Затмение Солнца
Яков ФРЕЙДИН
Из книги "Взгляд со стороны"
Моя любимая книжка в детстве была «Янки при Дворе Короля Артура»
Марка Твена. Особенно мне нравилось описанное там полное затмение
солнца, которое главный герой предсказал в самое подходящее время и
этим спас себе жизнь. «Надо же, — думал я, — как хитро Марк Твен всё
закрутил, хотя лишь в сказках такое редкое астрономическое явление
могло произойти в нужное время и в нужном месте». Не знаю,
уважаемый читатель, происходили ли с вами такие удивительные
совпадения, но затмение солнца однажды мне помогло. Благодаря ему я
получил первую в своей жизни работу. Произошло это так.
Я учился в девятом классе и совершенно самозабвенно увлекался кино.
Увлечение было серьёзным — я не просто по нескольку раз смотрел все
фильмы, что шли в кинотеатрах, но досконально штудировал книги по
кинотехнике, режиссуре, операторскому искусству, постройке
декораций, актёрскому мастерству, проглатывал книжки по оптике,
химии проявки плёнки, вообще изучал массу премудростей, связанных с
кино и театром. Стал в кино чем-то вроде профессионала-заочника.
Когда мне было 12 лет я разработал и построил свою примитивную
кинокамеру и снимал с ней разные эпизоды. Затем я стал участником
нескольких любительских киностудий, носился по городу с 16-мм
кинокамерой и снимал всё, что казалось мне интересным. Директор
школы, где я учился, подумал, что такую мою страсть неплохо бы
использовать. Он видимо решил, что в его школе есть какие-то
особенные киношные флюиды — за несколько лет до меня её закончил
впоследствии известный кинорежиссёр Глеб Панфилов, с сестрой
которого Майей я дружил. Может что-то такое там действительно
носилось в воздухе? Директор выбил в районом отделе образования
деньги, купил кинокамеру, проектор, плёнку и химикаты, затем
организовал школьную киностудию и назначил меня её руководителем.
По моим чертежам изготовили проявочные баки, сушильную машину,
монтажный стол и прочее необходимое оборудование. Каждый месяц я
выпускал киножурнал школьных новостей и крутил его в школе на
еженедельных сеансах.
Однажды, это был февраль 1961 года, в газетах и по радио объявили,
что в нашем городе будет полное затмение солнца. Разумеется, такое
событие я никак не мог пропустить — затмение должно было стать
главным сюжетом в моём очередном выпуске кино-новостей. В день
40
затмения уроки отменили и все школьники с закопчёнными стёклами в
руках собрались во дворе, а учитель физики Миневич даже изготовил
«камеру обскура», то есть ящик с маленькой дырочкой для
проектирования изображения солнца на стенку ящика. Во дворе школы
стояло недостроенное бомбоубежище — их в те годы массово сооружали
и в СССР и в Америке на случай атомной войны. Не знаю какие там
строили в Америке, но наше убежище было скорее декорацией для
отчёта начальству, чем реальной защитой. Я залез на крышу этого
хилого строения чтобы быть поближе к солнцу, водрузил кинокамеру на
треногу, установил на ней самый длиннофокусный объектив, что был в
нашей студии, и закрыл его специальным тёмным фильтром. Всё было
готово, но похоже что без толку — небо затянули плотные тучи и
никакого солнца видно не было. Не то что снять на плёнку, но даже
увидеть затмение было нереально. В небе загудели самолёты. Как потом
писали в газете, с них распыляли йодистое серебро, которое должно
было вызвать снегопад и тем рассеять облака чтобы хоть слегка
прояснить небо. Действительно, вскоре пошёл лёгкий снежок, облака
стали тоньше и через них с трудом можно было разглядеть очертание
солнечного диска.
Точно в ожидаемое время стало смеркаться. Солнце, как ему и положено
во время затмения, невзирая на облака пряталось за луной, но мы могли
этого рассмотреть только с большой долей воображения. Вскоре стало
совсем сумрачно, подул сильный ветер, облака сгустились ещё сильнее,
но через пару минут опять посветлело и вернулся серый зимний день.
Закопченные стёкла и «камера обскура» не пригодились — ничего не
было видно, и мы все были немало огорчены. Я пытался снимать хотя бы
облака, но что толку? Директор школы Козлов подошёл к убежищу на
котором я стоял у треноги с камерой и задрав голову спросил: «Ну что,
ничего не вышло?». Я не хотел его расстраивать, а потому изобразил
задумчивый вид и сказал, что пока судить рано, проявим плёнку, а там
будет ясно.
Что было делать? Мне ужасно не хотелось огорчать ни директора, ни
моих школьных приятелей. Тогда я решился на маленькой обман — если
затмение не удалось посмотреть живьём, хорошо бы его увидеть хоть на
экране. Кино — это искусство и я решил что коли не вышло
естественного затмения солнца, надо его сделать искусственно. Настало
время применить на практике мои познания в комбинированных
съёмках, или как сейчас говорят «специальных эффектах». Я принёс
камеру домой и стал сооружать устройство для съёмки моего
41
искусственного затмения. В куске картона я вырезал круглую дырку и
заклеил её белой бумагой – это будет «солнце». Также из картона
вырезал круглый диск – это будет моя «луна». Перед «солнцем» я
разложил на металлическом подносе несколько дымящихся папирос –
дым должен изображать облака. Позади «солнца» я установил
настольную лампу, на объектив камеры надел слегка замутнённый
вазелином светофильтр, включил камеру и стал медленно закрывать
«луной» дырку в картоне. На вид было красиво, но как выйдет на
плёнке? Снял с разными вариациями наверное с десяток дублей.
Провозился я целую ночь, утром унёс заснятую плёнку в школу и после
уроков её проявил. Когда зарядил моё «затмение» в кинопроектор, был
сам поражён тому, как реалистично всё вышло: сквозь лёгкие «тучи»
был чётко виден большой диск солнца, луна медленно на него
наползала, а когда перекрыла полностью, появилась даже сияющая
солнечная «корона» — замутнённый вазелином светофильтр сделал своё
дело. Я эти кадры смонтировал вместе с другими, что снял во дворе
школы, и получился очень эффектный сюжет. Показал его изумлённому
директору школы и он сказал:
— Это просто невероятно, как ты это сумел снять! Вот какую мы купили
тебе чудесную кинокамеру. Я сделаю вот что — сейчас же позвоню на
телецентр и расскажу им про то, что тебе удалось снять. Может их это
заинтересует. Уверен, что у них так не получилось.
Козлов действительно позвонил на телецентр и его связали с главным
редактором новостей Леонидом Коганом. Тот сказал, что его
кинооператоры пытались снять затмение, но из-за облаков у них ничего
не получилось, поэтому он не верит что какой-то школьник-любитель
смог снять то, что не смогли профессионалы. Тем не менее он обещал,
что выпишет для меня пропуск и взглянет на мои кадры. Я сразу же
поехал не телецентр и пришёл в редакцию новостей. Журналисты на
меня смотрели с ухмылкой и полным недоверием, но когда зарядили мою
плёнку в проектор и увидели на экране полное солнечное затмение, все
были почти в шоке. Редактор сказал, что сейчас же покажет эти кадры
студийным кинооператорам — интересно, что они скажут. Как же это так
— у них при самой совершенной кинотехнике ничего не вышло, а 15-
летний пацан смог чётко снять любительской камерой затмение солнца
несмотря на затянутое облаками небо!
Через четверть часа в маленьком просмотровом зале набилось человек
двадцать. Мой минутный ролик прокрутили три раза. Обескураженные
профессионалы ничего не могли понять и стали у меня выпытывать, как
42
мне это удалось снять через облака — про комбинированную съёмку
никто и не думал. Телевизионным операторам такое просто не могло
прийти в голову. Поскольку кинотехнику я знал явно лучше их всех, а
физику они, полагаю, не знали совсем, я им довольно ловко заморочил
голову. Моё объяснение было, что я всё снял в длинноволновом спектре,
а инфракрасные лучи солнца свободно проходят через облака (что по
правде говоря, не совсем так). Короче говоря, я смог всех убедить в
реальности затмения и моём операторском мастерстве.
Должен признаться, что поначалу у меня были угрызения совести — я
чувствовал, что симуляция новостей, или как ныне говорят «fake news”,
дело нечестное и нарушает журналистскую этику. Но потом подумал, что
в СССР вообще почти все «новости» были фальшивыми. По сравнению с
ними моё искусственное солнечное затмение это вполне невинный
розыгрыш и огорчаться по такому пустяковому поводу не следует.
После демонстрации на телецентре, тем же вечером моё затмение было
показано в вечерних новостях, а на следующий день редактор Лёня
Коган позвонил мне домой и сказал, что они мне выписали авторский
гонорар в 10 рублей, а так же спросил, не хотел бы я у них работать
нештатным кино-корреспондентом? Разумеется, я с радостью согласился
и после этого много лет снимал для ТВ разные репортажи. Вот так, ещё
будучи школьником благодаря затмению солнца у меня появились
первые заработки. Я снимал по 3-4 репортажа в месяц и за каждый мне
платили 10 рублей (в те далёкие годы это были реальные деньги) —
совсем неплохой приработок сначала для школьника, а потом для
студента.
Много лет спустя один мой дальний родственник, который в те же годы
работал не телецентре звукорежиссёром, поехал из Америки в гости в
Россию и пошёл на свою старую работу. Там он застал уже сильно
пожилых студийных кинооператоров, которые через 30 лет всё ещё
вспоминали снятые школьником поразительные кадры полного
солнечного затмения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий