Лет сорок назад попал на одну веселую вечеринку и увидел там девицу небесной красоты. Глаз невозможно было отвести, но рядом сидел один мерзкий, циничный тип. Он, гад, и «испортил песню», нашептав мне на ухо: «Если бы ты знал, что творится в желудке у этой дуры, ты бы так на нее не пялился».
У циника была своя правда. В желудке у девицы не было ничего привлекательного, но затем и спрятан этот орган от глаз наших, чтобы не видеть то, что видеть не положено. Тут еще и воображение примешивается и мы, невольно, начинаем путать подлинное с мнимым. Ох, прав был царь Соломон: «Умножая знания, умножаешь скорбь». А когда умножаешь их, знания эти, на «голом месте» и по всякому случаю, рискуешь и вовсе остаться наедине с удавкой на шее.
Историю с желудком красавицы я вспомнил, прочитав отклик умного и информированного читателя, на мою статью «Тайна Бабьего Яра». Отклик, как это бывает в Интернете, подписан символом Олух. Так читатель с грустной иронией, надо думать, назвал сам себя. Привожу вторую половину его заметки. В первой «Олух» рассказывает о своем достаточно близком знакомстве с поэтом Евгением Евтушенко:
«С евреями у него всегда были весьма непростые отношения. Мне кажется, что он был латентный антисемит, хотя этого никогда не показывал. И его «Бабий яр» в то время выглядел, как провокация. Не следует забывать его тесные отношения с Бобковым (заведовал идеологией на Лубянке). Судя по всему Женя был официальный «диссидент», но косил под самостоятельного. Он ужасно не любил и боялся заводить какие-либо разговоры о Г.Б., но иногда у него у самого проскальзывало кое-что на уровне излишней, специфичной информированности. Он оправдывал связи с людьми Г.Б. (всегда абстрактными, сам он ни-ни!) тем, что так у человека есть возможность заступиться за людей, которые так или иначе попадают под пресс Г.Б.. И что характерно, он действительно помог некоторым людям. Я думаю, хотя он об этом никогда не признавался, что «Бабий яр» ему заказали на Лубянке или в ЦК для того, чтобы показать Западу, что в Стране Советов нет антисемитизма. … Сам Женя никогда не говорил об этом, но я думаю, что вовсе не стыд двигал Евтушенко, когда он писал и «Бабий Яр» и «Братскую ГЭС». Скорее всего, он отрабатывал свои ордена, премии и дачу в Переделкино…. Хотя талант у него не отнять».
Вот такой разоблачительный отклик, исследующий «желудок» поэта Евтушенко. Он не направлен в мой адрес, а анонимно, повторю это, опубликован в Интернете, потому и счел возможным частично воспроизвести его здесь.
В молодости, когда кажется, что почти бессмертен и ты готов на бунт, на революцию, на поиски новых путей в искусстве вовсе не потому, что торопишься забраться на пьедестал, а так как надеешься, что ты лично, своими силами, успеешь еще при жизни исправить этот весьма несовершенный мир.
С годами начинаешь понимать, что мир этот, каким он был до твоего рождения, таким и останется после твоего ухода. Может быть, и по этой причине я не большой любитель «рентгенологических» разборок на «культурном фронте». Возможно, Евгений Александрович Евтушенко и играл в разные игры с органами, но доносов, насколько мне известно, ни на кого не писал и не травил инакомыслящих полонием во время заграничных поездок.
Знался с генералом Филиппом Бобковым (куратором пятого, идеологического отдела КГБ). Ну и что? Исаак Бабель с самим Ежовым якшался. Кстати, нынешние коммунисты обвиняют Бобкова чуть ли не в развале Советской империи, и в службе на олигархов, что, кстати, чистая правда.
И не думаю, что «Бабий яр» написан по заказу начальства, так как в нем¸ как раз, и содержится разоблачение государственной юдофобии в СССР. Да и потом не стал бы большой и честный художник Дмитрий Шостакович писать свою Тринадцатую симфонию-ораторию на текст «Бабьего яра», если бы у него возникла хоть тень подозрения, что Евтушенко провокатор. Здесь моего уважаемого оппонента явно заносит не туда. Гораздо интересней, как мне кажется, разобраться, почему Евгений Александрович пошел на игры с тоталитарной властью?
Причин на такой поступок, как обычно, может быть много, но я бы остановился на самой существенной. Пушкину Александру хватило гения, чтобы царедворцем не быть, а вот Жуковскому не хватило. Иосифу Бродскому, к примеру, с лихвой достало таланта, чтобы жить в своем личном государстве и по своим персональным законам. Евгению Евтушенко досталось от природы чуть менее. Чем он мог, при своих амбициях и запросах, держать оборону при натиске власти?
Вот почему Александра Сергеевича не заподозрить в том, что он служил в ведомстве Бенкендорфа, несмотря на такие проколы, как верноподданнические стихи «Клеветникам России». А вот о Василии Андреевиче этого не скажешь. То же и с таким замечательным поэтом, как Евтушенко. Ну, не смог он заткнуть уши при песнях сатаны – сил духовных не хватило. Однако, повторю это, доносчиком и палачом Евгений Александрович не был. Даже сумел помочь кое-кому, в чем и признался мой критик. В общем, сумел поэт сохранить равновесие на краю пропасти. Иначе, давно бы съели его с кашей разного рода завистники.
Пройдет беспощадное, все стирающее время, что останется от имени поэта Евтушенко? Думаю, не его игры с властью и не тяга к финансовому благополучию, а десяток стихов и эти строчки, наполненные страстью и болью: «Над Бабьим Яром памятника нет. Крутой обрыв – гранитное надгробье…» И это не так уж мало.
Так что будем осторожны в спорах на «фронте культурном». Вот политика – совсем другое дело. Здесь не до пасов политкорректности. Живем мы в стране, сражающейся за свое выживание, за нами стоит будущее наших детей и внуков, потому и на удар каждый порядочный и разумный человек должен отвечать ударом, делая все возможное, чтобы не даровать победу врагам внешним и внутренним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий