотах до получения гарантий безопасности на границе с Сирией.
Сегодня, 13 декабря, министр обороны Израиля Исраэль Кац приказал Армии обороны Израиля подготовиться к пребыванию на сирийской стороне горы Хермон в предстоящие зимние месяцы.
"В связи с тем, что происходит в Сирии, удержание нами вершины Хермона имеет огромное значение с точки зрения безопасности, и необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить подготовку Армии обороны Израиля в этом районе, чтобы войска могли оставаться там в сложных погодных условиях", — говорится в приказе Каца, основанном на оценке ситуации, проведенной с начальником Генштаба ЦАХАЛА генерал-лейтенантом Герци Халеви и другими высшими офицерами командования.
Как сообщалось ранее, главарь йеменской террористической группировки "Ансарулла" Абдул-Малик аль-Хути выступил с фантасмагорическим заявлением, согласно которому, Израиль, дескать, стремится разобщить мусульманские страны для того, чтобы поработить весь Ближний Восток. По словам йеменского террориста, которые приводит иранское агентство "Мехр", подчинение всех мусульманских государств — это "новый план Израиля" для региона, и, исходя из этого плана, еврейское государство сейчас реализует захват Сирии.
Силы 769-й региональной бригады ЦАХАЛа "Хирам" продолжают оперативную деятельность по устранению реальных и потенциальных угроз на юге Ливана и уничтожению террористических объектов и запасов оружия "Хизбаллы" вблизи израильской границы. Об этом сообщает армейская пресс-служба.
В ходе операции израильские военные в приграничном районе обнаружили много вооружения ливанских террористов, в том числе тщательно замаскированные в лесистой и гористой местности противотанковые ракетные комплексы "Корнет" российского производства и ракеты к ним, автоматы Калашникова, патроны и другое военное снаряжение.
Кроме того, была обнаружена и демонтирована пусковая ракетная площадка, с которой террористы "Хизбаллы" в течение прошлого года обстреливали израильские населенные пункты Галилейского выступа.
В ходе другой операции бойцы ЦАХАЛа обнаружили тайник с оружием, в котором находились РПГ и минометные снаряды. Все смертоносные находки конфискованы.
Бригада "Хирам" продолжает действовать в районе южного Ливана вдоль израильской границы в координации и взаимопонимании с армией Ливана, подчеркивает пресс-служба ЦАХАЛа.
Как сообщалось ранее, ЦАХАЛ ликвидировал в секторе Газа высокопоставленного командира террористической организации ХАМАС, возглавлявшего подразделение по производству оружия, и еще семерых боевиков, один из которых оказался участником нападения на южные израильские населенные пункты 7 октября 2023 года. Как уточнила армейская пресс-служба, в результате удара по командному центру ХАМАСа, расположенному в школе "Аль-Хурия" в городе Газа, уничтожены боевики батальона ХАМАСа "Зейтун", который несет ответственность за многочисленные нападения ХАМАСа на военнослужащих ЦАХАЛа, действующих на территории анклава.
Поэт и литературный критик Адам Кирш читает даф йоми — лист Талмуда в день — вместе с евреями по всему миру и делится размышлениями о прочитанном. На этот раз мы увидим, как сугубо практическое обсуждение шофара быстро превратится в исследование глубоких духовных вопросов.
Одна из замечательных особенностей чтения даф йоми состоит в том, что вы не можете предугадать, в какой момент дискуссия о юридических тонкостях вдруг перерастет в рассмотрение духовных вопросов. Это то, что происходит в третьей главе трактата «Рош а-Шана» — короткой главе, посвященной преимущественно шофару — рогу, в который трубят на праздники. Мудрецы начинают обсуждать, из рога какого животного можно сделать шофар, а потом задаются вопросом, касающимся самой сути религии: хочет ли Всевышний, чтобы мы просто выполняли мицвот, или же смысл мицвот в том, чтобы мы осознанно им подчинялись? Что важнее — исполнение закона или соответствующее намерение?
Третья глава начинается с обсуждения некоторых подробностей касательно определения новолуния, о котором шла речь в предыдущем разделе. Как мы видели, нельзя было провозглашать новомесячье, пока особый суд не заслушал показания свидетелей, заметивших в небе появление растущего полумесяца. Но что делать, ставится вопрос в Рош а-Шана, 25б, если судьи суда сами увидят месяц на небе? Все равно ли они обязаны заслушивать свидетелей? Оказывается, закон гласит, что судья не может быть в то же время свидетелем, поэтому, если двое судей увидели появление нового месяца, они должны прежде взять самоотвод и назначить на свое место новых судей и только после этого давать свидетельские показания.
Тот же принцип, даже более последовательно, применяется в уголовном судопроизводстве. Скажем, судьи Синедриона, Верховного суда в Иудее, были свидетелями убийства, свершившегося на их глазах. В этом случае, учит рабби Акива, «все они становятся свидетелями, а свидетель не может быть судьей». Казалось бы, это противоречит здравому смыслу: ведь если судья сам видит преступление, он лучше знает, что произошло, чем если он просто услышал об этом от свидетеля. Но рабби Акива следует принципу, согласно которому каждый суд должен стремиться найти основания для оправдания подсудимого. Как и в американской правовой системе, должна сохраняться презумпция невиновности. «Если же судьи сами видели, как он убил человека, — объясняет Гемара, — они уже не смогут найти оснований для его оправдания».
После этого мудрецы переходят к главной теме главы — законам трубления в шофар. Это одна из многих заповедей, относительно которых Библия не дает достаточной информации, предоставляя мудрецам определять, как именно исполнить закон. В книге Левит мы читаем лишь, что «в седьмой месяц, в первый день месяца [то есть 1 тишрея, в Рош а-Шана], да будет у вас покой, праздник трубного звука, священное собрание» (Лев., 23:24). Но что, вопрошают мудрецы, превращает рог в шофар? Может ли это быть рог любого животного? Должен ли он сохранять свой первоначальный вид или его можно как-то трансформировать, по меньшей мере, украсить?
Мишна на Рош а-Шана, 26а начинается с уточнения, что шофаром может быть рог любого животного, за исключением коровы. Согласно Мишне, это объясняется тем, что коровий рог называется не «шофар», а просто «керен» (ивритское слово, означающее «рог»). Но рабби Йосе возражает против этого различия, указывая, что все виды шофаров также называются «керен»: например, бараний рог тоже является кереном. Так почему же, задается вопросом Гемара, запрещен именно коровий рог? Дело в том, утверждают мудрецы, что коровий рог напоминает о золотом тельце и не стоит напоминать Всевышнему об этом случае идолопоклонства, взывая к Нему. По той же причине, поясняют они, первосвященник входит в Святая святых в Йом Кипур не в своих обычных золотых одеждах, а в простой белой одежде — ведь золотое одеяние тоже напоминает о золотом тельце. Как лапидарно сформулировано в Талмуде, «прокурор не может стать адвокатом»: золото — свидетельство против еврейского народа, в то время первосвященник должен быть ходатаем за него.
Звучит вполне убедительно, но Гемара указывает на то, что это объяснение все же не совсем удовлетворительно. Если не следует использовать в Храме коровий рог, вопрошают мудрецы, почему же Святая святых окропляли кровью быка (как сказано в трактате «Йома»)? Разве бычья кровь не является напоминанием о золотом тельце? Нет, отвечает Гемара, «раз изменилось, изменилось», то есть бычья кровь не выглядит, как бык, соответственно, не напоминает нам о золотом тельце. А что касается запрета на золотые одежды, мудрецы вспоминают, что значительная часть храмовой утвари была сделана из золота — от жаровни до облицовки ковчега. Но и на это у Гемары есть объяснение: запрет на золото применим только к предметам, которые украшают первосвященника, а не к предметам, которые он использует.
Узнав, что коровий рог не может быть шофаром, далее мы узнаем, что на самом деле в Храме на Рош а-Шана трубили в прямой рог горного козла, покрытый золотом. Если в современной синагоге мы слушаем только шофар, в Храме трубили в шофар и две трубы. Шофар был главным инструментом церемонии и издавал длинный звук, а трубы издавали лишь короткие звуки. В последующие Дни трепета вместо прямого рога козла священники использовали изогнутый рог барана. Из Гемары мы узнаем гомилетическое объяснение разницы между прямым и изогнутым рогом: в Рош а-Шана человек должен распрямить свой ум, а в дни перед Йом Кипуром, напротив, склониться в молитве и смирении. Другие мудрецы, однако, заявляют обратное: как раз в Рош а-Шана священники использовали изогнутый рог, а потом — прямой. Удобно, что объяснение хорошо работает в любом случае.
Далее Талмуд перечисляет дефекты, которые делают шофар непригодным к использованию. Если рог треснул и был склеен или же если склеили кусочки разных рогов, чтобы получить один целый, — такой шофар некошерен. Если в роге дырка, но она заклеена и шофар издает чистый звук, его можно использовать, но если это «препятствует трублению», то нельзя. Рог можно укоротить, выскоблить или покрыть золотом, но только снаружи — не внутри и не вокруг мундштука, потому что тогда слушатель услышит не звук рога, а звук металлического инструмента.
Наконец, мы подходим к самому интересному. «Если кто-то проходил позади синагоги или его дом примыкал к синагоге и он услышал звук шофара <…> если он сосредоточил сердце свое, он выполнил заповедь; если же нет, то не выполнил». Это означает, что два еврея, стоящих рядом друг с другом, могут слышать один и тот же звук шофара, но иметь разный алахический статус. Тот, кто сосредоточился на этом звуке и осмыслил его значение, выполнил свой долг, а тот, для кого шофар — лишь фоновый шум, не выполнил.
Но когда Гемара переходит к обсуждению этого различия, выясняется, что один из законов праздника Песах как будто противоречит только что сформулированному правилу. Согласно этому закону, даже если еврея заставили есть мацу против его воли, он все равно выполнил заповедь. Это, по-видимому, говорит о том, что для исполнения мицвы не требуется благое намерение — важно само деяние, а не стоящая за ним мотивация. (Если вы задумались о том, что значит заставить человека есть мацу против его воли, вы не одиноки: мудрецы тоже обсудили этот вопрос и решили, что это может означать либо одержимость дьяволом, либо принуждение со стороны нееврейской власти. Но зачем «персам» могло понадобиться заставлять еврея есть мацу в Песах, по-прежнему остается неясным.)
Позиция Равы такова: «Мицвот не требуют намерения». Делай, что тебе велено, и Б-г будет удовлетворен этим, даже если ты исполняешь заповедь рассеянно или из-под палки. Однако Гемара выдвигает несколько возражений против этой позиции. Разве произнесение молитвы «Шма» засчитывается не исключительно в том случае, если вы «сосредоточили сердце свое»? А как насчет мишны, утверждающей, что слушание шофара засчитывается только в том случае, если вы слушаете намеренно и осознанно? Гемара пытается представить, что мог бы сказать Рава в ответ. Возможно, эта мишна подразумевает не то, что слушающий шофар должен осознавать, что исполняет заповедь, а лишь то, что он должен понимать, что слышит шофар, а не, скажем, ржание осла. Или же это значит, что тот, кто трубит в шофар, должен делать это, имея в виду конкретного слушателя, так что, если кто-то другой услышит трубление, он не выполнит мицву? Нет, заключает Гемара: трубление в шофар в синагоге адресовано любому, кто его слушает и может услышать, главное, чтобы слушатель «сосредоточил сердце свое» на выполнении заповеди. Апостол Павел, как известно, назвал иудаизм религией буквы закона, а не духа; на это мудрецы Талмуда ответили бы, что Б-г требует и того и другого.
Создание всеобъемлющей истории поляков времен Холокоста — тяжелая задача, пишет журналист JTA Зеев Стаб. А польский закон, криминализирующий любое упоминание об ответственности поляков за преступления нацистов или соучастие в них, делает ее еще сложнее.
Оттого еще более примечательным выглядит новаторское исследование, осуществленное известным историком Яном Грабовски для новой книги под названием «На службе: польская синяя и уголовная полиция во время Холокоста».
Опираясь на множество источников, автор утверждает, что польские учреждения были более чем готовы помогать нацистам в их истребительной кампании и часто «забегали вперед» благодаря собственным инициативам.
Грабовски, профессор Оттавского университета, более 10 лет потратил на это исследование, в том числе в Польше, изучая польские архивы, частные дневники и документы из более чем 100 небольших городов, где проживало множество евреев.
«Я читал ужасающие вещи в дневниках польских полицейских, описывающих, сколько евреев они убили каждый день, — говорит 61-летний Грабовски. — Рассказывали анекдоты о том, как полицейский просил стакан водки, прежде чем застрелить еврея, или как он использовал горячую воду, чтобы смыть кровь с рук. Они убивали друзей и одноклассников без угрызений совести, и даже в таких местах, куда не заходил ни один немец, чтобы проверить их».
Многие свидетельства, обнаруженные Грабовски, никогда ранее не публиковались.
«Нелегко писать такую книгу, когда наличествует противодействие со стороны крупных польских организаций с целыми командами докторов наук, чья работа заключается в том, чтобы преследовать таких людей, как я, — заявляет Грабовски, который начал свое исследование еще до того, как Польша приняла скандальный закон 2018 года об Институте национальной памяти. — Но тщательное и независимое историческое исследование необходимо, чтобы убедиться, что нация не сможет переписать свою подлинную историю в счастливое повествование о праведных поляках, спасающих евреев».
Книга посвящена действиям польской «синей полиции», официально известной под названием «Польская полиция генерал-губернаторства» и созданной вскоре после установления немецкой оккупации в Польше в 1939 году. Она состояла в основном из довоенных польских полицейских.
«Мы говорим о полицейском подразделении численностью 20 тыс. человек, которое ранее отвечало за соблюдение обычных гражданских законов, например, за то, чтобы у лошадей, идущих по улице, были подковы, — отмечает Грабовски. — Меня завораживает то, как быстро обычные полицейские превратились в безжалостных убийц».
496-страничная книга Грабовски доступна теперь на сайте израильского «Яд Вашема».
Грабовски написал множество книг и статей, посвященных Холокосту в Польше. Его книга «Охота на евреев: предательство и убийства в оккупированной немцами Польше» получила Международную книжную премию «Яд Вашема» в 2013 году.
Руководитель Центра исследований Холокоста в Польше в «Яд Вашеме», профессор еврейской истории в Тель-Авивском университете Хави Дрейфус отмечает, что накануне Второй мировой войны 3,3 млн. евреев Польши представляли собой яркую и разнообразную общину: «Многие были вовлечены в еврейские и польские дела или были активны в политических движениях, таких как Бунд, сионистских или ортодоксальных организациях. Хотя большинство из них жили в городах, но города эти нередко были совсем небольшими, рядом с деревнями, что способствовало разнообразию жизни польских евреев».
Этот последний пункт и является критически важным для изучения Холокоста, считает Дрейфус.
«Исследования часто фокусируются на крупных гетто, таких как Варшава и Лодзь, в каждом из которых проживали сотни тысяч евреев. Но в генерал-губернаторстве существовало более 340 гетто, в 83% которых проживало менее чем по 5 тыс. евреев, — рассказывает она. — Эти маленькие гетто, представлявшие большинство польских еврейских общин, остаются недостаточно изученными, несмотря на значительную их роль для понимания жизни польского еврейства во время Холокоста».
По словам Грабовски, преследование евреев поляками развивалось в три этапа.
После того, как Германия вторглась в Польшу в 1939 году, Третий рейх поручил польским полицейским ввести и обеспечить соблюдение ограничений для евреев.
«Первым этапом стало начало бесчеловечной геттоизации евреев, — отмечает Грабовски. — Немцы создали законы, призванные сломить евреев, ограничивая, куда они могли идти, что они могли делать или чем владеть. Однако до сих пор ни один историк толком не исследовал, как польская полиция внезапно стала так глубоко вовлечена в еврейские дела, фактически обрекая их на голод».
В 1941 году польские полицейские начали работать уже над вторым этапом, ликвидируя сотни гетто. Когда в 1942 и 1943 годах эшелоны с евреями отправлялись в концентрационные лагеря, такие как Аушвиц-Биркенау и Треблинка, польская полиция участвовала в нацистской «эвакуации» гетто: они окружали евреев, убивая всех, кто сопротивлялся, а иногда даже самостоятельно проводя «эвакуацию».
«Важно понимать, что это не немцы заставляли поляков стрелять. Польские карательные отряды сами принимали эти решения, — заявляет Грабовски. — В ноябре 1941 года, намного раньше, чем в оккупированных нацистами странах Западной Европы, польская полиция уже регулярно расстреливала евреев».
Возможно, поляки действовали так, чтобы избежать наказания со стороны нацистов?
«Интересно, что нет никаких сведений о каком-либо наказании, примененном к кому-то, кто отказался убить еврея, за исключением, может быть, насмешек коллег, — отмечает Грабовски. — Если вы не хотели этого делать, всегда оказывался кто-то другой, кто рад был это сделать».
По словам Грабовски, после ликвидации гетто польские полицейские продолжили убийства уже в третьей фазе, по всей стране разыскивая евреев, которые могли сбежать.
«В тот момент они убивали просто с удовольствием, без какого-либо немецкого участия, — подчеркивает Грабовски. — Они работали с местными жителями, своими соседями, и даже не сообщали немцам о том, чем они занимаются».
Да, Грабовски свидетельствует: по мере того, как Холокост прогрессировал, польская полиция действовала самостоятельно, убивая евреев и не координируя свои действия с Германией.
«Они знали: если сообщат о своей деятельности нацистам, их заставят поделиться украденными деньгами и имуществом, — говорит он. — Они также могли бы обвинить тех соседей, которые активно укрывали евреев. А они этого не хотели».
Министерство иностранных дел Польши отказалось комментировать свидетельства из книг Грабовски, заявив: «Министерство иностранных дел не комментирует научную деятельность отдельных людей, считая научную сферу и деятельность свободными от политической оценки».
В процессе работы над книгой «На службе» Грабовски столкнулся с мощным противодействием со стороны польского правительства и получил ряд судебных исков, два из которых все еще находятся на рассмотрении.
«Это не пошло на пользу моему психологическому равновесию, — замечает Грабовски. — Когда вы готовитесь к карьере доктора философии, никто не обучает вас, как справляться с нападками со стороны государства за клевету на доброе имя нации».
Именно стремление к раскрытию правды, по мнению Грабовски, важно в его работе.
«Холокост стал всеобщим эталоном зла. Но даже после десятилетий просвещения по этой теме правительства искажают историю, чтобы соответствовать собственным нуждам, — отмечает он. — Это очень опасный прецедент, и мы обязаны предотвратить его, чтобы сохранить наше будущее».
Последние раскопки в Баниасе — археологическом памятнике и национальном парке на Голанских высотах, прилегающем к границе с Ливаном, показали, что священная пещера, длительное время связанная с поклонением божеству природы Пану, вероятно, была перестроена в конце 1 века н. э. правнуком царя Ирода, Агриппой II, в зал для церемоний в римском стиле, пишет журналист The Times of Israel Гавриэль Фиске.
По словам доктора Ади Эрлих из Института археологии Цинмана Хайфского университета и научного сотрудника того же института Рона Лави, после еврейского восстания против римского правления (66–73 годы н. э.) Агриппа II, выросший в Риме и поддерживавший римлян во время этого восстания, превратил пещеру и территорию перед гротом в нимфей-триклиний — место для торжественных трапез в римском стиле. Вода здесь текла, огибая зону для трапез и уходя далее через акведук.
Находка является важным открытием, которое «многое меняет в понимании истории Баниаса» и подтверждает рассказы историка Иосифа Флавия, жившего в одно время с Агриппой II, заявляет Рон Лави.
«Многие склонны считать все, что говорит Иосиф Флавий, преувеличением. А я думаю, где бы вы ни копали и ни сравнивали с его историческими описаниями, обычно он оказывается прав, — отмечает он. — Иосиф Флавий писал о «пещере, полной воды в Баниасе», и теперь мы можем подтвердить это, найдя акведук, который был построен для отвода воды из пещеры».
Эрлих и Лави опубликовали результаты своего исследования в статье под названием «Обедайте и поклоняйтесь: римский комплекс перед гротом Пана в Панеасе/ Кесарии Филипповой» в ноябрьском выпуске рецензируемого журнала «Бюллетень Американского общества зарубежных исследований» (издательство Чикагского университета).
Итак, зал для трапез был обнаружен во время «волшебных» сезонов раскопок в 2020 и 2021 годах, когда из-за пандемии сovid-19 на объекте не было туристов.
Тогда, после плановых работ по сохранению и укреплению стены, «возник ряд вопросов», объясняет Лави.
Территория перед пещерой традиционно идентифицировалась как «Аугустеум царя Ирода» — храм, посвященный императорской мощи Рима и построенный Иродом во время его правления. Храм предшествовал входу в пещеру.
Исследователи пишут: «Новые раскопки показали, что в римский период это сооружение было без кровли и было открыто в сторону пещеры, полной воды. Вода вытекала оттуда через большой акведук, во дворе были построены водопроводные сооружения, а с запада и востока располагались ниши».
Пещера «вероятно, изначально была культовым открытым пространством. Но мы считаем, что Агриппа II в последней трети I века превратил это место в свой личный триклиний — обеденную зону с водой. Пещера была полна воды, как и вся территория перед ней», — объясняет Эрлих.
«В римской Италии I века это было очень распространено. Вы обедаете на открытом воздухе, и у вас рядом есть источник воды, или фонтан, или какая-то водная установка, — продолжает Эрлих. — Это сочеталось с прекрасными видами, звуками воды и запахами еды. В общем касалось воздействия на все чувства разом».
В Баниасе в древности, вероятно, наличествовал еще один элемент, который превращал его в нимфей-триклиний: «Пещера была полна воды. А в центре ее лежал огромный камень, который был средоточием всего комплекса. Этот камень, вероятно, был подножием алтаря или статуи», — подчеркивает Эрлих.
«Весь комплекс был построен симметрично обращенной к нему скале. Акведук контролировал уровень воды так, чтобы эта скала была видна в любое время», — добавляет она, отмечая, что на некоторых древних монетах, найденных поблизости, в Кесарии Филипповой, изображена «статуя Пана или связанная с ним фигура, находящаяся в пещере».
Исследователи сообщают, что римский комплекс нимфеум-триклиний, обнаруженный в Баниасе, является единственным в своем роде, обнаруженным в Израиле.
В то время пещера имела естественный источник воды и постоянно была полна ею. Вероятно, позднее некое землетрясение изменило приток воды в этом месте, и сейчас пещера лишь изредка наполняется водой от стока проливных дождей.
В I веке н.э. район пещеры Баниас был частью римского города Кесария Филиппова, упомянутого в Евангелиях от Марка и Матфея как место, где апостол Петр признал божественность Иисуса.
Ранее на месте пещеры была обнаружена церковь, датируемая V веком, и в наше время этот район является местом паломничества христиан.
Само название Баниас, известное с эллинистического периода (Панеас), восходит к имени Пан и указывает на то, что пещера эта долго ассоциировалось с поклонением козлоногому, играющему на флейте божеству природы, культ которого, распространенный по всему восточному Средиземноморью, отправлялся в основном в диких, нетронутых местах, включая естественные пещеры и гроты.
Согласно Иосифу Флавию, после того как Второй храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. э. Титом и его легионами, римский полководец «отправился в Баниас, и Агриппа устроил ему игры, на которых казнили пленных». Это произошло в Кесарии Филипповой, вероятно, в 70 г. н. э., может быть, годом позже», — рассказывает Эрлих.
Агриппа II бежал из Иерусалима в 66 г. н. э., когда началось еврейское восстание, и вполне вероятно, что именно тогда преобразовал это место.
Несколько монет, самая поздняя из которых датируется 69 г. н. э., были найдены в бетонном полу комплекса, «поэтому мы говорим о последней трети I века, и мы считаем, что имеем наилучшую датировку для строительства всего комплекса. Мы также имеем наилучшее понимание управления водными ресурсами в этом месте», — отмечает Эрлих.
Пещера Баниас в качестве нимфея-триклиния имеет поразительное сходство с аналогичными местами в Италии, считает она, особенно с пещерой в Сперлонге — месте на побережье между Римом и Неаполем. Там большой нимфей-триклиний, построенный в виде части императорской виллы, также имел заполненный водой грот с центральным каменным алтарем, ведущим к зоне трапез, окруженной водой.
Сперлонга была построена во времена императора Августа, который правил с 27 г. до н. э. до 14 г. н. э. Это место связано и с его преемником, императором Тиберием, который чуть не погиб здесь, согласно латинским источникам, когда грот обрушился, в то время как он обедал в триклинии.
Ирод Агриппа II, также известный как Марк Юлий Агриппа, родился в 27 или 28 г. н. э. и, как и его отец, воспитывался при римском императорском дворе, после чего был отправлен управлять территориями на севере Израиля в качестве правителя — наместника империи. Во время своего пребывания в Риме он, конечно, познакомился с традициями трапезы в нимфее-триклинии, которые послужили источником вдохновения для его собственных пиров в Баниасе.
Агриппа II сражался на стороне римлян во время Иудейского восстания, послал тысячи своих солдат на помощь легионам при осаде Иерусалима и позже был ранен во время осады Гамлы. Через некоторое время после восстания он вернулся в Рим, где и умер бездетным около 94 г. н. э., став последним правителем из династии Ирода.
По словам исследователей, пещера Баниас (Панеас) затем была вновь превращена в место поклонения Пану, включавшего и особую церемонию, своего рода гидромантию: жертвы бросали в воду, чтобы определить судьбу поклоняющихся язычников.
Несколько сотен лет спустя это место было преобразовано в раннехристианскую церковь, поскольку христианство тогда набирало популярность.
Сегодня Баниас, популярный национальный парк и туристическое направление, известное своими водопадами, источниками и пешеходными тропами, закрыто уже больше года из-за конфликта Израиля и «Хезболлы». По данным Управления природы и парков Израиля, которое курирует это место и финансирует раскопки, за время конфликта около 33,5 гектаров парковой зоны сожжены пожарами, вызванными ракетами «Хезболлы». Но пожары не нанесли ущерба пещере, пешеходным тропам и сооружениям.
Дальнейшие планы по развитию объекта, а также потенциальное воссоздание того, как пещера Баниас могла выглядеть в качестве триклиния, в настоящее время заморожены и будут изучены лишь после войны.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..