понедельник, 23 декабря 2024 г.

Автор жизни каждого из нас. Недельная глава «Микец»

 

Автор жизни каждого из нас. Недельная глава «Микец»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 23 декабря 2024
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Первая серьезная попытка Йосефа взять судьбу в свои руки провалилась. Или — казалось бы, провалилась.

Рассмотрим его историю вплоть до этого момента, рассказанную в главе предыдущей недели. Почти все события в жизни Йосефа можно разделить на две категории. К первой относится все то, что делают для Йосефа или во вред ему другие.

Отец любит Йосефа больше, чем остальных сыновей. Он дарит ему роскошный вышитый плащ . Братья завидуют Йосефу и ненавидят его. Отец посылает его узнать, как дела у братьев на дальних пастбищах. Йосеф не находит братьев и вынужден положиться на слова незнакомца, указывающего ему, в какую сторону идти . Братья строят планы убийства Йосефа, а затем продают его в рабство. Его приводят в Египет. Потифар покупает Йосефа в качестве раба. Жена Потифара находит Йосефа привлекательным и пытается соблазнить его, а потерпев фиаско, ложно обвиняет его в изнасиловании, и он оказывается за решеткой.

Необычайно! При каждом, так сказать, появлении на сцене Йосеф оказывается в центре внимания, но снова и снова становится игрушкой в чужих руках, а не самостоятельной фигурой: позволяет что‑то с собой делать вместо того, чтобы действовать самому.

Еще примечательнее вторая категория событий. Йосеф кое‑что делает. Он управляет хозяйством Потифара. Берет на себя управление тюрьмой. Истолковывает сны виночерпия и пекаря. Но Тора в уникальной череде описаний недвусмысленно сообщает: деятельность Йосефа и ее успех — заслуга не его самого, а Б‑га.

Вот Йосеф в доме Потифара: «Г‑сподь был с Йосефом, и тому сопутствовал успех: он остался при доме своего египетского хозяина. Хозяин увидел, что Г‑сподь — с [Йосефом], что во всем, что бы он ни делал, Г‑сподь посылает ему успех» (Берешит, 39:2–3).

«С тех пор как [хозяин] поставил его над своим домом и над всем, чем владел, Г‑сподь благословил дом египтянина ради Йосефа: благословение Г‑спода было на всем, чем владел [египтянин], — и в доме, и в поле» (Берешит, 39:5).

Вот Йосеф в тюрьме: «Г‑сподь был с Йосефом и явил ему милость: он понравился начальнику тюрьмы. Начальник тюрьмы передал под начало Йосефа всех узников в тюрьме, так что все там стало совершаться по слову [Йосефа]. Начальник тюрьмы уже не следил за всем тем, чем распоряжался [Йосеф]. Г‑сподь был с [Йосефом] и посылал ему успех во всем, что бы он ни делал» (Берешит, 39:21–23).

А вот Йосеф истолковывает сны: «Разве толкования не от Б‑га? — спросил их Йосеф. — Прошу, поведайте мне [ваши сны]!» (Берешит, 40:8).

Ни об одной другой фигуре в Танахе не сказано так ясно, последовательно и многократно то, что сказано в этих отрывках о Йосефе. На вид Йосеф — человек решительный, собранный, успешный, именно так воспринимают его окружающие. Но, говорит Тора, его деятельность и ее успех — заслуга не самого Йосефа, а Б‑га. Даже отвергая ухаживания жены Потифара, Йосеф объясняет свой отказ Б‑жьим запретом. Именно поэтому удовлетворить ее желание для Йосефа нравственно неприемлемо: «Как же я совершу столь великое зло и согрешу пред Б‑гом?» (Берешит, 39:9).

Единственный поступок, о котором четко сказано, что Йосеф совершил его сам, зафиксирован в самом начале истории: Йосеф принес отцу «худые, порочащие вести» о своих братьях, сыновьях служанок — Бильги и Зилпы (Берешит, 37:2). В остальном все превратности его беспрерывно меняющейся судьбы — последствия действий кого‑то другого: иногда человека, а иногда Б‑га. (Вопрос о том, что представляли собой сны Йосефа — ниспосланные Б‑гом туманные пророчества или плод его собственного воображения, — другая история, с ней мы погодим до другого раза.)

Потому‑то мы удивляемся и навостряем уши, когда в конце главы предыдущей недели Йосеф берет судьбу в свои руки. Сообщив главному виночерпию, что три дня спустя тот будет прощен фараоном и восстановлен в прежней должности, Йосеф, не сомневаясь в этом предсказании, просит виночерпия ходатайствовать о нем перед фараоном и добиться его освобождения: «Когда же будет тебе хорошо, то вспомни обо мне и окажи мне милость: упомяни обо мне фараону, чтобы вывести меня отсюда» (Берешит, 40:14).

Что же происходит? «Главный виночерпий не вспомнил о Йосефе; он забыл его» (40:23). Одна и та же мысль выражена двумя глаголами. Сильный стилистический прием. Он не вспомнил. Он забыл. Когда Йосеф один‑единственный раз попытался стать автором своей истории, попытка провалилась. Решающий провал.

Традиция добавила к этой драме последний штрих, завершив недельную главу «Вайешев» именно после этой фразы, оставив нас в тот миг, когда надежды Йосефа развеялись. Достигнет ли он величия? Сбудутся ли его сны? Вопрос «что случится дальше?» не дает нам покоя, а ждать ответа приходится целую неделю.

Проходит время, и благодаря совершенно невероятному стечению обстоятельств (фараону тоже снятся сны, но ни один из его магов или мудрецов не может их истолковать, что само по себе странно, поскольку древние египтяне были большими специалистами в толковании сновидений) мы узнаем ответ. «По прошествии двух лет». Эти слова, с которых начинается наша недельная глава, — ключевые. То, чего добивался Йосеф, случилось. Он вышел из тюрьмы. Его выпустили на свободу. Но лишь по прошествии двух лет.

Йосеф толкует сны фараона. Рафаэль Санти. 1518–1519

В промежутке между попыткой и ее результатом некая сила вмешивалась в события. Именно в этом значимость промедления. Йосеф спланировал, как добиться освобождения, и его освободили, но не благодаря его спланированным усилиям. Попытка, которую он предпринял сам, провалилась. Виночерпий начисто забыл о Йосефе. А вот Б‑г о Йосефе не забыл. Не Йосеф, а Б‑г устроил так, что произошла череда событий (особенно то, что фараону приснились сны), приведшая к освобождению Йосефа.

То, чего мы хотим, случается. Но не всегда в тот миг, когда мы на это рассчитываем, или не так, как мы рассчитываем, или случается не просто по нашему хотению. Б‑г — соавтор сценария нашей жизни, и иногда, совсем как в этом эпизоде, Он напоминает нам о Своей роли соавтора, вынуждая нас ждать или заставая нас Своим вмешательством врасплох.

Такова парадоксальность природы человека с точки зрения иудаизма. С одной стороны, мы свободны. Ни одна другая религия не провозглашает так настойчиво, что человек имеет свободу и несет ответственность. Адам и Хава имели свободу не грешить. Каин имел свободу не убивать Эвеля. Мы ищем оправдания своим грехам и своим недостаткам: я ни при чем, это другие виноваты, я ничего не мог с собой поделать. Но оправдания — это только оправдания. На деле все иначе. Мы свободны и несем ответственность за свои поступки.

И все же, как сказал Гамлет: «…божество / Намерения наши довершает, / Хотя бы ум наметил и не так» . Б‑г принимает теснейшее участие в нашей жизни. В среднем возрасте или в старости, оглядываясь на прожитое, мы смутно различаем в тумане минувшего, как выстраивалась наша история, как мало‑помалу складывалась судьба, частично предопределенная событиями, над которыми мы не властны. Мы никак не могли предвидеть, что именно этот несчастный случай, эта болезнь, неудача или, казалось, случайная встреча многолетней давности направят нас на тот путь, который привел нас в наше нынешнее положение.

Однако теперь, задним числом, можно почувствовать себя шахматной фигурой, которую переставляла невидимая рука, четко знающая, куда она хочет тебя привести.

По словам Йосефа бен Матитьяу , именно такого взгляда придерживались фарисеи (вдохновители течения, которое мы называем раввинистическим иудаизмом), в отличие от саддукеев и ессеев. Саддукеи отрицали судьбу. Они утверждали, что Б‑г не вмешивается в нашу жизнь. Ессеи, в свою очередь, считали, что судьба решает все. Они верили, что наши поступки предопределены Б‑гом заранее. Фарисеи верили и в судьбу, и в свободу воли. «Б‑гу было благоугодно, чтобы происходило слияние [Б‑жественного провидения и выбора человека], чтобы воля человека со всеми его добродетелями и пороками была допущена в зал совета, где решается судьба»  («Иудейские древности», книга XVIII, глава 1, пункт 3).

Нигде это не выражено так ясно, как в рассказе о жизни Йосефа в книге Берешит, особенно в той череде событий, которые описываются в конце главы предыдущей недели и в начале нашей нынешней недельной главы.

Если бы Йосеф ничего не предпринимал сам (если бы он не истолковал сон виночерпия и не попросил того ходатайствовать о своем освобождении), он не вышел бы на свободу. Но если бы не Б‑жественное вмешательство в форме снов фараона, Йосеф не получил бы свободу.

Таково парадоксальное взаимодействие судьбы и свободы воли. Сказал рабби Акива: «Все предсказано, но свобода выбора дана»  (Авот, 3:15). Исаак Башевис‑Зингер остроумно заметил: «Мы обязаны верить в свободу воли, у нас нет другого выбора». Мы и Б‑г — соавторы истории человечества. Без своих собственных усилий мы не сможем ничего достичь. Но и без Б‑жьей помощи тоже ничего не достигнем. Иудаизм нашел простую разгадку парадокса. За все плохое, что мы натворили, мы берем ответственность на себя. А за все хорошее, чего мы достигли, благодарим Б‑га. В этом Йосеф — наш учитель. Когда ему приходится поступать жестко, он плачет. Но когда он рассказывает братьям о своем успехе, то говорит, что этот успех — заслуга Б‑га. Так следует жить и нам.

Рейтинг сильнейших экономик мира – на каком месте Израиль

 

Рейтинг сильнейших экономик мира – на каком месте Израиль

экономика изображение
Несмотря на войну и политические потрясения, экономика Израиля демонстрирует высокую устойчивость.

Израильская экономика продолжает удивлять мировое сообщество, несмотря на вызовы, связанные с войной и внутренними политическими потрясениями. В новом рейтинге сильнейших экономик 2024 года, опубликованном журналом "Economist", Израиль занял шестое место, уступив только Испании, Греции, Италии, Ирландии и Дании.

Главными факторами успеха стали восстановление фондового рынка, рекордный уровень иностранных инвестиций и укрепление шекеля. Флагманский индекс Тель-Авивской фондовой биржи Tel Aviv 125 обогнал S&P 500 по доходности, став одним из самых прибыльных для инвесторов в этом году.

Восстановление доверия инвесторов подтверждают данные Центрального статистического бюро Израиля: в третьем квартале 2024 года объем иностранных инвестиций достиг $11,5 млрд, что стало самым высоким показателем за три года. Кроме того, профицит текущего счета платежного баланса с начала войны вырос до $24,8 млрд, что укрепляет израильскую валюту и снижает инфляцию.

Экономический рост Израиля за последние 12 месяцев, по данным Economist, составил 6,7%, что связано с мощным восстановлением после кризиса конца 2023 года. Тем не менее, аналитики предупреждают, что в годовом выражении рост ВВП может оказаться близким к нулю, а на душу населения — даже отрицательным.

Сильные макроэкономические показатели компенсируют эти недостатки. Низкий уровень безработицы и успешные действия Банка Израиля по стабилизации валютного рынка способствуют снижению инфляции и поддерживают оптимизм среди частных потребителей.

Однако вызовы остаются. Прогнозируемый дефицит бюджета в 2024 году может превысить 7,5%, а кредитные рейтинги Израиля за последний год уже были снижены всеми основными агентствами. Экономисты также сомневаются в способности страны быстро вернуться к докризисным темпам роста.

Несмотря на эти ограничения, израильская экономика демонстрирует устойчивость и привлекательность для инвесторов. Укрепление шекеля, рост фондового рынка и позитивные ожидания снижения инфляции создают предпосылки для дальнейшего восстановления и закрепления позиций Израиля как одной из сильнейших экономик мира.

Автор материала

СВОБОДА – ЭТО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДУМАТЬ ЧТО ГОВОРИШЬ!

  Фото из СМИ

 СВОБОДА – ЭТО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДУМАТЬ ЧТО ГОВОРИШЬ!

Экзамен по марксиско-ленинской философии. Тащу билет. Читаю первый вопрос: ленинское определение свободы. Господи Боже ж ты мой, да есть ли такая? Читаю второй вопрос. Вроде знаю. Отбарабаню какую-нибудь ахинею и не пропаду. Главное в этом предмете – болтать с идейными интонациями в голосе и столь же идейным выражением рожи.
Придаю лицу патриотическое выражение. И выхожу к экзаменатору, как это делал обычно: первым. Чуточку по военному. Намекая на армейскую выправку и не более. Не превращая восемь шагов к столику экзаменатора в фарс.
- Студент Магаршак, что там у вас в билете? Ленинское определение свободы? – спрашивает профессор марксистско-ленинской мысли.
- Так точно! – отвечаю задорно.
- Я вас слушаю. Начинайте.
- Свобода по-ленински – это свобода, определение которой дал Владимир Ильич Ленин.
- Верно. А какое именно определение свободы дал Владимир Ильич Ленин?
- Единственно правильное. Марксистское определение свободы. Свободы, которую дал освобожденным от капитализма народам Вождь Мирового Пролетариата Ленин Владимир Ильич!
- Правильно говорите. Но где же определение? Как именно определил свободу Владимир Ильич Ленин?
- Прогрессивно. Чтобы с так называемой пресловутой буржуазной свободой спутать никто не мог.
- Определение! Я жду от Вас Ленинского определения!!
- Вот оно. Ленинское определение свободы. Как определил самую свободную в мире свободу вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Свобода это…
- Правильно начали. Свобода это… Это… Что именно “это”?
- Свобода это осознанная… осознанная…
- Правильно Магаршак. Свобода это осознанная … Глубоко и патриотично осознанная. Но что осознанная? Кем осознанная? И как осознанная?
- СВОБОДА – ЭТО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДУМАТЬ ЧТО ГОВОРИШЬ! – выпаливаю одним залпом. И замолкаю.
Профессор марксистско-ленинской истины ошарашено чешет в затылке. Очевидно ему, за многие годы преподавания идеологической дисциплины слыхавшему всякое, подобного похожего на Ленинское но не ленинское определения свободы досель слышать не приходилось.
- Свобода это осознанная необходимость думать что говоришь – повторил профессор марксизма-ленинизма задумчиво - А вы думаете, что говорите, студент Магаршак?
- Обязательно думаю. После того, как что-то сказал. Как и учил великий Ленин. Родная Коммунистическая Партия, И Ленинское Политбюро.
Профессор идеологического воспитания уставился на меня партийно-подозрительным взором, пронзая насквозь, как рентгеновский луч. Я твердо выдержал взгляд, не меняя идейного выражения. Ни один мускул не дрогнул.
- Диалектически мыслите, Магаршак. Переходите к второму вопросу. – на одной ноте, как патефон, на котором заела игла, сказал профессор, не обнаружив каких либо чувств. Так я до сих пор и не понял: почувствовал он, что я издеваюсь над самым святым, что только в Советском Союзе было, или, не имея возможности расхохотаться и критиковать то, чему учит, получал удовольствие от издевательства над преподаваемым им предметом вместе с экзаменуемым.
Юрий Магаршак

Памяти академика Евгения Велихова

 

Памяти академика Евгения Велихова

Давид Розенсон 19 декабря 2024
Поделиться59
 
Твитнуть
 
Поделиться

Памяти ученого, достигшего невероятных академических высот, человека, который внес неоценимый вклад в возрождение еврейской культуры

Евгений Павлович Велихов, знаковая фигура в научном мире и выдающийся общественный деятель России, оставил неизгладимый след в истории не только как физик-ядерщик, но и как человек, проявивший неожиданный интерес к возрождению еврейской культуры в России. Велихов был выдающимся физиком, при этом его наследие выходит далеко за пределы науки: его деятельность оказала глубокое влияние на еврейское образование и восстановление культуры в критический период советской и российской истории.

Евгений Павлович Велихов

Евгений Павлович умер 5 декабря в возрасте 89 лет. Научный мир вспоминал его выдающиеся достижения в области ядерной физики, исследование плазмы, а также участие в разработке проекта ITER (Международного экспериментального термоядерного реактора). А еврейский народ чествовал Велихова, делая акцент на его огромном вкладе в возрождение еврейского образования и изучение иудаики в России. Его неизменная поддержка сыграла важную роль в открытии первого в новейшей истории Советского Союза еврейского учебного заведения, что стало важной вехой на пути развития еврейского образования, способствовало созданию центров еврейской культуры и обмену преподавателями еще до того, как СССР восстановил официальные дипломатические отношения с Государством Израиль.
 

Необычная дружба: знаменитый ученый и легендарный исследователь Талмуда

Дружба Евгения Велихова с раввином Адином Штейнзальцем зародилась во время их случайной встречи на научной конференции в Оксфорде в 1988 году. 

В апреле 1988-го раввин Штейнзальц пропустил церемонию вручения ему Премии Израиля, чтобы выступить с лекцией на Глобальном форуме в Оксфордском университете. Форум был организован по образцу ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе и представлял собой пятидневное выездное мероприятие, на котором собирались ученые, политические, общественные и религиозные лидеры для обсуждения глобальных проблем и путей их решения.

Оксфордский форум проходил на фоне попыток либерально настроенных представителей советского руководства укрепить контакты с Западом. Помимо матери Терезы, приехавшей из Калькутты, в форуме приняли активное участие Далай-лама, архиепископ Кентерберийский, генеральный секретарь Всемирного исламского конгресса Инамулла Хан, а также астрофизик Карл Саган, Джеймс Лавлок, другие известные ученые, американские конгрессмены и влиятельные члены советского Политбюро.

Последним взял слово раввин Штейнзальц. Запись его выступления не сохранилась, но его доклад, очевидно, произвел большое впечатление на академика Велихова. 

Помимо того, что он имел влияние в академических кругах, Велихов был доверенным лицом главы Советского Союза Михаила Горбачева и выступал консультантом в узком кругу Президиума Верховного Совета, где из соображений безопасности случайных людей не бывало.

После своего выступления, во время прогулки по извилистым мощеным улочкам Оксфорда Велихов обсудил с известным талмудистом Штейнзальцем происходившие в Советском Союзе перемены и выразил надежду, что они позволят создать для советских ученых атмосферу большей открытости и свободы.

Академик Евгений Велихов и раввин Адин Штейнзальц. 2004 год

Штейнзальц, в свою очередь, рассуждал об исторической роли России, которая, несмотря на погромы и жестокие репрессии, на протяжении более чем трех столетий была центром еврейской культуры. Раввин Штейнзальц предположил, что Советскому Союзу – огромной стране, находившейся на грани экономической катастрофы и стремившейся к сближению с Западом, – существенную пользу могло бы принести создание центра религиозных исследований, где свободная академическая атмосфера позволила бы студентам и научным сотрудникам реализовывать свои научные интересы. Штейнзальц предложил развивать этот проект под эгидой советской Академии наук и намекнул, что готов стать директором вновь созданного еврейского университета, где студенты, не опасаясь преследований, могли бы изучать Талмуд, еврейское право и иврит.

Спустя годы Евгений Велихов, сам не бывши евреем, вспоминал, что раввин Штейнзальц произвел на него впечатление умного, честного и порядочного человека, который, в отличие от других религиозных лидеров, стремился созидать, а не извлекать пользу из ситуации, сложившейся в Советском Союзе. Вдохновленный идеей Штейнзальца, он пригласил раввина в Москву и попросил выступить с лекцией в Академии наук, а также встретиться с влиятельными советскими учеными и членами правительства, хотя Советский Союз на тот момент еще не имел дипломатических отношений с Израилем. 

Велихов решил поддержать идею создания центра, если идеи Штейнзальца и его презентация будут хорошо восприняты.

В октябре 1988 года раввин Штейнзальц для узкого круга ведущих советских ученых прочитал лекцию, в которой рассказал об универсальных ценностях иудаизма и их значении для современного мира. В зале присутствовали Евгений Велихов и Роальд Сагдеев, знаменитый физик, руководитель престижного Института космических исследований. 

После встреч с людьми, занимавшими ключевые должности в советском государстве, Евгений Велихов обратился лично к Михаилу Горбачеву с просьбой содействовать открытию Института изучения иудаизма имени Адина Штейнзальца в составе Академии наук СССР. Горбачев согласился.

Так, получив одобрение Горбачева, раввин Штейнзальц открыл первый за более чем полвека официальный центр изучения иудаизма в Советском Союзе. Благодаря связям и авторитету Евгения Велихова в этом новом московском центре, помимо вышедших из подполья учителей иврита и иудаизма, стали преподавать педагоги из Израиля, Европы и США. 

В рамках соглашения раввин Штейнзальц получил разрешение на микрофиширование еврейских книг и рукописей, хранившихся в Ленинграде, и их размещение в библиотеках Израиля и на Западе. 

Важно отметить, что основание этого учебного заведения при поддержке правительства способствовало появлению и других еврейских программ, школ и ешив на территории Советского Союза.

Изначально ютившийся в нескольких комнатах в здании Академии наук, новый центр вскоре ощутил острую потребность в более просторных помещениях. Этот вопрос также был решен: Евгений Велихов получил разрешение на переоборудование дачи мэра Москвы Гавриила Попова, которая переходила в собственность раввина Штейнзальца и становилась базой для нового центра. 

 

Возрождение еврейской науки

Создание нового еврейского образовательного центра послужило толчком к возрождению еврейской культурной и религиозной жизни в России. Одобренная государством программа изучения иудаики привлекла немало молодых евреев, предложив им безопасное пространство для изучения иврита, еврейских текстов и традиций. Библиотека института, богатая редкими ценными книгами, символизировала возрождение еврейской мысли, которая не имела возможности развиваться в советское время. Евгений Велихов поддерживал и продвигал и другие инициативы, в том числе межконфессиональный диалог и культурный обмен.

Деятельность Велихова оказала существенное влияние на развитие еврейских образовательных учреждений в России, способствуя созданию среды, в которой еврейская молодежь получала возможность погрузиться в исследование своих корней. Велихов верил, что бережное отношение к культуре и образованию приносит пользу всему обществу.

Представитель раввина Штейнзальца в Москве реб Хаим-Арон Фейгенбаум внес большой вклад в разработку программы. Фейгенбаум тесно сотрудничал с Велиховым, чтобы обеспечить институт необходимыми средствами и получить все требуемые разрешения. Это партнерство было пропитано взаимоуважением и подчеркивало готовность Велихова поддерживать инициативы, выходившие за рамки его собственной веры и жизненного опыта.

 

Единство и активная позиция как фундаментальные ценности

Вклад Евгения Велихова в возрождение еврейской культуры был частью глобального наследия, базирующегося на толерантности и взаимопонимании. Будучи секретарем Общественной палаты России, он смело выступал против экстремизма и фанатизма, добившись, в частности, запрета антисемитского подложного документа «Протоколы сионских мудрецов». Этот поступок в очередной раз продемонстрировал его приверженность ценностям справедливости и равенства, что еще больше укрепило его связь с еврейской общиной.

Велихов понимал, что значимость возрождения еврейской культуры в России затрагивает не только евреев, но и весь мир.

В знак признания его усилий в 2011 году Федерация еврейских общин наградила его премией «Человек года» за значительный вклад в развитие толерантности и взаимопонимания. 

 

Важность полноценной жизни

Как учёный Евгений Велихов продемонстрировал силу знания, способного преодолевать границы и помогать сотрудничеству. Как общественный деятель он показал: истинное лидерство заключается в защите справедливых дел других людей, даже если они напрямую не пересекаются с собственной идентичностью. 

В трудные времена наследие Велихова напоминает нам о важности построения мостов, о способности видеть дальше различий и находить общие ценности. Его деятельность в поддержку еврейского народа и вклад в развитие еврейского образования в России остаются примером того, чего можно достичь, когда люди действуют с мужеством, дальновидностью и эмпатией.

В книге Адина Штейнзальца «Простые слова», которая очень нравилась Велихову, сказано: «Не зря прожитая жизнь оставляет положительный след в душах окружающих, внося вклад в общечеловеческую копилку доброты». Велихов строил свою жизнь в соответствии с этим принципом. Его преданность науке, образованию и культурному возрождению продемонстрировала, как действия одного человека могут привести к значимым переменам.

В письме, выражающем соболезнования по случаю ухода Евгения Велихова из жизни, раввин Берл Лазар написал: «На Евгения Павловича Велихова Б-г возложил великую миссию, и он прошел этот путь с честью. Как учат наши мудрецы, пока деяния почивших остаются в нашей памяти, они продолжают жить».

Поддержка Евгением Велиховым еврейского образования и его вклад в развитие общества в самом широком смысле стали частью его наследия, которое живо по сей день. Он останется в памяти не только как выдающийся ученый, но и как основоположник ренессанса еврейского образования в России.

Три дешевых продукта из супермаркета, которые продлят вашу жизнь, назвали врачи

 

Три дешевых продукта из супермаркета, которые продлят вашу жизнь, назвали врачи

18:02, Сегодня
орехи фото
Какие три дешевых продукта из супермаркета способствуют долгим годам жизни и как часто стоит их есть?

Долгая и здоровая жизнь — мечта, которая объединяет всех людей. Однако достичь этой цели невозможно без сбалансированного питания, отказа от вредных привычек и включения в рацион определенных продуктов. Интересно, что именно такие продукты составляют основу рациона жителей "голубых зон" — регионов, где люди часто доживают до 100 лет и больше.

Какие три доступных продукта способствуют долголетию

Как сообщает The Sun, эксперт по долголетию Дэн Бюттнер, автор термина "голубые зоны" и исследователь National Geographic, назвал три недорогих продукта из супермаркета, которые помогают продлить жизнь.

Эти зоны включают Окинаву в Японии, Никойю в Коста-Рике, Икарию в Греции, Сардинию в Италии и Лома-Линда в США. В рационе долгожителей из этих регионов выделяются три продукта, действующие как "натуральные добавки" для здоровья и долголетия.

1. Бобовые

"Чтобы оставаться здоровыми, старайтесь съедать около 80 граммов черных бобов в день," — отмечает Бюттнер.

Исследование 2004 года, проведенное среди пожилых людей из Японии, Швеции, Греции и Австралии, показало, что те, кто ежедневно употреблял чашку фасоли, имели более высокие шансы дожить до 100 лет.

Бобовые, богатые белком и клетчаткой, являются основой питания жителей Икарии, Сардинии и Никойи.ad

2. Грецкие орехи

Для тех, кто не любит бобовые, отличной альтернативой станут грецкие орехи. Ученые доказали, что люди, которые ежедневно съедают от 15 до 30 граммов орехов, живут примерно на три года дольше, чем те, кто их не употребляет.

Маленькая горстка орехов — это не только питательная закуска, но и привычка, характерная для жителей "голубых зон". В Лома-Линда, например, популярны грецкие орехи и миндаль.

Исследования Университета Бергена и Университета Глазго подтверждают, что орехи в сочетании с цельнозерновыми продуктами и фруктами увеличивают продолжительность жизни.

3. Оливковое масло

Оливковое масло — ключевой компонент средиземноморской диеты, известной своими свойствами, способствующими долголетию.

Недавнее исследование Гарвардского университета показало, что употребление более половины столовой ложки оливкового масла в день снижает риск смерти от деменции на 28%.

Для максимальной пользы заменяйте оливковым маслом жирные соусы и майонез.

Советы долгожителей из "голубых зон"

  • Увеличивайте физическую активность в быту, а не только в спортзале.
  • Найдите цель в жизни, которая будет мотивировать вас ежедневно.
  • Сократите уровень стресса, внедряя в практику релаксацию и осознанность.
  • Не переедайте — старайтесь завершать прием пищи, чувствуя легкую сытость.
  • Основой вашего рациона должны быть овощи.
  • Умеренно употребляйте алкоголь — не больше двух бокалов вина в день.
  • Развивайте духовность или веру в высшие силы.
  • Ставьте семью на первое место и окружайте себя людьми, разделяющими ваши ценности.

Заключение

Интеграция простых и доступных продуктов, таких как бобовые, грецкие орехи и оливковое масло, в повседневное питание может значительно улучшить здоровье и продлить жизнь. А следование советам долгожителей поможет поддерживать баланс между физическим, ментальным и социальным благополучием.

Ранее «Курсор» сообщал, что женщина, которой 108 лет, поделилась нетипичным секретом долголетия.

Автор материала

Пятый пункт: Ирландия, Фланаган, Батлер, Йозеф Шмидт

 

Пятый пункт: Ирландия, Фланаган, Батлер, Йозеф Шмидт

Борух Горин 20 декабря 2024
Поделиться23
 
Твитнуть
 
Поделиться

Почему Ирландия занимает антиизраильскую позицию? Как вели себя ирландские власти в годы Холокоста? И кто из ирландцев спасал евреев от нацистов? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.

КОММЕНТАРИИ

Какие магазины закрылись в Нью-Йорке в 2024 году: город потерял сотни торговых точек

 

Какие магазины закрылись в Нью-Йорке в 2024 году: город потерял сотни торговых точек

Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US


 Дата: 22.12.2024 07:58


Количество сетевых магазинов в пяти боро Нью-Йорка сократилось на 1,3% за последний год. В этом году 10 сетевых розничных ритейлеров закрыли все свои торговые площадки в Нью-Йорке, включая TGI Fridays, La Perla и Oakley, сообщает Gothamist.


Город потерял 109 из 8148 сетевых розничных магазинов, в результате чего общее их количество сократилось до 8039.
Результаты исследования опубликованы 19 декабря в отчете Center for an Urban Future. Они демонстрируют устойчивую тенденцию, которая началась в 2008 году. У многих национальных розничных торговых объектов в городе по-прежнему меньше магазинов, чем до пандемии.

Неоднозначная картина
Но не все крупные розничные торговцы массово закрывают магазины. Dunkin’ остается сетью с наибольшим количеством точек во всех пяти боро города 17-й год подряд. Она насчитывает 626 магазина. Starbucks, у которой больше точек на Манхэттене, чем у любого другого крупного ритейлера, занял второе место. Popeye’s открыла 13 новых точек. Это больше, чем любая другая национальная сеть общественного питания.


«Это неоднозначная картина. Мы видим закрытие розничных магазинов, но люди все еще ходят по улицам, делают покупки и выходят из дома», — заметил Джонатан Боулз, исполнительный директор Center for an Urban Future и соавтор исследования.


Как пропорционально, так и в чистых цифрах, Манхэттен потерял больше торговых точек, чем любой другой район — всего 56. Это падение на 1,8%, тогда как Бронкс менее всего — только четыре точки, или 0,4%. Но количество уменьшилось в каждом районе.
13 крупнейших сетей, представленных в отчете, потеряли в общей сложности 797 точек с 2019 года.


Duane Reade, T-Mobile, Subway и 7-Eleven лишились больше всего точек за последний год.

Покупки в интернете
Боулз сказал, что магазины испытывают трудности с тех пор, как люди начали совершать покупки онлайн.
«Каждый год мы видим, как все больше магазинов одежды и обуви, а также тех, что продают косметику и ювелирные изделия, сокращают и уменьшают свое присутствие в городе. В наши дни очень сложно конкурировать с электронной коммерцией», — резюмировал Боулз.

Иран нанимает детей в возрасте 13–14–15 лет «для нападения на израильские объекты в Европе»

 

Иран нанимает детей в возрасте 13–14–15 лет «для нападения на израильские объекты в Европе»

Отдельные случаи выстраиваются в систему.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: pixabay.com

■ 15-летний мальчик садится в такси за пределами Стокгольма, пряча заряженный пистолет, и просит отвезти его в посольство Израиля.

■ 13-летний подросток в Гетеборге был пойман за стрельбой по израильской оборонной фирме Elbit Systems.

■ На том же объекте 16-летний подросток устанавливает самодельные взрывные устройства у главного входа.

Иранские агенты вербуют местных несовершеннолетних для нанесения для терактов в Европе.

В Брюсселе в мае службы безопасности обнаружили детей в возрасте 14 лет, организовавших нападение на посольство Израиля. Британская служба MI5 также выпустила предупреждения об увеличении числа атак, связанных с Ираном. Но страны Северной Европы особенно уязвимы, говорится в статье.

Иранцы связываются с подростками через соцсети и предлагают им «подработать».

Убийство стоит 1500 евро. Поджог с зажигательной бомбой – всего 120 евро.

Риска для самих террористов нет вообще. От слова «совсем». Если им меньше 15 лет, они не могут быть привлечены к ответственности ни в Швеции, ни в Норвегии.

Дети… Цветы жизни…

Хуже всего ситуация в Швеции (конечно, в Швеции!).

Более 1,5 миллиона человек переехали в страну с 1980 года, и теперь около 20% населения родились за пределами страны.

Пока она нацеливаются только на израильские объекты. Но это только «пока».

Александр Майстровой

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..