РУТ ГОРМАН
" Джерузалем Пост"
25 декабря 2014
С Л А Д К И Й В К У С Б О К С А
Бокс напоминает
мне покойного отца. Он любил его. Всякий раз, когда шел матч по телевизору, он
сидел, как приклеенный к экрану, нанося удары по воздуху – воображаемому
противнику. Схватки так волновали его, что мать
была готова выключить телевизор, только бы не случился с отцом инфаркт.
В наше время,
когда столько напряженности между
евреями и арабами, слабый огонек мира вдруг засветился в самом неожиданном месте. И где
бы вы подумали? В подвале районного бомбоубежище, в Катамонах, где живут
самые заурядные люди Иерусалима. Удивительное место, где тренируются лучшие представители израильского бокса.
Этот клуб
создали более тридцати лет назад братья Люксембург – Эли и Гершон.
Эли родился в
Бухаресте (Румыния), а Гершон в Кизил-Кия ( Киргизия), в семье эвакуированных
родителей, бежавших в Россию от фашистских полчищь.
Братья занимались боксом с раннего детства. Это было еще в Ташкенте.
Пошли на бокс, чтобы защитить себя от антисемитов всевозможных мастей.
Семья
репатриировалась в Израиль в 1972 году, Эли и Гершон служили в армии, воевали в
двух войнах. Десять лет спустя открыли боксерский
клуб, где по их замыслу можно было готовить
еврейских парней для состязаний международного уровня.
Клуб сегодня открыт для всех представителей израильского
общества: евреев и арабов, мужчин и женщин, религиозных и светских. Словом, для
всех слоев населения, что есть в Израиле.
Ученики клуба
стали чемпионами Страны, участниками Олимпийских игр, чемпионатов Европы.
Братья создали в своем клубе такую атмосферу, что для многих учеников он стал как бы вторым домом.
Несмотря на то,
что бокс имеет репутацию жестокого вида спорта, я так и не увидела вражды в тренировочном зале, ненависти в
ринге для "спаррингов". Один из учеников по имени Ишмаэль –
палестинец, который давно занимается, так мне и сказал:
" Самое
замечательное заключается в том, что переступая порог зала, мы оставляем политику и религию за
дверью. Едва мы заходим в тренировочный зал, переступаем канаты ринга, мы
становимся братьями с общей целью".
И вот наступил
день, когда я смогла навестить этот клуб, поглядеть воочию - что и как здесь происходит. Пришла со своим водителем и другом по имени Габи,
который тоже родом из Узбекистана. Он был рад со мною прийти, поскольку
прекрасно знал Гершона, занимаясь у него боксом много лет назад.
В этот день
проводил занятия Гершон, а Эли отсутствовал.
…Спускаясь по
ступеням вниз, вы тут же сталкиваетесь с большим плакатом, на котором изображен
Мухаммад Али. Вокруг плаката сотни фотографий воспитанников – бывших и
настоящих, наклеенные на каждый сантиметр стены.
Вскоре стали
собираться на тренировку воспитанники. Их набралось более тридцати человек, в возрасте от семи и
до семидесяти лет. Каждый входящий подходит к Гершону, чтобы пожать ему руку,
Гершон их обнимает, это похоже на встречу с дорогим и любящим отцом.
Затем приступают
к разминке. Бегут один за другим по периметру двух залов: прыжки, приседания,
упражнения – нескончаемой чередой. Настолько сложные, что даже смотреть на это стало для меня утомительно.
Разминка
продолжалась в течении часа. Затем разбились на пары, надели
перчатки. Надели шлемы защитные,
чтобы боксировать в ринге, начать работу на "грушах", или
"мешках".
А я глядела и размышляла. Сколько помню себя, всегда
смотрела на бокс, как на кровавый вид спорта – топливо тестостерона в печку
агрессии. И тут к своему удивлению стала
видеть происходящее в ином совершенно свете. Как на балет, как на искусство,
творческое начало. И даже подумала: те, кто действительно понимают бокс, видимо
знают, что он только кажется нам жестоким. На самом деле – сочетает в себе
изящество и стратегию. А смотреть на то, как боксеры планируют тактику, как
"танцуют", избегая ударов, ныряют, уходят, и в то же время стараются
быть немного впереди своего противника – стало для меня истинным наслаждением.
Затем я
приступила к своим исследованиям в боксе.
Бокс называли
когда-то "сладкой наукой". Это выражение было придумано в 1813 году
британским спортивным обозревателем Пирсом Иганом. Он описывал боксеров тех
лет, как жестоких, но умных, стратегически мыслящих людей. А бывший абсолютный
чемпион мира в супертяжелом весе Леннокс Льюис сказал:
" В боксе,
как в шахматах: надо заново строить стратегию, чтобы уметь побеждать новых
противников. Каждый раз стратегию новую."
А Шугар Рей Робинсон
– другой великий чемпион, говорил немного иначе:
" Боксировать следует так, будто играешь на
скрипке…"
Отец
"научного" бокса " Даниэль Мендоза – уроженец сефардский общины,
стал первым чемпионом-евреем Великобритании, и оставался непобедимым три года:
с 1792 по 1975. В то время ни бинтов, ни
перчаток еще не существовало,
боксировали голыми кулаками. Но Даниэль Мендоза изобрел собственную стратегию,
чтобы побеждать противников выше и
тяжелее себя. Сам же был невысокого роста, а весил всего 60 килограмм. Его
метод включал в себя все основы бокса, действующие по сей день: нырки, отскоки,
защита локтями и апперкоты, глухой блокаж…
Его книга
"Искусство бокса" стала библией для многих поколений мастеров кулачного боя. Мало-помалу Мендоза
превратился в популярного тренера: давал публичные выступления, тренировки.
Устраивал соревнования в престижных местах. Таких, как театральные подмостки в
Лондоне, зрительных залах по всей Англии. Он стал национально гордостью
англичан. Был признал лучшим боксером и тренером. Изменил их образ-клише про
слабого, беззащитного еврея. Во всем королевстве люди мечтали увидеть его,
познакомиться – от высшей аристократии до простых горожан.
Мендоза далеко
не единственный еврейский боксер, который вырос и приобрел себе имя в Англии.
Мой дальний родственник мужа, например, носил в молодости кличку "Жирный
Моше", или же "Кокни-Коэн". Это был мелкий воришка. Боксу он
обучался у бандита по имени "Гарри-Ганеф", что означает на идише
"вор". А простонародье и все любители бокса дали им кличку
"братья Пушки-Коэн". Вы обхохочетесь, по иронии судьбы оба в конце
концов стали адъютантами генерал-майора Сунь -Ят- Сена в китайской народной
революционной армии.
Это всего лишь два примера, как еврейские мальчики
из бедных семей сумели через бокс подняться до больших высот. Дуализм сочетания
сил и умения. И это заинтриговало меня. Мне показалось, что я увидела это и в
личности Люксембурга Гершона. Он не
просто обучает людей боксу – как
"вырубить" любого одним ударом, нокаутировать. Он
учит уважению к себе и другим, любви к Израилю, независимо от происхождения
твоего, в любой ситуации – где ты находишься,
и где стоишь.
Гершон обронил
мне всего лишь несколько фраз:
" Я не жду и не требую, чтобы каждый из них стал
чемпионом по боксу. Я только хочу, чтобы они превратились в настоящих людей –
чемпионов жизни…"
И еще:
" Кто-то
из античных скульпторов говорил: я
только убираю с куска мрамора все лишнее,
и получается произведение искусства… Так и я: поднимаю камень с земли,
обтираю его, полирую долго – забочусь о нем. И вот в моих руках не камень уже, а кусок мрамора,
годящийся для скульптуры."
Гершон –
человек духовный. Большим сюрпризом было
узнать, что у него вышли в свет три книги. Но не о боксе, а поэтические
сборники.
Он удивительный человек, у него миссия в жизни. Он
зарабатывает деньги на обычной дневной работе, а вечером – несколько раз в
неделю – находится в тренировочном зале. За бокс не получает никакого
вознаграждения. Обучает всех, кто приходит к нему, и это дает ему огромное
удовлетворение.
Большей частью
приходит молодежь из неблагополучных семей. Под пристальным наблюдением Гершона
они развивают в себе лучшие качества: уверенность в поведении, уважение к миру
и окружающим. И все это – без криминала, без алкоголя, наркотиков…
Гершон и Эли –
воспитатели с большой буквы. Люди " ират шамаим" – верящие во
Всевышнего. Когда я шла в клуб, я мысленно сказала себе: не давать увиденному
моральных оценок. Особенно там, где мало что смыслю. Это был первый боксерский клуб в моей
жизни. Но то, что увидела - меня потрясло. Особенно "Молитва Боксера"
– лист пергамента в рамке и под стеклом,
написанный на иврите по всем правилам и традициям иудаизма. Молитва, обращенная к
Всевышнему с просьбой о мире – мире меж духом и телом. Цитаты из Торы, Пророков.
Подумала: какой
удивительный документ! Интересно, а как вообще принято с этим в боксерском
мире? И взялась за поиски, обнаружив нечто подобное в одном только месте – в
Ирландии, у епископа…
Содержание было
почти одинаковое. И было трогательно сознавать, что подобные вещи вообще
существуют в спорте, особенно в боксе.
Вот текст
"ирландской" молитвы:
" Я прошу у Бога не победу… Только смелость и мужество, чтобы быть
сильным. Не прошу у Бога наград, но чтобы бой был красивым – достойный бой двух
атлетов, когда зазвучит первый гонг".
Перевод с английского
Алекса Осипова,
Иерусалимский клуб бокса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий