понедельник, 6 января 2025 г.

7 октября

 

7 октября

Александр Иличевский 5 января 2025
Поделиться36
 
Твитнуть
 
Поделиться

Фрагмент романа

«7 октября 2023 года стало датой исторической благодаря библейскому масштабу случившихся в тот день событий. Осознание этого пришло незамедлительно — равно как и понимание, что события эти, направленные на уничтожение еврейства и еврейского государства, — больше, чем факты, они не исчерпываются реальностью. Тяжелейшее трагическое событие вылилось для меня в попытку перевести травматическую боль в осознающее состояние текста. Так родилось то метафорическое усилие, с которым за короткое время был написан роман “7 октября”», — говорит Александр Иличевский.

С любезного разрешения издательства «Альпина нон‑фикшн» мы публикуем фрагмент нового романа Александра Иличевского, только что вышедшего в свет.

 

Александр Иличевский
7 октября
М.: Альпина нон‑фикшн, 2025. — 170 с.

План Глухова был прост и невероятен: он собирался проникнуть в Газу, найти вход в тоннели и там обнаружить кого‑нибудь, кто мог бы взять выкуп за сына. При себе у него, кроме рюкзака, пистолета Glock 17 и снайперской винтовки Beretta 501, добытых из оружейного сейфа в бунгало Йони с помощью газосварочного аппарата и «болгарки», которые он обнаружил в гараже, имелся аванс в десять тысяч долларов наличностью, еще двенадцать он спрятал в тайнике, устроенном в комплексе археологических раскопок в Ницане. Для этого он у дельца‑соседа (лысый плечистый дядька с кубическим черепом, похожий на своего питбуля‑саквояжа, с которым он гулял три раза в день, из рычажной катапульты бросая ему на собачьей площадке теннисный мячик) взял в долг — на «сером» рынке — под залог квартиры. Для проникновения в Газу он надеялся в районе Ауджи перебраться по ту сторону границы с Египтом и затем под Рафахом просочиться в систему тоннелей, где мог бы встретить нужного человека. На что он полагался? Как собирался остаться живым и незамеченным? Об этом бесполезно было его расспрашивать, потому что без Артемки он жить не приготовился.

В весеннем вади еще пестрели поляны отцветающих анемонов, маков, крокусы и гиацинты рассыпались среди зелени злаков. Заросли тамариска уже окутались фиолетовым туманом цветов. Солнце торопило природу. Весь день Глухов против воли наслаждался цветением, неустанно шагал и смотрел во все глаза, так что к вечеру порядочно устал и рад был привалу. Не успел костер погаснуть, как он закемарил над тлеющими углями. Его разбудила близкая красная луна, появившаяся из‑за горы и осветившая пустыню. Опять проявились силуэты спящих холмов, вдоль горизонта стала видна полоса обрывов, призрачно забрезжили гигантские широкоплечие склоны. Жалобно застонали шакалы, перекликаясь при выходе на охоту. На их вой отозвались лаем собаки на далекой бедуинской стоянке. Ухнула совсем рядом сова. Луна поднялась выше, посветлела, а пустыня стала голубоватой. Россыпи светлых пятен — это анемоны и тюльпаны, метелки пушистых злаков застыли и сверкали искрами. Пустыня быстро остывала, холод пробирался в спальник. Легкий порыв ветра донес откуда‑то перелив серебряных колокольчиков. Думая о том, что же это может быть, он провалился в сон.

Проснулся Глухов от звонких ударов, будто кто‑то ковал железо. Он открыл глаза, солнце уже взошло, но тень от горы закрывала его от лучей. «Бом, бом!» Метрах в двадцати на зеленой лужайке, уже согретой солнцем, несколько черепах выясняли отношения. Вот одна, тяжелая, как танк, спрятав голову, неотвратимо надвигается на другую, все ускоряя движение. Удар настолько силен, что соперник отлетает в сторону. Еще удар и еще. Неудачник сворачивает в сторону и спасается бегством. Победитель устремляется к другому сопернику. Вот он! «Бом!» И новая жертва летит кувырком. А рядом, на небольшом возвышении, ждет исхода поединка дама. Этот бой — прелюдия к черепашьей свадьбе.

После завтрака Глухов набрал высоту вдоль обрыва. Внизу, как на макете, предстала перед ним несколько готическая котловина. Голубые озера небесных могил, конусы соборов возвышались над провалами, но их вершины были видны далеко внизу. Вдали все пропадало в дымке: простор, красота, голубое, зеленое, желтое — пастельные тона, мягкие, тающие…

В этот момент Глухов подпрыгнул на месте, настолько неожиданно у него под ногами раздалось зловещее шипение. Огромная эфа лежала на каменистом склоне, завиваясь в спираль, и шипела, как яичница на сковородке. Ее голова, увенчанная знаком летящей птицы, угрожающе раскачивалась.

Несколько дней Глухов обвыкался с ландшафтом. В какую сторону идти? Какая разница! Кругом — насколько хватало глаз — царила пустыня, зеленая от злаков, желтеющая полями горчицы, лиловеющая деревцами тамариска. Звенели в небе жаворонки, кружили орлы, и неподвижно висело солнце. Площадки у источников были покрыты следами. Все население пустыни гуляло здесь ночью. Следы волков, шакалов, круглые кошачьи, особенные следы гиены, мелкие лисьи и множество птичьих, иногда усыпанные перьями, означающими ночную расправу. Теперь к этой россыпи следов добавились и его собственные.

Когда он поднялся на пригорок, открылось видение: десяток винторогих нубийских козлов застыл метрах в двадцати, застигнуты врасплох его появлением. В следующий миг они сорвались с места и помчались. Потом, как по команде, остановились, внимательно глядя на Глухова, стараясь оценить степень опасности. Розоватые корононосцы в желтеющей пустыне на голубом фоне неба.

Вечером он сидел в спальнике и ждал наступления ночи. Наконец ухнула сова, и словно по ее команде где‑то вдали зазвенели давешние колокольчики. Звук их вызвал в памяти о юности бескрайние степи, миражи, плывущие в перегретом воздухе, огромные, от горизонта до горизонта, стада сайгаков, озера, вокруг которых тучи птиц. И вдруг включился мощный высокий тон, как будто заиграли тысячи маленьких флейт, слившихся в сопрано. Возник этот голос из тишины и, постепенно нарастая, в течение нескольких секунд заполнил ущелье. Он шел оттуда, где склоны были увлажнены еще полным источником и поросли солянкой.

Что же это, что за музыка? Глухов выхватил фонарь и ринулся на звук. Скоро Иван оказался в центре оркестра. Звук несся со всех сторон, но вблизи смолкал. И куда бы он ни направился, все вокруг пело. Установить, откуда исходит звук, было невозможно.

Глухов присел и затаился надолго. Казалось, звучит сам воздух. Мелодия была неуловима, она была всюду и нигде. Прекрасная, тонкая и нежная музыка. Но вот Иван дождался. Певец включился совсем рядом, слегка подстроился и зазвучал в унисон со всем хором. В луче фонарика на песке он увидал эльфовое существо, над спиной которого вертикально, как парус, стояли туманным облачком трепещущие крылышки. Сверчок замолк, и сразу стали видны четкие контуры крыльев. Луч фонаря сместился и выхватил еще одного певца.

Хороша ночь в пустыне. Прекрасно и утро, когда спросонья еще не помнишь ни себя, ни свое горе. Когда Глухов проснулся, уже вовсю позванивали тристрамии. Каменистый отрог закрывал его от солнца. Но вот луч скользнул по лицу, Иван зажмурился, и в тот же миг что‑то холодное и сухое легло ему на лоб. Он боялся пошевелиться, даже открыть глаза. Змея? Что, если эфа? И вдруг он почувствовал, как что‑то впивается ему в переносицу. Коготки! Ящерица всего лишь.

Вскоре после завтрака Глухов попал на тропку, протоптанную горными козлами. Он стал подниматься, замечая, что небо приобрело какой‑то неопределенный мутный оттенок, окружающие горы были видны неясно, словно их окутывал красноватый туман. Южная сторона долины терялась во мраке. Глухов почувствовал, что и ветер усиливается, становясь горячим, как дыхание дракона. Так надвигался хамсин, приносящий с собой тучи пыли. Вскоре солнце превратилось в красный диск. А ветер нес пыль, она запорошивала глаза, хрустела на зубах. Он шел по той же тропке, когда чуть не наступил на «перекати поле», принесенное ветром. Иван даже сообразить не успел, как груда шерсти преобразилась в зверя, и в одно мгновение он скрылся за гребнем. Крупная тяжелая голова, обвислый зад, полосы на грязно‑рыжих боках и опущенный драный хвост не оставляли сомнений: это была гиена.

Хамсин висел пеленой над долиной. Склоны ущелья были совсем не видны, ближайшие сопки проступали силуэтами. Солнце просвечивало все тем же мутным пятном.

Глухов спустился в овраг. Здесь воздух был чище, поскольку ветер шел поверху. То и дело дорогу ему пересекали черепахи, агамы провожали медленным поворотом головы. А в одном месте огромный варан преградил путь. Он раздувался, чтобы затем шипеть. Вдобавок ко всему норовил хлестнуть его по ногам длинным костяным хвостом. Потом вдруг развернулся и убежал, вихляя задом.

Встречались ситцевые бабочки, летало много белянок. Вскоре он наткнулся на стадо нубийцев. Некоторые заволновались, приготовившись к бегству. Но Глухов остановился, и они успокоились. Иван сделал несколько шагов. Они опять забеспокоились, но он вновь стал неподвижен. Так и подошел шагов на двадцать. Лишь после этого они построились в колонну и неторопливо ушли.

А в одном месте творилось что‑то непонятное — птичий переполох. Целая стая разных птиц: здесь были и золотистые щурки, и голубые сизоворонки, и каменки, и даже мелкие хищные птицы. Они кружили над одним местом и истошно кричали, каждая на своем языке. Когда Глухов подошел ближе, он увидел, что над склоном вьется то ли пыль, то ли легкий дымок. Это был брачный полет термитов: из земляных гнезд непрерывно вылезали сотни крылатых насекомых и отправлялись ввысь. Бескрылые рабочие термиты выволакивали их из нор и кусали до тех пор, пока крылатые не взлетали. Стрижи с пронзительными визгами рассекали облачко взлетающих термитов, хватая добычу. Тут же даже лисица, кося на Глухова глазом, слизывала насекомых с поверхности термитника. Пустыня пировала.

Трудное было начало — тяжко было погружаться в пустыню. Если поначалу он думал, что займется прежде пристрелкой винтовки, то на деле оказалось не до того. Он убрал анемометр в футляр, сунул в рюкзак и понемногу набрал ход.

В какой‑то момент Глухов перестал думать. Он смотрел под ноги, и то, что видел, становилось его драгоценностью. Он будто погрузился в огромную песочницу, в которой можно было найти странные, забавные вещи, порой полные значения и смысла. (Подобно тому, как взрослая жизнь имеет дело с бетонными замками, на три четверти состоящими из кварцевой крошки.) Он ощущал себя, как в раннем детстве, посвященном отчасти игре с песчаными творениями, когда натыкался в песке, завезенном во двор с карьера, на «чертовы пальцы» — мизинчиковые куски доисторических моллюсков, сохранивших вороной перламутр, или на обломки плоских камешков, несущих отпечаток хвоща, или на катышки высохших кошачьих экскрементов. Сейчас он рассматривал кочки цветущих растений, следы живности, присматривался к анемонам и диким тюльпанам, и это отвлекало его от жизни. Успокаивало еще и то, что теперь он твердо находился на пути к избавлению, может быть, невозможному, но избавлению. Глухова не тревожило, что он спускается в безвестность, он был уверен, что это — единственный способ спасти сына. Иван понимал, что у него нет выбора, что он спасает себя, но также осознавал, что мир устроен таким образом, что без эгоизма нет любви: любовь к ближнему — это вывернутый наизнанку колодец любви к себе. «Душа — она и есть ребенок. Заботясь о дитяти, ты сберегаешь себя», — думал Глухов, и от таких мыслей ему становилось немного легче.

Тут он увидел мертвую черепаху, взял в руки, постучал по панцирю согнутым пальцем и сел на землю с ослабевшим сознанием, не понимая отчаяния, потому что оно было несоразмерно больше его рассудка и мира. Задумка состояла в том, чтобы исчезнуть из виду огромного зверя, которым была его беспомощность. Ему надо было попробовать сопротивление пустыни. Он стучал все громче, пока не раскровил костяшку пальца. После чего закричал, и крик его затонул в трех шагах от него в песках и камнях. Никто его не слышал. Он кричал еще и еще, пока не убедился в том, что он действительно один на один с пустыней. Рюкзак с припасами и водой, винтовка, в сущности, полная выкладка в полтора пуда, с ней нельзя было торопиться, и это было обоим на руку — и ему, и пустыне. Стук собственного сердца — вот что было его метрономом, с помощью которого он двинулся вперед. Заряда батареи в телефоне должно было хватить на сутки. За это время он обязан был отыскать голубую верблюдицу. Поскольку он плутал, солнце склонялось то в одну, то в другую сторону, а его нужно было держать все время по левую руку.

«Верните их домой сейчас». Граффити Бенци Брофмана, призывающее вернуть израильских заложников. Хайфа

К вечеру Глухов настолько устал, что уснул, не разложив вокруг себя ленту, вырезанную из овечьей шкуры, — так делать научил его Йони, и так он делал обычно на ночевке в пустыне, чтобы запах овец отпугивал пауков и змей, поскольку копыта домашних животных нечувствительны к ядовитым укусам и несут смерть всякой нечисти. Пока спал, Иван чувствовал вокруг себя неясный гул ночи, разное волнение вокруг, тревожное движение звезд, крупных в пустыне настолько, что ощущалось движение ангелов, сообщавшихся с ними, чтобы спустить летучую лестницу на землю.

На вторую ночь он был уже глубоко внутри пустыни и почувствовал себя легче.

В виду пока еще невидимой границы он шел размеренно, внимательно, его задача состояла в том, чтобы найти верблюжью тропу, по которой верблюдицы, наученные контрабандистами, пробирались через пограничные ограждения с грузом. Такие дрессированные животные назывались голубыми верблюдицами. Дело в том, что бедуины знают каждого верблюда «в лицо», точно так же, как и каждый холм, каждый овражек в обширнейших своих владениях. Легенда о голубой верблюдице сообщает, что есть среди верблюдов каста, тщательно оберегаемая разведением, — это верблюдицы с высоким интеллектом, способные ориентироваться в пустыне. Голубые верблюдицы нужны бедуинам для различных целей (волшебное целительное молоко, матриархальные качества в стаде), в частности и для автономных действий. Рассмотреть лик пустыни на порядок сложнее, чем сквозь телескоп разобраться в карте звездного неба. Процедура обучения начинается с создания верблюжьего рая: в определенном тайном месте, вне стойбища, за верблюдицей ухаживают, как за принцессой, — вдоволь кормят, поят, ласкают. Затем, когда она совершенно привыкнет к такому образу жизни, переходят с ней границу в обычном порядке пограничного контроля, не способного отличить одного верблюда от другого. На новом же месте, прежде чем отправить животное с грузом обратно, устраивают верблюжий ад: не поят, не кормят, бьют, и когда ситуация становится невыносимой, опасной для жизни, верблюдица снаряжается в обратный путь. Такой самостоятельный, целеустремленный транспорт пограничникам трудно перехватить, но, если они это и сделают, с бедуинов взятки гладки. Оказавшись наедине с пустыней, голубая верблюдица совершает чудо — она выбирается благополучно из затерянности, распутывает своим умом пути, проламывается через границу и возвращается туда, где ей было хорошо. Глухов подумал еще, что эта легенда о голубой верблюдице описывает определенную метафизическую ситуацию, когда, не зная ни ада ни рая, сдвинуться с места едва ли возможно. Вот он и сдвинулся — из ада в ад.

Ближе к закату Глухов наткнулся на островок тамарисков и сырой песок под ними. Вокруг кустарника в низинке имелось множество следов животных и свидетельств воинственной возни между ними: кто‑то кого‑то уничтожал здесь ради пропитания. Глухов понял, что это место, где можно ожидать диких верблюдов. Йони рассказывал ему, что одичавшие домашние животные, даже старые ослы, которых бедуины за ненадобностью выгоняют погибать, чтобы не иметь дело с костями и шкурой, долго, пока не умрут, ходят кругами по пустыне и собираются у таких небольших оазисов, чтобы разгрести передними ногами песок — пожевать сырой грунт, утоляя жажду. Здесь и надо ожидать путеводную верблюдицу.

Глухов устроил привал у тамарисков и лег, чтобы задремать. Во сне жизнь казалась легче. Когда просыпался, тоска набрасывалась ему на плечи. Пока спал, Глухов верил, что способен терпеть. Не имея радости в реальности, он обретал некую опору во сне. Внезапно он подумал, что ошибся, что верблюдица могла найти сырой песок в другом месте — ведь грунтовая вода под землей течет, и теперь животные находятся там, где его нет. Он снял с лица очки (Сook Shark, были куплены им для рыбной ловли на пирсах Тель‑Авива) и осмотрелся, что‑то почуяв. Вдали, почти у самого горизонта, отставленного вторым и третьим планом холмов, тонувших в дымчатом контрсвете низкого солнца, он увидал силуэт. Ни одно существо, кроме верблюда, не способно в пустыне увидеться настолько издали человеку. Глухов расчехлил винтовку и рассмотрел верблюда в прицел, снова пожалев, что не имеет бинокля.

Иван собрал вещи, разложенные для привала, и пошел навстречу блуждающей верблюдице. Сначала он шел обыкновенно, но потом, когда солнце стало скрадываться ночью, побежал скорее вперед, чтобы наутро быть ближе. Изредка он останавливался, но потом опять спешил. Когда стало совсем темно, Глухов бежал, низко согнувшись, чтобы иногда припадать к земле и чувствовать пальцами особую сырость: это было направление, где могла ходить верблюдица, — иначе он мог бы сбиться в сторону.

На рассвете Глухов открыл глаза, его мозг узнал рассвет и опять погас, он снова заснул, чувствуя тепло и забвение. Умная верблюдица, подобрав ноги, лежала рядом и согревала его своим жестким пахучим теплом.

Верблюдица не спешила. Она держалась у сырого места, и Глухов не решался отдаляться от нее, понимая, что без нее границу ему не пересечь. Пока животное отдыхало и раздумывало, Глухов в сыром песке руками попробовал изобразить то, что видел, — мелкое вади, ряды холмов, островок, где они сейчас находились, черту предполагаемой границы. Он посматривал на верблюдицу и представлял себе, что она думает о нем, а думала она, что ей со встреченным человеком интересно, она давно не видела погонщика, давно не подчинялась чужой воле. Были времена, когда грузы она переносила раз в две недели. Но теперь она постарела, да и многие тропы теперь контролируются военными. Так что с некоторых пор она ходит вхолостую, по старой привычке, повинуясь знакомым направлениям.

К концу дня она все‑таки решила, что человек этот совсем не погонщик и никуда ее не поведет, что, напротив, он сам нуждается в путеводном наставлении, и, отчасти скучая, направилась к горизонту сама. Глухов быстро собрался, чтобы не отстать, и в тот момент, когда солнце коснулось планеты, находился подле животного. Увидев человека, верблюдица даже обрадовалась — привыкшей к одиночеству и качелям счастья и несчастья, ей было сейчас приятно быть рядом с человеком, нуждающимся в ее опыте. В эту ночь Глухов придумал верблюдице имя — Генриетта.

Проход в пограничной стене самостоятельно найти невозможно. Он был замаскирован и незаметен с расстояния уже десяти шагов: клубы и спирали колючей проволоки и только. Тем более вся стометровая полоса вдоль забора была подвержена реагированию датчиков обнаружения, не говоря уже о случающихся наземных и воздушных патрулях. Единственный способ попасть на ту сторону заключался в том, чтобы в хорошем темпе выйти на кратчайший путь до известной прорехи и не мешкая проникнуть на нейтральную полосу. Возможно это было только при абсолютном знании точного местоположения перехода, ибо к нему не было троп и не существовало понятных примет. Иначе пришлось бы рыскать вдоль стены, обрекая себя на немедленное обнаружение пограничниками. Вот в чем состояла уникальная способность верблюдицы — вывести человека ровнехонько к проходу.

Границу они перешли как‑то незаметно, само собой. Продравшись с рюкзаком и винтовкой через прореху и оказавшись по ту сторону, Глухов бросился бежать, чтобы верблюдицу патрули засекли без него — и оставили преследование. Четырехвинтовой военный дрон, похожий на огромного черного летающего на невидимых нитях паука, не заставил себя ждать. Он раскачивался и приседал над верблюдицей, от испуга припустившей неохотно прочь. Глухов наблюдал за дроном издалека — из‑за пригорка, успев прикопаться среди камней в песок. Найти снова Генриетту заняло у него два дня.

Последние слезы. Недельная глава «Вайехи»

 

Последние слезы. Недельная глава «Вайехи»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 6 января 2025
Поделиться3
 
Твитнуть
 
Поделиться

Почти во все ключевые моменты волнительных встреч с родными в Египте Йосеф плачет. Насчитывается семь сцен, которые можно назвать «Слезами Йосефа».

1. Когда братья предстают перед ним в Египте:

« “Мы виноваты перед нашим братом, — сказали они друг другу. — Ведь мы видели его страдания, когда он умолял нас, но не слушали его. Вот и пало на нас это несчастье”.

Им не было ведомо, что Йосеф понимает их, ведь он [говорил] с ними через переводчика. [Йосеф] отошел от них и заплакал, а затем снова переговорил с ними» (Берешит, 42:21–24).

2. Когда братья второй раз пришли в Египет и привели с собой Биньямина:

«И, охваченный любовью к брату и готовый расплакаться, Йосеф поспешно вышел в [другую] комнату и там разрыдался» (Берешит, 43:29–30).

3. Когда после проникновенных слов Йеуды Йосеф решает открыться своим братьям:

«Тут Йосеф, окруженный со всех сторон [людьми], не мог [более] сдерживаться и закричал: “Выведите от меня всех!” Когда Йосеф открылся своим братьям, никого рядом с ними не было. Но египтяне слышали его рыдания, и слух разнесся по дворцу фараона» (Берешит, 45:1–2).

4. Сразу после того, как Йосеф открыл братьям свое настоящее имя:

«Он обнял своего брата Биньямина и разрыдался, и Биньямин рыдал, обнимая его. Он расцеловал всех братьев и плакал» (Берешит, 45:14–15).

5. Когда после долгой разлуки он снова встречается с отцом:

«Йосеф запряг свою колесницу и направился в Гошен, навстречу своему отцу Израилю. Он предстал перед [отцом], обнял его и долго рыдал у него на груди» (Берешит, 46:29).

Йосеф встречает своего отца Яакова. Жан‑Антуан Жюльен. Вторая половина XVIII века

6. После смерти отца:

«Йосеф приник к телу отца, рыдал над ним и целовал его» (Берешит, 50:1).

7. Через некоторое время после смерти отца:

«Братья Йосефа, увидев, что их отец умер, сказали: “А что, если Йосеф держит на нас зло и хочет воздать нам за все те страдания, которые мы ему причинили?”

И они велели передать Йосефу: “Перед смертью твой отец завещал: ‘Скажите Йосефу так: прости, молю тебя, вину твоих братьев и их грех. Они и впрямь причинили тебе зло. Прости же вину рабам Б‑га отца твоего!’”

И плакал Йосеф, когда говорили ему это» (Берешит, 50:15–17).

Никто не плачет столько, как Йосеф. Эсав заплакал, узнав, что Яаков забрал у него благословение (Берешит, 27:38). Яаков заплакал, впервые увидев Рахель, любовь всей своей жизни (Берешит, 29:11). Оба брата, Яаков и Эсав, расплакались, вновь встретившись после долгого разлада (Берешит, 33:4). Яаков заплакал, когда его уверили, что его любимый сын Йосеф умер (Берешит, 37:35).

Но семь сцен плача Йосефа не имеют себе параллелей. Они охватывают весь спектр эмоций, от мучительных воспоминаний до радости воссоединения (в первом случае с братом Биньямином, во втором — с Яаковом, отцом). Иногда Йосефа доводят до слез противоречивые переживания (прямо перед тем, как он открывается братьям, а также сразу после), а у смертного одра Яакова — скорбь по ушедшему отцу. Но самая интригующая сцена — последняя, когда Йосеф узнает о страхах своих братьев, об их опасениях, что теперь, после кончины отца, он станет им мстить.

В прекрасном эссе «Слезы Йосефа»  раввин Аарон Лихтенштейн высказывает предположение, что эти последние слезы указывают на то, какую цену заплатил Йосеф, чтобы его сны сбылись и он получил большую власть. Йосеф сделал для своих братьев все, что было в его силах. Он поддерживал их материально в голодные годы. Он дал им не только приют, но и почетное место в египетском обществе. Он ясно давал им понять, что не держит зла за то, как они поступили с ним много лет назад. Открывшись братьям, он сказал: «Но не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, ибо ради [вашего же] выживания Б‑г послал меня [сюда] прежде вас <…> Б‑г послал меня перед вами, чтобы вы уцелели на земле — чтобы вы выжили и стали многочисленны. Так что не вы отправили меня сюда, а Б‑г» (Берешит, 45:5–8).

Разве Йосеф мог сказать больше? Но, хотя с воссоединения прошли уже годы, братья до сих пор не доверяют ему и опасаются, что он все равно вздумает причинить им зло.

Вот комментарий раввина Лихтенштейна: «В этот миг Йосеф обнаруживает, что власть, понимаемая как грубая сила, не всесильна. Он открывает для себя, что душевные отношения между людьми, дружеские узы, узы родства намного ценнее и важнее власти и для самого человека, и для всех, кто его окружает». Йосеф «плачет, потому что власти неотъемлемо присуща слабость, потому что заплатил ужасную цену за свою власть. Его сны в каком‑то смысле действительно сбылись, но это не делает его судьбу менее трагичной. Семья, расколотая на части, не воссоединилась в полном смысле слова».

На поверхностный взгляд Йосеф всесилен. Его родня полностью зависит от него. Но, если смотреть в корень, все наоборот. Йосеф, как и прежде, жаждет, чтобы братья приняли его, признали своим, сблизились с ним. А в итоге он сам зависит от того, выполнят ли они его волю — унесут ли его кости из Египта, когда пробьет час искупления и возвращения в обетованную страну (см.: Берешит, 50:25).

Рассуждения раввина Лихтенштейна напоминают нам о комментариях Раши и Ибн‑Эзры к последнему стиху книги Эстер. Он гласит: «Мордехай‑иудей был вторым (после) царя Ахашвероша и великим среди иудеев и встречал хороший прием у большинства братьев своих»  (Эстер, 10:3). «У большинства», но не у всех. Раши (цитируя Мегила, 16б) говорит, что некоторые члены Сангедрина критиковали Мордехая, потому что занятия политикой (его «близость к царю») отвлекали его, не позволяя уделять надлежащее время изучению Торы. Ибн‑Эзра говорит попросту: «Невозможно нравиться всем и каждому, потому что люди завидуют [успеху других]».

Йосеф и Мордехай / Эстер — самый яркий пример того, как евреи становились влиятельными, облеченными властью фигурами в нееврейских кругах. В Новое время таких евреев называли Hofjuden («придворные евреи»), и частенько другие евреи питали к ним смешанные чувства.

Но на более глубоком уровне рассуждения раввина Лихтенштейна побуждают вспомнить о знаменитой гегелевской диалектике раба и господина — идее, оказавшей огромное влияние на философскую мысль XIX века, особенно на марксизм.

Гегель утверждал, что для ранней истории человечества была характерна борьба за власть, в результате которой одни становились господами, а другие — их рабами. На первый взгляд господа властвуют, а рабы подчиняются. Но на деле господин зависит от рабов: он может жить праздно только благодаря тому, что они работают, он их господин только в силу того, что рабы признают его власть над собой.

В то же время раб благодаря труду обретает собственное достоинство как производитель. Следовательно, раб обладает «внутренней свободой», а господину присуще «внутреннее рабство». Эти напряженные отношения порождают диалектику — конфликт, к урегулированию которого мы движемся постепенно, в ходе истории. И к гармоничному равновесию удается прийти только тогда, когда нет уже ни господ, ни рабов, а есть просто люди, которые считают друг друга самоценными существами, а не просто орудиями достижения своекорыстных целей.

В таком понимании слезы Йосефа — пролог к драме о господине и рабе, которая вот‑вот разыграется в книге Шмот — драме о фараоне и сынах Израиля.

Проницательное прочтение текста раввином Лихтенштейном напоминает нам, что Тора, Танах и вообще иудаизм — в значительной мере не что иное, как критика власти. Пока не наступит эпоха Мессии, мы не можем обойтись без власти: вспомним, какие трагедии происходили с евреями сотни лет, в те эпохи, когда у евреев не было власти и могущества. Но власть порождает отчужденность. Она плодит подозрения и недоверие. Она унижает достоинство тех, против кого ее применяют. И в результате те, кто применяет власть, сами унижают собственное достоинство.

Даже Йосеф, которого мы зовем «праведным», рыдает, осознав, насколько власть отдалила его от братьев.

Иудаизм призван создать альтернативный общественный строй, основанный не на власти, не на могуществе, не на силе, а на любви, преданности и взаимной ответственности, рождающихся из завета. Именно поэтому Ницше, чья философия держалась на «воле к власти», безошибочно счел: иудаизм — антитеза всей его системе мысли.

Возможно, власть — неизбежное зло, в котором мы пока что нуждаемся. Но все‑таки власть — зло, и чем меньше мы в ней нуждаемся, тем лучше.

Топ-10 «Лехаима»: что читали в 2024 году

 

Топ-10 «Лехаима»: что читали в 2024 году

5 января 2025
Поделиться8
 
Твитнуть
 
Поделиться

«Лехаим» составил список из 10 самых читаемых в 2024 году публикаций на сайте.

1. Заключительный аккорд

Консолидация советского общества перед образом врага, превращение народа не просто в свидетеля, но фактически в участника преступления — Сталин действовал методами, испробованными им во всех крупных делах. Как писал Давид Самойлов, «мы жили тогда манией преследования и величия». Исключением не стало и «Дело врачей» — карательно-пропагандистский процесс, сфабрикованный на излете сталинского режима.

 

2. «Академическая среда является питомником самого омерзительного и оголтелого антисемитизма»

7 марта, ровно пять месяцев спустя после нападения палестинских террористов на Израиль, израильская писательница Дина Рубина получила из Лондона письмо, в котором ее попросили «сформулировать свою позицию» по палестино-израильскому конфликту. Незадолго до этого Пушкинский дом в Лондоне и Лондонский университет пригласили Рубину принять участие во встрече, на которой предполагалось обсуждать литературные темы.

 

3. The New York Times: «Крики без слов»: как 7 октября ХАМАС применил сексуальное насилие в качестве оружия

Журналистское расследование The New York Times вскрыло новые подробности, указывающие на практику изнасилований, нанесения увечий и крайних жестокостей в отношении женщин со стороны боевиков ХАМАСа в ходе нападения на Израиль 7 октября 2023 года.

 

4. Исчезающие: евреев вычищают из американской жизни

Если бы Путин или Орбан сократили численность евреев в своих университетах на 50%, АDL взвыла бы. Но Гарвард и Йель могут волшебным образом потерять почти половину своих студентов-евреев менее чем за десять лет, а нам хоть бы хны. То, что это происходит с молчаливого согласия испуганного либерального еврейского истеблишмента, должно подсказать вам, много ли еще власти у евреев в Америке.

 

5. Хозяева войны

Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам (БАПОР) было учреждено в 1949 году для оказания гуманитарной помощи палестинским беженцам, появившимся после арабо-израильской войны 1948 года. Таких беженцев тогда было около 750 000 человек. Логично предположить, что сегодня эта цифра должна быть равна нулю… Но 750 000 человек с 1948 года превратились в 6 миллионов сегодня, и их число постоянно растет. Этот невероятный феномен является результатом деятельности и важнейшим достижением БАПОР.

 

6. Коллекция портретов

Между тем приближалась катастрофа. В Париж вошли немцы и объявили, что все евреи должны пришить к верхней одежде желтые шестиконечные звезды. Как клеймо. Раз Софа, выйдя из дома, была остановлена консьержем со словами: «Звездочку забыли пришить, мадам? Я буду вынужден сообщить о вас куда следует». В этой информации была серьезная неточность, которую далее пришлось исправлять.

 

7. Почему Достоевский любил человечество, но ненавидел евреев

С одной стороны, он был великим писателем и проповедовал сочувствие ко всем страдальцам. С другой – к концу жизни сделался ярым антисемитом. Вопрос первый: как то и другое совмещалось в одном человеке, как Достоевский примирял эти два умонастроения? И второй: как и почему он стал антисемитом – видимо, в 1876 году – при том что евреи его никогда особо не заботили и десятью годами ранее он ратовал за равные для них права?

 

8. Еврейский способ делать физику

7 октября 2023 года во время нападения на Израиль в городе Офакиме погиб выдающийся советский физик, профессор университета Бен‑Гуриона Сергей Гредескул. Известие это потрясло научный мир. Но речь не только о крупном ученом и человеке, речь об исполненном предназначении, о счастливой, наполненной жизни, о том, какими путями шло прежде и какими идет сейчас научное знание.

 

9. Мальчик-еврей, ставший «талисманом» нацистов: необыкновенная история Алекса Курзема

Истощенный мальчик в конце концов попадает в плен к патрулирующим эту местность солдатам латвийского полицейского батальона СС. Ребенка забирают на базу батальона, где решают, что назовут его «русским сиротой» и он станет их «талисманом»… В течение следующих двух лет он оставался в этом батальоне и стал свидетелем убийств и злодеяний, совершаемых эсэсовцами против евреев и партизан. На протяжении этих лет мальчик – голубоглазый блондин – поступал так, как ему посоветовал один из нашедших его солдат: хранил в тайне свою еврейскую идентичность.

 

10. Набоков: история любви

Владимир Набоков был исключительным космополитом, однако мало кто знает, что всю жизнь он заступался за евреев и симпатизировал им. Набоков так и не попал в Израиль, но вполне понятно, почему драма «возрождения» Израиля так его привлекала. По словам Альфреда Казина, «Набоков отличается от прочих писателей тем, что у него не было страны, кроме него самого. Он единственный из беженцев, кому удалось превратить отсутствие государства в абсолютную силу». Израиль предложил решение для одного из случаев отсутствия государства — а именно случая евреев.

Как США могут победить Иран – оценка FA

 

Как США могут победить Иран – оценка FA

17:25, Сегодня
Флаги США и Ирана картинка
У США появилась стратегическая возможность лишить Иран влияния на Ближнем Востоке.

Иран стремительно теряет свое региональное влияние на Ближнем Востоке, что открывает перед США стратегическое окно возможностей для кардинального изменения ситуации в регионе. Еще недавно Тегеран считался ключевым игроком в ближневосточной политике, но события последних месяцев, включая ослабление группировок ХАМАС и "Хизбаллы", а также нестабильность в Сирии, существенно подорвали его позиции.

Об этом пишет "Foreign Affairs".

Эксперты отмечают, что упадок влияния Ирана начался после атаки ХАМАС 7 октября 2023 года, которую группировка не смогла бы осуществить без многолетней поддержки со стороны Тегерана. Однако последовавшая жесткая военная кампания Израиля в секторе Газа значительно ослабила боевые возможности ХАМАС, а удары ЦАХАЛа по позициям "Хизбаллы" на севере лишили её значительной части арсенала и ключевых полевых командиров. В то же время режим Башара Асада, который десятилетиями поддерживался Ираном, оказался в шатком положении на фоне потерь и снижения российского присутствия в регионе из-за войны в Украине.

Несмотря на ослабление позиций, Иран продолжает представлять серьезную угрозу из-за трех ключевых факторов: поддержки террористических прокси-групп, развития ядерной программы и подавления внутреннего недовольства. Вопрос о том, как США и их союзники должны реагировать на эти вызовы, остается в центре внимания. Некоторые аналитики считают, что Вашингтон должен сосредоточиться на предотвращении ядерного прорыва Ирана, в то время как другие настаивают на необходимости добиваться смены режима в стране.

При этом усилия США должны быть направлены на многоуровневый подход: сочетание дипломатии с демонстрацией готовности применить военную силу в случае отказа Ирана от сотрудничества. Подобная стратегия уже демонстрировала эффективность, когда угроза силы подкрепляла дипломатические инициативы, как это было в период Холодной войны.

Однако ключевым приоритетом для Вашингтона должна оставаться ядерная программа Ирана, поскольку её развитие угрожает не только региональной стабильности, но и безопасности ближайших союзников США, включая Израиль. Иран увеличил уровень обогащения урана и приблизился к возможности создания ядерного оружия. Это может привести к гонке вооружений в регионе, вынуждая такие страны, как Саудовская Аравия и Турция, начать собственные ядерные программы.

Некоторые сторонники жестких мер предлагают применение военной силы против ядерных объектов Ирана. Однако такой сценарий несет риски масштабного конфликта и экономической дестабилизации, включая рост цен на нефть и газ. В то же время история показала, что экономические санкции сами по себе редко приводят к стратегическим изменениям, особенно в авторитарных режимах.

На текущий момент США имеют уникальную возможность воспользоваться ослаблением позиций Ирана, чтобы добиться более масштабного соглашения, включающего ограничения на ядерную программу, прекращение поддержки террористических группировок и сокращение региональных амбиций Тегерана. Однако такое соглашение потребует от Вашингтона жесткой дипломатии, подкрепленной реальной угрозой применения силы.

Ранее "Курсор" писал, что Иран скоро примет на вооружение российские Су-35.

Автор материала

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..