вторник, 12 февраля 2019 г.

АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ - СЫН АРБАТА

АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ - СЫН АРБАТА


К 105-летию со дня рождения Анатолия Рыбакова
Лев Мадорский     
Не будет преувеличением сказать, что через мясорубку сталинского режима
прошли почти все светлые и значительные личности, которым не повезло жить в
Советском Союзе одновременно с «вождём народов и «продолжателем дела Ленина».

Многим из них не удалось дотянуть до смерти усатого злодея и они были
сброшены в общую могилу, как Мандельштам, вдавлены в стенку грузовиком, как
Михоэлс, или расстреляны, как маршал Тухачевский.
>Анатолий Наумович Рыбаков был среди везучих. Он был исключён из комсомола и
осуждён на три года в 1933-м, но умер в своей постели, 23 декабря 1998 года в
возрасте 88 лет в Нью-Йорке, куда приехал на лечение, и похоронен на
Кунцевском кладбище в Москве.
Жизнь до первой книги
Анатолий Рыбаков (Аронов) родился 14 января 1911 года в Чернигове в
интеллигентной  еврейской семье. В 1919 году, когда было покончено с чертой
оседлости, семья переехала в Москву и поселилась на Арбате в доме 51. Толя
ходил в школу в Кривоколенном переулке, а после школы некоторое время работал
на химзаводе грузчиком, а потом шофером. В 1930 году он поступил в Московский
институт инженеров транспорта.
В начале тридцатых Гулаг (Главное управление принудительных работ) а, вместе
с ним и система доносительства, делают первые шаги, и пока мало кто знает, как
опасно не поднять руку, если голосуют за поддержку линии партии, рассказать
неполиткорректный анекдот или, как это произошло со студентом 3 курса
Рыбаковым, недостаточно резко осудить линию троцкистской оппозиции.
>На одной из студенческих дискуссий (по другой версии из-за заметки в
стенгазете) так и случилось. В результате в сентябре 1933 года Анатолий был
исключён из комсомола и из института, а 5 ноября того же года арестован и
осуждён по статье 58 (10) на три года за контрреволюционную агитацию и
пропаганду. Таким образом он влился в ряды многомиллионной армии врагов
народа. Тех самых «врагов», которые во-время не подняли руку на собрании или
рассказали сомнительный анекдот.
Судимость по политической статье в 30-ые годы — это крест на будущем. В 1936
году, выйдя на свободу, Анатолий не только не может восстановиться в
институте, но и, вообще, жить в городах с паспортным режимом. Освободиться от
клейма «враг народа» и жить в Москве будущий писатель смог только, пройдя
войну от ноября 1941 года до мая 1945 года. За отличие в боях при штурме
Берлина майора Рыбакова награждают орденом Отечественной войны 2 степени и с
него снимают судимость. Полностью реабилитирован Рыбаков будет только через 15
лет, в 1960 году.
Итак, Анатолий Наумович после окончания войны может жить в Москве. Надо было
решать чем заняться дальше, и неожиданно у бывшего гвардии майора открывается
талант писателя. Писателя, который пишет, как он сам признавался в одном из
интервью, не для того чтобы прославиться или, скажем, для самовыражения, а
потому что не может не писать.
Во времена Гулага профессия писателя — главная в группе риска. Снова перед
Рыбаковым появляется опасность, что ночью около его дома остановится воронок,
в квартиру позвонят, и двое в штатском произнесут фразу, ставшую традиционной,
чуть ли не сакраментальной : «На выход с вещами». Фразу, которую пришлось
услышать Борису Пастернаку, Михаилу Булгакову, Александру Солженицину и многим
другим талантливым писателям и поэтам.
>Конечно, можно было закрыть глаза на происходящее и рисовать розовые картинки
(что-то вроде фильма «Кубанские казаки») о счастливой жизни советских
колхозников, рабочих и трудовой интеллигенции. Но для талантливого писателя,
герои книг которого из сегодняшней жизни, это тупик. Путь в никуда. Остаются
три выхода — писать в стол, самиздат или издание на Западе. Два последних при
жизни «великого учителя», также, как правило, заканчивались трудовым лагерем
или расстрелом, а после его смерти, высылкой из страны или психиатрической
лечебницей.
>Впрочем, были и другие варианты — писать фантастику, как Александр Беляев или
братья Стругацкие, детективы, как Аркадий Адамов или братья Вайнеры, или стать
детским писателем.
>Кортик. Бронзовая птица. Приключения Кроша. Другие книги для детей.
>Детям повезло. Анатолий Наумович выбрал этот путь. Уже первая его книга
«Кортик» (1948г.) стала настоящим, как сегодня выражаются, бестселлером. Её
главные герои (Миша, Генка и Славка) приехали из вымышленного Ревска, и, как и
герои более поздних книг Рыбакова, живут в Москве, на Арбате.
>Хотя книга написана для детей и главные её герои — дети, но в ней нет
сюсюканья, излишней патетики, надуманного оптимизма. Увлекательный сюжет,
детективная загадочность, естественный язык и живые герои делают первую книгу
Анатолия Наумовича (такое случается не часто) интересной не только детям, но и
взрослым. Это лучший показатель писательского мастерства. Не так уж много есть
книг, которые, как «Кортик», я прочитал в детстве и которые, когда писал этот
очерк, с удовольствием перечитал ещё раз.
>Конечно, присутствуют в «Кортике», как дань времени, некоторые штампы:
красные — хорошие, белые — плохие, пионеры и комсомольцы — самые передовые и
честные. Однако, вся эта неизбежная атрибутика воспринимается как
второстепенная и формальная. Удалось Рыбакову избежать и характерного для
большинства книг того времени, постоянного восхваления Сталина. Более того,
«большой друг детей», вообще, в книге не упоминается.
>Другие книги для детей (кроме перечисленных в заголовке, «Бронзовая птица»,
«Выстрел», «Неизвестный солдат») не уступают «Кортику» и написаны также
увлекательно, ярко, с психологически точными портретами героев.
>Водители (1951 г. ). Страсти вокуг премии.
>Как дорога измеряется километрами, так и жизнь писателя измеряется книгами. В
1951 году Рыбаков пишет первый «взрослый» роман «Водители». На первый взгляд
кажется, что и писать здесь не о чём. 30-ые годы. Мирное время. Жизнь обычной
автобазы в небольшом, областном городке. Герои — простые люди, шоферы, которые
никакими особыми талантами не выделяются.
>Но Анатолий Наумович сумел увидеть в этом обыденном и обычном разные судьбы,
любовь и ненависть, столкновение добра и зла, напряжение производственных
будней. Я не читал раньше «Водители» и никак не ожидал, что через более чем
полвека после написания, когда Россия живёт, что называется, в другом
измерении, читать будет интересно и захочется дочитать до последней страницы.
>Роман был выдвинут на Государственную премию СССР.
>Но не всё просто для бывшего заключённого, тем более, еврея, если даже
судимость с него снята. История получения премии, рассказанная самим писателем
в одном из последних интервью, яркая картина, почти готовая пьеса из
окололитературно-политической жизни сталинского времени.
>На заседании комиссии по присуждению премий присутствует сам Иосиф
Виссарионович. Сначала, когда в списке кандидатов на премию зачитывают роман
«Водители», он бросает реплику: «Это лучший роман года». В тот же момент
Рыбакова из кандидатов на вторую премию переводят в кандидаты на первую. Но
Сталин через некоторое время продолжает спокойным, негромким, кавказским
говорком, покачивая своей неизменной трубкой: «А вы знаете, товарищи, что
Рыбаков трижды исключался из партии и дважды судим, как
троцкист-контреволюционер?». Воцаряется мёртвая тишина и секретарь союза
писателей А.Сурков говорит дрожащим голосом: «Нет, мы этого не знали, товарищ
Сталин. Мы только оценивали художественную ценность романа». После этого имя
Рыбакова вычёркивается из списков кандидатов.
>Анатолию Наумовичу никто ничего не сказал, но, встретившись с коллегами, он
сразу почувствовал что-то неладное. Некоторые не здороваются, другие при
встрече отводят глаза. Алексей Сурков, к которому Рыбаков зашёл, чтобы узнать
что случилось, ничего толком не объяснил (каждое лишнее слово могло стать
смертельно опасным), но попросил принести справку, о том, что судимость с него
снята.
>И ещё один характерный штрих, показывающий в каком страхе живёт страна: когда
Рыбаков просит районных нотариусов (он обошёл несколько контор) снять копию с
его справки, они, увидев 58-ую политическую статью, отказываются. Согласился
сделать копию из уважения к автору «Кортика» только главный нотариус Москвы.
>На следующем, окончательном заседании по утверждению лауреатов премии
Рыбакова, естественно, нет в списке. Неожиданно снова вмешивается Сталин, но
на этот раз на стороне писателя: «Почему нет в списке романа «Водители?».
Почувствовав изменения в позиции вождя, на трибуну поднимается генеральный
секретарь СП А.Фадеев и говорит, что Рыбаков не мог три раза исключаться из
партии, потому что в партии не был и что судимость с него была снята. Сталин
говорит: «Значит, это была ложная информация» и писателя в списках
восстанавливают.
>После книги «Водители» писатель пишет романы «Екатерина Воронина» (1955),
«Лето в сосняках» (1964) и другие.
>Тяжёлый Песок (1978 г.)
>Это один из самых страшных и, вместе с тем, правдивых романов о сталинских
временах и о Катастрофе.
>В Советском Союзе, где, практически, не было книг на еврейскую тему, издание
книги стало сенсацией, взрывом, не только литературным, но и политическим
событием. В романе описывается история еврейской семьи, которая могла бы
спокойно жить в мирной и процветающей Швейцарии, но оказалась из-за любви к
родине Рахили — мамы и бабушки героев, в стране, где сначала испытала в полной
мере ужасы тоталитарного режима, а, после вторжения немцев, попала в гетто и
была уничтожена. Есть в романе и вторая, выражаясь музыкальным языком,
побочная тема о стойкости и бессмертии еврейского народа, который никакие
Гитлеры и Сталины не могут уничтожить.
>Дети Арбата (1987г.)
>В 1978 году выходит в свет трилогия Рыбакова («Дети Арбата»», «Страх», «Прах
и пепел») под общим названием «Дети Арбата», охватывающая события от 1933 до
1943 г.г.. Анатолий Наумович, как он сам рассказывал, собирал материалы для
книги ещё при жизни Сталина, а начал писать её в конце 50-х. Первая часть
трилогии должна была выйти в 1961 году, в журнале А.Твардовского «Новый мир».
Должна, но не вышла. Слишком сильно было влияние сталинистов. Никакая
хрущёвская оттепель, пока у власти стояли коммунисты, не могла избавить,
разморозить страну от страха 40-летней диктатуры «отца народов».
>Трилогия «Дети Арбата» сразу получила огромную популярность. Роман Рыбакова
стал не только всесоюзным, но и международным событием, и был переведён на
почти все европейские языки. Американский президент Рональд Рейган даже
отметил издание книги, как одно из важных достижений Михаила Горбачёва по
демократизации Советского Союза.
>В романе два главных героя: Саша Панкратов и Иосиф Сталин. Саша, чистый,
идейный юноша, комсомольский вожак. Его судьба, имеющая автобиографическую
основу, это судьба многих людей, свято веривших в социалистические идеалы, но
арестованных по доносу и увидевших страшную и жестокую изнанку сталинского
режима.
>Чрезвычайно интересна трактовка Рыбаковым образа Сталина. О генералиссимусе
писали многие, хотя кроме Горького, пожалуй, никто лично из советских
писателей его не знал.
>Анатолий Наумович тоже видел генсека КПСС только на трибуне Мавзолея.
Соответственно и потреты Иосифа Виссарионовича у разных писателей разные.
Более того, это портреты как будто бы даже людей не очень похожих друг на
друга. От «маленького, желтоглазого, заурядного старика» в романе «В круге
первом» Солженицина, диктатора, подобного Гитлеру — у В.Гроссмана (Жизнь и
судьба»), умного, хитрого, беспринципного, и, вместе с тем, не лишённого
обаяния (А.Бек «На другой день»), похотливого, жестокого педераста (В.Сорокин
(«Голубое сало»), «оказывающего гипнотическое воздействие на окружающих,
вызывающего ненависть и страх» у В.Аксёнова («Московская сага») и даже
«святого великомучениика» в книгах и статьях сталиниста А.Проханова.
>Сталин у Рыбакова — человек умный, целеустремлёный, не лишённый харизмы,
подчиняет все свои действия одной цели — достижение полной, абсолютной власти.

Читать далее:
https://mail.google.com/mail/u/0/?shva=1#inbox/152bd92840bc90d9

КОМУ ВЕРИТЬ?

КОМУ ВЕРИТЬ?

Еще не рожден на Земле авторитет, которому можно верить.
Гений музыки - Рихард Вагнер считал, что евреи - черви и ядовитые мухи. Дмитрий Шостакович был не менее гениален, а потомков Иакова любил. Тоже, кстати, можно сказать о волшебнике мелодий Джакомо Верди. Классик - Федор Достоевский терпеть не мог народ Торы, но без труда могу назвать дюжину других классиков, которые относились к жестоковыйному народу с глубоким уважением. Пишут, что талантливейший математик, доктор философии - Иван Виноградов - гнобил евреев по мере огромных физических и властных сил, но великий физик Петр Капица - спасал и лелеял. Мог бы этот список продолжить на многих страницах.
 Так кому же все-таки можно верить?  Да каждому, независимо от чина и звания, кто проповедует любовь, а не ненависть - вот и все. Меня тут же поправят: как можно проповедовать любовь к тому же Вагнеру или к тем, кто живет ненавистью или страстью к убийству.  Тоже нам всем - нашелся новоявленный толстовец. Правильно, но это только доказывает сказанное в начале: ЕЩЕ НЕ РОЖДЕН НА ЗЕМЛЕ АВТОРИТЕТ, КОТОРОМУ МОЖНО ВЕРИТЬ. Увы, и самому себе верить, сплошь и рядом, нельзя. Потому и ждут евреи машиаха, и верят в неожиданное, тихое пришествии истинного Мессии, способное изменить наш несовершенный, дикий, железный мир, не способный рождать авторитеты.
 А.Красильщиков

Эпоха Барака: от прозрения — к новой эпидемии Осло



Эпоха Барака: от прозрения — к новой эпидемии Осло


Юбилей «солдата № 1» – это еще и повод задуматься над его политическим наследием.
Эхуд Барак, экс-начальник генштаба ЦАХАЛа и бывший глава правительства Израиля, отмечает сегодня, 12 февраля, 75-й день рождения. По иронии судьбы, его юбилей совпал с объявлением результатов праймериз в Аводе – той самой партии, которая возвела его на политический олимп Израиля, сделала премьер-министром и которую он дважды бросал, мало заботясь о судьбе бывших соратников.
То жалкое зрелище, которое из себя представляет сегодня Авода – это во многом результат правления Барака. И дело даже не в том, что он уходил, возвращался и снова уходил. Эпоха Барака окончательно лишила Аводу и весь левый лагерь той идеологической подпорки, которую старательно возводили архитекторы Осло. Рухнув, она обнажила полную несостоятельность идеи. И заодно избавила израильтян от последних иллюзий по поводу нового Ближнего Востока.
Процесс прозрения, разумеется, занял определенное время. Но он был начат именно Бараком и его почти маниакальным стремлением все и поскорее отдать (включая Восточный Иерусалим и Голанские высоты), не получив за этого ничего. В своих стараниях Барак обошел даже Рабина с Пересом – те, хотя бы искренне верили в свои фантазии. Помыслы же Барака протирались гораздо дальше: он видел свое имя в истории. Пусть на развалинах собственной партии и даже страны, но в истории.Метаморфоза, произошедшая с солдатом № 1 (человеком, который возглавлял генштаб ЦАХАЛа, командовал самыми дерзкими операциями и проявлял истинные образцы мужества), привела к крушению еще одной иллюзии. Многим стало понятно, что армейское прошлое, пусть даже на самых высоких постах, вовсе не гарантирует умелых действий в правительстве. Известная доля авантюризма, бесшабашная смелость, желание отличиться любой ценой и достичь поставленную цель, не считаясь с потерями, – хороши, возможно, на поле боя, но вряд ли уместны в политике. Или даже – опасны.
Опасность кроется и в другом. Барак, маршировавший во власть в образе солдата № 1, в итоге делал совершенно не то, о чем говорил до выборов. Более того, он нарушил все свои прежние обещания, в том числе и русскоязычной общине, которые раздавал охотно и по любому поводу.
Сложно сказать, почему бывший начальник генштаба Эхуд Барак, как и его предшественник – бывший глава генштаба Ицхак Рабин, из всех прежних планов и обещаний оставляют только одно – авантюру так называемого мирного процесса. То ли такова военная хитрость, усвоенная годами армейской службы, то ли просто нежелание или неумение решать гражданские проблемы. По крайней мере оба – и Рабин, и Барак, – к этой работе оказались не готовы. Как оказались не готовы ни к чему другому, выходящего за рамки братания с арабами. Того самого, которое скатывало Израиль к новой войне – вот уж там экс-генералы чувствовали себя точно на своем месте.
Сегодня путь Барака пытаются реанимировать еще два экс-начальника генштаба Бени Ган и Моше Яалон, сплотившиеся в партии Хосен ле-Исраэль. Уже первое публичное выступление Ганца показало, что у эпохи Рабина-Барака возможно продолжение. И есть, как минимум двое политиков, которые вновь готовы рискнуть ради того, чтобы вписать свои имена в историю – темную или светлую, это как повезет.
Заслуг боевого генерала Эхуда Барака перед Израилем никто не отнимет. Как никто не забудет провалов политика Эхуда Барака. В том числе и в его партии Авода, которая, возможно, заканчивает свое существования, передавая эстафету другой – носящей вирус Осло и угрожающей распространить его до масштабов новой эпидемии.
Текст предоставлен PR-агентством. 

СУДЬБА ЕВРЕЙСКИХ КОЛХОЗОВ и ГОЛОДОМОР В УКРАИНЕ 1932-1933 годов



Политика советской власти распространялась на земледельцев всех национальностей‚ и евреи не избежали общей участи. Недаром написали в газете:

"Еврейский кулак так же зловреден‚ как кулак русский‚ украинский и всякий другой". Коллективизация коснулась и евреев‚ а вместе с ней повсеместный голод в городах и местечках.

В 1928 году евреи-земледельцы испытывали огромные трудности из-за плохого урожая и гибели озимых. Евсекция Украины докладывала:
"На еврейских фондах создалось в высшей степени тяжелое положение. Люди в буквальном смысле голодают... Это грозит полнейшей катастрофой для всего еврейского населения". В 1929 году началась коллективизация еврейских хозяйств. Во вновь образованные колхозы вступали в основном бедняки‚ чтобы улучшить свое положение и выбиться из нищеты. Они и прежде объединялись в товарищества по совместной обработке земли‚ совместно пахали‚ сеяли‚ убирали урожай‚ а потому переход к колхозной жизни не казался поначалу чрезвычайной мерой. Но зажиточные земледельцы не желали вступать в колхозы‚ и их загоняли силой или же‚ обвинив в кулачестве‚ сионизме‚ "мелкобуржуазности"‚ ссылали в отдаленные края.

Известны случаи, когда евреи сопротивлялись насильственной коллективизации, но к 1931 году девяносто пять процентов еврейских хозяйств в Украине объединили в колхозы. Официальная пропаганда прославляла их "сытую и радостную" жизнь:

"Тетя Соре у косилки‚ Бейле возле молотилки..."‚ однако действительность была иной. Новые хозяйства еще не окрепли‚ а с них уже требовали выполнение планов хлебозаготовок‚ которые возрастали из года в год. Каждый колхоз должен был прежде всего поставить зерно государству‚ расплатиться с машино-тракторной станцией‚ создать семенной фонд для будущего сева‚ обеспечить скот фуражом‚ а оставшееся – если что-либо оставалось – распределяли между колхозниками по количеству выработанных трудодней. Если колхоз не выполнял плана, применяли карательные меры: забирали у земледельцев уже полученное ими зерно и сдавали его для покрытия нормы‚ накладывали штрафы по дополнительным поставкам мяса, вывозили из сельских магазинов товары, чтобы ничего нельзя было купить, уполномоченные ходили по домам и силой забирали последнее.

Распоряжения районного начальства были кратки и категоричны: "Председателя колхоза "Форойс" ("Вперед") за саботаж хлебозаготовок предать суду... Передать следственным органам дело на правление артели "Соцдорф"... Предать суду бывшего председателя колхоза "Ройтер Пойер" ("Красный крестьянин") тов. Косева и счетовода тов. Эйдельмана‚ немедленно провести их арест".

Во время "голодомора" 1932-1933 годов самые большие и жуткие жертвы пришлись на долю украинских деревень. Голод не обошел и их соседей, земледельцев-евреев: многие еврейские колхозы попали в список Совнаркома Украины‚ как наиболее пострадавшие от голода; в числе местностей с наивысшей смертностью оказался и Калининдорфский еврейский национальный район. Вне колхозов‚ в городах и местечках Украины жило огромное количество ремесленников-евреев‚ которые работали на сельское население, – портные‚ сапожники‚ жестянщики‚ столяры и кузнецы; с наступлением голодных времен прекратились заказы окрестных земледельцев‚ прекратился и традиционный подвоз продуктов на местечковые базары.

Голодали теперь все‚ и официальные документы того времени это подтверждали. В еврейских местечках Винницкой области "отмечено немало случаев опухания на почве недоедания и смертности..." В Немирове – "семь смертных случаев..." В Тульчине – "сорок семь смертных случаев от голода среди еврейской бедноты местечка..." В Бердичеве: семья Азакевич – "родители умерли‚ осталось трое детей 11-8-4 года‚ живут одни в квартире‚ ходят по домам и попрошайничают..."; семья Цуркис – "глава семьи умер‚ осталась жена и двое детей‚ семья голодает‚ дети поражены отёками..."

В Сталиндорфском районе "положение колхозников по Ворошиловскому (еврейскому) сельсовету отчаянное‚ люди перестали просить помощи‚ лежат в холодных нетопленых домах и ждут смерти. По сельсовету отмечено четырнадцать случаев смерти от голода... У колхозника Бравермана в хате лежит четверо детей в возрасте от пяти до десяти лет‚ не двигаются‚ опухшие‚ с открытыми ранами‚ что говорит о том‚ что они разлагаются живьем..."

Из письма Х. Шарбер из Бердичева (на имя Н. Крупской‚ вдовы В. Ленина):

"Это письмо пишет вам человек‚ который сидит в ожидании голодной смерти. Ох‚ что это за чувство‚ какие это муки‚ какой это ад – голодать и знать‚ что ничто‚ за исключением гнусной голодной смерти‚ не предстоит. Это темное‚ как пергамент‚ опухшее лицо – хоть бы кусочек хлеба... Помогите нам. Мы хотим еще жить и трудиться‚ мы не хотим умереть голодной смертью‚ не дайте голоду победить нас..."

В. Гроссман‚ писатель (из книги "Все течёт..."): "Старики рассказывали: голод бывал при Николае – все же помогали‚ и в долг давали‚ и в городах крестьянство просило‚ кухни такие открывали‚ и пожертвования студенты собирали. А при рабоче-крестьянском правительстве зёрнышка не дали..." – "Дети кричат‚ не спят: и ночью хлеба просят. У людей лица‚ как земля‚ глаза мутные‚ пьяные..." "Пошел по селу сплошной мор. Сперва дети‚ старики‚ потом средний возраст. Вначале закапывали‚ потом уж не стали закапывать. Так мертвые и валялись на улицах‚ во дворах‚ а последние в избах остались лежать. Тихо стало. Умерла вся деревня".

Несмотря на чудовищный "голодомор" с неисчислимыми жертвами‚ власти продолжали изымать зерно из колхозов и запретили местным руководителям докладывать о последствиях проводимой политики. Районный партийный деятель докладывал в Винницкий обком партии: "Несмотря на ваше запрещение‚ чтобы не писать о наличии голодающих‚ считаю‚ что будет преступным не поставить вас в известность о положении дел в районе. Местечко Уланов – большинство населения по национальности евреи... Голодающих насчитывается до девяносто пяти человек. На двадцатое апреля 1933 года от голода уже умерло тридцать пять человек..."

Умирали по всей Украине‚ и евреи в том числе – в Фастове‚ Проскурове‚ Умани‚ Бердичеве‚ Житомире. Голоду сопутствовали дизентерия и сыпной тиф; недоедание в первую очередь поражало малолетних‚ и известны случаи‚ когда дети умирали на школьных уроках. В деревнях люди лежали на кроватях‚ лавках и на печах в ожидании смерти: от всеобщего голода наступало состояние бессилия и обреченности. По сельским улицам ездили подводы‚ останавливаясь у домов с распахнутыми дверями‚ – возчики выносили умерших‚ отвозили на кладбище и хоронили в общих могилах.

Чтобы спастись от смерти‚ голодающие шли из деревень в города в надежде раздобыть кусок хлеба; только за один месяц‚ в феврале 1933 года‚ среди трупов‚ подобранных на улицах Киева‚ насчитали – по официальным данным – более девятисот евреев‚ умерших от голода. Современник свидетельствовал:

"Каждую ночь грузовики‚ крытые брезентом‚ собирали трупы на вокзалах‚ под мостами‚ в подворотнях... Все лечебницы в городе были переполнены. Морги тоже. Детей‚ оставшихся без родных‚ отправляли в приемники. Но всех‚ кто покрепче‚ просто увозили подальше от города и там оставляли".

Еврейские организации Америки‚ Англии‚ Франции и Польши предложили свою помощь‚ но в ответ им официально заявили‚ что в стране нет никакого голода‚ и не позволили их представителям посетить колхозы на Украине. Недовольство в стране нарастало‚ и работники ГПУ докладывали начальству о высказываниях в адрес советских руководителей.

С. Рубинштейн‚ рабочий из Бердичева: "Докатилась наша власть со своей пятилеткой‚ только писать и кричать умеют‚ что рабочий будет обеспечен всем‚ а мы голодаем‚ и люди у нас умирают от голода..."

Мильман‚ механик на фабрике в Могилеве-Подольском: "Надо всем нам бросить фабрику. Лучше жить и голодать без работы‚ чем работать впроголодь..." Х. Лендерзон‚ рабочий из Винницы: "Другого выхода не вижу‚ как только устроить забастовку. Власть наверное хочет‚ чтобы мы сделали открытое восстание..."

О. Мандельштам‚ поэт (1933 год‚ первый вариант стихотворения):

Мы живем‚ под собою не чуя страны‚
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца‚
Душегубца и мужикоборца...

В еврейские колхозы‚ располагавшиеся неподалеку от местечек‚ вступали торговцы‚ ремесленники‚ лица без определенных занятий‚ которые не могли прокормиться иным путем. Новые земледельцы были неопытны‚ в колхозах недоставало инвентаря‚ и чтобы выстоять‚ вводили дополнительные промыслы мельницы и лесопилки‚ кузницы‚ хлебопекарни‚ маслобойки и крупорушки‚ доход с которых покрывал недостачу сельскохозяйственного производства. Некоторые вступали в колхоз на время и уходили затем в города‚ подыскав более привычную работу‚ а взамен них появлялись окрестные жители – неевреи. Преодолев трудности первых лет существования‚ еврейские колхозы укрепляли свои хозяйства‚ жизнь улучшалась‚ улучшались и условия быта.

В местечке Меджибож в Подолии существовал еврейский колхоз "Равенство"‚ в котором выращивали зерновые и овощи‚ арбузы и клубнику‚ держали коров и овец. Колхозники получали на трудодень в три раза больше‚ чем в соседних селах; колхоз выстоял во время "голодомора" и принял в свои ряды украинских крестьян‚ спасая от голодной смерти. В сибирском городе Каинске несколько лет существовала еврейская сельскохозяйственная артель "Золотая нива"‚ переименованная в колхоз имени Я. Свердлова. В Томском округе был еврейский колхоз "Найгебурт" ("Возрождение").

Появились колхозы бухарских евреев в Узбекистане‚ горских евреев в Дагестане‚ Азербайджане и Краснодарском крае‚ колхозы грузинских евреев в Грузии‚ где сохраняли традиционную общинную жизнь‚ соблюдали субботу и еврейские праздники. В Сибири‚ в Минусинском крае‚ жили потомки ссыльных субботников‚ которые в девятнадцатом веке основали село Обетованное‚ переименованное начальством в Иудино‚ – в том селе был создан колхоз "Путь Ильича". В деревне Ильинка под Воронежом субботники организовали коммуну "Еврейский крестьянин" с выходным днем в субботу; эта коммуна превратилась в колхоз с тем же именем.

Еврейские колхозы в Крыму получили названия: "Путь Ленина"‚ "Беднота"‚ "Семнадцатый партсъезд"‚ "Вторая большевистская весна"‚ "Сталино"‚ "Котовский"‚ "Имени Буденного"‚ а также "Ройтер фон" ("Красное знамя")‚ "Най вег" ("Новый путь")‚ "Фрайгайт" ("Свобода")‚ "Дер эмес" ("Правда")‚ "Най лебен" ("Новая жизнь")‚ "Дер идишер пойер" ("Еврейский крестьянин"). Из свидетельств бывших колхозников-евреев Крыма:

"Мы жили очень бедно. Было голодно. Привезли нас в степь‚ там стояли два амбара: так был основан колхоз "Политотдел". В 1932 году снова голод‚ умирали‚ сосед убил соседа из-за головки чеснока. С 1934 года и до войны был богатый колхоз..." – "В колхозе имени Дзержинского на двести пятьдесят человек было двое русских. Со временем стали жить неплохо..." – "Мама работала дояркой. Дедушка Мостовой Мейер Ицкович работал на баштане сторожем‚ а бабушка на птичнике. Дядя Хаим Шия работал на току‚ где особенно было трудно... Выращивали пшеницу‚ овощи; помню‚ поля были засеяны хлопком и был большой баштан‚ большой коровник‚ возили молоко на симферопольский базар для продажи..."

Из воспоминаний о еврейском колхозе в Украине:

"Деревня наша была электрифицирована и радиофицирована‚ часто слушали передачи на идиш... У нас был очень хороший клуб‚ при клубе библиотека‚ драмкружком руководил Герш Рейдлер‚ который работал скотником‚ а его дети Изя‚ Циля‚ Табя‚ Яша‚ Руся‚ Сарра также участвовали в драмкружке... Беренсон Шмуэль Лейзер и его жена Голда‚ их дети Роза‚ Злата‚ Лиза‚ Маня – вся семья была очень музыкальная; их отец собирал нас‚ детей‚ устраивал хоровое пение. Сам Шмуэль Лейзер работал на молотилке".

Но репрессии тех лет не обошли стороной и еврейские колхозы. В газетах и брошюрах сообщали о "вредительских и воровских махинациях классового врага", о "кулаках и белогвардейцах", проникших в колхозное руководство, которые мешали "претворять в жизнь указания товарища Сталина: "Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными". В 1938 году прекратилось организованное переселение евреев на земли Крыма и юга Украины. Власти проводили "интернационализацию" еврейских колхозов страны‚ включая в их состав земледельцев других национальностей‚ объединяли еврейские колхозы с нееврейскими для "компактной коллективизации".

Насильственное перемешивание людей с разными обычаями нарушало традиционный образ жизни и сложившиеся отношения это подталкивало к уходу из деревень. Опытные земледельцы-евреи‚ работавшие прежде в артелях взаимопомощи‚ привыкли сообща решать все вопросы‚ а потому не могли примириться с новыми методами руководства‚ когда им диктовали условия, что сеять‚ где и как, это также способствовало уходу из колхозов. То был период индустриализации‚ появлялись новые фабрики и заводы‚ повсюду требовалась рабочая сила‚ и евреи переселялись в города. Туда же уходила и колхозная молодежь – учиться‚ получить специальность.

Отток населения из деревень происходил повсюду. Чтобы избежать коллективизации и спастись от голода‚ крестьяне разных национальностей переезжали в города; к 1935 году там оказалось около семнадцати миллионов бывших сельских жителей.
Феликс Кандель

НАЗВАНЫ ЛУЧШИЕ ГОРОДА ИЗРАИЛЯ

сайт pixabay. на фото иллюстрация
ЦСУ Израиля опубликовал очередной индекс (за 2017 год) качества жизни граждан и развития инфраструктуры для крупных городов страны с населением более 100.000 человек. Индекс был составлен на основе 70 параметров, свидетельствующих о благосостоянии жителей страны и разделенных на 11 категорий.
Среди основных категорий рейтинга: личное и социальное благополучие, занятость населения, уровень жизни и доходов, безопасность, здравоохранение, образование, экология, качество досуга и т.д.
Лидерами рейтинга оказались Рамат-Ган, Реховот, Ришон ле-Цион, Тель-Авив, Петах-Тиква, Бней-Брак, Нетания, Беэр-Шева. В конце списка по мере ухудшения параметров расположились Хайфа, Холон, Ашдод, Иерусалим, Ашкелон и Бат-Ям.
Согласно данным рейтинга, в Израиле увеличилось число семей, у которых выплаты по «машканте» превышают 30% от общего семейного дохода. Кроме того, в 2017 значительно выросла общая задолженность населения по потребительским кредитам, о чем ранее сообщал Банк Израиля.
Другим тревожным показателем является рост числа дорожных аварий с летальным исходом.

Лавров — дорогим друзьям из ХАМАСа: «Во всем виноваты американцы»

Лавров — дорогим друзьям из ХАМАСа: «Во всем виноваты американцы»

 9TV ZAHAV КУРСОР
На сайте российского МИДа был опубликован интересный и красноречивый пресс-релиз: «Вступительное слово министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с участниками Межпалестинского диалога, Москва, 12 февраля 2019 года».
Авторы документа стыдливо умалчивают о том, что среди 12 «основных палестинских организаций» были представители ХАМАСа и других террористических группировок.
Их цель — уничтожение государства Израиль и жителей еврейского государства, и они пытаются добиться этой цели с помощью ракетных обстрелов и попыток прорыва границы Израиля («марши возвращения»).
Официальная фотография встречи в МИДе тоже показательна — хорошо различимы, почему-то, лишь лица Лаврова и его заместителя Богданова.
Но текст выступления главы МИДа РФ ясно свидетельствует о том, кто союзники, а кто враги современной России:
«Добрый день, дорогие друзья!
Очень рад снова иметь возможность пообщаться в таком формате с представителями всех основных палестинских организаций. Как я понимаю, здесь представлены 12 организаций…
К сожалению, нынешняя ситуация в палестино-израильском урегулировании не радует. Она весьма тревожна. Мы видим наибольшую опасность в позиции США, нацеленной на продвижение односторонних подходов без учета мнения других членов международного сообщества, на слом важнейших, ключевых, основополагающих международно-правовых инструментов урегулирования палестинской проблемы.
Американские коллеги безапелляционно выдвигают новые рецепты решения проблемы, уже более двух лет обещают предложить некую «сделку века». Однако имеющаяся информация позволяет оценить эту будущую «сделку» как разрушающую все, что было сделано до сих пор.
Судя по тому, что мы слышим от тех, кто имеет хоть какое-то отношение к односторонним американским инициативам и действиям, речь пойдет о совсем ином подходе, нежели создание жизнеспособного палестинского государства на границах 1967 года с возможными равноценными разменами и столицей в Восточном Иерусалиме
Будучи вашим другом, беспристрастным и объективным помощником, в том числе и в рамках «квартета» международных посредников, мы убеждены, что достигнутые в октябре 2017 г. в Каире рамочные соглашения создают реальную основу для выхода на компромисс между всеми палестинцами».
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..