пятница, 13 сентября 2024 г.

Ссора двух Леонидов: сторонники Навального обвиняют израильского бизнесмена в очень плохом поступке

 

Ссора двух Леонидов: сторонники Навального обвиняют израильского бизнесмена в очень плохом поступке

Соратники Алексея Навального из "Фонда борьбы с коррупцией" (ФБК) утверждают, что покушение на экс-главу этой организации Леонида Волкова заказал бывший российский, а ныне израильский бизнесмен Леонид Невзлин, совладелец газеты "Гаарец" и тесть председателя парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Юлия Эдельштейна.


Невзлин, по утверждению ФБК, также стоит за нападениями на директора этой организации Ивана Жданова в Женеве и на супругу экономиста Максима Миронова Александру Петрачкову в Аргентине. Таковы данные, содержащиеся в новом фильме-расследовании "Фонда борьбы с коррупцией".



По словам главы Международного ФБК Марии Певчих, данную информацию фонд получил от Андрея Матуса, якобы работающего на соратника и близкого друга Невзлина – российского бизнесмена и оппозиционного деятеля Михаила Ходорковского.

В качестве доказательства своих слов, утверждают в ФБК, Матус при личной встрече в Черногории передал Волкову и Жданову переписку Невзлина с организатором указанных нападений — юристом Андреем Блиновым. В ней, среди прочего, есть видео нападений на Жданова и Петрачкову, снятые исполнителями; эти записи ранее нигде не публиковались.

Андрей Блинов в прошлом входил в совет директоров корпорации "Газпром медиа" и был адвокатом журналиста Сергея Доренко. По информации Матуса, в настоящее время Блинов проживает в Латвии. Именно ему, по версии ФБК, Невзлин поручил организовать покушение на Волкова.

Последнего, по первоначальному плану, должны были похитить в Литве, где он проживает, и вывезти морем в Россию, после чего передать в руки сотрудникам ФСБ. На реализацию вышеуказанного Блинов попросил у Невзлина 12 тысяч евро, однако в жизнь данный план не воплотился.

Обсуждение подробностей покушения на бывшего главу ФБК продолжилось. В конце концов Невзлин, как утверждают в ФБК, дал указание нанести Волкову повреждения, которые сделают из него человека, перемещающегося на инвалидной коляске.

В результате нападение на Леонида Волкова произошло 12 марта этого года возле дома политического деятеля в Вильнюсе. Когда бывший глава ФБК подъехал к жилищу на машине, на него набросился неизвестный, прыснул в лицо слезоточивый газ и начал бить Волкова молотком. Он сломал Волкову руку и нанес множественные ушибы на ноге.

Однако, как явствует из переписки, полученной ФБК, Невзлин остался недоволен масштабами этих повреждений. Он отказался платить установленный гонорар организатору нападения Блинову. Невзлин и Блинов начали предъявлять друг другу взаимные претензии и пугать оглаской, после чего израильтянин попросил Матуса отобрать у Блинова телефоны, использовавшиеся для организации покушения на Волкова. Матус выполнил эту просьбу, однако улики передал представителям ФБК.

В "Фонде борьбы с коррупцией" отмечают, что не до конца поняли мотивы Матуса. Он пытался получить с них деньги за переданные доказательства, а также обещал переслать аудиозапись разговора с Невзлиным, образец которой дал прослушать представителю ФБК при личной встрече. Однако поняв, что ФБК не намерены платить запрашиваемую сумму, Матус прекратил контакты с указанной организацией.

6 сентября упомянутую переписку Невзлина с Блиновым опубликовал российский проправительственный телеканал RT, утверждавший, что получил ее от некоего "источника в оппозиции" в Литве.

Леонид Невзлин прокомментировал расследование ФБК. Он опроверг обвинения в причастности к нападениям на Волкова, Жданова и Петрачкову.

"Во-первых, я не имею отношения к каким бы то ни было нападениям на людей, ни в какой форме. Во-вторых, подробно обсуждать детали этого состряпанного в Москве “слива” я не вижу особого смысла, - написал миллиардер. - Пускай сначала оценку этим так называемым “материалам” даст независимое следствие, и если следствие сочтет необходимым, то и суд в демократической стране. Убежден, что правосудие подтвердит абсурдность и полную несостоятельность обвинений в мой адрес. Хотел бы остановиться только на одном моменте. Все якобы “доказательства” моей причастности к чему-то, похоже, были получены представителями ФБК непосредственно из Москвы. Подтверждает это, например, недавняя публикация скриншотов этих же якобы “переписок” в кремлевском RT, которой наследует сегодняшнее произведение. Собственно, авторы YouTube-пасквиля страну происхождения своей “сенсации” и не скрывают, утверждая, что встречались со своим источником даже не в Евросоюзе, а в стране, в которую пока еще может приехать некий “решала” от ФСБ, как своего собеседника характеризуют в самом ФБК".

Израильский бизнесмен обвинил "Фонд борьбы с коррупцией" в тиражировании "московских сливов", которые "полностью отвечают ключевым нарративам путинской пропаганды".

Отметим, что ФБК, даже в отсутствие Алексея Навального, считается серьезной организацией, проводящей расследования основательно. В данном случае там, разумеется, сознавали все возможные последствия - как юридические, так и имиджевые - подобного обвинения в адрес Невзлина.

Перекрестные доказательства, представленные "Фондом борьбы с коррупцией", выглядят довольно убедительно, хотя теоретически могут являться многослойной и всесторонне организованной фальсификацией, которой в этом случае должна была заниматься очень серьезная организация с мощными ресурсами.

Пока неясно, перейдут ли эти обвинения в юридическую плоскость. Так или иначе, речь идет не просто о рядовых претензиях российских оппозиционнеров друг к другу, а о серьезном позиционном противостоянии. Если общественность будет убеждена, что правда на стороне ФБК, это серьезно дискредитирует Невзлина и косвенно ударит по репутации тех, кто с ним "ассоциируется", в первую очередь Михаила Ходорковского.

Если же возобладает версия о том, что ФБК поддался на сфабрикованную российскими спецслужбами историю (или, того хуже, сознательно участвовал в такой фабрикации), это подорвет позиции всей "команды Навального" как авторитетной оппозиционной организации, к которой имеет смысл прислушиваться, и создаст им репутацию людей, клевещущих "на своих", а то и вовсе "кремлевских провокаторов".

Всего этого, разумеется, в ФБК не могли не понимать, когда обнародовали свои обвинения, да еще в виде столь "резкого" фильма.

Судья Джорджии снял два обвинения с Трампа в деле о выборах

 

Судья Джорджии снял два обвинения с Трампа в деле о выборах

Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US

 Дата: 13.09.2024 04:03



В четверг судья Джорджии снял два обвинения с бывшего президента Дональда Трампа в деле о вмешательстве в выборы в Джорджии 2020 года.

Судья округа Фултон Скотт Макафи заявил, что два обвинения подпадают под федеральную юрисдикцию. Оба обвинения касаются заговора и подачи поддельных документов. Пять пунктов первоначального обвинительного заключения против Трампа теперь сняты.

Три были сняты ранее в этом году судьей Макафи, который постановил, что обвинения не содержат подробностей. Теперь Трампу предстоит восемь оставшихся пунктов обвинения в деле из первоначальных 13.

Адвокаты Трампа заявили в своем заявлении: «Президент Трамп и его юридическая команда в Джорджии снова одержали победу».

Окружной прокурор округа Фултон Фани Уиллис, выдвинувшая обвинения против Трампа, отказалась от комментариев.

Производство по делу Трампа временно приостановлено с июня, пока Апелляционный суд Джорджии пересматривает постановление Макафи, разрешающее Уиллису продолжать вести дело.

В апреле Уиллис признала, что у нее были романтические отношения с адвокатом Натаном Уэйдом, которого она назначила вести обвинение против Трампа.

Ее признание последовало после того, как один из соответчиков Трампа попытался добиться отстранения Уиллиса и всего ее офиса от ведения дела из-за их отношений.

Макафи разрешил Уиллис продолжить вести дело, если Уэйд уйдет в отставку, что он и сделал. Трамп и несколько его соответчиков обжаловали это решение.

Апелляционный суд штата должен заслушать аргументы в ходатайстве о дисквалификации в декабре, и он должен вынести решение до 14 марта 2025 года, что означает, что Трамп не предстанет перед судом по этому делу до ноябрьских выборов.

Три адвоката и поручитель, участвовавшие в послевыборных усилиях, признали себя виновными, и четверо согласились сотрудничать по делам против остальных 15.

В августе 2023 года большое жюри округа Фултон предъявило Трампу и 18 его сообщникам обвинения в мошенничестве на выборах, рэкете и других обвинениях, связанных с предполагаемыми попытками отменить выборы 2020 года.

В обвинительном заключении говорится, что обвиняемые по делу «отказались признать, что Трамп проиграл, и они сознательно и преднамеренно вступили в сговор с целью незаконного изменения результатов выборов в пользу Трампа».

Президенты США и Израиль. Часть вторая: неомарксизм

 

    Фото: ВВС

Президенты США и Израиль. Часть вторая: неомарксизм

Президентство Билла Клинтона в 1992–2000 годы стало для США революционным. Идеология страны, названная Джефферсоном американизмом — основа иудео-христианской цивилизации, начала сменяться новым президентом на неомарксизм. Попробую описать, что из себя представляет эта всё ещё формирующаяся идеология.


Историческим достижением создателя классического марксизма Карла Маркса стало внесение им в современную ему серьёзную философию идеи материализма. Его докторская диссертация была посвящена античным материалистам Демокриту и Эпикуру.

Практические выводы Маркса из посыла, что Бога нет, были, по нынешним меркам, скромны. Он предложил потеснить для социального пользования понятие "нации" "классом", сделав интересы пролетариата центральными, что позволило бы ему забыть мурчавшую его принадлежность к евреям. Экономическая теория Маркса была призвана улучшить положение пролетариата. Положение это с его времён действительно драматично улучшилось, но отнюдь не из-за его теории. Наоборот, в социалистических странах, следовавших ей, положение это было и остаётся плачевным.


Неомарксисты, начиная с Франкфуртской школы, и особенно интенсивно в последние десятилетия, запустили в жизнь материалистическую версию этики, отличную от библейской. Основана она на позитивном ответе на вопрос Достоевского: "Если Бога нет, всё дозволено?" Изменения коснулись ключевых областей жизни.

Самый многочисленный отряд неомарксистов — феминистки. Они отвергли библейскую участь женщины: "Эта на сей раз кость от моих костей и плоть от плоти моей. Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она. Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью" (Берейшит 2, 23-24).

Начало приведённой цитаты: "Эта на сей раз" допускает, впрочем, толкование, что был прошлый раз, произведший до жены Адама Евы Лилит — родоначальницу ведьм. Такая версия вспоминалась, когда 20 января 2017 года, после инаугурации Трампа как президента, толпы ведьм, заподозривших Трампа в неодобрении полной свободы абортов, напялившие на головы розовые шапочки, символизировавшие их вагины, проводили по всей стране шумные митинги, и певичка Мадонна призывала спалить Белый дом.

Схожий шабаш Лилит случился в Вашингтоне 6 октября 2018 года по поводу избрания в Верховный суд США Бретта Кавано. Ведьмы вопили с галереи Капитолия, ломились в закрытые двери Верховного суда США. Всё потому, что подозревали в католике Кавано противника убийства младенцев. Опасения касались запретов на аборты до дня родов, а также на инфантицид после родов.

Неомарксисты решительно изменили мораль отношения полов. С детских садов в США крохам внушают прелести гомосексуализма, развлекают шоу Drug Queens — ряженых трансвеститов. Дополнительная тема — агрессивная пропаганда среди детей смены пола. Современная наука о проблемах пола открыла уже около 100 полов у людей, зато похерила два традиционных. Поэтому в метриках вместо привычных "отец" и "мать" стали печатать "родитель 1" и "родитель 2".

В этой чехарде мужчинам присвоили возможность родить ребёнка. Так губернатор Миннесоты, возможный следующий вице-президент США, распорядился снабдить тампонами на случай менструаций не только девичьи туалеты в школах, но и мальчиковые.

Интернационализм классического марксизма сменили льготы для расовых и национальных меньшинств. Принятая истеблишментом США CRT (критическая расовая теория) утверждает, что США построены на угнетении во всех областях жизни этих меньшинств, а также на незаконно присвоенных себе белыми американцами привилегиях.

Побочным следствием неомарксизма стал, несмотря на горячую поддержку прогрессивными евреями новаций неомарксизма, резкий рост в мире антисемитизма. Началось с исключения из маршей феминисток евреек. Как-то арабки, возможно благодаря умелому финансированию, захватили там лидерство.

Враждебность неомарксизма к Израилю основана на антагонизме его с сионизмом — еврейским национализмом. Мораль неомарксизма, разрушительная к традиционному отношению полов и к традиционной семье, в Европе и в США привела к процессу демографического вырождения. В Израиле же демография здоровая, и семьи благополучны. Западноевропейские страны сменяют своё коренное население на переселенцев из Третьего мира, в большой степени на мусульман. Израиль же принял Основной закон, определивший его страной евреев. Поэтому естественны для США и Англии, лидеров в деле неомарксизма, демонстрации с призывами расправиться с евреями и с Израилем.

Первым указом президента Клинтона было разрешение геям служить в армии. Немедленно рейтинг его одобрения в тогда ещё христианской стране рухнул до 26%. Клинтон попытался смягчить скандал, предложив создать в армии отдельные части гомосексуалистов, но только ухудшил дело. Пришлось ему отменить указ. 

Клинтон — юдофил. Его администрация была наиболее еврейской со времён президентства Никсона. Единственную свою дочь он выдал замуж за еврея. В самый знаменитый секс-скандал, едва не стоивший ему поста, Клинтон влип с еврейкой.

Скандал, впрочем, заключался во лжи под присягой ("Я не имел секс с этой женщиной"). Тогда ложь под присягой каралась. Во времена Обамы начальник разведки США Клаппер и директор ЦРУ Бреннан уже без всяких последствий для себя на слушаньях в Сенате США спокойно лгали под присягой. Не говоря о самом первом в истории чернокожем президенте, смысл заявлений которого обычно не соответствовал высказанному.

Неомарксизм в международную политику привнёс в те годы Израиль. Когда на выборах 1992 года власть в стране получили социалисты, их лидеры Рабин и Перес сговорились запустить в Израиль вождя террористов Арафата с его бандой, предоставив тем территории, деньги и оружие. "Посаженным отцом" такого неомарксистского "брака" стал Клинтон.

В 1994 году относительно Клинтона была совершена ужасная несправедливость. Нобелевский комитет наградил за "ословскую сделку" своей премией Арафата, Рабина и Переса, но обошёл Клинтона. Чем тот хуже Арафата?

Израильтяне отвергли неомарксизм своих социалистов и в 1996 году избрали премьер-министром правого Нетаньягу. Тем не менее Клинтон совершил ещё два похода за Нобелем. В 1998 году он организовал саммит в Уай Плантейшен, и там изнасиловал Биби на уступку Арафату 13% территории Иудеи и Шомрона с некоторыми ограничениями. На Нобеля это не тянуло. На следующий год Клинтон сумел сменить в должности премьер-министра Израиля Нетаньяху на левого социалиста Барака, снабдив того обильным финансированием предвыборной кампании и советниками. Барак на организованном Клинтоном в июле 2000 года саммите в Кэмп-Дэвиде готов был уступить Арафату многое, включая пол Иерусалима. Но Арафат отверг все предложения Барака, сколь угодно щедрые, и Клинтон опять остался без премии. "Ты оставил меня неудачником" — пожаловался Клинтон Арафату, с которым, тем не менее, сдружился. Тот 14 раз посещал Билла в Белом доме.

Сменивший Клинтона в 2001 году Буш-младший повелел не подпускать Арафата близко к дверям своей резиденции. А мэр Нью-Йорка той поры Джулиани приказал охране вышвырнуть вон злодея, явившегося во время сессии ООН на дипломатический приём в Линкольн центр.

Этот Буш был дружественен Израилю, но образован он был уже в духе неомарксизма. Госсекретарём, ведавшим внешней политикой США, Буш политкорректно назначил не бывалого дипломата вроде Киссинджера, а чёрную женщину Кондолизу Райс.

Буш оказался не на уровне проблем, возникших в мире после терактов 9/11. Уже на следующий день после взрыва в Нью-Йорке башен-близнецов он провозгласил, что ислам — это религия мира. Но если политика исламизма — не враг, то кто виновен в теракте? В это время Натан Щаранский рекламировал в США свой труд: "The Case For Democracy". "Демократии не нападают друг на друга" — повторял он в интервью на разных каналах ТВ. Буш был впечатлён долгой беседой с самым известным узником Сиона и решил установить в Ираке и Афганистане, странах, которые он выделил как виновников международного терроризма, демократии.

Результаты этого решения оказались катастрофичны. Ирак, в котором при диктаторе Саддаме Хусейне правили сунниты и уравновешивали шиитский Иран, победившие на выборах шииты превратили в сателлита Ирана. Афганистан после 20 лет усилий США и нескольких "свободных выборов", а также провального бегства американской армии под командой президента Байдена, вернулся к правлению талибов.

Прогресс настал в США с приходом в Белый дом в 2009 году Б.Х.Обамы, разделяющего все доктрины неомарксизма. Незадолго до выборов референдумы в 7 штатах, включая сверхлиберальную Калифорнию, проведённые по требованию их жителей, во всех семи дали ответ: нет однополым бракам! Но суды не признали результаты референдумов, и однополые браки были легализованы по всей стране.

За 8 обамовских лет я напечатал десятки эссе о торжестве в США неомарксизма, включая антиизраилизм Обамы. Не буду повторяться.

Девиз Трампа на выборах 2016 года: "Вернём Америке её былое величие" означал: вернём в Америку её прошлую идеологию, делавшую её великой. Американцы пошли за таким девизом и избрали президентом Трампа. Но "глубинное государство", мастерски укомплектованное Обамой неомарксистами, саботировало усилия президента. Удивительно, как многого сумел добиться Трамп за 4 года в таких условиях. Он запомнился как единственный за время существования еврейского государства безусловно произраильский президент США.

Нелегко оценить результаты выборов 2020 года. Трудно поверить, что американцев в чём-то убедила "революция Джорджа Флойда" — мятежи Антифы и BLM, грабежи и поджоги в главных городах страны, вставание Байдена и глав Конгресса Шумера и Пелоси на колено перед погромщиками, обещания лишить финансирования полицию, одним словом: торжество неомарксизма. Байден 4 года назад функционировал немногим лучше, чем на недавних дебатах с Трампом, после которых бомонд демпартии решил, что он никуда не годен.

Избрание на выборах этого года президентом женщины, официально чернокожей, азиатки, без никаких заслуг (что соответствовало бы кампании демпартии DEI — "разнообразие, равенство, инклюзивность", другими словами: "любая кухарка может управлять государством"), открытой ненавистницы Израиля, знаменовало бы торжество идеалов неомарксизма. Такой исход возможен.

Некоторые правые обозреватели полагают, что Трампа на выборах устраивает только победа за явным преимуществом. Небольшое преимущество может быть поглощено мухлежом при голосовании и подсчётах. Марксизм, и классический, и нео- такие методы не отвергает.

Ещё полагают, что нынешние выборы — самые важные в истории. Особенно потому, что могут оказаться последними.

Мой милый Монастир

 

Мой милый Монастир

Мэтт Александер Хэнсон. Перевод с английского Светланы Силаковой 12 сентября 2024
Поделиться14
 
Твитнуть
 
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

 

Монастир
Сара Ароэсте
2021

«Когда‑то был я не женат» — такова первая строчка македонской народной песни («Едно време си бев эрген»). Ее поют от имени славянина, который, оставшись без работы, бродит по улицам Битолы, своего родного города на юго‑западе Северной Македонии. Битолу доныне ностальгически называют «Монастир», поскольку это наследница многонационального, космополитичного и в высшей степени еврейского города, существовавшего на некогда османских Балканах.

Этот город в горах был жемчужиной модернистского Просвещения: первый кинофильм на Балканах сняли здесь, в 1903 году, братья Манаки, а в 1908‑м Монастирский конгресс провел стандартизацию албанского алфавита. Местная еврейская община — в ней говорили на испанском, в начале ХХ века в ней числилось 11 тысяч с лишком человек — была одной из самых ярких что на Востоке, что на Западе. Стелла Теста, выжившая в Холокост, по просьбе музея «Яд ва‑Шем» поделилась воспоминаниями о жизни евреев в Монастире до Второй мировой войны. Как она рассказывает, в те дни соблюдение религиозных обрядов было чем‑то наподобие сакрального искусства.

Но ХХ век нанес урон еврейской общине города: в период до Второй мировой войны ее численность постепенно сокращалась. 11 марта 1943 года по приказу, одобренному болгарским правительством, евреев, остававшихся в Монастире — к тому времени их было 3351, отправили в Треблинку. Теперь Северную Македонию считают своим домом 225 оставшихся там евреев, причем все они живут в Скопье, столице страны.

В 1976 году македонский мужской нонет «Ансамбль Биляна» выпустил на пластинке свою версию песни «Едно време си бев эрген». Зычное многоголосие, задорная греческая мелодия, в инструментовке слились воедино восточноевропейская и ближневосточная традиции, а текст обращается к теме исчезнувшей, довоенной еврейской общины города: «Там я встретил еврейскую девушку / с растрепанными волосами».

С выходом альбома «Монастир» в 2021 году — очередного альбома певицы Сары Ароэсте, исполняющей песни на ладино, — песня, описав круг, вернулась в исходную точку. До этого Ароэсте выпустила пять альбомов сефардской музыки на испанском языке своих предков, в том числе альбом для детей, составленный из песен, написанных на ладино, и «феминистскую сефардскую дань памяти» донье Грасии Мендес Наси — женщине, спасавшей евреев во времена испанской инквизиции: собственно, в ее честь он и назван. Теперь же, в альбоме «Монастир», Ароэсте воплотила свою любовь к необычайно плюралистическому социально‑культурному замесу, возникшему в любимом городе ее деда. В сотрудничестве с продюсером Шаем Бахаром (он составил программы трех ее предыдущих альбомов) и более чем 30 музыкантами со всего мира Ароэсте руководит возрождением музыки балканского еврейства.

Дед Ароэсте покинул Монастир в 1912 году, до того как взорвалась «балканская пороховая бочка». Но он никогда не забывал свои корни, причем для него эти корни были в Греции. Себя он считал турком. Его диалект испанского был лишь добавочной гранью его мультикультурного самосознания — а его все более американизированная семья бережно хранит под стеклом как фамильную ценность дедову полуистлевшую феску красного бархата.

В сентябре 2017 года, гастролируя неподалеку, в Болгарии, Ароэсте впервые посетила Битолу. С таким почетом ее еще никогда не принимали. Люди сбегались со всех сторон. Новые знакомцы приветствовали ее как свою. Журналисты ходили за ней по пятам. Когда в Северную Македонию возвращается кто‑то из потомков утраченных еврейских общин — это важная новость.

Поскольку Ароэсте поет на ладино — языке, находящемся под угрозой исчезновения, она уже имела общие представления о работе по сохранению памятников еврейской истории в Европе. В Битоле находится старейшее на Балканах еврейское кладбище, самые древние надгробия там относятся к 1497 году. Фамилия Ароэсте высечена на многих могильных плитах. Всего спустя 15 минут после приезда Сара — по приглашению тех, кто принимал ее в Битоле, причем неевреев, — навестила могилы своих предков. «Эти граждане берегли еврейское кладбище. В Битоле есть городская программа сугубо под руководством волонтеров, цель ее — реставрация и сохранение этого кладбища, которым город гордится, — сказала Ароэсте. — Теперь мы затеяли совместно с Израилем масштабную оцифровку надгробий. Очевидно, граждане‑неевреи принимают судьбу кладбища близко к сердцу».

Папу (что по‑гречески значит «дед») Сары Ароэсте

В первые несколько дней в Битоле всякий раз, когда Ароэсте показывали дом, где прежде жили евреи, нынешние владельцы приглашали ее на чай с пирожными. Нередко ей рассказывали, что для их дедов и бабок еврейские соседи были чуть ли не родные. Ароэсте с пиететом разглядывала ивритские письмена на арках старинных домов.

А затем Ароэсте добралась до дома двоюродной сестры своего деда, Рахели Нахмиас. Этот дом славится, пусть из него и делают символ для туристов, под названием «Еврейский дом», поскольку в небольшой пешеходной зоне в центре Битолы он виден издалека. Декоративные решетки со звездами Давида тут берегут, как и память о Рахели Нахмиас. Правда, в этом городе она больше не живет, но в свои 104 года она — живое свидетельство еврейской истории Монастира.

Нахмиас выжила в Холокост: ее тайно переправили в дом одной албанской семьи и прятали, дав ей мусульманское имя. После войны она вернулась домой. Но лишь 2% евреев из Битолы остались в живых. Такую утрату не перенести. И Нахмиас переселилась в Бруклайн в штате Массачусетс, где и живет с 1950‑х. Одна из памятных вещей, которыми дорожит Ароэсте, — письмо, написанное на ладино двоюродным братом Нахмиас, с которым Рахель Нахмиас тогда еще не была знакома. Он писал: «Добро пожаловать в Соединенные Штаты» и убеждал учить английский.

Рахель Нахмиас (вторая слева) с семьей. Битола. 1922

В альбоме Нахмиас читает наизусть для маленькой дочки Ароэсте сефардскую детскую потешку. Мы слышим ее нежный голос во вступлении к песне «Эстрея мара», исполненной хором детского сада из Битолы. Это дань памяти детской песне, которая посвящена девушке, геройски погибшей в 21 год вместе с товарищами‑партизанами в боях против болгарской армии в 1944 году.

Вечером после посещения дома Нахмиас Ароэсте на террасе этого исторического дома рассказывала на телекамеру, как протекала здесь жизнь ее родственницы. Ароэсте исполнила программу исключительно из песен на ладино для зала, где все слушали стоя; переводчик помогал ей, разъясняя тексты песен, а Ароэсте проецировала на экран фото из архива семьи времен их жизни в Битоле. «Слушали жадно. А потом подарили еще больше цветов, и плюшевые игрушки для моих детей. И вышитые картины с цветами, ручной работы, — рассказывает Ароэсте. — Помню, что подумала: другие тоже должны ощутить этот накал любви. Негоже, чтобы вся любовь досталась мне одной».

Альбом «Монастир» начинается с жужжания диджериду, которое сплетается с пронзительным трубным звуком шофара под девятидольный фоновый ритм. Песню на ладино «Ой ки муэви мезис» («Ох, что это были за девять месяцев») балканские сефарды пели с тех пор, как в XV веке евреев изгнали из Испании. Она написана в форме «кантикас де парида» , причем жители Монастира специально переделали текст. Традиционно ее поют в честь новорожденных детей, так что это отличный зачин: ведь монастирское еврейство переживает новое — музыкальное — рождение.

Альбом включает множество совместных работ, представляющих собой диалог между культурами. Для композиции «Эспинело» Ароэсте сама написала музыку, опираясь на материалы полевых экспедиций еврейского этномузыковеда Макса Э. Лурии: тот в 1927 году записал в Монастире текст песни — «романсо». Лурия, почетный профессор современных языков Бруклин‑колледжа, проследил устную традицию песни вплоть до книги, изданной в Барселоне в 1562 году на ладино, — «Флор де энаморадас» . Ароэсте, в свою очередь, переработала «Эспинело» вместе с израильским певцом фламенко Иеудой Швейки (он же Шуки). Получилось нераздельное слияние андалусийской и еврейской музыки, весьма уместное, если принять во внимание, что в основе текста народная сказка о близнеце, которого бросили в море (евреи Османской империи считали рождение близнецов дурным предзнаменованием), а он взял да и всплыл в Блистательной Порте и стал воспитанником султана . Вот такая аллегория иммиграции сефардов в Османскую империю.

В «Монастир» включен и первый перевод на иврит популярной македонской песни «Йовано, Йованке»: его сделал исследователь культуры сефардов Элиезер Папо. Песню исполняют израильские певцы Оделия Даан Кеила (она член Национальной академии ладино ) и Гилан Шааф. Ей предпослано вступление престарелого Акивы Эскайо, живущего в Израиле, он вспоминает, что эту песню пела перед смертью его мать: она была родом из Монастира.

Беседуя со своими друзьями из Битолы, а их круг становился все шире, Ароэсте выучилась петь на македонском и на местном диалекте ладино. На этих встречах, в период карантина происходивших в интернете, она почерпнула из тетради с песнями 1985 года две песни на ладино, которые собрал кто‑то из друзей ее битолских друзей, — они вошли в альбом.

Семья Нахмиас в Битоле

Аранжировки этих песен — «Эн френте де ми те тенго»  и «Хо ла кериа»  сделал Мориц Романо, сын рабби Авраама бен Моше Романо, последнего раввина Монастира. В альбоме песню «Хо ла кериа» исполняет израильский артист Йеорам Гаон, поющий на ладино: он прославился в первые несколько десятилетий после провозглашения независимости Израиля. «Эн френте де ми те тенго» спела оперная певица 18 лет Хелена Суша, одна из 225 евреев, остающихся в столице Северной Македонии.

«Петь на ладино — несказанное удовольствие, ведь на нем говорила моя прабабушка! — написала Суша в электронном письме. — А эта песня вообще занимает в моем сердце особое место, потому что, когда я была маленькая, ее играла мне мама».

«Сохранять еврейскую традицию — это очень важно в любом уголке мира, но особенно в таких местах, как Македония, где еврейская община совсем маленькая, — продолжала она. — Но она хоть и маленькая, зато очень активная! Думаю, благодаря Саре, ее деятельности нас ждет блестящее будущее!»

В 2018 году Ароэсте организовала экскурсионную поездку «Еврейское наследие в Македонии» и пригласила 20 американцев. Ей помогал энтузиаст‑краевед Зоран Гиоргиев: он родился в Битоле в православной македонской семье и лет десять назад занялся работой по сохранению еврейской истории.

«Я чувствовал, что существует огромный вакуум. Мы в Битоле уже семьдесят с гаком лет остро ощущаем отсутствие еврейской общины, — написал Гиоргиев. — Поскольку я здесь родился, я совершил одну из самых волнительных прогулок по еврейским кварталам Битолы вместе с Сарой. Мы посетили места, где больше нет синагог. Я по всему городу отыскиваю что‑то, что когда‑то утащили с еврейского кладбища, и возвращаю на место. Я делаю это в одиночку, без поддержки каких‑либо институтов — просто хочу внести вклад в жизнь своего города».

Позднее он написал приложение для смартфонов, помогающее гостям города найти те же исторические места, которые он посетил с Ароэсте. Дан Ориан, посол Государства Израиль в Республике Северная Македония, вручил Гиоргиеву похвальную грамоту.

«Эти неевреи из Битолы — настоящие филосемиты. Они любят Израиль, любят все, что имеет отношение к ивриту, евреям, ладино и сефардам», — сказала Ароэсте.

Когда в 2018 году Ароэсте снова приехала в Северную Македонию, муниципалитет при поддержке МИДа Израиля устроил фестиваль культуры и организовал ее официальное выступление в музее Битолы. Тогда она впервые спела на македонском. Она выбрала «Едно время си бев эрген». Замыслы, из которых позднее вырос альбом, начали роиться у нее в голове.

«Меня просто осенило: ведь эта история о славянине, который бродит по улицам Битолы, по еврейским кварталам, встречает прелестную девушку‑еврейку и хочет уговорить ее стать славянкой. На мой взгляд, песня полна юмора и отражает взаимосвязь культур до Второй мировой войны, — сказала Сара. — Не знаю, что случилось дальше — вышла ли девушка за парня иной веры и ушла с ним или нет, но это все равно как окошко, через которое видишь живших бок о бок людей: завораживающая картина». Она пригласила выступить вместе с ней кларнетиста Вевки Амедова из Битолы (позднее он записал с ней две песни для альбома «Монастир»). Публика пришла в восторг, дружно хлопала, вторя ритму песни в размере семь восьмых.

«В зале все заулыбались. Мне так радостно было петь ее с ними. Прямо после этого концерта МИД Израиля устроил прием на крыше одного знаменитого отеля, — сказала Сара. — Мы танцевали и пели, люди принесли свои музыкальные инструменты — македонцы, израильтяне, евреи, христиане, мусульмане. Тогда‑то меня и осенило».

Сара Ароэсте у «Еврейского дома» в Битоле

После импровизированного концерта на крыше Ароэсте предложила Амедову и местному певцу Сефедину Байрамову сделать студийную запись. Она попросила новых битолских друзей рассказать побольше о еврейской истории города и получила массу раздобытых местными исследователями материалов. Весь следующий год она подбирала для альбома песни на ладино, македонском и иврите, договаривалась с израильским и македонским хорами о совместной работе над народной мелодией «Од Битола пойдов» («Я покинул Битолу»).

У «Од Битола пойдов» есть припев: «Битола, моя любимая Битола, мой милый Монастир», свидетельствующий о неотъемлемо присущем городу языковом и культурном плюрализме. Бахар, продюсер Сары Ароэсте, наложил на песню энергичный фоновый ритм электронных инструментов — освежил для слушателей XXI века классические ритмы.

«С музыкой с самого начала условия были самые что ни на есть удобные: в своем творчестве я был свободен, мог брать любую из этих песен, которые, наверно, уже десять тысяч раз исполняли и записывали на один манер. Мы брали песню и делали ее своей, — говорит Бахар. — Когда в 2020 году мы приступили к этому проекту, я остро чувствовал последствия пандемии. Но этот, единственный из всех своих проектов решил продолжать. Он стал для меня спасательным кругом в творческом смысле. Я продюсировал его, внося характерное для меня звучание и в то же время уважительно относясь к сути этих песен и текстов, не пытался рабски им подражать. Я использовал все возможные технические усовершенствования современной звуковой индустрии. Не пытался создать новодельную копию».

«Я выложился по полной, чтобы дать (песне “Од Битола пойдов”) новую жизнь. Это песня о любви, не знающей границ, — написал мне по электронной почте Байрамов. — Лучшие друзья нашей семьи были евреи — доктор Хаим Абраванель и его семья. Я счастлив возродить эти славные, прекрасные времена. Я сделал это во имя дружбы. Я сделал это во имя истории и моего родного города. Я сделал это, так как то, что создала Сара, по‑моему, и есть всемирное наследие».

Завершает альбом песня «Битола, мой роден край». Она ближе к современности — ее написал македонский композитор Айри Демировский в 1950‑х. «Это единственная песня, где не упоминается прямо о еврейской жизни и не звучит название “Монастир”, но эта песня — признание в любви к Битоле, — сказала Ароэсте. — В тексте говорится: “Кто не плачет, покидая этот любимый город?” Я хотела сделать это завершением альбома, потому что испытываю ровно такие чувства».

«Название изменилось, и, хотя евреи до сих пор называют город “Монастир”, со времен Второй мировой многие все же стали именовать его “Битола”, официальным названием. Но для меня “Битола” и “Монастир” равнозначны. Я хотела завершить альбом песней — признанием в любви к городу».

Ароэсте вернулась в Битолу, чтобы раздать друзьям диски с альбомом и выступить на улицах. Она устроила премьеру альбома вместе с музыкантами, с которыми сотрудничала в Битоле, 11 марта, в память о депортации местных евреев в 1943 году. Ароэсте дает понять: история евреев в Монастире не закончилась, и пусть даже его община потеряла родных и близких и начала жизнь с чистого листа, люди из общины не пропали и никогда не перестанут петь.

Оригинальная публикация: My Dear Monastir

Пятый пункт: отчаяние в Газе, дебаты, цель — 770, Альцгеймер, отряд Икс

 

Пятый пункт: отчаяние в Газе, дебаты, цель — 770, Альцгеймер, отряд Икс

Борух Горин 13 сентября 2024
Поделиться3
 
Твитнуть
 
Поделиться

Что волнует жителей сектора Газа? Кого поддерживают еврейские избиратели на выборах в США? И как израильские ученые борются с бользнью Альцгеймера? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.


Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..