Борис Гулько | Тысячелетие врозь и вместе. Часть первая
Судьба евреев решительно разнится от судьбы других народов. Народы смертны. Как и люди: взрослеют, расцветают, угасают. Максимальный век их – тысячелетие, запредельно – полтора.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Исключение – евреи. Возраст наш, если считать от рождения нашего патриарха Авраама – более 38 столетий. Единое еврейское царство Давида и Шломо распалось на два в 930 году до нашей эры. 10 колен Израиля, населявших северное царство, были уведены в изгнание ассирийским царём Саргоном II в 732–722 годах до н. э. и потерялись в бескрайних просторах Азии.
Евреи южного царства – Иудеи, были крепче связаны с традицией. На их территории находился Иерусалим, и в его Храме происходило ежедневное Богослужение.
В 597 году до н.э. Иудею завоевал император Вавилона Навуходоносор. Он угнал в вавилонский плен основную часть её евреев. Там они в 539 году до н. э., не сделав шага, превратились из вавилонских евреев в персидских. В тот год Персия овладела Вавилоном.
Царь персов Кореш II разрешил евреям вернуться домой и вновь отстроить Иерусалимский Храм. С вернувшимися евреями связана богатая история: восстание Маккавеев, Иудейская война против Рима, разрушение Храма, восстание Бар-Кохбы, рассеяние, возникновение диаспор в Италии, в Северной Африке, на Иберийском полуострове.
Крупнейший писатель Руси ХХ века полурусский-полуукраинец Александр Солженицын написал книгу «Двести лет вместе», призванную «объёмно и равновесно, обоесторонне» осветить «калёный клин» русско-еврейских отношений последних 200 лет (к моменту написания книги). Мы значительно дольше этого времени и значительно раньше появления русских связаны с землёй, за которую ныне, почти уже 3 года, бьются в кровопролитной войне русские с украинцами. Со времени публикации книги Солженицына евреи в основном даже успели их землю покинуть.
Знаком влияния персидских евреев на народы, населявшие юг Европы, стало возникновение там тюркоязычных иудеев. В Крыму это были караимы – последователи иудейской секты, возникшей в Вавилоне, и крымчаки. Крупным народом, принявшим иудаизм, были хазары, заселявшие значительные территории низовий Волги до, возможно, Причерноморья. У разных народов Хазарским назывались Чёрное, Азовское и Каспийское моря.
Крупным исследователем истории хазар был Лев Гумилёв. Он территорией Хазарии считал низовья Волги. И концом Хазарии ему представлялся подъём воды в Каспии, затопивший эти низовья. Из-за этого хазары, по мнению Гумилёва, растворились среди окружавших народов, утратили иудаизм и приняли верования этих народов.
Другая версия истории хазар кажется интересной президенту России Путину. Он доверяет теории, что хазары послужили началом российских евреев. Это не подтверждено, однако, генетикой. Иудеи разных стран и континентов, кроме разве эфиопских, имеют сходную генетику. Я встречал и крымчаков, и караимов, исповедующих иудаизм, но не слышал о конкретных нынешних евреях, ведущих свой род от хазар.
Доводам к принятию иудаизма хазарским царём посвящена одна из наиболее значительных книг иудаизма «Кузари», написанная Иегудой га-Леви в Испании около 1140 года. Возникновение этой книги показывает духовную связь двух ветвей евреев – восточной и западной.
Видный историк рабби Вайн предложил две теории возникновения евреев-ашкеназов, (Ашкеназом в средние века евреи называли германские земли): движение евреев из Италии на север, и поиски персидскими евреями, поднимавшимися по Днепру, торговых путей в Европу. Отсюда версия основания Киева евреями как торгового и перевалочного центра. И объяснение места первого известного еврейского погрома на Руси – в Киеве в 1113 году.
Еврейская община в Новгороде возникла, вероятно, раньше киевской. В одно время воеводой там был еврей Добрыня – прототип былинного богатыря, он же брат Малуши – ключницы и наложницы киевского князя Святослава. Сын Малуши и Святослава князь Владимир, воспитанник Добрыни, в 988 году крестил Русь. Политическая привлекательность для князя религии супердержавы Византии перед религией разгромленной Иудеи была очевидна. Житие Владимира в летописях списано с истории царя Соломона: сотни жён и наложниц. Но библейских книг как «Экклезиаст», «Песня песней» или «Притчи», как у Соломона, за Крестителем Руси не значится.
К 1242 году установилась зависимость Руси от Золотой орды. Самый популярный святой Руси Александр Невский, выбирая между связью с Европой – союз ему предлагал в 1248 году Римский папа Иннокентий IV, и с Золотой ордой, выбрал орду.
Ко времени упадка орды стал формироваться этнос великороссов – результат смешения восточных славян, северных народов – варягов, и татар. К 1462 году произошло объединение российского государства с центром Москвой под правлением великого князя Ивана III, в некоторых документах именуемого царём. В годы его правления, как описывает Солженицын, Русь, казалось, превращалась в иудейскую страну. Иудаизм приняла верхушка государства: митрополит Зосима, «всесильный дьяк» (как бы министр иностранных дел) Фёдор Курицын, «венчаный на царство» внук Ивана III Дмитрий, его мать Елена – вдова сына Ивана III.
Неожиданно всё развернулось в обратную сторону, а в царствование Ивана Грозного, внука Ивана III, евреям под страхом смерти вообще запретили жить в России. Страна стала безоговорочно православной. Это стало завершением кристаллизации русского этноса.
Полностью закрыть огромную страну для евреев было мудрено. Служивший у Ивана III Мордка (Мордехай) Курбат, по прозвищу Нарыш, выкрестившийся крымский караим был родоначальником и прапрадедом Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Пётр приоткрыл евреям страну, но его дочь «весёлая царица» Елизавета восстановила запрет Ивана Грозного на пребывание евреев в России. Все вопросы отпали при правлении Екатерины Великой. Три раздела Польши в последней трети 18 века включили в состав Российской империи части поверженной страны с обильным еврейским населением. Екатерина, опасаясь, что энергичные евреи сильно потеснят её славянских подданных, установила черту оседлости, за которой евреям жить не позволялось. И сочла почему-то славянское слово «жид», происходящее, вероятно, от слова «иудей», обидным. Она повелела впредь называть своих новых подданных евреями. Советские евреи в мои времена приняли к сердцу мнение императрицы и ужасно обижались, когда их называли по-старому «жидами».
Как политическая сила евреи проявились в своей новой стране во время войны России с Наполеоном. По мнению наиболее авторитетного лидера евреев той поры Альте Ребе, создателя хасидизма Хабад, евреям была желательнее власть православного русского царя, нежели вождя нерелигиозной Франции. Евреи по поручению Альте Ребе шпионили за французами и всячески помогали русскому царю. Поляки, видевшие свою надежду на свободу от России только в победе Наполеона, как пишет рабби Вайн, затаили тяжёлую обиду на евреев за их роль в той войне.
После победы царь Александр I выразил евреям признательность за помощь. В целом евреи, адаптируясь к бытию в России, были более-менее удовлетворены им. Царь Александр II облегчил для евреев ограничения черты оседлости, хотя полностью не отменил её.
Разрушила структуру российской жизни другая его реформа: отмена крепостного права 1861 года. Обретя свободу, народ с превеликим энтузиазмом принялся использовать её во зло. Возникли революционные террористические организации. Россию захлестнул экстремизм. Царя убили с 10-й попытки. В стране стали обыденными кровавые еврейские погромы. Бывшие рабы зачастую запредельно жестоки.
Для евреев дело ухудшил антисемитизм последних двух русских царей. Как реакция на эти бедствия среди евреев возникли три идейных течения: эмиграция, в основном в Америку; сионизм; разные формы социализма, включая революционный.
К тому времени евреи вжились в русскую культуру и начали воспринимать её как свою. Братья Николай и Антон Рубинштейны основали консерватории: первый – в Москве, второй – в Петербурге. Один учитель музыки в Одессе – Пейсах Столярский – обильно обеспечил гениями скрипичного искусства две будущие супердержавы. Левитан стал величайшим пейзажистом России; Шагал, Сутин – великими модернистами, правда, во Франции. Евреи составляли круг Льва Толстого, и когда идеи графа уже забылись на его родине, общины толстовцев были заметны в Израиле. Я не уверен, что их нет здесь и сейчас.
Поражение России в японской войне 1904–05 годов стало знаком её скорого угасания. Продолжал цвести государственный антисемитизм вроде покрываемых властью погромов, распространения фальшивки российских спецслужб «Протоколы сионских мудрецов», «дела Бейлиса» 1913 года. Запредельного уровня достиг терроризм. По исследованию профессора Бостонского (BU) и Бар-Иланского университетов Анны Гейфман, с начала 20 века по 1914 год в терактах в России были убиты не менее 17 тыс. человек. Самый значимый из этих терактов – убийство в 1911 году с 10 попытки премьер-министра России Петра Столыпина, полагают, лучшего главу правительства страны в истории.
Похоже, все слои российского общества стремились к завершению истории страны. И она завершилась – октябрьским переворотом 1917 года.
Продолжение следует.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Борис Гулько, родился в Германии в 1947 году, жил в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий