пятница, 10 января 2025 г.

Из ГУЛАГа в Лос-Анджелес

 

Из ГУЛАГа в Лос-Анджелес

Слева Моше Давидоф.

В дни прошедшего праздника Хануки я был в Лос-Анджелесе на “русском” шаббатоне, трехдневном семинаре, который начался в четверг и закончился в воскресенье. Не случайно шаббатон этот называется “Симха”, что означает радость, ибо около двухсот участников семинара с радостью возвращаются каждый год для того, чтобы вновь встретиться со своими друзьями. Все разбросаны: кто-то живет в Лос-Анджелесе, кто-то — в Сан-Франциско, а кто-то — в Ванкувере, но все ощущают некое чувство принадлежности к своей общине участников шаббатона. 

Например, Толя и Элеонора впервые приехали четверть века назад. Тогда их дочь и сын учились в городских школах и мало что знали о еврействе. Сегодня их дочь ребецн, мать троих детей, преподает Тору молодым людям в Лос-Анджелесе, а их сын — отец семейства, учится на раввина в Иерусалиме.

Признаюсь, что, когда меня впервые пригласили на шаббатон в качестве лектора, я отказался. “Как я могу оставить свою общину в Бруклине? Ко мне каждый шаббат приходят много людей.  Через несколько лет мне вдруг позвонил Саша Ильин, один из моих друзей по еврейскому подполью в Москве. Ему я не смог отказать, и с тех пор эта община стала частью моей семьи. Прошло почти двадцать лет. Когда-то я брал с собой своих младших сыновей, Аарона и Давида, сегодня они с семьями живут в Израиле и с 7 октября 2023 года служат в Армии обороны Израиля. 

Саадия Давидоф проводит урок на шаббатоне «Симха».

В пятницу утром мы прогуливались по набережной Тихого океана, и я попросил Моше Давидоф, основателя шаббатона “Симха”, рассказать нашим читателям, с чего все начиналось.  Перед нами раскрылось настоящее ханукальное чудо: оказывается, свет, однажды зажженный в сибирском ГУЛАГе, продолжает светить в Иерусалиме и достиг Западного побережья США.  Это рассказ о мужестве узников Сиона, Иосефе Менделевиче и Шимоне Грилюсе, о радости посвящения свитка Торы в Лос-Анджелесе и Хануке в Сиэтле. 

-Моше, расскажите о себе. 

-Я был подростком, когда мы уехали из Ленинграда и поселились в Миннесоте. Однажды раввин — шалиах Хабада — пригласил меня, брата и еще нескольких ребят в кино на самый первый фильм “Star Wars”. Так я впервые познакомился с религиозным человеком. Он пригласил меня на еврейскую свадьбу, и это было некое соприкосновение со светом еврейской традиции. Тогда были посеяны семена,  которые взошли 15 лет спустя. В юности мне было не до еврейства,  нужно было поступать в колледж, строить карьеру. Я получил финансовое образование в университете Миннесоты, работал в больших корпорациях. И только потом заинтересовался всерьез нашей традицией и еврейской жизнью.

– А первый шаббатон?

– Двадцать шесть лет назад в Лос-Анджелес приехал Шимон Грилюс из Иерусалима. Раввин нашей синагоги позвонил мне: «Приходи ко мне домой, хочу тебя познакомить кое с кем». Так я познакомился с ребе Грилюсом.  Тогда же мы решили пригласить друзей в наш дом в Вествуде.  Пришел русскоязычный шалиах из Лос-Анджелеса — это и был наш самый первый шаббатон. 

Шимон Грилюс.

– Я познакомился с равом Грилюсом вскоре после приезда в Израиль в 1981 году. Учился в русскоязычной иешиве «Швут Ами», которую основали рав Шимон Грилюс с замечательным раввином Элеэзером Кугелем, благословенной памяти.  Шимон тогда рассказал мне, что был диссидентом и оказался в пермском ГУЛАГе.  Он молился, чтобы кто-нибудь из арестованных «самолетчиков», которые боролись за выезд в Израиль, оказался в пермском лагере и обучал его Торе. И это произошло. Как вспоминал Иосеф Менделевич – герой “самолетного дела”, – сразу с этапа в лагере подошел к нему человек, которого звали Симеон, и сказал: “Учи меня Торе”. Менделевич ответил: “Подожди, я только приехал”. А Шимон говорит: “Я же жду тебя целый год”.

И они начали заниматься Торой, соблюдать шаббат и кашрут в невероятно трудных условиях заключения. Потом они вместе приезжали на шаббатон “Симха” в Лос-Анджелес и делились своей историей. А сегодня искорки света, зажженные когда-то в сибирском ГУЛАГе этими людьми, продолжают светить нам. 

-Мы с женой проводим этот шаббатон уже 26-й год подряд. И это наша миссия в жизни. В этот раз мы дарим нашей общине написанный в Иерусалиме свиток Торы, который мы посвятили памяти своих отцов, бабушек и дедушек. Этот свиток писал софер в Израиле, но специально для нас было оставлено около ста букв.  В воскресенье утром участники шаббатона стояли в очереди купить букву Торы, и софер писал их, заканчивая свиток. Люди хотели, чтобы у них была своя буква в Торе.  

-Радость посвящения свитка Торы памяти ваших близких — это и радость за вашего сына, который продолжает преподавать Тору другим.  

Я обратился к сыну Моше. Рав Саадия Давидоф – шалиах, посланник Ребе в Сиэтле. 

Йосеф Менделевич на шаббатоне в Санкт — Петербурге.

– Что вы испытываете сегодня, когда ваша семья дарит Сефер Тору общине?

– Свиток Торы обладает уникальной силой. В 1973 году в Йом-Кипур арабы напали на Израиль, началась Война Судного дня. Тогда Любавичский Ребе призвал евреев мира написать свиток Торы, чтобы наступил мир. Ребе всегда говорил, что Тора — не только исторический документ, это “инструкция” как жить и как принести мир.  Когда человек изучает Тору, он начинает жить по правилам Торы, выполнять заповеди, он открывает сокрытый в нашем мире свет. 

Сегодня здесь собралась община русскоязычных евреев из Лос-Анджелеса, и не только. Например, мы приехали из Сиэтла, другие приехали из Канады, вы приехали из Нью-Йорка. В этом единение нашего народа. Мы надеемся, что Тора, которую мы дарим общине, станет благословением мира для народа Израиля и всех людей на земле. 

– Не мы храним Тору, а Тора хранит нас, объединяет и дает нам силы. Когда мы вместе, то свет побеждает тьму.  Как говорят сегодня в Израиле: “Вместе победим!”. 

“Пришли мне учителя Торы!”

               

Саадия Давидоф зажигает Менору в Сиэтле, 2025.

Рассказ рава Шимона Грилюса: 

-Я родился в Вильнюсе. Уже в юности начал искать захоронения убитых фашистами евреев. Все слышали, конечно, о Бабьем Яре. В 60-х годах на всей территории СССР не было даже камня, который символизировал бы место массовых убийств евреев…  

У немцев был “порядок”: перед расстрелом одежда – вправо, обувь – влево. Золотые зубные протезы вынимались раньше. Маленькая девочка, когда снимала свои ботиночки, споткнулась и упала. Ее “укрыла” обувь других детей. Девочка спаслась, и мы от нее узнали, где была яма с расстрелянными детьми. 

1964-й год. Мы закончили устройство кладбища, установили символический день поминовения, и туда приехали молодые евреи. Приехали из Ленинграда, Москвы, Кишинева, из Винницы. Власти увидели в этом “антисоветское сборище”. Стоишь на кладбище, где когда-то фашисты расстреляли детей, и думаешь: «Ты попал в черный список. Тебя могут выгнать из института. Ты можешь потерять работу”. Моя военная профессия — радиоинженер, я учился в Рязанском радиотехническом институте. Сегодня это были бы С-300, С-400, то есть зенитно-ракетные установки. Вдруг какая-то внутренняя сила “выбросила” все эти мысли из головы, и я перестал бояться… Я стал думать о том, что мы принимаем эстафету у тех, кто был до нас. 

Я должен был поехать в Рязань, 1500 километров от Литвы. Приезжаю, захожу в квартиру моих будущих коллег по подполью и вижу две свечи. Спрашиваю: что это значит? Мне говорят, что это шаббат. Что такое — шаббат?.. И так по капельке я начал открывать свое еврейство. 

В Рязанском радиотехническом институте были еврейские студенты, которых “отрикошетили” из разных вузов СССР.  Мы знали, что нас арестуют. 

Мой папа учился в иешиве в Литве, но потом стал коммунистом и поехал строить коммунизм на… Колыму. Я же был у Брежнева «на курорте».

Первый год. Сижу один, 250 «ходячих удобрений» – так мы называли бывших нацистов, участников уничтожения евреев. Мы с ними не общались. И было около 40 политзаключенных, русские монархисты, армянские, литовские, латышские, украинские националисты.

И вдруг в «Ленинградской правде», где, кроме слова «правда»,  никакой правды не было, я читаю о “всемирном сионистском заговоре” и попытке захвата самолета. Я быстро подсчитал: арестованы 12 «самолетчиков». Две женщины не в счет: мужчин и женщины не сажали вместе. Четыре политзоны. Десять разделить на четыре, – никого с одного процесса не сажали вместе. Я понял, что двое или трое попадут ко мне в зону. Тогда я еще не открыл для себя Творца, но молился: “Пришли мне учителя Торы!” 

Мне оставалось сидеть еще четыре года. Надо было готовиться к алие в Израиль, учить иврит. Среди десяти «самолетчиков» один был религиозный человек. Именно он приехал ко мне в зону! Иосеф Менделевич родился получил знания Торы от своего дяди. Папа-коммунист ему читал отрывки из Талмуда. В общем, снова эти искорки еврейской души. 

А продолжение — чудо. Там ты живешь в зоне без стен. Все знают, кто ты. Они знали, кто Иосеф для меня, и нас за четыре года не разлучили.

Я видел руководителя Украинского национального фронта. Если есть читатели из Украины, то вы, возможно, слышали имена адвокатов – пана Лукьяненко и пана Кандыбы. Они нас поздравляли с Днем независимости Израиля, оставляли нам уголок в бараке, это было наше купе. Там рав Менделевич в шаббат проводил кидуш. 

Пан Лукьяненко и пан Кандыба выходили из барака, чтобы мы уединились, поздравляли нас и говорили: «Вы великий народ! Мы выходим из малой зоны в большую». Это так у нас назывался Советский Союз.

А сегодня мы с Иосефом Менделевичем соседи в Иерусалиме. Из окна моей квартиры виден его дом. И мы вместе преподаем Тору на русском языке. Мы ездим в бывший Советский Союз. СССР уже нет, а мы приезжаем преподавать Тору! 

Мы сохраняли свое еврейство в лагерях, в Израиле боролись за узников Сиона, за их выезд в Израиль. 

А в Москве в начале 80-х годов два молодых человека, Илья Эссас и Гриша Вассерман, принимают эстафету: рав Вассерман создает еврейскую общину в Ленинграде, а рав Эссас — в Москве.  В Америке рав Мордехай Нойштадт создает организацию и в течение многих лет направил в СССР более тысячи «туристов», преподавателей Торы. В Иерусалиме в это время создается иешива «Швут Ами», чтобы принимать учеников рава Эссаса и рава Вассермана.

Шимон Грилюс в Лос — Анджелесе на шаббатоне «Симха», 2007 год.

Приняли их волну. Среди них рав Элиезер Ксидо, рав Хаим Бурштейн, рав Моше Пантелят. Они “оперились” в «Швут Ами» и вернулись в свои города, чтобы продолжить эстафету. 

Еврейская школа “Мигдаль-Ор” возникла в Москве и в Ленинграде. 

Я вообще влюблен в русскоязычную аудиторию. И, кстати, есть особый интерес и среди молодежи в Америке, среди родившихся в Америке в русскоязычных семьях. Они ищут смысл в жизни, ищут свои корни. 

– Хочу упомянуть еще одно чудо. Я учился в Москве у Ильи Эссаса, а потом у вас в Иерусалиме, в иешиве “Швут Ами”.  Однажды я приехал в Лос-Анджелес на шаббатон к замечательной семье Моше и Эстер Давидоф. Они мне рассказали, что приезжал из Израиля реб Шимон Грилюс, который вдохновил их. И тут я понял, что чудо распространения света Торы из тьмы пермского советского концлагеря продолжается. Надеюсь, что ваш рассказ вдохновит наших читателей искать свет и делиться им с другими людьми. 
Беседовал Лев Кацин

Лео Террелл покидает Fox News, чтобы присоединиться к администрации Трампа

 

Лео Террелл покидает Fox News, чтобы присоединиться к администрации Трампа



Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US


 Дата: 10.01.2025 03:32



В четверг Лео Террелл объявил в социальных сетях о своем уходе из Fox News, чтобы принять новую роль в администрации Трампа.

В сообщении на X, ранее известном как Twitter, Террелл сказал, что с настоящего момента он будет выполнять обязанности старшего советника помощника генерального прокурора в Отделе гражданских прав Министерства юстиции. Это знаменует собой завершение его четырехлетнего пребывания в качестве корреспондента Fox News.

Смотрите:

В своей новой роли Террелл сказал, что будет тесно сотрудничать с Трампом, Пэм Бонди и другими ключевыми должностными лицами для решения проблем гражданских прав и обеспечения справедливости в применении законов по всей стране.

«Это честь. И для тех людей, которые слышали, как я излагал свои взгляды на равенство закона и справедливое отношение ко всем, помощь уже в пути. Для тех людей, которые считают, что система использовалась незаконно против определенных групп из-за их политических взглядов, помощь уже в пути», — сказал Террелл.

Террелл изначально был убежденным демократом и либеральным комментатором, но в июле 2020 года он совершил политический сдвиг, когда объявил о своей поддержке Трампа, впервые поддержав кандидата в президенты от Республиканской партии. Он сказал, что его трансформация была вызвана недовольством направлением и политикой Демократической партии, которая, по его словам, больше не представляла его взгляды или интересы афроамериканского сообщества.

Хоры геев, транс-кафе и искусство социальной справедливости: на что Лос-Анджелес потратил деньги, урезав свой пожарный бюджет

 

Хоры геев, транс-кафе и искусство социальной справедливости: на что Лос-Анджелес потратил деньги, урезав свой пожарный бюджет

Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US

 Дата: 10.01.2025 02:47


Город Лос-Анджелес сократил финансирование своей пожарной службы и выделил тысячи долларов на различные прогрессивные программы, включая «Полуночное кафе трансгендеров» и хор геев.

В среду пожары охватили Южную Калифорнию, уничтожив сотни домов в округе Лос-Анджелес, а сильный ветер только усилил разрушения. Мэр-демократ Лос-Анджелеса Карен Басс подверглась критике за сокращение бюджета пожарной службы Лос-Анджелеса (LAFD) на 17,6 млн долларов на 2024-2025 финансовый год, сообщил телеканал Fox 11 со ссылкой на городского контролера Лос-Анджелеса Кеннета Мехию.

Басс заявила на пресс-конференции, что ни одно из сокращений «не повлияло бы на ситуацию, с которой мы имели дело в последние пару дней». Она добавила, что город «переживает трудные бюджетные времена».

Лос-Анджелес выделил 100 000 долларов Департаменту гражданских и человеческих прав и равенства на «Полуночное кафе трансгендеров», согласно его бюджету на 2024–2025 годы. Целью финансирования является «поддержка безопасного убежища для беззащитных трансгендерных лиц в Голливуде», — отмечается в документе.

Аналогичным образом, бюджет специальных ассигнований Департамента культуры выделил 100 000 долларов на премии Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP).

Бюджет также выделил 8 670 долларов на «Единый институт — международные архивы геев и лесбиянок».

В настоящее время в архивах ONE в библиотеках Университета Южной Калифорнии (USC) проходит выставка под названием «Научная фантастика, магия, квир-ЛА: сексуальная наука и Imagi-Nation», которая посвящена оккультизму и «движению ЛГБТК».

Бюджет также выделил 13 000 долларов на «Программы месяца наследия лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров» и 14 010 долларов на «Хор геев Лос-Анджелеса».

На программы месяца истории афроамериканцев, месяца наследия американских индейцев, месяца наследия латиноамериканцев и месяца истории азиатских американцев в Лос-Анджелесе было выделено по 13 000 долларов.

Бюджет также выделил в общей сложности 170 000 долларов на «Инвестиции в социальную справедливость в сфере искусства».

LAFD раскритиковали за продвижение инициатив в области разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI), а в его стратегическом плане на 2023–2026 годы было указано, что DEI является одной из его «ключевых целей». Заявленным приоритетом первой в городе «ЛГБТК» и женщины-начальника пожарной охраны Кристин Ф. Кроули является «продвижение культуры, которая ценит [DEI]».

5 продуктов, которые снижают уровень сахара в крови

 

5 продуктов, которые снижают уровень сахара в крови

18:00, Сегодня
фасоль в тарелке фото
Контроль уровня сахара в крови – важнейший аспект жизни для людей с диабетом.

Определённые продукты могут временно понижать уровень глюкозы и улучшать общее самочувствие, утверждает диетолог Наталья Тарапата в своём Instagram. Рассмотрим несколько таких продуктов.

Фасоль

Эксперт отмечает, что исследования подтвердили её способность замедлять абсорбцию глюкозы, сравнимую с эффектом акарбозы – препарата, применяемого для лечения диабета в Европе. Регулярное употребление фасоли помогает поддерживать уровень сахара в норме.

Яблочный уксус

Используемый в народной медицине задолго до появления современных препаратов, яблочный уксус обладает способностью снижать уровень глюкозы, инсулина и триглицеридов в крови. Кроме того, он помогает клеткам мышц активнее усваивать глюкозу и улучшает эффективность инсулина.

Куркума

Добавление куркумы в рацион может существенно уменьшить вероятность перехода преддиабета в диабет. Её полезные свойства проявляются при регулярном употреблении.

Семена льна

Эти семена не только полезны для здоровья в целом, но и помогают снижать уровень сахара в крови и уменьшать процессы гликации. Чтобы их действие было максимально эффективным, рекомендуется предварительно замачивать семена или перемалывать их перед употреблением.

Семена чиа

По словам диетолога, семена чиа доказали свою эффективность в снижении уровня сахара в крови. Их можно использовать в качестве полезной добавки к различным блюдам.

Каждый из этих продуктов может стать важной частью рациона для людей с диабетом, поддерживая здоровье и помогая контролировать уровень глюкозы.

Редакция Курсора сообщала, что израильские ученые сделали прорыв в лечении рака. Больные раком тестируют первые в мире «компьютерные» антитела, сделанные в Израиле

Автор материала

Трампу огласили приговор по делу о деньгах актрисе Сторми Дэниэлс

 

Трампу огласили приговор по делу о деньгах актрисе Сторми Дэниэлс

18:26, Сегодня
дональд трамп фото
Он станет первым президентом в истории США, осужденным за уголовное преступление.

Сегодня, 10 января, судья Нью-Йорка Хуан Мерчан присудил избранному президенту США наказание в виде "безусловного освобождения" по делу о плате за молчание порноактрисе Сторми Дэниелс.

Об этом сообщает Sky News.

Несмотря на то, что летом прошлого года суд присяжных признал виновным по всем 34 пунктам обвинения по делу о "порноденьгах", вынесен более мягкий приговор о так называемом безусловном освобождении. То есть, получается, что Трампу не присудили вообще никакого заключения, испытательного срока или штрафа.

Однако не все так оптимистично. Ведь формально новый 47-й президент получил судимость, из-за чего он станет первым в истории США президентом, осужденным за уголовное преступление.

Во время оглашения приговора судья объяснил, что иммунитет, который Дональду Трампу предоставляет должность президента, является "фактором, который превосходит все остальные".

"Дональд Трамп, обычный гражданин, Дональд Трамп, обвиняемый в уголовном преступлении, не имел бы права на такую значительную защиту", – добавил он.

При этом сам Трамп участвовал в заседании по видеосвязи, а в своем выступлении раскритиковал суд как "охоту на ведьм" и назвал участие в судебном заседании "худшим опытом" в своей жизни.

Суть дела о "порноденьгах" - в том, что Трампа обвиняли в фальсификации деловой документации с целью сокрытия выплаты 130 тыс. долларов порнозвезде Сторми Дэниелс в обмен на ее молчание перед выборами в США 2016 года о сексуальном контакте, который, по ее словам, она имела с Трампом несколькими годами ранее.

Оглашение приговора Трампу сначала было назначено на 11 июля прошлого года, но затем несколько раз откладывалось.

Напомним, "Курсор" писал о том что если новый президент США Дональд Трамп и президент россии владимир путин проведут встречу без участия Украины, то это может обернуться определенными рисками, игнорированием интересов Украины.

"Курсор" также сообщал, что премьер-министр Италии Джорджа Мелони выразила уверенность в том, что новоизбранный президент США Дональд Трамп не будет склонять Киев к переговорам на невыгодных условиях.

 

 

Автор материала

Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов

 

Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов

10 января, 16:00 Достижения
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов в мире в опубликованном 9 января рейтинге «Henley Passport Global Ranking Index» за 2025 год, пишет «The Jerusalem Post».

В списке, опубликованном «Henley&Partners», паспорта ранжируются на основе нескольких факторов, включая возможность безвизовых поездок по всему миру.

Владельцы израильских паспортов могут путешествовать в 170 стран без визы, а для некоторых направлений требуется виза по прибытии или электронное разрешение на поездку.

В этом году рейтинг Израиля поднялся на две позиции по сравнению с 21-м местом в 2024 году.

По данным компании, Соглашения Авраама, соглашение США об отмене виз и дополнительные двусторонние соглашения способствовали резкому увеличению числа стран, в которые могут въезжать израильтяне.

Возглавил список Сингапур, владельцы паспортов которого могут въезжать в 195 стран, за ним следует Япония с 193 странами, на третьем месте Финляндия, Франция, Германия, Италия, Южная Корея и Испания с 192 странами.

Паспорт Великобритании занял пятое место со 190 странами, в то время как паспорт США опустился с седьмого на девятое место, что позволило владельцам его паспортов въезжать в 186 стран без визы.

В самом низу индекса, на 106-м месте, оказался афганский паспорт, который позволяет его владельцам посещать 26 стран без визы.

The Wall Street Journal: Как Джимми Картер и Менахем Бегин не сошлись в понимании Библии

 

The Wall Street Journal: Как Джимми Картер и Менахем Бегин не сошлись в понимании Библии 

Меир Соловейчик. Перевод с английского Светланы Силаковой 9 января 2025
Поделиться20
 
Твитнуть
 
Поделиться

Президент хотел, чтобы евреи ушли с Западного берега Иордана. Премьер-министр ограничился уступкой Синая  

В 1978 году, перед сентябрьским саммитом в Кэмп-Дэвиде с участием израильского премьер-министра Менахема Бегина и египетского президента Анвара Садата, Джимми Картер отдыхал в долине Джексон-Хоул в Вайоминге. Там он прочел подготовленные ЦРУ психологические портреты лидеров, с которыми ему предстояло встретиться. 

По сообщению Лоренса Райта в книге «Тринадцать дней в сентябре», ЦРУ назвало Садата «визионером», «смелым» лидером, который «готов проявить гибкость». А Бегина, напротив, выставило «скрытным», «поборником буквы закона». Вероятно, эти характеристики повлияли на восприятие Картера. 

После первого разговора с Бегином в Кэмп-Дэвиде Картер заметил в беседе со своей женой Розалин: «По-моему, он вообще не намерен довести дело до мирного договора».  

Картер ошибался. Бегин и Садат заключили мир, остающийся нерушимым уже десятки лет и свидетельствующий о лидерских качествах обоих. Правда, соглашения, заключенные по итогам саммита в Кэмп-Дэвиде, крайне отличались от задуманных Картером. 

Президент США Джимми Картер (в центре), президент Египта Анвар Садат (слева) и премьер-министр Израиля Менахем Бегин (справа). Кэмп-дэвид, ш. Мэриленд. 1978 год

Когда мы рассматриваем внешнеполитическое наследие Картера, нельзя не поразиться тому, что и Бегин, и Картер ориентировались на Святое Писание, но понимали его абсолютно по-разному. 

Едва Картера избрали президентом, он возжелал осуществить перемены на Ближнем Востоке, твердо полагая, что его истовая вера в Бога дает ему тот уровень компетентности, которого не было у его предшественников в Белом доме. 

«Я с восемнадцати лет вел занятия по Библии, — сказал Картер своему помощнику Стюарту Айзенштадту, — и ровно половину уроков провел по еврейскому тексту, а другую половину — по Новому Завету. Так что я знал историю, знал подоплеку, у меня была мощная религиозная мотивация попробовать принести мир в края, которые я называю Святой Землей».   

Но, как подробно рассказывает в своих мемуарах Айзенштадт, знание Библии не пробудило в Картере симпатий к евреям, жившим на их исторической родине, — ни к обитателям древней Иудеи, ни к населению этих мест в ХХ веке, — «и президент иногда проявлял умопомрачительную политическую неделикатность». 

После вступления в должность Картер продолжал преподавать в воскресной школе. На одном из занятий президент сказал ученикам, что Иисус «фатальным образом бросил вызов тогдашней церкви , и еврейские лидеры никоим образом не могли проигнорировать этот вызов. Так что они решили убить Иисуса».  На другом занятии он сказал, что Иисуса предали смерти «как можно скорее, едва это удалось организовать еврейским лидерам, а они были весьма могущественны». Обе фразы были сказаны при корреспонденте Associated Press. 

Таков был президент, надеявшийся преобразить Ближний Восток. В Кэмп-Дэвиде Картер давил на Бегина, требуя полностью прекратить строительство поселений в областях Иудея и Самария, дабы подготовиться к созданию палестинского государства. Бегин отказался санкционировать создание подобного государства, объявив его угрозой для безопасности израильских граждан. Более того, он не согласился на долгосрочный запрет поселений в библейском сердце Святой Земли. И все же в конце концов Бегин согласился демонтировать все поселения на Синайском полуострове, чтобы эту территорию можно было передать Египту. Тем самым он подготовил почву для заключения мира. 

Примечательно, что позицией Бегина возмутились и Картер, и союзники премьера в кругах израильских правых. Картер счел, что соглашение с Египтом недостаточно масштабно, а некоторые израильские политики находили, что уступка Синая создает огромный риск. Однако в глазах Бегина Синай сильно отличался от Западного берега Иордана. Синайский полуостров не был частью Святой Земли, и пожертвовать им ради умиротворения был риск допустимый, считал премьер-министр. В то же время он полагал, что согласиться на шаг, в результате которого области, имеющие в Библии высочайшее духовное значение, станут judenrein , — это совершить преступление в отношении еврейской истории. 

Однажды Бегин спросил у Картера: «Если евреи вольны жить в американских городах Шайло и Бетель, отчего им следует запретить жить в Шило и Бейт-Эле — местах, в честь которых названы эти города?»  

Когда премьер-министр в беседе со своим секулярным однопартийцем заметил, что Библия не считает Синайский полуостров частью Святой Земли, собеседник опешил: «При чем тут Библия?»

В Кэмп-Дэвиде позиция Бегина возобладала. Мир с Египтом был заключен, Бегин согласился поработать над созданием палестинской автономии, но не палестинского независимого государства. Уильям Квандт из команды Картера написал в отчете, что Бегин «умело вел свою тактику, четко ставил цели и проявлял упорство в переговорах с двумя мощными лидерами».  

Позиция Бегина возобладала и в Израиле, где ныне почти все считают, что палестинское государство в случае его создания будет угрожать самому существованию еврейского государства. Также, в значительной мере, эта позиция возобладала и в Америке. Такие ведущие фигуры в Конгрессе как Майк Джонсон  и кандидаты на министерские посты Марко Рубио и Пит Хегсет  открыто заявляют, что их любовь к Израилю и обеспокоенность его будущим во многом опираются на тот факт, что они истово верующие христиане. 

Оригинальная публикация: How Jimmy Carter and Menachem Begin Clashed Over the Bible

ЛЕВ ИУДЫ

 Фонограф

Лев Иуды

Акива Шик. Перевод с английского Юлии Полещук 10 января 2025
Поделиться17
 
Твитнуть
 
Поделиться

Материал любезно предоставлен Jewish Review of Books

В2004 году на ток-шоу «Джимми Киммел в прямом эфире» пришел чернобородый хасид и с псевдоямайским акцентом воспел хвалу Б-гу. И даже сейчас удивительно наблюдать, как Матисьяху — самоуверенный, в черной шляпе, очках, — выступал тогда в вечерней телепрограмме. Регги-битбокс — дм-да-да-бтт-те-таа-тикт — быстро сменяется йиббио-бо-бамс хасидского нигуна, и следом Матисьяху запевает: «Где бы я ни был, благослови меня всем светом Твоим… позволь мне перестать славить Имя Твое… Боб Неста [Марли] сказал лучше всех, всё будет хорошо».

За две минуты Матисьяху заявил о себе всему свету и «зажег», как сказал изумленный Джимми Киммел, когда исполнитель, завершив Close My Eyes («Закрой мои глаза»), сел на диван побеседовать с ведущим. Киммел и прочие гости (звезда ситкомов Скотт Байо, стендап-комик Кевин Нилон) не знали, с чего начать. «Как вы стали таким вот рэпером?» — со смехом поинтересовался Киммел. Матисьяху негромко ответил: «Любавичский Ребе учил: идите в мир, переверните его, помогите людям обрести благочестие». Далее Киммел спросил, ругается ли Матисьяху (нет), употребляет ли наркотики (нет) и сколько ему нужно заплатить, чтобы он выступил в шабат. На это исполнитель ответил, что никакие деньги того не стоят. 

Киммел и его друзья о Матисьяху, может быть, слышали и впервые, но вообще-то Shake off the Dust… Arise («Отряхни прах… Восстань»), дебютный альбом, записанный им во время учебы в хабадской ешиве, занял четвертую строчку в американских хит-парадах и первую в хит-парадах регги. 

Какое-то время Матисьяху был главной звездой американского иудаизма, четыре его альбома вошли в список 40 лучших, он гастролировал по всему миру, выступал в Израиле, Испании, Норвегии, Австралии и Японии. И сейчас, спустя двадцать лет после выхода его удивительного первого альбома, Матисьяху по-прежнему зажигает, пусть и в другой ипостаси.

Матисьяху в ток-шоу «Джимми Киммел в прямом эфире»

Матисьяху, урожденный Мэтью Миллер, появился на свет в 1979 году в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, в еврейской семье, почти никак не связанной с традицией. В школе будущий исполнитель учился без особого рвения, занимался спортом, слушал Боба Марли, в четырнадцать лет «начал курить травку и заниматься сексом». Когда ему было шестнадцать, родители отправили его в Израиль по учебной программе для старшеклассников-американцев. Но сам Матисьяху, рассказывая о школьных годах, вспоминает, как ездил на гастроли вслед за рок-группой Phish и жил в орегонском рехабе. 

Как ни парадоксально, иудаизмом Матисьяху заинтересовался, слушая, как Боб Марли поет «Лев Иуды порвет все цепи» и прочее в этом роде. Разумеется, Марли считал растафарианцев (и себя в том числе) истинными потомками древних израильтян (а император Эфиопии Хайле Селассие, убитый в 1975 году, был мессией растафари).

Мэтью стал Матисьяху лишь после переезда в Нью-Йорк. Он поступил в Новую школу  и тесно общался с двумя хабадскими раввинами из Нижнего Манхэттена. Как и многие молодые евреи, ищущие себя, Матисьяху пылко увлекся любавичским хасидизмом в те кружащие голову годы после кончины Ребе, когда многие его последователи, считавшие Ребе мессией, ждали, что он вот-вот вернется в мир. 

А еще Матисьяху посещал синагогу «Карлебах Шул» в Верхнем Вест-Сайде. Матисьяху признается: на него в значительной степени повлиял Шломо Карлебах, исполнитель еврейских песен (он, как и Ребе, умер в 1994 году).

Сперва Матисьяху ради Хабада похоронил свой интерес к музыке, даже усвоил выговор бруклинского района Краун-Хайтс, хотя сохранилось несколько зернистых видеозаписей, на которых он выступает в подвалах шулов, в свете флуоресцентных ламп читает рэп перед редкой толпой. В первом своем хите, King Without a Crown («Король без короны»), Матисьяху поет: «Слой за слоем душу свою раскрой/Надо себя отдать, чтобы стать собой». 

В своих интервью Матисьяху по-разному объясняет совершившуюся с ним перемену. То утверждает, будто бы заключил своего рода сделку с Б-гом: обещал стать рьяным хабадником в обмен на музыкальный успех, к которому, собственно, всегда и стремился. Впрочем, как бы именно ни добился успеха Матисьяху, а выступления его в те годы всегда очень будоражили публику. На сцене его моментально пробивал пот, ведь Матисьяху прыгал, кружился, дрыгал ногами. Танцевал он тогда (насколько можно судить по видеозаписям), если честно, ужасно, но очень трогательно — то и дело придерживал рукой бархатную кипу, чтобы не улетела в зал.

С самого начала и на всем протяжении его творческого пути вокруг Матисьяху витает вопрос: принимать ли его всерьез. И в каком-то смысле этот вопрос по-прежнему остается без ответа, хотя дебютный его альбом вовсе не безделушка. Это продуманная, непростая и при этом целостная попытка самоосмысления, изобилующая загадочными аллюзиями. 

В главной песне, Chop ‘Em Down («Поруби их»), Матисьяху произносит как бы походя: «Это видели шестьсот тысяч, нет, ты не забыл», — не объясняя, что речь идет об откровении на Синае, о шестистах тысячах израильтян, которые, по преданию, собрались у подножия горы, и о том, что память об этом несут в себе все евреи. Еще в этом альбоме Матисьяху поет о рабстве египетском и о небесном водительстве (Мицраим/Шамаим, удобная рифма), время от времени переходя на хасидские нигуны без слов. В композиции Got No Water («Нет воды») он вдруг восклицает: «Шйибане Бейс Хамикдаш бимхейра би-ямейну», умоляя Б-га восстановить святой храм, да поскорее. Пыл хабадника оказывается мощным источником вдохновения. В той же песне Матисьяху заявляет: «Как ты выживешь без воды… Философия Хабада — вот глубочайший источник». Вторая песня альбома Shake Off the Dust… Arise, «Цама Л’холь Нафши», это псалом 63:2-3, «жаждет Тебя душа моя» . В «Закрой мои глаза» Матисьяху поет: «Ребе сказал лучше всех: сегодня грядет Машиах». Многослойная песня «Аиш Тамид» рисует яркий образ разрушенного Иерусалима, загнивающего Нью-Йорка и человека, который пытается восстановить себя в этом мире. Матисьяху воркует в припеве: «Я не знаю, где же ты, разве ты/Разве ты не вернешься ко мне?» В некоторых композициях он кричит: «Машиах нужен нам сейчас!» — что неудивительно для новоиспеченного любавичского баал тшува, но для восходящей поп-звезды удивительно, как ни крути.

 

Критики приняли Shake Off the Dust… Arise благосклонно. Но второй студийный альбом Матисьяху, Youth («Юность») и вовсе разошелся полумиллионом копий, принес автору номинацию на «Грэмми» и сделал его единственным в мире хасидом-суперзвездой регги. 

Альбом, как и ранние записи Матисьяху, изобилует еврейскими аллюзиями — к примеру, главная композиция, Fire of Heaven/Altar of Earth («Огонь небесный/Жертвенник земной»), открывается талмудической (и, возможно, игриво растафарианской) отсылкой к святому огню в виде льва. Но вообще он короче и проще первого. Нет в нем уже ни псалмов, ни нигунов, а отдельные песни, например, King Without a Crown, перезаписаны в темпе более быстром, нежели прежний регги. 

Моя любимая песня у Матисьяху, Dispatch the Troops («Отправь войска») — именно с этого альбома: скорбный пересказ Книги Ирмиягу, перескакивающий с первого лица на третье в диалоге Б-га с еврейским народом. Он назван здесь «дочерью Сиона, некогда благородной принцессой, которая «оставила дом своего отца ради улиц, не ведающих покоя». Отношения у них, мягко говоря, сложные: «Дочь моя, возвратись, пожалуйста, где ты была?» Она отвечает: «Я не могу вернуться домой, он не пустит меня на порог, да и новые ссоры нам не нужны».

Матисьяху. 2011 год

В те годы, когда Матисьяху начинал музыкальную карьеру, я учился в младших классах еврейской школы, и те из моих однокашников, у кого были мобильники-раскладушки, ставили вместо звонка песни Матисьяху. По всему еврейскому миру гремел скверный рэп и мерзотный регги-акцент. Матисьяху мы обожали — и не только за музыку, но и за то, какой он. С благоговением обсуждали, что в шабат он нипочем не выйдет на сцену. Рассказывали друг другу истории, как мы (или наши знакомые, или знакомые наших знакомых) видели его в шуле. Он часто выступал в Нью-Йорке перед залами, битком набитыми юными ортодоксами, которые с восторгом таращились на него, и евреями постарше, недоумевавшими, почему этот подвижный, как ртуть, хасид кричит на них. Но даже скептики признавали, что он нашел себя в большом мире и делает музыку одновременно и популярную, и узнаваемо еврейскую, не впадая ни в китч, ни в фальшь. В лучшие свои минуты он, как Боб Дилан или Леонард Коэн, только более еврейский, походил на пророка древности.

Разумеется, были у него и хулители. Раввин из старшей школы моего приятеля твердил, что музыка Матисьяху — не еврейская, и запрещал ее слушать. Некоторые члены Хабада возмущались из-за того, что он использует любавичские наряды и темы, обвиняли его в том, что он, как ляпнул один писака, «прикидывается хасидом» (само-то движение охотно транслировало телемарафоны с его участием; в конце концов, он был самым известным из ныне живущих хабадников). Другие критики причисляли его к начавшейся с Эла Джонсона в фильме «Певец джаза» плеяде эпигонов, спекулировавших на еврейской традиции. 

Но надо отдать должное Матисьяху: его религиозный пыл совершенно искренен, и он был не первым и не последним белым парнем, который поет регги (несколько лет назад он гастролировал с UB40, в 1980-1990-х они были звездами «белого регги»). И тем более Матисьяху нельзя обвинить в том, что он спекулирует на пережитом евреями или прославляет «Льва Иуды».

В следующие несколько лет, отмеченных бесконечными гастролями, Матисьяху постепенно сменил рубашки, костюмы и заметные всем цицит на менее строгие наряды рок-звезды. Еще он выпустил третий альбом, Light («Свет»). Критики встретили его с прохладцей. Однако величайшим хитом с этого альбома, песней One Day («Однажды»), своего рода гимном мира во всем мире, телекомпания NBC неизменно сопровождала трансляцию зимних Олимпийских игр 2010 года. Невзирая на ненавязчивый мессианский посыл этой песни («Всю жизнь я молился и ждал, что все люди скажут:/«Мы больше не хотим воевать»), сотрудники студии звукозаписи, в том числе Бруно Марс, переделали ее до неузнаваемости. Матисьяху любит говорить, что от первоначальной песни уцелела одна-единственная фраза, «тротуары залиты кровью». Но, возможно, ему также принадлежит строчка «Под тем же солнцем поем песни свободы»: оммаж «Разве ты не поможешь мне спеть/Эти песни свободы?» из Redemption Song («Песня освобождения») Боба Марли.

 

13 декабря 2011 года Матисьяху опубликовал свою фотографию с самой печально известной еврейской стрижкой со времен Самсона: на снимке исполнитель обрит наголо. Эта история обошла все СМИ — от журнала Rolling Stone до Еврейского телеграфного агентства, не говоря уже о блогерах. На фоне множившихся в гугле запросов о Матисьяху ABC News выпустила репортаж о том, как исполнитель сбрил свою «фирменную» и «легендарную» бороду. Один журналист-еврей написал, что «мы все скорбели», когда Матисьяху сбрил бороду, и это не преувеличение. Я помню, этот снимок потряс меня до глубины души. Один из моих учителей сказал: «Вот что бывает, когда общаешься с людьми из музыкальной тусовки». 

После публикации снимка Матисьяху разместил на своем сайте краткое объяснение: «Извините, народ, я такой, какой есть… не какой-то другой. Десять лет назад я пришел к вере, и это был естественный гармоничный процесс. Это был мой выбор. Мой путь к корням, исследование еврейской духовности — не по книгам, а в реальной жизни. В какой-то момент у меня появилась потребность перейти на более высокий уровень религиозности… уйти от того, что подсказывал мне внутренний голос, принять высшую правду. Я чувствовал: чтобы стать хорошим человеком, мне нужны правила, множество правил, иначе я просто развалюсь на куски. Теперь же я возвращаюсь к себе. Доверяю своей нравственной чистоте, своему Б-жественному предназначению».

Матисьяху в 2013 году на концерте в Гдыне, Польша

Он «слой за слоем раскрывал свою душу», но теперь уже не желал «отдаваться» традиции или хасидизму с его множеством правил. Вновь увлекся наркотиками, по крайней мере марихуаной, хотя в ранних текстах не раз осуждал это. Теперь, когда у него берут интервью, он не расстается с косяком. И за последние десять лет его репертуар существенно сдал: потому ли, что Матисьяху вернулся к наркотикам, потому ли, что он нарушил уговор с Б-гом или, подобно Самсону, лишился источника силы (или, по крайней мере, идентичности, связывавшей его с самыми преданными поклонниками). 

Этот отход от веры не подарил ему вдохновение, как бывало у некоторых музыкантов-евреев. Последующие альбомы публика встречала все более равнодушно, в них было все меньше остроты. Матисьяху оправдывается: «Главное, что в душе, какое дело мне до чужих мнений/Не то чтобы я не верил, просто избавился от сомнений». 

Справедливо заметить, что теперь Матисьяху все-таки признается: он уже не считает себя верующим. На альбоме 2014 года Akeda («Акеда») он весело перечисляет недостатки праотцев (и праматерей) иудаизма и заключает, несколько вызывающе и неубедительно: «Идеальных не существует, надеюсь, вы понимаете».

За эти годы у него вышло множество плохих песен. В композиции Tel Aviv’n («Живу в ритме Тель-Авива») его некогда духовная и поэтическая любовь к Израилю, благословленному Б-гом, сменяется ура-патриотическими строчками о том, что израильское оружие — это круто. Самым неловким его провалом стала композиция Happy Hanukkah («Счастливой Хануки»), где Матисьяху высокопарно поет: «Счастливой Хануки! Хочу подарить вам подарок». Он напоминает слушателям, что «сегодня тот самый день, сегодня та самая ночь». Клип на эту песню производит такое впечатление, будто его снимал в 1999 году подросток, дорвавшийся до хромакея и программы iMovie. Правда, это скорее исключение, но одновременно подтверждение того, что, сбрив бороду и вернувшись «к себе», Матисьяху уже не лезет из кожи вон, чтобы быть хорошим.

Если сейчас Матисьяху чем и привлекает к себе внимание, так это своей произраильской позицией. Израиль он любит с юности и не раз высказывался против движения BDS. После 7 октября он горячо защищает Израиль. Из-за угроз антиизраильских активистов его концерты отменили в Испании и в Тусоне (штат Аризона, США), а недавно — в Чикаго. 

В ноябре 2023 года он выпустил трек Ascent («Восхождение»). Композиция пылкая, живая — Матисьяху давно не высказывался так страстно и раздраженно — но при этом немного нелепая. Борясь с антисемитами, Матисьяху настолько силен, что «успевает вздремнуть и вернуться обратно».

Дни его славы прошли, но иначе и быть не могло, учитывая природу поп-культуры. К сожалению, его вдохновение, кажется, тоже иссякло. Я не осуждаю его религиозную трансформацию, но идеи Хабада и Библия служили теми источниками, из которых он черпал лучшие свои песни. И если есть злая или печальная песня о том, что ныне эти источники для него закрыты, — в духе современных еврейских художников из маскилим и идишских поэтов вплоть до Иегуды Амихая, — Матисьяху ее еще не спел. 

Наверное, потому что на деле не чувствует в себе злости. Ему до сих пор нравится хасидизм. Его первый альбом с тех пор, как он сбрил бороду, Spark Seeker («Ищущий искру»), вдохновлен каббалистическим представлением о том, что в душе каждого человека теплятся искры святости, надо их только найти. И не далее как в июле 2024 года Матисьяху в инстаграме  опубликовал речь Любавичского Ребе, пояснив: «Слова Ребе всегда проникнуты правдой. Я не был с вами знаком, но всегда считал, что именно вы дали мне силы разрушить самую высокую мою стену и устремиться к цели».

Матисьяху выступает в Тель-Авиве. 2024 год

В августе 2024 года я побывал на концерте Матисьяху в небольшой винодельне в Коннектикуте. Народу было сотни три, но трудно было сказать, кто приехал увидеть старую звезду регги, а кто просто попить вина и подышать свежим воздухом. Какой-то фанат всю дорогу кричал: «Машиах нужен нам сейчас!» А если кто и дымил, так разве что на сцене. 

Тот Матисьяху, который предстал перед нами в тот вечер, был наголо бритый, со всклокоченной бородой, совсем как на снимке 2012 года. Начал он с композиции Close My Eyes. Однако теперь, спустя двадцать лет после дебюта в шоу Киммела, не стал разогревать публику ни битбоксом, ни нигунами. Но принимали его все равно очень тепло.

Может, лучшие дни Матисьяху и были двадцать лет назад, когда он разгуливал по Краун-Хайтс в шляпе и с бородой и в таком виде явился на съемки к Джимми Киммелу, но когда прозвучал знакомый гитарный аккорд и Матисьяху начал King Without a Crown, слушатели закричали и зааплодировали. А Матисьяху, бережно сжав микрофон, пел: «Я верю, да, я верю, я сказал, что верю». И я танцевал с качающейся толпой.

Оригинальная публикация: Lion of Judah

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..