Фото из СМИД-р Идо Нетаниягу:
Когда же наконец рухнет удушающий контроль «левых» над учреждениями культуры?
Когда музеи отказываются демонстрировать важные произведения талантливых художников просто потому, что они не на «правильной» с политической точки зрения стороне, первой страдает наша культура.
Недавно я услышал, как израильская художница рассказала в интервью, что много лет назад она время от времени отправляла свои работы в один из крупнейших художественных музеев Израиля, надеясь, что там они будут представлены, но каждый раз получала отрицательный ответ. Наконец, услышав положительное мнение о своей работе от уважаемого искусствоведа, она набралась смелости и позвонила куратору того самого музея, который ей отказал.
«Да, я знаю ваши работы», – сказала ей куратор. – «Замечательные произведения, но я никогда не возьму их на выставки». И почему же? Всё очень просто. «Во время этого разговора между нами, – говорит художница, – куратор проговорилась: “Потому что вы – не пост-сионистка”». Иными словами, потому что художница – разделяет сионистское мировоззрение и, о Боже, еще и придерживается «правых» взглядов.
Правда состоит в том, что такой ответ куратора удивляет. Не потому, что он раскрывает нам, что куратор уважаемого и субсидируемого израильского музея является антисионисткой, конечно, нет. И не потому, что получается, что отказ произошел по политическим мотивам. Каждый творческий человек «правых» взглядов знает, что существует почти полное институциональное неприятие «правых» деятелей искусства, по крайней мере, пока они живы (и заметьте: я уточнил свои слова, добавив слово «почти», чтобы меня не обвинили в неуместном преувеличении). Такое неприятие было одной из фундаментальных особенностей государства с момента его создания, и это справедливо по отношению ко всем областям культуры, будь то пластические искусства или литература.
Не особенно удивительно, что эта куратор в телефонном разговоре призналась, в чем была истинная причина отказа, поскольку у каждого время от времени случаются ошибки, а особенно во время разговора – то есть бывает, что истина вылетает из уст даже помимо намерений говорящего. Общепринятым правилом является, однако, то, что подобная причина остается скрытой. Когда руководители израильского культурного истеблишмента удосуживаются ответить деятелю культуры «правых» взглядов, они обычно не говорят ему, что причина отклонения его работ политическая, но, так или иначе, дают ему понять, что его работа якобы просто ниже должного уровня.
Так что же удивительного в этом случае? Дело в том, что куратор посчитала работу этой художницы превосходной. И это действительно удивительно, поскольку ведущие «левые» мыслители как у нас, так и повсюду на Западе, считают, что человек с «правым» мировоззрением не может быть настоящим художником, тем более создающим замечательные произведения. Ведь искусство требует эмоциональности и чуткости, сострадания и человечности, утонченности и многомерности мышления, а как известно, эти качества не встречаются в человеке «правых» взглядов, ибо лишь тупость, грубость и неистовая жадность наполняют его существо. И кроме того, нечасто встречается возможность объективно рассмотреть работу человека с противоположной стороны политического спектра. Но, похоже, у этого куратора профессионализм взял верх над политическими пристрастиями.
Однако ее решение, противоречащее ее же творческой оценке, свидетельствовало о серьезной фундаментальной проблеме израильского культурного истеблишмента. Когда решающим критерием, определяющим, какие произведения искусства будет видеть и слышать общество, является критерий политический, тогда сама культура не может не деградировать. Дело не только в том, что это расслабляет многих деятелей культуры и тем самым препятствует рождению произведений, которые, если бы они появились на свет, могли бы иметь важное значение. И дело даже не только в том, что важные произведения, уже созданные и написанные, не доводятся до внимания общества, но и в том, что это возводит в статус «выдающихся» людей весьма посредственных, для которых политические взгляды служат заменой таланта, но благодаря их «правильному» политическому мировоззрению, именно их работы повсеместно представлены на разных площадках. Более того, уже давно политические лозунги сами по себе объявлены «произведениями», и в течение многих лет они висят на стенах музеев, декламируются актерами на театральных сценах – и просто поэтому считаются искусством.
Остается открытым вопрос, что случится раньше – настанет ли тот день, когда люди будут относиться к вышеупомянутым «произведениям» (как и к другим странным явлениям нашего времени) как к забавным нелепостям, или же окончательно рухнет удушающий контроль «левых» над нашими учреждениями культуры.
Перевод с иврита Алека Д. Эпштейна
«Маарив», 3 января 2025 г.
Дафна и Идо Нетаниягу Почему мы «правые», а не «левые»: реализм против утопизмаДругие статьи о левых